Каникулы длиною в жизнь

   —Валюха, на речку пойдем? - над забором показалась белобрысая Любашкина голова.
—А когда? - помялась я нерешительно: на кухне меня ждала гора немытой посуды.
—Да прямо сейчас. Пошли! - Люба нетерпеливо мотнула выгоревшей на солнце чёлкой.
—А ещё кто идёт?
—Юрка мой. И Ольга огородняя.
Огородняя— это не фамилия. Это Любина соседка по огороду. Забора между ними не было, вот и ходила она на нашу улицу через огород. Ольга была постарше нас, но неизменно ходила с нами, куда бы мы ни шли— на речку, в сосновый бор или в ларёк за мороженым.
Я и сама всегда была за "любой кипеш", сидеть в четырёх стенах- это не моё.
  Заводилой в нашей компании была, конечно же, Люба, или Любаша, как звали её все на нашей улице, и взрослые, и дети. Любаша лихо гоняла на видавшем виды велосипеде, так, что только крепкие загорелые икры мелькали, да развевался по ветру светло-русый хвост. А ещё она отлично ныряла и легко переплывала нашу речку-лягушатник. Всегда у неё всё получалось, за что бы она ни взялась. Правда, прошлым летом у неё случился прокол. Взяв у Юрки новенький гироскутер, подаренный на день рождения, Любаша проехала на нём ровно два метра. На третьем она потеряла равновесие и грохнулась так, что сломала руку. Остаток лета моя отчаянная соседка проходила в гипсе, забыв и про велосипед, и про речку. Но от этого авторитет нашей атаманши нисколько не пострадал. Наоборот! Что касается спортивных достижений, я во многом хотела походить на Любашу.
  Махнув рукой на недомытую посуду, я в две минуты натянула купальник, майку и шорты и захлопнула калитку. Неразлучная троица—Люба с Юркой и Ольга ждали у двора. В конце улицы к нам присоединилась Томка, медлительная и хитроватая толстушка, которая всегда всё слышала и всё про всех знала. Похоже, и в этот раз она была в курсе— купальник, тёмные очки и панамка уже были на ней.
До речки идти минут пятнадцать бодрым шагом, но мы шли не спеша, болтая о всякой всячине— торопиться нам некуда. Жаркое июльское солнце заставляло нас прятаться в тени заборов и деревьев, беспечно просунувших ветки на улицу. Яблоки и абрикосы были ещё зелёными, а вот вишни уже созрели и спелой тяжестью клонились к земле.
  Юрка первый сорвал горсть ягод и сунул в рот.
—Как будто своих нет,- хмыкнула Любаша и тоже дёрнула за ветку.
—Сладкие!
Ну а мы что, не люди? У всех у нас в садах рос полный набор для компота, но известно же, что чужое вкуснее. Так и шли всю дорогу, то вишенку кинув в рот, то щипнув малинку через штакетник.
  А у последнего дома нас задержал тутовник, или шелковица по-другому. Раз за двором— значит, ничьё! Так же рассуждали и те, кто "обносил" щедрое дерево до нас. Все ягоды внизу были оборваны. Но Юрка влез на шелковицу и пригнул для нас пару веток. Вскоре и губы, и пальцы наши стали чернильно-фиолетовыми, но это никого не заботило.
  Осталось совсем немного - пройти  небольшую пустошь, заросшую жёсткой травой, спуститься с пригорка и вот она, речка.
Мы прибавили шаг, на ходу сбрасывая обувь и стягивая через голову майки.
Первым влетел в воду Юрка, подняв целую тучу брызг. Я удивилась , как этот крупный и слегка полноватый мальчишка ловко плавал и нырял, словно большая белая рыба. Парень совсем недавно приехал к бабушке из столицы и ещё не успел загореть.
  Любаша уже рядом. Она всегда рядом. Да и плавает не хуже. Вон они уже рванули наперегонки!
Следом и Ольга с Томкой осторожно спустились к воде, хватаясь руками за прибрежные кусты.
  А я ложусь спиной на траву и блаженно вытягиваю усталые ноги. Земля тёплая, прогретая за день. Закидываю руки за голову и, прищурясь, смотрю в высокое белёсое небо... Хорошо! Так бы и лежала, вдыхая аромат полыни и слушая далёкое кряканье утки в камышах.
  —Ты что, сюда вылёживаться пришла? - это Ольга подкралась незаметно и брызнула на меня водой из ладошек.
Плаваю я очень плохо, поэтому барахтаюсь у берега: десять метров туда, десять обратно. И поминутно проверяю пальцами дно. Вот если бы Володька с нами пошёл, я была бы смелее. Он всегда держится рядом и не упускает меня из виду. Не пошёл. Вроде и делом занят - камеру клеит, а досадно.
А водичка тёплая - тёплая, вылезать неохота. И вдруг на пригорке сверкнула ярко-красная велосипедная рама— вот он! Явился. Бронзовый от загара, улыбчивый и ловкий.
—Смотрите, кто приехал! Валюха, за тобой транспорт, - хихикали подружки. Ну да, за мной. Я обрадованно улыбаюсь:
—Починил?
-Починил.
—Видели, видели мы вчера, как ты рассекала на этом велике взад-вперёд по улице, - Томка явно подсмеивается. И как она увидела? Было почти темно, и до её двора я точно не доезжала. Тормозила заранее, спрыгивала на землю и разворачивала велосипед. Рама была высока, педали я подставляла под ноги, чтобы удобнее оттолкнуться, но не упала ни разу, честно. Хотя Володька поддерживал и меня, и велосипед только первые три раза. Мне не хотелось, чтобы соседи видели, пока не научусь как следует. Ну, а теперь из-за Томки все знают...
—А мы уже накупались и хотели идти обратно,- вру я, не моргнув глазом.
—Ну, теперь придётся меня подождать, - Володька уходит под воду, как большой бронзовый дельфин. Или морж.
  Мы ждём.
Я смотрю, как он в несколько мощных гребков переплывает речку, как надолго исчезает под водой, заставив тревожно ёкнуть в груди, как смешит моих подружек, пытаясь поймать в камышах дикую утку. Кадр за кадром откладывается в моей памяти этот обычный летний день.
Обратно идём другой дачной улицей, в прилипших к телу мокрых майках, босиком топаем по мягкой грунтовой дороге. Вишни здесь такие же сладкие, такие же мальвы растут в палисадниках, и редкие собачонки тявкают нам вслед из-за потемневших дощатых заборов. Торопиться нам некуда —ведь впереди бесконечно длинные каникулы.
Разбредаемся поочередно: сначала Томка протискивается в свою калитку, затем Любаша с Юриком сверачивают к себе и "огородняя" следом.
—Ба, я голодный, как волк! - тут же раздаётся из-за забора голос мальчишки.
—Сейчас согрею ужин, - добродушно-ворчливо отвечает Любаша.
А я несусь к своей даче, где из-за двери слышится трезвон телефона.
—Мам, ну наконец-то! - голос дочери встревожен и готов сорваться на крик. - Ни ты, ни папа не берёте трубку! Я уже не знала, что подумать.
—Да мы на речку ходили, а телефон не взяли, - виновато оправдываюсь я.
—Ну как же так! В вашем возрасте нельзя быть такими беспечными! Я же волнуюсь,- не унимается дочь.
—Да какой наш возраст?- Володька  забирает у меня трубку и принимает огонь на себя,- Мы же душой молодые! - и подмигивает мне из-под клочкастых седых бровей.
—Бабушка тут знаете как гоняла вчера на велосипеде, любо-дорого посмотреть! - муж  выдаёт меня  с головой.
— Мама, ты забыла о больной коленке? - строго отчитывает меня взрослая дочь на другом конце страны.
Забыла... А я и вправду забыла!
А из трубки уже раздаётся звонкий голосок внучки:
—Бабуль, ты правда научилась на велосипеде? Вот здорово! Когда я приеду на следующие каникулы, будем вместе кататься?
—Будем...Приезжай...Правда!
—А у вас с дедой тоже будут каникулы?
—Будут,- я улыбаюсь в трубку радостной внучке и сменившей гнев на милость дочери.
У нас с дедушкой теперь всегда каникулы.
Каникулы длиною в жизнь.


Рецензии