О творчестве М. А. Булгакова. Гл. 7

                Истоки чудовищных экспериментов над душами людей.
   (Вслед публикации «Чудовищный эксперимент над жизнью» по произведениям
     М.А.Булгакова).
               Глава седьмая «Продолжение»?
Пора уже, наверное, завершать. И обратимся  напоследок к строкам стихотворения «Первые свидания», гораздо менее, конечно, известного, чем роман М.А.Булгакова, и созданного примерно четверть века спустя:
  Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.
Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: «Будь благословенна!» —
Я говорил и знал, что дерзновенно
Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою тронутые веки
Спокойны были, и рука тепла.
А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря,
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне,
И — боже правый! — ты была моя.
Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ты раскрыло
Свой новый смысл и означало царь.
На свете все преобразилось, даже
Простые вещи — таз, кувшин, — когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.
Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами…
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
 Решила всё-таки привести стихотворение полностью – и не только потому, что автор их, ветеран Великой Отечественной войны Арсений Александрович Тарковский – один                из моих любимых поэтов – однако, его творчество в целом, а не конкретное произведение. Кстати, поэт несмотря на «безбожное» время был человеком верующим, что отражено во многих стихах о войне и вслед её созданным. Оттого, наверное, и не печатали несмотря на боевые заслуги. Не печатали, как и произведения М.А.Булгакова…   
  Итак, не надо быть слишком проницательным, чтобы увидеть, как две последние строки  стихотворения «продолжают» образ «убивающей любви», что «выскакивает из-за угла с финским ножом» в романе «Мастер и Маргарита».
И неважно, общались ли во время жизни земной писатели, читал ли А.А.Тарковский роман, хотя скорее всего – был  с произведением знаком. Связь, как мы видим, слишком явная. И, как оказывается при внимательном прочтении, не только в финале.
Не будет здесь углублённого исследования – просто скажем о том, что очевидно.
Самое начало очень напоминает рассказ Мастера о возлюбленной – вернее,  - любовнице в клинике Стравинского Ивану. И, судя по всему, в стихотворении тоже отразилась тайная связь. Отразилась, очень красиво, а не «реалистично»,  и ночь любви.  И всё, что её «окружает», тоже чем-то напоминает жилище Мастера, когда в нём пребывает Маргарита.
А то, что ближе к финалу, разве не похоже на все «полёты», перемещения во времени и пространстве героев романа?
И тоже слова сакральные: «богоявленье», «отворённые алтарные врата», «благословенна», «преобразилось»  - словно из «другой жизни» и напоминают о романе Мастера, в котором нивелировано Главное.
Потому и финал, как мы видим, трагический – по сути, как и судьба  Мастера                с Маргаритой. Только небольшое стихотворение не может, конечно, показать всю глубину трагедии. Да и «масштаб» поднятых проблем, разумеется, иной.   
(Честно говоря, стихотворение это я прочитала более двадцати лет назад, а мысль о сопоставлении пришла только сейчас - во время работы над романом со студентами. Кстати, это – очень благодатное «свидетельство»)...
  Возвратимся же снова к роману – ни для кого не секрет,  что было несколько черновых вариантов, но остановился писатель всё-таки на том, что известен ныне.  Отчего же, если главный герой сатана?
      Предположу, исходя из всего ранее сказанного, что отразилась в романе великая трагедия – как идут во служение дьяволу Бога, а значит, и смысла жизни лишённые, заблудившиеся в безбожном «пространстве», и «выхода» иного не видящие. Идут, как Маргарита с  букетом мимозы в руках, как Мастер, пишущий роман о Понтии Пилате, при этом о Самом Спасителе забывший.  Идут люди, далеко изначально не худшие.  И Мастер с Маргаритой  - один из великого множества тому примеров.
И, как говорили мы ранее, звучит  в романе сбывшееся пророчество русских писателей, но всё же, наверное, и предупреждение нам, ныне живущим, приход сатаны пережившим и восстановившим Храм Христа Спасителя. (Кстати, именно в том районе, где Храм возвышался, а в годы создания романа варварски разрушен был, попадает  Иван в чужую квартиру, присваивает иконку и венчальную свечу, а после реку переплывает).   
Предупреждение о том, чтобы не слушали искажающего Истину антихриста –                к великой скорби, ныне это не менее «актуально», чем в годы жизни М.А.Булгакова,  –  только сатана теперь о другом «вещает»...
   Творчество М.А.Булгакова понятно, как показывает жизнь, не всем. А потому будем читать великий роман, «вооружившись» знаниями Истины, той, которая делает людей свободными. И не заблуждаться, подобно героям романа…

   


Рецензии
Интересная версия. А почему тогда Маргарита решала, кому прощать грехи (например, девушке с платком)?
С уважением,

Ева Голдева   24.05.2022 18:12     Заявить о нарушении
Маргарита не могла прощать или не прощать грехи. Она попросила за Фриду - "так уж вышло". Она дала надежду.
А "прощает" Воланд. Здесь же всё "перевёрнуто", подобно сатанинскому "кресту"

Гайкова Нина Николаевна   24.05.2022 19:15   Заявить о нарушении