Глава 4 книги С любовью о Кубе

 Свободное время.
Культура начинается с чтения. До революции на Кубе было много неграмотных. Но многие кубинцы не знали букв, но знали то, о чем было написано в книгах и газетах. Старая культурная традиция – чтение книг во время работы на табачных фабриках – помогали многим рабочим понять жизнь. За счет перечислений рабочих на фабрику нанимали человека, умеющего читать. Монотонная работа по сворачиванию сигар уже не была такой однообразной. Рабочие сворачивали сигары и слушали. А чтец с микрофоном читал им произведения великих писателей, новости из газет. Так неграмотному человеку открывался книжный мир.
После 59 года, а тем более после 61 (год ликвидации неграмотности) книга стала доступна любому. В магазинах можно приобрести много интересного. Большинство книг напечатано на низкосортной бумаге, и поэтому стоимость их невелика – от 15 до 60 сентавос (приблизительно от 17 до 66 копеек). Такую дешевую книгу можно позволить купить себе даже при самой низкой зарплате. Так достигается цель – население читает много.
Когда я входила в магазин, то глаза у меня разбегались. Произведения советских писателей Юлиана Семенова, Чингиза Айтматова, Валентина Катаева, иностранных – Анны Зегерс, Стендаля, Мора Йокаи (знаменитого венгерского писателя Х1Х века), Агаты Кристи всегда были представлены широко.
Однажды я решила переписать наиболее интересные книги, которые в один из дней были в продаже в одном из магазинов. На полках стояли «Путешествие на воздушном шаре» Жюля Верна, «Маугли» Киплинга, «Школа» Гайдара, «Элиада» Гомера, «Мэгре и человек на скамейке» Сименона, «Фауст» Гете, «Отверженные» Гюго, «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого, «Детство, отрочество и юность» Льва  Толстого, «Василий Теркин» Твардовского. Плюс масса произведений современных кубинских писателей. Чаще всего в них рассказывается о событиях 57-61 годов, о трудном становлении на путь социализма, о борьбе с бандитами и о ликвидации неграмотности. Вторая любимая тема кубинских авторов – детективная.
Все книги на испанском языке, обложки оформлены красивыми рисунками. Правда, кроме рисунков на обложке в книге больше рисунков нет, но зато такую книгу берут именно для чтения, а не для выставления напоказ.
Читают здесь и газеты, и журналы. Ежедневная газеты «Гранма», названная так в честь яхты, на которой Фидель и его сторонники приплыли на Кубу, «Хувентуд Ребельде» (молодежная), журналы «Куба», «Мучача» («Девушка»), «Мухерес» («Женщины»), «Боэмия», юмористический журнал «Паланте». Журналу недавно исполнилось 20 лет, популярность его несомненно очень велика. Многие карикатуры, о которых уже рассказано, именно из журнала «Паланте». Но журнал печатает и политические карикатуры, часто направленные против вмешательства США во внутренние дела других стран, против милитаристического курса этой страны.
На Кубе почти во всех крупных городах можно купить книги советских издательств, на русском языке. Эти книги, хоть и дорогие по сравнению с местными, но пользуются большим спросом, потому что в стране многие знают и любят русский язык.
Детские книги для Кубы, в основном, привозные, из-за рубежа. Советское издательство «Радуга» и одно из издательств ГДР издают детские книги на испанском языке.
Кубинские же книги для детей печатаются уже на бумаге лучшего качества. Дети – особая категория населения и без ярких иллюстраций тут уже не обойдешься!
Нотные кубинские издания имеют свое неповторимое лицо. Особенно песни для детей. Смотрю содержание этой книги: «Песня для детей до 1 года», «Песни для детей 1 года», и так далее. Нужно рано приучить детей к музыке. Конечно, в 5 месяцев он песню не споет, но ему может спеть мама, а он попрыгает, послушает слова, похлопает в ладоши. Сей мамин труд даром не пройдет.               
Книгу можно взять почитать и в библиотеке, но на Кубе в библиотеках книги на дом не дают, читать можно только в читальном зале. Следовательно, нужно выбрать время для чтения. Поэтому, в основном, получается, что сюда приходят подготовиться к занятиям, с какой-либо учебной целью, и чаще мужчины, чем женщины.
В городе Ранчуэло была небольшая библиотека, но я решила отправиться в одну из старейших и знаменитейших библиотек на острове, в Центральную города Санта Клары, расположенную в Центральном парке.
Мне хотелось получить здесь какие-либо новые сведения о растениях, в частности, о местной флоре.
Я готовилась начать преподавание в школе рабочей молодежи.
Работница библиотеки объяснила мне, как пользоваться каталогами. И я обнаружила для себя много хороших книг по биологии, по ботанике. Среди них было много, изданных еще в прошлом Х1Х веке и начале ХХ века, много было и книг американских авторов, которые вовремя оценили эту науку – как одну из ведущих в наши дни и давно обратили свои взгляды и мысли в ее сторону.   
Я поработала часа три, сделала много записей и даже рисунков, которые впоследствии мне пригодились на уроках.
А по географии было всего 3-4 книги. Бедная старушка-география! Положительно, в ХХ веке тебя нигде не ценят. Неужели все в природе ясно и на картах нет ни одного белого  пятна?
Из библиотеки я хотела было отправиться домой, да увидела, что рядом в выставочном зале открылась новая выставка. Выставка вееров. Веера были самые невероятные. Я представила себе, как в прошлом веке кубинская аристократия обмахивалась ими в страшную августовскую жару. Каждая дама старалась показать достоинства своего веера, у одной он был из Японии, у другой сделан из перьев, у третьей из черепашьей кожи, а у остальных, хоть и просто из Англии, но отделан золотом и на ткани… ах, какие изящные рисунки из светской жизни!
Словом, чей веер лучше – в ту пору решить было трудно. Теперь все они государственные, и потомки рабов, и потомки помещиков с восхищением смотрят на них.
Несколько выставок я посетила и в Ранчуэло. В июле 1984 года это была выставка птиц. Впервые в жизни видела белых канареек (желтых вообще не было) и зеленых, цвета морской волны, попугайчиков-неразлучников.
Перед этим, здесь же, в этом же зале, были выставлены картины художников из Сагуа ла Гранде. Художники Кармен Барреос, Оскар Гарсия и Мануэль Альварес – пейзажисты. В живописи меня всегда прельщал реализм. И здесь дорога, пальмы, солнце – все, как в жизни. Словом, трое художников из Сагуа, умеют рисовать, около каждой из их картин можно подолгу стоять, любуясь ими.
Когда я попала сюда в следующий раз, то я уже разглядывала не картины, а фотографии зданий и помещений. Эта выставка была устроена в честь болгарского архитектора Александра Барова. Здесь же стояли и его чертежи и рисунки. Архитектором были созданы красивые, удобные современные отели и здание посольства.
Была здесь как-то организована и выставка плакатов. Причем здесь я впервые увидела объемный плакат (в виде коробки), посвященный вреду курения. С тех пор я очарована кубинскими плакатами.  Они все такие точные и необычные. Например, нарисован слон. « Кладите ваши деньги в банк, ваш доход будет расти» (и вырастет таким же большим, как этот слон). Или другой плакат – огромный лев, открывший пасть: «Не соблюдать правила дорожного движения - это большая опасность». Но если у этих плакатов, привлекающие внимание броские рисунки – лев, слон, то есть и плакаты, просто с нужными важными текстами, например: «Экономь энергию (электричество) для развития экономики», много плакатов с текстом: «Делать больше с меньшим» - это значит экономить материалы на заводе, фабрике, экономно расходовать рабочее время. О том же звонит огромный другого плаката. «Надо использовать все рабочее время на работу, а не на болтовню и прогулки», - как будто это ясно каждому, но напомнить не мешает. Многие плакаты призывают пользоваться услугами банков и почты. «Не живи одним днем! Экономь часть своей зарплаты для того, чтобы использовать завтра! Мало или много, но экономь всегда!».
    Есть и плакаты, адресованные молодежи: «Наше поколение выполнит задачу», «2000 год будет вечно отдыхать на твоих молодых плечах… Ты воспитал себя для его встречи?». Эти плакаты требуют думать о будущем, ни терять ни одной минуты, делать все, что делаешь, только на отлично. И еще… относиться к женщине так, как к ней относился великий кубинский революционер Хосе Марти: «Вся Родина в женщине; если она погибнет, мы умрем; если она будет, будем и мы».
Интересны и плакаты, направленные против пьянства.  «Если пьешь, не води машину». И мы видим, что машина уже утонула в рюмке с вином.
Плакаты, действительно, умеют производить впечатление на зрителей. Яркий пример тому, плакат, призывающий заниматься физкультурой, он быстро был принят кубинками на вооружение, и бегущего мужчину с этого плаката стали вышивать на спортивных майках.
Самым непривычным из всех виденных мною плакатов, мне показался плакат, призывающий уважать полицейских. «Полицейский – это друг, который защищает общество, спасает, защищает тебя». Таков краткий смысл всего написанного на нем. Всегда ли мы помним об этом? Да и только ли для нас этот плакат? Ведь на нем написаны все обязанности полицейского. Он тоже посмотрит на него и подумает: «А я ведь защитник и друг!».
Посмотрев кубинские плакаты, на выходе из зала мы, как всегда, расписались в книге посетителей. Это здесь традиция – все кто посмотрел выставку, расписываются в книге. Даже карикатура такая нарисована: «Двое мужчин читают на выставке эту книгу и смеются, смеются, ведь в ней записаны их друзья и знакомые. А сама выставка их не так уж и интересует».
От выставочного зала в Ранчуэло рукой подать до бульвара. По воскресным дням здесь иногда играет оркестр. И люди сидят на скамейках и слушают музыку. Но сегодня, 10 октября, в день праздника (10 октября 1868 года – начало войны за независимость от Испании), все спешили мимо бульвара, за железнодорожную линию. Туда была привезена карусель.    
Она была поставлена здесь не просто так, а по поводу недели культуры города. Здесь были и другие аттракционы. Наиболее трудные -  это бросить кольцо на шею живого гуся и бросить кольцо на горлышко бутылки. Но все же некоторым это удавалось, и можно было подумать, что гуси подчиняются дрессировке. Хотя в настоящем кубинском цирке чудес несравненно больше, но и неделя культуры всем запомнилась надолго. И только где-то через год мы смогли увидеть цирковые чудеса.
С раннего утра жители города побежали за билетами – как-никак событие! Приехал цирк Шапито!
Цирк был поставлен на окраине города. Нумерованных мест здесь конечно не было. Яблоку, как говорится, негде было упасть, хотя купол цирка был очень большого размера. Номера были самые различные: фокусы, дрессированные животные, гимнасты силовые и воздушные. Технических средств было мало, зато фантазия артистов превосходила все ожидания. Например, лошадь зубами развязывала бантики на своих ногах. А сами артисты в таких условиях даже рисковали  жизнью. Подстраховоч- ная петля у гимнастки упала на пол, и она с трудом удержалась на высоте. Зал облегченно вздохнул, когда она оказалась в безопасности. Многие, наверно, вспомнили о том, что профессия циркового артиста – профессия людей смелых и мужественных.
Так, на интересной работе, по воскресным дням посещая выставки, кабаре и другие развлекательные вещи, текла моя жизнь в Ранчуэло. Обстоятельства сложились так, что я почти не видела Гаваны, и в течение двух лет своей жизни на острове мечтала поближе познакомиться со столицей. Только перед моим отплытием в Ленинград я почти неделю бродила по городу.
Однажды я шла мимо музея, где была выставлена старинная посуда и оружие, но что это был за музей, как он назывался, я не знаю. По размерам он был невелик, и я обошла его минут за 10. Очередь в кассу меня не задержала. На Кубе вход в музеи, на выставки и на спортивные зрелища бесплатный.
В то время было много разговоров по телевизору о том, что в Гаване проходит Съезд Федерации кубинских женщин и в честь съезда в Центральном Выставочном зале организована необычная выставка. Я бы назвала такую выставку – выставка-демонстрация.
Женщины демонстрировали изделия, которые они делают, показывали, как они их делают. Одна из них делала спортивные мячики, другая чинила часы, третья, в военной форме, собирала и разбирала автомат.
Особенно много народу собралось вокруг работницы фабрики сигар. Пальцы ее ловко завертывали табак в лист, и она клала рядом с собой новую готовую сигару. Формы их были самые разные, одна даже была заплетена в косичку. Не помню, лежали ли у нее на столе этикетки от сигарных коробок, но у меня самой на память об острове они остались. Мне их принес в подарок один кубинский мальчик, и я была ему очень благодарна. Ведь эти этикетки – самые что ни на есть произведения искусства. Гравюра старой Гаваны для сигар «Гавана», гравюра, изображающая труд негров-рабов для сигар «Мануэль Лопес», гравюра «Ромео и Джульетта» для одноименных сигар, завоевавших многочисленные международные награды. 
Самое большое впечатление на выставке на всех производили маленькие девочки (конечно же не работницы парфюмерной фабрики), которые прыскали на проходящих мимо посетителей кубинскими духами. Девочки специально выбирали момент, когда посетители ничего и заподозрить не могли. Затем раздавалось неожиданное «пли»,  и Вы уже были с ароматом тропического сада. Здание, где разместилась выставка,  было сделано в стиле модерн,  и с подобной инженерной конструкцией я никогда и нигде не встречалась. Казалось,  что стен нет совсем, словом, все было какое-то воздушное. После этого зрелища я примирилась с тем, что больше ничего интересного меня не ожидает – на следующий день мне предстояло сесть на трансатлантический теплоход. И меньше, чем через месяц смотреть по телевизору советскую программу, и для того, чтобы узнать, который час, звонить по телефону и набирать «100», а не включать радио-часы («радио-релох»). А я ведь к ним так привыкла – утро, часы остановились, включаю радио. 2-3 минуты мне сообщают мировые или кубинские новости. Затем голос говорит: «6 часов 2 минуты» и опять мировые новости еще на минуту-две. Иногда, чтобы уточнить, какая радиостанция передает, раздавались слова, пожалуй, самые заветные слова: «Куба - свободная территория Америки». 
Кого интересует не только Куба, а вся Латинская Америка в целом, тот знает, что похожие слова целый год раздавались здесь и с другой земли. «Чили – свободная территория Америки» - так звали эту страну при президенте Альенде. Тогда, в 1973 году чилийцы брали пример с Кубы, со свободной страны. И Пабло Неруда писал: «Фидель, от народов Америки, прими благодарность нашу…».
Связь между Чили и Кубой, Мексикой и Кубой, Аргентиной, Бразилией – это не простая связь. Это страны одного материка, говорящие по-испански (кроме Бразилии и Французской Гвианы), в прошлом в каждой из них были свои герои, которые боролись за независимость от Испании. Причем борьба эта началась сразу же после открытия Америки Колумбом и возглавлялась индейцами – Гатеем, впоследствии сожженном на костре, на Кубе; Лаутаро в Чили; Тибирикой в Бразилии; Абаюбой в Уругвае; Лемпирой в Гондурасе и т.д., поэтому уже на протяжении почти 5 веков идея независимости от Испании, а впоследствии от США, роднит эти страны. На Кубе сейчас происходит ещё большее их объединение.               
Куба руководит движением неприсоединения, здесь проходят многие латиноамериканские спортивные игры, встречи писателей, артистов. Сюда съезжаются знаменитости со всей Латинской Америки. Например, на второй встрече латиноамериканских интеллектуалов присутствовал писатель Габриэль Гарсия Маркес, автор книг «Сто лет одиночества», «Мигель Литин подпольно в Чили» (теперь и интереснейшей книги – «А смерть всегда надежнее любви…» - издана в 2002 в Москве в издательстве ЭКСМО – Н.Д.), и уже известный в мире  по книге «Фидель и религия» бразильский монах Фрай Бетту.
Здесь их встречали кубинские поэты, писатели, ученые. Многие из гостей ждали встречи с Николасом Гильеном, главой кубинской поэзии. Стихи Гильена уже много лет (он родился в 1902 году) являются эталоном кубинского стиха.
В 1987 году он был претендентом на премию Мигеля Сервантеса в Испании наряду с другими 36 испаноязычными писателями и поэтами.
Не случайно один из самых оригинальных, на мой взгляд, советских композиторов Давид Тухманов написал песню на стихи Гильена и весь свой большой диск, выпущенный лет пятнадцать назад, назвал заголовком этого стихотворения «По волне моей памяти». В аннотации к пластинке, написанной Александром Бузовкиным, сказано о том, что Тухманов «обратился к выдающимся образцам мировой классической поэзии». Кто слушал эту пластинку, конечно же, помнит колышущуюся мелодию Тухманова и слова о стройной девушке, похожей на сахарную тростиночку.
Пожалуй, когда говорят о кубинской культуре,  всегда вспоминают еще два имени – это Алисия Алонсо и Эрнест Хемингуэй.
Алисия Алонсо – балерина, слава которой обошла весь мир. Она и по сей день трудится над созданием новых произведений танцевального искусства.
Эрнест Хемингуэй же уже относится к кубинской истории. В сороковых-пятидесятых годах писатель жил на острове, сейчас здесь его музей. Творил он здесь много, но жизнь его не была легкой. В последние годы стали известны факты о том, что на дореволюционной Кубе Хемингуэй подвергался слежке и преследованиям ФБР.
С того времени, с 1950 года здесь организуются соревнования рыбаков, впервые организованные самим писателем.
  Кто живет в Гаване несомненно видели балеты и живую Алисию Алонсо, посещали гаванские театры, чтобы послушать оперу или оперетту. Быть может, присутствовали и на конкурсе оперных певцов мира. На нем впервые была поставлена опера советского армянского композитора «Эрнест Хемингуэй», о жизни писателя на Кубе. А кто не живет в Гаване, тот скорее всего довольствуется телевизором. Впрочем, на него нельзя быть в обиде.
Телевидение меня очень радовало, хотя не всякий кубинец и кубинка, знаю, согласились бы со мной. Одна кубинка даже мне говорила, что предпочитает не сидеть у телевизора, так как слишком много показывают иностранных фильмов с убийствами и насилием. Мне же кажется, что выбран именно тот необходимый вариант, когда всего понемногу. Показывают фильмы из очень многих стран мира. Из всех социалистических стран  Западной Европы (минус Албания) и из многих капиталистических: это США, Англия, Австрия, Испания, Австралия, Бельгия, ФРГ. Советские фильмы чаще всего можно увидеть после обеда в воскресенье, но иногда и вечером. Я столь часто смотрела их по телевизору, что с трудом могу вспомнить, что я видела впервые на Кубе, а что в Москве. Но все же ясно было видно, что для кубинских друзей мы поставляли все самое новое. В Москве это шло в кинотеатрах, а на Кубе  - уже по телевизору. Много раз видела «Москва слезам не верит», впервые для себя открыла «Солярис», ну и конечно насмотрелась массу советских детективов: «Выстрел в спину», «Бомба для сеньора президента» и многие другие.               
На телевидении меня заинтересовала передача «История кино». В начале ее всегда был комментарий, а потом старинные фильмы, например, очень романтический фильм с участием Чарли Чаплина «Огни большого города».
Раз в 2-3 недели, раз в месяц обязательно показывали фильм из Гонконга. Это - сплошное каратэ. Особенно произвел на меня впечатление финал одного такого фильма. Идет человек у железной дороги, а навстречу ему человек 50, не меньше. Через минут десять – все они лежат без движения (он всех победил во время драки), а он продолжает свой путь дальше. Из-за этих фильмов кубинцы с большим уважением относятся к каратэ, как к виду спорта. В тот вечер, когда идет такой фильм (а чаще два  фильма подряд), все кабаре и парки пустеют, и все бегут к голубому экрану. Артиста из Гонконга Брюс Ли, который во многих таких фильмах исполнял главную роль, часто изображали на майках.
Тяжелое впечатление на меня произвели два фильма – испанский и итальянский. Итальянский – о зверствах фашистов в прошлом, а испанский о неофашистах. Причем позиция авторов фильма была весьма сомнительной, и неясно было, что же они за фашизм или против него? Во всяком случае, натурализма и жестокости в обеих картинах было предостаточно.
Если иногда встречается натурализм и жестокость, то порнография на экраны телевизоров не проникает. Если хотите посмотреть что-то сексуальное, можно сходить в кинотеатр. Билет туда всегда стоит не менее 80 копеек (на советские деньги – 1985г. – Н.Д.), и в кино ходят не часто. Фильмы подразделяются на 3 вида: для любого возраста, нельзя детям до 12 лет и нельзя детям до 16 лет.
За два года я всего 3 раза была в кино, и, пожалуй, только раз удачно. Первый раз смотрела «мечту многих» - американский фильм ужасов «Акула». Огромная акула пожирала все и ломала все на своем пути. Смысла и идеи в этом фильме я не увидела. Название же второго, мексиканского фильма «Насилуют женщину» говорит само за себя, хотя, пожалуй, даже превосходит все ожидания зрителей в «этом плане». Ну, а третий фильм был историей о любви, которую остановили болезнь и смерть. Это можно было и прочувствовать, и продумать.

Вверху - цветок "Мар пасифико" ("Мирное море")
Внизу -  кубинская открытка ко Дню Матери


Рецензии