Россия и антироссия

«Поверил я алгеброй гармонию.
Тогда уже дерзнул, в науке искушённый,
Предаться неге творческой мечты»
          А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
„Я не могу предсказать вам действия России. Это загадка, завернутая в тайну и помещенная внутрь головоломки; но, возможно, есть ключ. Этот ключ — русский национальный интерес“
              Уинстон Черчилль


РОССИЯ и АНТИРОССИЯ
Всякая наука изучает закономерности. Несовершенный, на первый взгляд, мир, на самом деле живёт по строгим законам. Эти законы существуют независимо от воли людей и, по мере развития общества, становятся достоянием человечества. Как будто бы, какой-то высший разум постепенно приоткрывает завесу тайны и открывает людям глаза на существующие взаимосвязи, которые они могли наблюдать из поколения в поколение, но, при этом, не делали обобщений, считая случайностями. Для обнародования законов выбираются проводники из наиболее подготовленных учёных в разных отраслях знаний: Исаак Ньютон, Дмитрий Менделеев, Георг Мендель, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Адам Смит, Томас Роберт Мальтус, Карл Маркс, Альберт Эйнштейн…
На протяжении тысячелетий сохраниться человеку, как виду, помогали религия и десять заповедей, которые, подсказывали ему, как правильно поступать в различных жизненных ситуациях, основываясь лишь на вере. Законы, открытые в эпоху Просвещения, дали научное обоснование явлениям и событиям, происходящим в окружающем мире.
Развитие общества и государства также подчиняется определенным законам. Правда, в отличие от законов природы, некоторые из этих законов являются аксиомами, а некоторые – теориями.
События, происходящие в мире на протяжении нескольких веков, позволяют проследить определенные закономерности, характерные как для истории России, так и для истории государств, занимающих недружественную позицию по отношению к ней. Историю необходимо изучать и знать для того, чтобы учиться на ошибках и не допускать их повторения в будущем.
Для того, чтобы лучше разобраться в особенностях исторического пути нашего государства и его противников, необходимо остановиться на взглядах учёных, заслуживающих внимательного отношения к их трудам.
Шарль Луи де Монтескье - французский философ эпохи Просвещения, в своем главном научном трактате «О духе законов» приоритет в развитии цивилизации отдавал условиям географической и биологической сред, в которых существует общество: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов». Принципом, приводящим в движение ту или иную форму правления, он считал основополагающую страсть: для деспотии – страх, для республики - политическая добродетель, а для монархии — честь. Взгляды Монтескье разделяли Чезаре Беккариа, Адам Смит, Жан-Жак Руссо, Лев Мечников и др.
Лев Николаевич Гумилёв разработал теорию пассионарности и этногенеза, рассматривающую исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Под пассионарностью автор понимал избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, ради высоких целей; непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки. Эта цель представляется для пассионарной личности более ценной, чем собственная жизнь и жизнь его современников и соплеменников.
Л.Н. Гумилёв выделял девять уровней пассионарности: от высшего – жертвенного уровня, при котором человек без колебаний готов пожертвовать собственной жизнью, до обывательского – нулевого уровня, при котором тихий человек, полностью приспосабливается к окружающему ландшафту. Промежуточными уровнями являются: уровень перегрева (акматической фазы, переходный) и уровень поиска удачи с риском для жизни. Выделяются также два субпассионарных уровня: 1) ещё способны на какие-то действия, приспособление к ландшафту; 2) не способны на действия, изменения. Постепенно с их взаимоистреблением и давлением внешних причин либо происходит гибель этноса, либо берут своё гармоничники (обыватели).
По мнению Л.Н. Гумилёва, периодически происходят массовые мутации, повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают узкую (до 200 км) территорию, расположенную вдоль геодезической линии и тянущуюся несколько тысяч километров. Особенности их протекания указывают на их обусловленность внеземными процессами. Мутационная природа пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессе на территории, имеющей контуры протяженной узкой полоски и геометрию геодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли. Возможно время от времени на землю попадает луч жесткого излучения от Солнечного протуберанца. Период развития этноса: от момента пассионарного толчка до гомеостаза, по мнению автора гипотезы, занимает не менее 1150 лет.
Некоторые ученые (Виктор Шнирельман и Сергей Панарин) подвергли теорию Гумилёва острой критике, назвав бредом.
Тем не менее, учение Льва Гумилёва имеет историческое подтверждение, с которым сложно спорить.
Цикличность исторических событий заставляет заострить внимание на их периодичность, которая составляет примерно 120 лет. Мною проанализированы и обозначены на графике наиболее значимые в истории России и мира события, зависящие от уровня пассионарности и сплоченности общества. Хочу обратить внимание, что есть исключения, которые только подтверждают правило. График можно продолжать в обе стороны – результат получается вполне предсказуемым. Каждый желающий может это проверить.
Россия сейчас на подъёме. В 2023 году мы пройдем нулевую отметку и пойдем вверх, а наши недоброжелатели в это же время начнут спуск на дно своего развития.
Есть над чем задуматься: где жить и с кем дружить?


Рецензии