Глава 2 книги С любовью о Кубе

Начало положено в 61 году.
Дореволюционная Куба. Грамотных людей в стране было крайне мало. Зато детей, работающих прислугой за тарелку риса в день, было удивительно много. Им сейчас больше сорока, они умеют читать и писать, хотя, в основном, образование у них только начальное. Они последние из тех несчастных детей, которые не имели возможности учиться и жить в соответствии со своими желаниями и способностями.
Революция изменила такое положение. Построить коммунизм с неграмотными невозможно. Нужны люди знающие, умеющие, идеологически подкованные. Нужны такие люди, которых не собьет с пути никакая буржуазная пропаганда.
1961 год называют на Кубе годом ликвидации неграмотности. В этом году сотни людей, имеющих какой-либо багаж знаний, отправились в далекие кубинские провинции – ликвидировать неграмотность. Постоянными их спутниками были керосиновые лампы («фароль»), так как в ту пору еще не везде был электрический свет. Банды контрреволюционеров всячески стремились помешать проведению этой кампании. Многие носители знаний были зверски убиты и замучены, но на смену им приходили другие. И сейчас в стране нет неграмотных. Куба – единственная страна в Америке, где все умеют читать и писать.
Путь, пройденный Кубой, во многом повторил народ Никарагуа. На одном из интернациональных вечеров в Москве мне довелось послушать рассказ одного студента из Никарагуа, который рассказывал о трагических буднях своей страны, в частности, о борьбе с неграмотностью. Он говорил о том. что принимал участие в этой кампании, но в его провинции работать было менее опасно, только два его товарища погибли… Невольно пришлось задуматься над тем, какой же героизм надо проявить для того, чтобы учиться и учиться!
Кубинские дети знают, что их отцы и деды были лишены образования, сознают свой долг – учиться и за себя и за них. Еще лет 10-15 назад в стране не хватало учителей, и тогда ученики старших классов вели уроки в младшей школе. Сейчас кубинские учителя работают и в других странах (например, в Анголе). Их отличает высокий уровень профессиональной подготовки.
Как в целом выглядит структура народного образования на Кубе?
          Дети начинают посещать школу в пять лет. С первого по седьмой класс они учатся в начальной школе – школе «примария», с седьмого по десятый класс учатся в школе «секундария», дальше следует школа «преуниверситария»…Само ее название говорит за себя –  здесь учатся те, кто хочет поступать после школы в институты или университеты. В составе школы преуниверситарии десятый, одиннадцатый и двенадцатый классы.
Учащиеся школы «преуниверситария» не держат вступительных экзаменов в ВУЗы, в двенадцатом классе они подают заявки, в которых написано о том, на кого они хотели бы учиться. Распределение идет в связи с нуждами народного хозяйства.
Все три типа школ всегда расположены в разных зданиях, часто в разных концах города. Кубинские школы, построенные после революции, отличает внутреннее удобство, простор (обязательно большой двор для занятий спортом и линеек), богатство и яркость красок, которыми разрисованы стены учреждения. На стенах висит много плакатов воспитательного содержания. Мне запомнились два из них. Первый плакат посвящен тому, что школьники должны быть вежливыми, здороваться со всеми и без всяких извращений. На плакате был нарисован мальчик, бьющий девочку по плечу с криком: »Привет!». Ясно! Такой формы приветствия быть не должно. На другом – мальчик в мятых брюках, в плохо завязанном галстуке. Внизу стоит вопрос: «Как ты носишь свою школьную форму?».
Классы внешне похожи на наши, советские, также стоят ряды парт, ребята сидят по двое, у доски стол учителя. Но есть и различия – вместо стеклянных окон – жалюзи, а вместо тряпки для вытирания доски – особая не то щетка, не то коробочка, покрытая материей. Это устройство никогда не смачивается водой (вода в условиях тропиков – дефицит), но доска всегда чистая.
Пишут учащиеся карандашами, которые им выдают в начале года вместе с тетрадями. Учителей тоже снабжает государство.
Интересен вопрос насчет школьной формы. Мальчики всегда носят рубашки и брюки, девочки – юбки-шорты и блузы. Блузы и рубашки в любом классе белые. А юбки и брюки в школе «примария» - красные, в «секундария» (7-10 классы) – желтые, а в «преуниверситария» - синие. Учащиеся педучилищ носят зеленые шорты и брюки. Встречается еще форма сиреневого цвета. Создается такая ситуация, когда по одежде юноши или девушки мы можем приблизительно узнать их возраст, их образование и их перспективы на будущее.
Вообще-то кубинские школьницы не ограничиваются только формой. Традицией является ношение браслетов и серег.
Учеба в каждом классе школы начинается 1 сентября, а кончается 30 июня. Это связано с тем, что дети не учатся по субботам. Кроме этого в начальной школе они имеют и маленькие каникулы в течение учебного года, как и советские ребята. Старшеклассники в течение года уезжают на полтора месяца в школу в поле – там они работают.
Режим дня различается у младшеклассников и старшеклассников. Младшие школьники начинают заниматься в 8 утра и кончают в 12-13 часов. После этого в школе работает только группа продленного дня, хотя бывает обучение и во второй смене.
Школьники секундарии начинают свой рабочий день в 7 часов утра с линейки. Они исполняют государственный гимн. По традиции с гимна начинается каждый школьный день, поэтому уже шести-семилетние ребятишки хорошо его знают.
В 7.30 начинаются уроки. В середине дня ребята уходят домой обедать, а потом возвращаются в школу, где и находятся до пяти вечера. Здесь работает много кружков, проходят общешкольные мероприятия.
Поскольку рядом с моим домом находилась школа «секундария», то сразу же по приезде я попросила директора дать мне возможность поприсутствовать на уроках. Сначала я посетила урок зоологии, который давала лучший преподаватель школы, только что вернувшаяся из Анголы. Там в течение двух лет она преподавала свой предмет.
Присутствовать на уроке было очень приятно, потому что все дети работали (в полном смысле слова). Урок был построен следующим образом: сначала повторение пройденного (вопросы по схеме, по таблице), затем новая тема. Название ее «Название органов животного и их назначение» учитель написала на доске. После этого она подчеркнула то, на что надо обратить внимание дома при повторении.
При объяснении нового были использованы рисунки в учебнике, текст, рисунки на доске. После этого на доске учителем было
записано самое главное. И как итог прозвучал вывод об эволюции в животном мире.
Затем ученикам было предложено заполнить таблицу с помощью текста учебника. Ребята, отвечая на вопросы учителя, объяснили, как они выполняют работу. В течение всего урока шел постоянный диалог между обучающим и обучаемыми, в результате вышло четыре повторения нового материала, что, как известно, способствует лучшему запоминанию и усвоению.
Домашнее задание в конце урока было разнообразным. Учитель сама продиктовала задачу в тетрадь и задала задание по рабочей тетради. На Кубе по каждому предмету есть рабочие тетради. В них напечатаны вопросы, есть контурные карты – то есть это как бы второй учебник – только в нем нужно писать ответы карандашом.
Благодаря четко спланированному уроку и быстрому темпу за урок было пройдено все необходимое, и со звонком ученики покинули класс.
Я столь подробно остановилась на описании этого школьного урока для того, чтобы продемонстрировать, что методы и приемы работы здесь те же, что и в советских школах.               
       Кроме урока зоологии я побывала и на уроке экономической географии в 9 классе. Перед уроком всем учащимся были розданы атласы, и дежурный доложил, что все к уроку готовы.
     Тема была интереснейшая «Население мира». Говоря о плотности населения мира, учительница Мария дель Кармен, привела в пример Сибирь. Она сказала, что этот край с каждым годом все больше и больше заселяется, что, несмотря на столь тяжелые природные условия, сильнейшие морозы, вечную мерзлоту, советские люди строят здесь здания, проводят дороги. После этих слов я почувствовала, что многие ребята посмотрели на меня с особым уважением. А я подумала, что очень правильно сказала Мария дель Кармен, но, что и при сильной жаре,  тоже работать трудно, что, в общем-то, каждый из нас совершает свой трудовой подвиг в своих нелегких климатических условиях.
Интересно изучать географию при помощи кубинских учебников. Они привели меня в восторг. Возможно, что на их колорит повлияли тропики, но каждая фотография в этих книгах содержит небывалое богатство красок. Особенно хотелось бы выделить в этом отношении учебники по физической географии материков. Тут предстает перед нами седой Эверест, девушка в национальном португальском костюме, сибирская тайга, норвежские фьорды и знаменитый путешественник Роберт Скотт. 
Структура преподавания географии такова: два года дается на изучение физической географии материков, затем изучается физическая география Кубы, после в 9 классе – экономическая география мира. В «преуниверситария» география начинается курсом общей физической географии, которую продолжает экономическая география мира, изучавшаяся ранее менее подробно в «секундарии».
      В каждом классе ученики сдают экзамены. Обычно на подготовку к экзаменам дается несколько дней, и проводятся консультации. Мне часто приходилось наблюдать, как готовятся к экзаменам старшеклассники. Обычно они собираются человек по 8-10 в доме у кого-либо из учащихся. Занимаются очень серьезно, по очереди вслух читают ответы на все билеты. Прозанимавшись утром 3-4 часа совместно, учат дома в одиночку, а затем вечером опять встречаются на 1-2 часа.
Конечно, ребятишки не только учатся. Они принимают активное участие в жизни своей страны, являются членами пионерской организации имени Хосе Марти.
Почему эта большая детская организация носит имя Марти?
          Марти родился в 1853 году на Кубе. В 1870 году 17-летнего Хосе Марти испанский трибунал приговаривает к 6 годам каторги. Потом он учится и работает в самой Испании, затем в странах Латинской Америки. Создает революционную партию. Эта партия возглавляет последний этап борьбы за независимость Кубы от испанского господства. 19 мая 1895 года Марти был убит в бою с испанцами. Впоследствии Фидель Кастро скажет о том, что главным вдохновителем на борьбу с тиранией для него был Хосе Марти.
Марти написал много произведений для взрослых. Но наиболее известна его книга для детей «Золотой возраст». В этом сборнике рассказы, сказки, стихи – все имеет целью воспитать настоящего гражданина, борца за свободу.
Марти говорил о себе: «Я сын Америки и я ей должен», то есть он считал своей Родиной всю Америку и Северную и Южную, и хотел, чтобы все люди, живущие в ней, были счастливы. С такими же мыслями жил и революционер из Аргентины Эрнесто Че Гевара, Че. Поэтому девизом пионеров стал следующий призыв: «Будем как Че!».
Пионеры принимают участие во многих интересных делах. Одно из них мне особенно понравилось. Это фестивали стран. На них школьники показывают костюмы разных народов, сделанные ими самими (или их родителями). В моем доме хранится слайд, на котором одна моя знакомая девочка снята в костюме вьетнамки. Часто ребята надевают русские костюмы. Несколько раз ко мне в гости приходили мамы для того, чтобы посоветоваться, как лучше сшить дочкам русский сарафан, какой головной убор сделать, что надеть на ноги. Однажды обнаружилось, что румынский костюм похож на русский. Решили одеть двенадцатилетнюю девочку в мои вещи – в длинную юбку, белую кофту с вышивкой и в осенние сапоги. Добавили к этому еще несколько мелких деталей. Так у нас получился румынский костюм.
Занять ребят в свободное время с пользой помогает Дом пионеров. Здесь проводятся воскресные музыкальные утренники для детей. На утренниках поют, танцуют, играют в игры, выигрывают призы. В обычные дни многие школьники занимаются во Дворце Культуры.
Дворец Культуры в Ранчуэло (в то время в городе было где-то          50 000 жителей – прим. автора) имел два пианино и один рояль. Здесь работали танцевальные кружки, проводились занятия по игре на пианино, гитаре, народных инструментах. Ставила спектакли своя театральная студия. Как-то раз, когда я попросила разрешения поиграть на пианино, со мной разговорилась учительница музыки. Она куда-то вышла и вернулась, держа в руках великолепные ноты – Моцарта, Шумана, Чайковского. Она села рядом со мной, с интересом наблюдая, что я буду играть и как. При игре она меня несколько раз поправила, объяснила мне мои ошибки, посоветовала, как сыграть лучше. Видимо, она была настоящим специалистом своего дела. Во всяком случае, из рассказов знакомых ребятишек я узнала, что они с большой охотой посещают ее занятия.
Если во Дворец Культуры ходят, в основном, дети, то взрослые предпочитают заниматься в школе языков. Школа языков в Санта Кларе имеет отделения русского языка, немецкого языка, английского, французского, итальянского и испанского языков. Занятия в ней происходят 4-5 раз в неделю, с 7 до 9 вечера. Полный курс обучения одному языку – 1,5 – 2 года. Все люди, которые учатся здесь, учатся бесплатно и кроме этого имеют на работе ряд льгот за повышение своего образовательного уровня. Тем, кто учится вечером, в первую очередь дают дешевые холодильники, вентиляторы, путевки за рубеж. Учеба одного человека часто приносит выгоду всей семье, так как играет важную роль в получении материальных благ. Поэтому есть люди без высшего образования, но говорящие на двух - трех  языках.  В пединституте имени Феликса Варелы даже работал один техник, знающий пять языков. Причем все они были выучены им в школе языков.
Многие люди учат русский язык по радио или по телевизору. Для этого по радио передают специальную программу. На соседней улице жил один старичок 60-70 лет, который именно таким образом учил русский язык. И весьма неплохо мог на нем говорить. Делал, конечно, отдельные ошибки, но изъяснялся на любую тему. Чуть позже я встретила одного служащего железной дороги, который тоже изучал язык по радио. Говорил он чудесно.
Для того, чтобы лучше выучить язык некоторые юноши и девушки переписываются с ребятами из СССР.
Не знаю, как учат русский кубинские певцы, но однажды я была покорена произношением певицы, исполнявшей по телевизору романсы на стихи Пушкина. Сначала я приняла ее за русскую.
Кроме обычных дневных школ на Кубе существуют еще специальные школы для детей с недостатками зрения, слуха и т.д., работает много школ рабочей молодежи. В одной из таких школ при табачной фабрике в городе Ранчуэло я проработала пару месяцев. Ученицам моим было по 30-35 лет. Они заканчивали девятый класс, несмотря на то, что у всех, кроме этого,  были семьи, дети и нелегкая работа.
В школах рабочей молодежи другая система обучения. Приведу пример. В течение двух месяцев ученики проходят годовой курс математики и ботаники. Раз в неделю три часа они занимаются математикой и раз в неделю ботаникой (тоже три часа). В конце учебы они сдают письменные экзамены (а на Кубе и в детских школах тоже есть письменные экзамены) и переходят к изучению других дисциплин.
Как проходит экзамен? Вопросов на экзамене обычно пять. Отличный ответ на каждый из них дает сто баллов, так как каждый вопрос оценивается максимальной оценкой в 20 баллов. Учащийся, получивший меньше 70 баллов, считается не сдавшим экзамен. А когда от школьника вы услышите, что он учится на «96» или «98», то знайте, что перед вами один из лучших учеников школы. Такие ученики еще лет 10 назад, во времена нехватки учителей, сами учились в старших классах и преподавали в младших.
Большим стимулом в учебе является то, что в любом учреждении, на каждом предприятии есть специальные стенды. Они всегда красиво оформлены и на них обязательно висят детские фотографии. Под каждой детской фотографией фамилия родителя, работающего здесь. И сведения об успеваемости и поведении его ребенка в школе. Великолепно! Правда? Ни один родитель не захочет, чтобы о нем говорили: «А у этого сын хулиган и двоечник».
Хорошо, когда ученик учится на «96», но для этого, чтобы он добился подобных результатов, необходимо и учителю совершенствовать свою работу, набираться новых знаний, не стоять на месте в своей науке. Для этого два раза в месяц по рабочим субботам проводятся занятия для учителей, на которых каждый урок, разработанный методистом, учителя записывают в уже готовом виде.
После окончания учебного года все учителя в течение двух недель имеют методические занятия и экзамен. В ШРМ при фабрике сигар мы прослушали лекции по воспитанию: об индивидуальном подходе, о формировании убеждений. Были лекции и по предмету (ботанике). С обучением в кубинских школах мы уже знакомы, ну, а как же живут самые маленькие жители острова?
Детские сады и ясли являются гордостью острова. Я часто бывала в одном из детских садов города Ранчуэло. Детский сад назывался «Вьетнамские ребята». Здесь хорошо продуманы особенности быта, много игрушек для детей (многие из них на развитие мышления), хорошо налажена связь между родителями и воспитателями. Единственной больной проблемой является проблема воды. Нередко детские сады закрываются из-за того, что нет воды и невозможно приготовить детям обед (на Кубе только одна крупная река, то есть мало пресной воды, особенно в сухой сезон).
В садах занимаются и исследовательской работой, изучают психологию ребенка. Для этого используются различные анкеты, например, при оформлении ребенка в детский сад анкета содержит следующие вопросы: какие звери нравятся вашему ребенку, какие игрушки, трусливый ли он, общительный ли он и т.д. Необычно проводят здесь период адаптации ребенка в саду. Он длится две недели. В течение этого времени приводить ребенка и забирать его разрешается только одному и тому же человеку. Если первый раз привела и увела мама, то она должна все две недели это делать. Бабушке или папе прийти вместо нее не разрешается. Психологическая обстановка должна быть одинаковой, ведь ребенку и так тяжело, до прихода в сад он не находился в больших детских коллективах, постоянно был с мамой. Первое пребывание малыша в саду (вернее в яслях, потому что детей берут в сад с 45-дневного возраста) длится один час, второе – два часа, третье – полдня. Впрочем, возможны вариации, тех малышей, которые быстро привыкают, быстрее оставляют на полный день.
Родительское собрание в группе детского сада очень удивило меня. Воспитательница говорила об успехах детей, ставила им что-то типа оценок. В группе было порядка 10-15 детей. Возраст детей приблизительно два года. Воспитательница говорила: «Выдающийся, отличник» и счастливые мамы выбегали во двор, чтобы забрать своих малышей, переодеть их и увести домой. Ведь здесь утром детей переодевают в детсадовскую одежду, а одежду домашнюю оставляют в шкафчике. На каждом шкафчике есть фотография ребенка. Чье фото – того и вещи.
Но не все дети были отличниками. Четверо детей не всегда кушали ложкой, говорили мало слов, не все у них получалось и на уроке физкультуры.
И все же с чем связаны столь ранние оценки?               
          Люди в тропических и экваториальных странах, под горячим солнышком, развиваются быстрее. Ведь эти же ребятишки в пять лет уже будут учиться в школе.
Ну, а каков же их режим в детском саду?
Прием детей начинается с шести утра, в девять часов детям дают стакан сока, в одиннадцать – обед, с четырнадцати до шестнадцати часов – сон, а в шестнадцать часов – ужин. До шести вечера ребенка надо забрать домой. Часто с детьми проводят физкультурные и музыкальные занятия. В саду есть пианино. Проводят с детьми и различные беседы. Например, таких крохотных ребятишек уже с двух лет приучают бороться за экономию электричества в своем доме. На Кубе не редкость услышать ребячьи  слова: «Потуши свет! Экономь энергию!». Вот за такими хозяевами страны ее будущее.


Вверху - двое школьников "секундарии" со школьником из "примарии"
Внизу - на уроке анатомии в школе им. В.И.Ленина в Гаване



 


Рецензии