Бабушка Алина. Какой Она была

          Бабушка Алина никогда не красовалась умением лавировать между сложной правильной литературной речью и просторечием. Никогда не было: захочу могу быть интеллигентной, а захочу могу и грубое слово ввернуть. Бабушка Алина разговаривала классической академической речью всегда. Я никогда в жизни не слышала от неё не то, что ругательства или жаргонизма, а даже просторечия. Если Бабушка Вика могла, например, назвать неряшливую женщину «лахудрой», то Бабушка Алина не использовала даже таких безобидных просторечий. Она всегда говорила академическим русским языком и делала это естественно без надрыва без пафоса.
          Бабушка Алина никогда не была бабушкой. Она никогда не была колхозной пролетарской бабушкой в платочке. Даже в старости всегда была изящной стройной хрупкой дамой. Всегда элегантно одевалась.

          Хотя моя мама закончила университет в одном из самых крупных областных центров страны, она рассказывает, что до знакомства с моим Папой, никогда не общалась с такими людьми. С привычкой держать себя, похожей на манеру общения и речи моих Бабушек, моя мама столкнулась только в 1990-е, когда по телевизору стали показывать интервью потомков известных дворянских фамилий.
          Бабушка Алина в повседневности поддерживала такую речевую и бытовую культуру, какую абсолютное большинство людей даже при желании покрасоваться на публику и на пятнадцать минут раз в жизни изобразить не смогли бы. Это вызывало ни с чем не сравнимую досаду и злость у новых родственников моего дяди - брата Отца. Их – людей, считающих, что аристократизм определяется по способности оттопыривать мизинец за чашкой кофе – невыносимо раздражало, что сколько они не нажили хрусталя и ковров, а так и на подходах близко не стали к тому аристократизму, который был в моих Бабушках в лёгкую даже в жизни со скромным достатком. 

         Кто мог знать в 1914 году, в какую чистую святую женщину вырастет моя бабушка Алина? Всю жизнь только забота о родителях, о племянниках, о детях племянников, работа и церковь. Для меня Бабушка Алина святая. В православных святцах есть огромное количество святых, канонизированных по политическим мотивам. Не понимаю, каким образом то, что Борис и Глеб были детьми князя Владимира, автоматически выделяет их из огромного количества других людей, умерших насильственной смертью? Таких примеров очень много. Для меня чистота, духовная красота, душевное благородство и, к моему горю, мученичество Бабушки, делает её святость в моих глазах много-много более очевидной, чем формальная святость многих людей, канонизированных по политическим причинам.
         Вот так растишь ребёнка, волнуешься о его будущем, о том, как сложится его жизнь, а потом узнаёшь в какой-нибудь следующей реинкарнации, что новые «родственники» бросили твоих девочек умирать в одиночестве на волю чужих людей, как собак на живодёрню. И не просто бросили, а бросили в живодёрню подальше, так, чтобы не отдавать государству скромную недвижимость в обмен на содержание в доме престарелых.   
         Мне просто нечего рассказать о Бабушке Алине кроме того, что она, для меня, святая. Бабушка всю жизнь прожила вначале с родителями, а потом с семьёй младшей сестры. Своих романтических отношений с противоположным полом у Бабушки никогда не было. Она прожила жизнь монахини в миру. Работала фармацевтом, помогала воспитывать племянников и их детей и ходила в церковь. Всю жизнь бабушка Алина заботилась о том, чтобы дети были крещены, а усопшие отпеты.

          На фотографии моя любимая бабушка – Алина Антоновна Варш – родная тётя моего Папы.


Рецензии