о дружбе

Удивительно. Я - человек, серьезно прокаченный в психологии, попадала в созависимые отношения - именно с подругами. Моя вежливость и деликатность странно миксуется с некоторой эмоциональной недоступностью и припрятанным критическим мышлением: я все вижу ясно, но терплю наглости - все равно какое-то время. Спускаю на оптимизме. Великодушии, снисходительности. Потом еще даю шансы.
Вместо того, чтоб расставить все по местам.
Это почему-то характеризует меня не как человека доброго и достойного, а как ведомого, нуждающегося в руководстве. Хотя в действительности я мыслю и действую очень независимо, а моя временная вежливая уступчивость - создает мне совершенно искаженную репутацию.
И когда я начинаю говорить накопившуюся правду, происходит эффект замлетрясения.

"Для чего тебе друзья?" - однажды спросила я подругу после 8 лет дружбы, - "Доминировать и унижать, как завещали твои кумиры в "шуточной" кричалке?".
Мы познакомились в 1й день моего переезда, 1 день пожив на съемной квартире у старой закалки бабуси, измерявшей туалетную бумагу линейкой, от которой я скоренько убежала... 19-летняя решительная смелая скромная студентка Ольга, продавец пылесосов Кирби (ну которые ходили по домам), прожила там несколько лет - до меня и ещё с год после. Мы сошлись на футболе как общем интересе, и за несколько лет девчачей дружбы с концертами, матчами, магазинами, шуточками, карьерами и прочим - обогатили друг друга (ментально) совершенно ощутимо. Много говорили о сложном, спорили ради Истины. Каждая из нас приносила в общение свежие идеи. Она тянулась ко мне как к бооольшому оригиналу старше на 10 лет, с опытом серьезной работы, и очень старалась делиться своим жизненным опытом, стать авторитетом. Вклад был ценен обоюдно, а отношения - лайтовы.
Потом что-то поломалось. То ли ее карьера руководителя форматнула привычного и понятного мне человека, то ли хорошо усвоенные ею современные маркетинговые схемы, низлагающие любого человека до формул полезности, то ли просто "выросла" и "заматерела", то ли вырвались наружу скрытые предрасположенности.
Я всегда ожидала, что она многого добьется, но в какой-то момент воспротивилась ее слишком активной ведущей роли, категоричности, недобрым хитростям-намекам и нарушаемым ею границам. Разошлись мы плохо, и странным образом эта история стала для меня очень поучительным опытом. Не сам человек, как она хотела, а именно отказ от общения с ней.
 Именно на этом примере я поняла, зачем мне дружба и кто такой МОЙ друг.

Мне окружение нужно, чтобы:
1. Хорошо проводить время, скидывая напряжение жизни, расширяя границы. Доверяя, находя общее. Регулярно, но не чтоб "жить друг другом".
2. Учиться друг у друга или развиваться совместно в общем направлении. Не дублируя друг друга, выборочно и добровольно. С правом личного выбора.
3. Оказывать поддержку!!!! Строить совместные или личные планы, находить живительные слова, проговаривать надежды и помогать друг другу искать пути к ним. Рассчитывая друг на друга - но в одобрении и подбадривании на словах, а не в физической помощи.
4. Обмениваться мнениями и аргументами (и даже спорить!) не уязвляя, уважая друг друга и контрастности мнений. С возможностью вовремя выйти из критического несогласия.

И у меня был такой человек. Который видел во мне лучшее и не искал, не провоцировал худшего. 19-летняя Ольга - чистый неиспорченный великодушный светлый человечек. Со своим видением, с которым мы берегли частности и мнения друг друга.
Потом подменился требовательным, саркастичным, критичным.

Возможно, со временем и всепроникновнием в разные сферы жизни разрушаются личные границы людей? Хотя так бывает не у всех!
Или просто склонность к абъюзу, контролю, манипуляциям и нарциссическим формулам - внедрению и подтачиванию жизни другого, противопоставлению своего ЭГО - чужим интересам и эмоциям - выявляется не сразу, а когда наступит определенная степень доверия и привязанности?

Зато я точно поняла:
Мне не нужны:
- Соревнователи, для доказывания "кто лучше". Сравнение с собой или другими - сюда же.
- Чтоб жалобы и нытьё, осуждение всех затмевало хорошее и надежды.
- Управители и воспитатели.
- Токсики, которым становится лучше когда мне неприятно, когда в этом они ощущают какую-то победу...
- Завистники и осуждатели.
- Те, кто утаивают правду, касающуюся тебя или мнений о тебе, утрачивают и убивают доверие, хитрят и лицемерят.
Центр всего этого - сравнение, соперничество, конкуренция. Одни вовлекаются в это сами, другие - провоцируют сталкивают окружающих, оставаясь в стороне или "призом"... Может, кого-то и подстегивает такая дружба на свершения, но я ищу во взаимоотношениях изначально другого: улучшения своего (и не только!) эмоционального состояния через тепло и общность, поддержку, сложение и взаимодополнение разных качеств и задатков.

Так что отказываюсь от вышеперечисленных без сожалений.

Если же человек ценит меня:
мою индивидуальность,
мой потенциал,
всё что мы прошли вместе и ещё можем...
Уважает мое личное пространство - побыть одной, принять свои непопулярные, может даже непонятные решения,
Стимулирует во мне проявления доброты, разумности, сильных и мудрых качеств,
    то велком.

Если по жизни использует, дрессирует, самоутверждается и паразитирует, насаждает свои правила, может грубить, склонен винить в разладе только окружающих - блок.

Ничего уже не надо выяснять. Токсичность - это биохимические нарушения мозга самого токсика, причины которых он всегда будет искать во вне.

Мне это зачем?
Я отказываюсь от любой виноватости или подчиненных структур: каждый сам в ответе за своё настроение и события. Нужно уметь вовремя остановиться. Иногда даже удалиться на время, чтоб не удалять навсегда.

Если нам нечего больше дать друг другу хорошего, то спасибо за пройденное.

Если есть потенциал будущего, то обиды нужно оставить позади, накрепко! и возможно, проговорить новые общие правила.

В любом случае, на вопрос: какой мне нужен друг?
я отвечу: легкий! С которым можно "летать" - на крыльях планов и надежд, или на самокатах по улицам - не важно. Но не тот, кто станет что-то утяжелать.


Рецензии