Глава 3 книги С любовью о Кубе

Земля Колумба.
Когда Колумб подплывал к берегам Кубы, его поразила красота острова. Кубинцы любят цитировать его слова: «Это самая прекрасная земля, которую видели глаза человека». Колумб был, пожалуй, слишком смелым утверждая это, ведь он видел только малую часть Европы, Атлантический океан да берега Америки. И все же по своей красоте остров, если не самый красивый в мире, то один из самых красивых. Климат здесь островной, тропический. Здесь очень много влаги, ветрено, зимой не бывает температуры ниже 0 С, летом 25 – 30. Здесь часто бывают стихийные бедствия, особенно они часты с приходом сезона дождей (с мая по октябрь). В 1985 году, уже находясь в Москве, я получила письмо из города Кайбарьена. Моя кубинская подруга Кармен писала мне о том, что в ее городе было наводнение, по улицам плавали кровати, кастрюли. Погибших не было, но урон хозяйству был нанесен серьезный. Поэтому решением властей цены на все промышленные товары снижены вдвое на ближайшие шесть месяцев. «Теперь люди смогут купить себе новую мебель и посуду», - писала мне Кармен. Несколько месяцев назад правительство нашей страны выразило соболезнование кубинскому народу по поводу большого наводнения во всей центральной провинции. Я с волнением ждала новых писем с острова. «У нас в кухне воды по щиколотку, и мы вынуждены каждый день переносить плиту в комнату, чтобы приготовить себе еду. А в доме у одних знакомых забил родник».
А дожди все лили и лили. Кончились они не скоро.
           В том же 1985 году над островом пролетел и сильный ураган. Событие это так поразило моих кубинских подруг, что я сразу же получила горку писем. Первое письмо было от моей соседки, пенсионерки Августины Фернандес. Августина родилась в большой, но, в то же время, богатой семье. В молодости она объездила много стран Америки. Словом, такого человека удивить чем-либо трудно. А тут она писала: «Это был какой-то ужас. Скорость ветра была 250 км в час. На нашем шоссе перевернуло несколько грузовиков. Их водители были вынуждены остаться в нашем городе на ночь. Кафе на углу улицы полностью разнесло ветром. Рядом, в спортивном центре, повыбивало все стекла. Я никогда не видела ничего более страшного».
И все-таки ураган даже в тропиках неожиданность. В другом письме мне описали начало этого события: «Я вышла из дома и вдруг увидела, что по небу летят какие-то огромные коричневые птицы. Когда они приблизились, я поняла, что это доски от домов…».
Где-то через полгода после получения этого письма на курсы повышения квалификации приехали мои знакомые кубинки. Они рассказывали о том, что самым невероятным событием во время урагана было то, что крыша железнодорожного вокзала в нашем городке улетела в неизвестном направлении, и никто не знает, где она.
К счастью жизнь жителей острова не состоит из одних стихийных бедствий, поэтому и мой рассказ о них закончился.
          И от страшных стихий я перейду к знаменитым кубинским пляжам.
На самом знаменитом из них мне не пришлось побывать. Это Варадеро. Но когда я посмотрела на фотографию, сделанную на пляже в Варадеро, то поняла, что у всех пляжей на Кубе все же есть одни и те же приметы. Первое – это отсутствие лежаков, так характерных для нашего Черного моря. Купальщики, здесь вынырнув из воды, не сушатся под лучами солнца. Ибо солнце здесь очень опасное. Загореть на нем не представляет особого труда. В мою бытность на Кубе раньше меня попала на пляж моя советская подруга. Она жаловалась, что совсем не загорала, только прошлась по берегу и в результате вся спина обгорела. Я решила не загорать. Но, попав на пляж в городе Сьенфуэгосе, выкупавшись в заливе Карибского моря, я решила дойти до мола, посмотреть ракушки. Я быстро посмотрела мол, усыпанный красивейшими ракушками, и вернулась под деревья. Но вскоре обнаружилось, что у меня спина тоже обгорела. С               
купанием мне тоже не повезло. Купалась только раз, во второй раз, на пляже в Гаване наступила на морского ежа, и мне тут же пришлось покинуть теплую морскую воду. Но все-таки по дну, которое не песчаное, не каменистое, а покрытое растительностью и страшно неровное я прошла. Вернее пропрыгала, иначе не назовешь это прыганье с кочки на кочку, с бугорка на бугорок. 
Пляж в Гаване мне понравился, красивые здания украшали его. В общем, внешний вид был очень привлекательным. В Сьенфуэгосе, в августе, а это самый жаркий месяц, дышалось спокойно только у воды. Поэтому на пляже там было вдвойне приятно. Да и в ресторане на берегу моря дышалось легко.
Город Сьенфуэгос («тысяча огней»), «южная жемчужина» острова, стал моим любимым кубинским городом. В нем я увидела чудо кубинской архитектуры – дворец на берегу залива под названием «Паласио де лас вийас». Когда я смотрела на него, я каждый раз думала о том, что здесь надо снимать волшебные сказки для детей.
Хотя Кубу и омывают воды Карибского моря, кубинцы, живущие не на самом берегу, а хотя бы в часе езды от пляжа, купаются уже редко. У каждого свои заботы, и если раза два в год, а то и раз в год они выбираются к морю, то это считается хорошо.
Но, несмотря на это, природа все же сильно влияет на жизнь. Например, климат острова обусловил своеобразный вид кубинского жилища, свои неповторимые модели одежды. Если мы входим в дом кубинца, то первое, что бросается в глаза – это простор. Комнаты очень большие по размеру – ведь в маленьких трудно существовать летом, можно задохнуться от жары. В каждой комнате обилие дверей и окон – в горячую августовскую пору все их открывают, создают сквозняк, и жить можно! В домах, построенных давно, окна деревянные с железной решеткой. Когда холодно, окно закрывается, но вместе с теплом исчезает свет. Потолки в старинных домах высокие, как в храме.
В современных домах на окнах сделаны жалюзи. Окна из стекла здесь ни к чему, и их можно увидеть ну разве что в государственных учреждениях. Кубинец получает квартиру не по метражу. В квартире всегда есть гостиная, где никто не спит. А количество комнат рассчитывается таким образом, чтобы в каждой комнате было 2 человека. Но все же, если в семье мама, папа и ребенок, им дадут две комнаты и гостиную.
Стены в домах покрашены краской, а полы сделаны из цветной плитки. Обои здесь неприемлемы из-за большой влажности. Но хозяйственные кубинки находят выход и часто украшают стены в своей квартире фотографиями из журнала «Советский Союз» и керамическими головками.       
Кухня в доме напоминает нашу, только плиты работают не на газе и не на электричестве. Включение плиты является делом не таким уж и простым. Сначала в плиту подливают немного спирта и поджигают его. Спирт разогревает камфорку, в которую по трубке сверху поступает керосин (бензин). Когда из камфорки начинает идти дым, к ней подносят горящую спичку и плита зажжена. Чтобы быстро зажечь плиту, надо налить строго определенное количество спирта, и не поломать спичек, которые здесь делаются очень хрупкими и тонкими.
Представим, что мы находимся в типичной современной квартире: две комнаты, зала, кухня, ванная, балкон. Как они обставлены? В гостиной стоит телевизор (иногда даже цветной), диван, стол и стулья. Для спален типичные гарнитуры: широкая большая кровать с двумя тумбочками по краям. На ночь эта кровать закрывается москитеро. Москитеро – это большая марлевая сетка, похожая на палатку, которая спасает от укусов комаров. Москитеро пользуются во многих странах мира. Но не везде его вешают над кроватью, например, в Юго-Восточной Азии люди часто спят на полу и вешают москитеро над полом. Правда есть еще один способ избавиться от комаров – включить вентилятор. Комары не переносят ветра.    Кроме гарнитура с москитеро в новых домах стоят деревянные шкафы, сделанные строителями. Квартиру получают уже со шкафами.               
Получив представление о квартире кубинца надо вспомнить и о том, что одежда тоже зависит от природы, от климата в частности. Так из-за сильных ветров кубинки постоянно ходят в брюках. Носят и бриджи, и шорты, и широкие брюки, похожие на юбки. Но в шортах не разрешается посещать многие учреждения, университет, например.
Говорят, что до революции вместо брюк женщины надевали узкие юбки.
Платья и красивые юбки надевают вечером в пятницу и субботу, собираясь провести вечер в кабаре или в парке. Юбки носят и мини, и миди, и макси, и одноцветные, и цветные, и очень часто плиссированные.         
Летом невозможно надеть на себя ситцевое платье с коротким рукавом, даже короткий рукав создает ощущение удушья. Поэтому
платья и кофты делают на двух бретельках, на одной бретельке, а то и вовсе на резинке, или завязанные вокруг шеи. Головные уборы носят редко.
Туфли кубинки носят на низких каблуках, при жаркой погоде в других будут болеть ноги. Поэтому кубинки предпочитают удобную обувь модной. Только отправляясь вечером на танцы, достают выходные туфли на высоком каблуке.
Зимой, при температуре + 7, я ходила в кожаном осеннем пальто, но все равно дрожала от холода, так как большая влажность и ветер создавали иллюзию, что на улице температура равна нулю. Кубинки в это время одевали на себя теплые шерстяные кофты, а некоторые просто ходили одетыми по летней моде. Они привыкли к своим ветрам и влажности. Если же начинался дождь, то все моментально оказывались в плащах типа болонья. Ибо кубинский дождь льет, как из ведра и от него зонты не спасают.
Палящее солнце продиктовало вид жилья, модели одежды и даже выбор профессии. Если в Москве почтальонами, в основном, работают женщины, то на Кубе я не видела ни одной женщины – почтальона. Почтальоны развозят почту на велосипеде, по жаре. Разве женщины могут справиться с такой работой? Зато женщина-врач при данных обстоятельствах выигрывает: здесь врача на дом вызывают только к старикам и инвалидам. Мужчины полностью заменили женщин и на такой «женской» работе, как продавец продуктового магазина. Но здесь этому виной не природа, это произошло по экономическим причинам. Мужчина и торгует, и переносит товар в магазин из машины. Значит, на Кубе отношение к профессиям иное, чем у нас, иное и представление об экзотике. Спросите любого ребенка из СССР, какие звери ему наиболее интересны, и он назовет обезьянку, крокодила, льва, питона. Называет их потому, что с ними в повседневной жизни он не встречается, они для него большая редкость. Спросите о том же кубинских ребятишек, и вы услышите совсем другие названия. Вам назовут пингвина, белого медведя, волка, зайца (даже палочки для коктейля сделаны с пингвинами).
Очень хорошо о подобном несоответствии было как-то раз рассказано в «Клубе кинопутешествий» по советскому телевидению. Рассказ был об одном бразильском ученом, который, живя в бассейне Амазонки, держал в аквариуме карпа и сазана, показывал их знакомым, как диковинку.
Наш русский заяц для кубинских ребятишек та же диковинка. На Кубе продаются пластмассовые игрушки из Советского Союза. Как-то раз продавали и пластмассовых зайцев. Я спросила у одной маленькой девочки: «Что это такое?». Она, не колеблясь ни минуты, ответила: «Это кролик». Другая, увидев эту же игрушку, восторженно воскликнула: «Ах, какой миленький кролик!». Дело в том, что многие кубинцы разводят кроликов, а вот зайцы на острове не живут.
В Гаване жить интересно: кинотеатры, театры, музеи. Сама старая Гавана признана ЮНЕСКО заповедной зоной. Здесь есть такие старые дома, что на них приходится вешать таблички: «Об эту стену в мяч не играть». Предупреждение не напрасно, любимая игра столичных мальчишек – это мяч.               
В Гаване я была только неделю. За такой срок невозможно познать этот город. Но интересные приключения со мной случались и в Ранчуэло. Правда, все они были связаны с разными животными.
Самое первое животное, которое, я увидела, появилось во время дождя. Это была коричневая невзрачная ящерица. За ней следом побежала другая, затем третья. Ух, и разбегались они под тропическим дождичком! Так и шныряли под ногами. Хорошо, что не над головой, ведь в Индии гекконы бегают по потолкам.
Но вот наконец-то дождик кончился. Я вышла во двор и увидела в раковине «маленькую зебру». Это была еще одна, совсем - совсем
крохотная ящерица, всего несколько сантиметров длиной. Все ее туловище, голова состояли из полосок – полоска белая, полоска черная, полоска белая, полоска черная. Во дворе я занялась стиркой. Когда все белье было выстирано, я стала развешивать его под кокосовой пальмой. Пальма была старая, но все же недавно соседи снимали с нее урожай, и делали вкусный мармелад из ее плодов. Рядом по дереву, а потом и по забору стремительно пронесся хамелеон. Где-то на мгновенье он остановился, я подбежала и протянула руку. Пока я делала это движение, зверек уже оказался на другом конце двора. Быстрота в его движениях очень помогает ему в жизни. Он охотится, быстро выбрасывая свой длинный язык, но эту манипуляцию можно рассмотреть только на экране телевизора, когда снято под увеличением и в замедленном темпе. Хамелеон не только ловок, но и необычайно красив. Все краски на нем яркие и сочные. Голова голубая – голубая, а хвост зеленый – зеленый. 
Кроме ящериц обитателями моего дома были муравьи и тараканы. Тараканы были огромного размера и заползали в дом с улицы, и это не было связано с тем, чисто в доме или нет. В доме кубинки всегда идеальная чистота. Не случайно кубинские женщины считаются лучшими хозяйками в мире.
Муравьи появлялись, как всегда, внезапно. Если мы отмечали чей-то день рождения,  и кто-то на несколько минут отрывался от своего куска торта, то через 2-3 минуты его кусок торта бывал превращен в черный комок – так он был облеплен муравьями.
Иногда в дом залетали бабочки, они были размером с ладонь. Но в отличие от знаменитых бразильских, обладающих ярко-голубым цветом, были коричневыми.
Однажды, когда я вернулась с работы, то увидела, что на стене в гостиной висит новое керамическое украшение. Это был ярко-зеленый лист. Мне захотелось его рассмотреть, и я протянула к нему руку. В это мгновенье лист оторвался от стены и полетел. Он оказался бабочкой, которая, притворяясь листочком, приспособилась к жизни.
Случалось, над моим домом кружили стаи грифов. А однажды огромный гриф с острым клювом и острыми когтями уселся у меня во дворе на крыше сарая. Он сидел там и наблюдал за цыплятами, живущими у меня во дворе. Ему очень хотелось полакомиться курятиной, из-за чего цыплят пришлось спрятать в кухне.
Однажды зимой я шла по улице в Ранчуэло. Вдруг я увидела, что над деревьями летают маленькие птички. Деревья по форме кроны напоминали наши русские яблони и вишни, но цветы на них были не белые, а ярко-красные и ярко-желтые. И вот над такими цветками кружились маленькие пестрые размером с крупную пчелу птички. «Да, ведь это колибри!» - наконец сообразила я. И вспомнила поразивший меня в детстве факт: колибри делает 360 взмахов крыльями в минуту. Вокруг колибри дрожал воздух. Благодаря таким быстрым движениям она долго удерживалась над цветком, опускала в него свой длинный хоботок и пила ароматный нектар. Кубинцы очень гордятся тем, что у них проживает несколько разновидностей колибри. В честь колибри все самые вкусные продукты (мармелады, джемы, соки) называют «сун-сун». «Сун-сун» - это название колибри по-испански.
Ну, а если Вам повезет, и Вы попадете на представление всемирно известного варьете «Тропикана», то обязательно услышите песню о колибри сун-сун.               
Позже мне удалось разглядеть и гнездышко колибри. Оно у птички сделано из чистого-чистого белого пуха и имеет очень аккуратно сложенную  форму.
Где-то через полгода после моего приезда на Кубу со мной случилось страшное происшествие: я вошла в свою комнату и вдруг на полу увидела черного мохнатого паука размером с человеческий кулак. Первая мысль, которая у меня возникла, была о том, что в Средней Азии водятся такие же крупные пауки – каракурты и тарантулы. Укус их смертелен не только для человека, но и для лошади и верблюда. Но как называется паук по-испански, я не знала, я выбежала из комнаты и принялась объяснять соседям, что за страшный зверь обитает в моей комнате. Пока я вела разведку – опасно или нет иметь дело с таким мохнатиком – он не стал дожидаться моего возвращения и где-то спрятался.    
В моей комнате было много книг по зоологии. И я начала искать в них материалы о пауках. Полистав несколько книг, я наконец-то прочитала о том, что это паук-птицеед, что его укус смертелен для птиц величиной с воробья, а для человека болезненен, но не смертелен. Я проспала ночь в одной комнате с этим чудищем, а на следующее утро он выбрался из своего укрытия. Рядом со мной стояли большие резиновые сапоги, которыми я его и убила. После этого таких больших экземпляров больше не встречала, только изредка попадались маленькие молоденькие пауки-птицееды. Но на этом случае мои страхи не закончились.
Через несколько дней я проснулась от страшного стука. Стены моей комнаты дрожали. Было еще темновато, шесть утра. С трудом я разглядела виновницу этого стука – большую толстую лягушку. Она занималась тем, что прыгала с пола на стену, со стены на пол. У лягушки были такие сильные мышцы лап, что от каждого ее прыжка все кругом содрогалось. Правда о силе кубинских лягушек я слышала и до этого случая. Еще в Москве преподаватель, читающая нам курс лекций по зоологии, рассказывала о своей работе на Кубе. И говорила о том, что не могла
удерживать и резать кубинских лягушек, и поэтому всегда просила сделать это самого сильного и высокого студента. Тот сжимал своими могучими руками лягушку и препарировал ее.
Однако на острове есть и совершенно иной вид лягушек – это лягушка-филобус. Ее не случайно называют самой маленькой в мире, ведь она размером с человеческий ноготь.
В Карибском море тоже есть свои знаменитые обитатели. И самым неприятным из них является акула.
В море кроме акулы обитают и симпатичные существа: морской конек, рыба-игла, морская черепаха, многие моллюски. Ракушки моллюсков имеют большие размеры и очень красивую нежно-розовую окраску. Форма их тоже заманчива. Не всех животных я видела, мне трудно было увидеть всех, ведь я же никогда не была далеко от города, в тропическом лесу, где водятся разноцветные попугайчики и древнейшая птица токороро, которую часто по ошибке принимают за попугая, хотя форма клюва у нее совсем другая.
В городе мне встречались и интересные растения. Например, в моем дворе росла люффа. Люффа растет и у нас в стране, на Кавказе. Но у кавказской плоды более крупные. Люффу часто называют мочалочным деревом. Плоды с серой кожурой падают на землю, но если эту кожуру снять, то перед нами будет настоящая мочалка, только внутри с черными семенами. Я собирала эти плоды и мыла ими посуду.
Разнообразны и цветы. Национальным цветком считается орхидея. Она бывает разных цветов и размеров. Самая известная из орхидей – орхидея-бабочка. Она несет в себе много символов. Ее белые лепестки – чистоту идеалов и любовь к миру, появление нескольких цветков вместе на одном колосе – это напоминание о том, что в единстве – сила, мужская часть цветка скрывает и защищает женскую часть – показывает вежливость, уважение и благородство кубинцев к женщинам.
В декабре с наступлением холодов расцветает малиновый цветок Пасхи. В течение всего года цветет кустарник с ярко-красными цветами под названием «мар пасифико» ("спокойное море"). Почему               
растение так называется, я так и не поняла. В моем дворе цвели дикие розы. Во многих местах можно встретить жасмин. Он отчасти заменяет духи кубинкам. Кубинские женщины вообще любят прикалывать себе в волосы цветы. Это делается просто: шла мимо цветка, сорвала его, и ты уже изысканно украшена.
Самым характерным растением для кубинской саванны являются пальмы. Это самые распространенные деревья в саванне. Здесь растут не только кокосовые пальмы, но и пальмы барригона, что в переводе означает пальма с животиком. Ствол этой пальмы по форме необычен. Он расширен к середине дерева и сужен книзу и кверху. Словом, пальма похожа на человека с толстым животиком. Много на острове и разнообразных кактусов и молочаев. Некоторые из них достигают размеров человеческого роста.
Животных и растения, которые не относятся к кубинской флоре и фауне, можно встретить в ботанических садах и в зоопарках. Зоопарк города Санта Клары – небольшой. В нем я впервые в жизни увидела некоторых птиц, возможно, виденных мною ранее на картинках в черно-белом цвете. Были здесь и животные: косули, крокодил, варан, черепахи, питон, морские свинки, мартышки, лев.
Среди птиц было много хищных, кроме них были павлины, гуси и розовые фламинго. Парк состоял из двух частей, первая – с животными, а вторая часть парка с качелями, горками и другими аттракционами. Есть и буфет.
         Парк работает по необычному расписанию: только в воскресенье с 8 утра до 5 вечера, а в другие дни утром – три часа и вечером – три часа. Это, видимо, создает более спокойную жизнь обитателям зоопарка. Они отдыхают от посетителей. И кроме этого такое расписание позволяет содержать зоопарк прямо-таки в уникальной чистоте.

На фото -Паласио де лас Вильяс в Сьенфуъэгосе


Рецензии