Воспоминания, и не только...

Проезжая как-то мимо здания нашего университета у Золотых ворот, я вдруг поймал себя на мысли, что ведь бо́льшая часть моей жизни, с сентября 1966 года, связана с этим красивым зданием в самом центре нашего замечательного города.  Золотые ворота знают все, они многократно воспеты в стихах и песнях! Здесь я занимался со своими студентами, здесь проходили мои сольные фортепианные концерты, концерты студентов моего класса, здесь прошёл и мой первый авторский концерт...

Но хочется вспомнить все с самого начала. Во Владимир я приехал навестить своего друга-музыканта, который и сообщил мне, что в педагогическом институте открывается музыкально-педагогический факультет. Владимир, о котором я раньше только читал в учебниках истории, мне сразу пришелся по душе, поэтому раздумья были недолгими. Помню свое первое впечатление, когда подошёл к нашему всеми любимому зданию у Золотых ворот, с восхищением осматривая его архитектурные особенности (одно время фотография нашего здания входила в туристический набор открыток города), мелькнула мысль: «Неужели я буду работать в таком замечательном здании?!» (Через много лет точно таким же впечатлением поделился со мной и В. А. Кузоватов).

Первым деканом факультета был Файк Измайлович Мустафаев, роскошный баритон, заслуженный артист Азербайджанской ССР — импозантный мужчина яркой восточной внешности, человек активный и коммуникабельный. Заведовала кафедрой его жена, Анна Фёдоровна Самойлова, тоже заслуженная артистка Азербайджана.  А на должность первого заведующего кафедрой истории музыки и специального инструмента пригласили Игоря Арсентьевича Дурнева — весёлого и обаятельного человека, теоретика и пианиста, к сожалению, очень рано, в 36 лет, ушедшего из жизни.

Очень хорошо помню первые вступительные экзамены на факультет летом 1966 года. В нашем здании ещё не было ни одного музыкального инструмента, поэтому экзамены проходили в помещении музыкального училища (теперь там расположена Детская школа искусств № 2).  В состав приемной комисии входили: С. А. Аракелов, П. А. Лушников (дирижирование), С. Х. Хасанов, А. Ф. Самойлова (вокал) и я (фортепиано). Возглавлял комиссию Ф. И. Мустафаев.

Первый курс нашего вновь открывшегося факультета очень хорошо запечатлелся в памяти. Среди них было много одарённых людей, которые впоследствии сыграли, да и теперь играют, нёмалую роль в культурной жизни нашей  –  и не только нашей – области.  Достаточно назвать И. Серова, В. Марову, С. Гужаева, Л. Заржицкую, А. Краснова, М. Чернову, В. Ершова и др.  Большинство из них закончили Владимирское музыкальное училище и уже были достаточно подготовленными музыкантами.

Но случались на приемных экзаменах и курьёзы. Один молодой человек на просьбу назвать кого-либо из «Могучей кучки» уверенно выпалил: Бах.  «Подожди, дорогой, — мягко остановил его Ф. И. Мустафаев, — не торопись, это же русские композиторы». нёмного поразмыслив, абитуриент ответил: Глинка.

На обсуждении результатов экзаменов Ф. И. Мустафаев доверительно поделился с нами: «Меня просят подыскать кандидатуру директора в районную музыкальную школу. Порекомендую-ка я его: все-таки мужчина представительный, уверенный в себе — думаю, он подойдет».  Не знаю, стал ли горе-эрудит директором, но в списках студентов его не оказалось.

Первое время я был единственным преподавателем класса фортепиано, и весь курс занимался у меня. Приходилось проводить занятия по 15-20 минут, около класса выстраивалась очередь, как к зубному врачу. Вскоре пригласили москвичку Н. М. Руманову, проработавшую несколько лет.  А заведующим кафедрой был приглашен из Новосибирска А. В. Рыбалкин — композитор, баянист, заслуженный работник культуры. Также из Новосибирска приехала и И. М. Леонтьева. Она достаточно долгое время была деканом факультета.  Замечательная женщина, прекрасный педагог класса дирижирования, концертмейстером в классе которой работала Инна Степнова — ныне доцент кафедры Инесса Ивановна Милашевич, талантливый музыкант.

Одной из самых ярких личностей за нашу многолетнюю историю факультета считался Евгений Александрович Финченко — образованнейший музыкант, прекрасный теоретик, хорошо владевший фортепиано (в Ташкентской консерватории он три года совмещал теоретический факультет со специальным фортепиано).

На его лекциях студентам скучать не приходилось — они словно попадали в театр одного актёра. Живая, образная речь сопровождалась яркими музыкальными примерами, попутно вспоминалась забавная история или даже весёлый анекдот. Конечно, он был лектор милостью Божьей (из семьи потомственных педагогов).  Помнится, декан факультета, профессор, Заслуженный деятель искусств Ю. П. Борисов на собрании как-то сказал: «Некоторые педагоги приходят ко мне с жалобами на плохую посещаемость их лекций. Только у одного преподавателя этой проблемы нет — у Евгения Александровича Финченко». А как студенты готовились к зачётам и экзаменам по его дисциплине! За месяц до экзамена весь курс сидел в библиотеке с наушниками, слушая пластинки. Многие педагоги по специальному инструменту, замечая некоторую вялость в игре своих учеников, слышали в ответ: «Так у нас же Финченко через неделю!» И всем всё было понятно.

Я думаю, что многие замечали один удивительный парадокс. Строго говоря, по внешним данным его никак нельзя было назвать красивым. Но этого никто не замечал. Стоило ему заговорить (а он почти всегда говорил с юмором и улыбкой), и его удивительно живая мимика и природная артистичность полностью преображали его облик, и вы видели перед собой обаятельнейшего человека. А студенты его просто обожали. Часто можно было встретить его, возвращающегося с лекции, окруженного группой студентов. Оживленная беседа продолжалась и доро́гой.

Важно отметить то обстоятельство, что ученое звание доцента ему было присвоено не совсем обычно. Теоретикам полагается защищать диссертацию, но Евгений Александрович оставил аспирантуру по состоянию здоровья (в молодости он перенес инфаркт), однако его печатные работы были хорошо известны московским ученым, которые и утвердили его в звании доцента без защиты.

Евгений Александрович много читал, любил книги, даже сам их переплетал на своем станке. Часто, заметив у меня потрепанную книгу, сам предлагал переплести и через некоторое время с гордостью возвращал неузнаваемую книгу в новом переплете. Все его пластинки были одеты в плотные пакеты и находились в идеальном порядке. Мы часто обменивались записями, и меня поражало то, что он без всякого каталога моментально находил нужную пластинку.

В последние годы он очень заинтересовался нашим историческим прошлым, постоянно читал вновь вышедшие книги по русской истории. Он и сам писал книгу о музыкальном прошлом Владимирской области XVII—XVIII вв. К сожалению, он не успел её завершить, но большие фрагменты из неё опубликованы в трудах школы «Возрождение» (где он одно время преподавал) по инициативе нашей выпускницы, ныне её директора Н. А. Сульман.

С каждым годом факультет пополнялся новыми педагогами. Из самых первых назову Н. Г. Баннову, Э. В. Синкевич, Г. А. Галат, Т. А. Рыжикову, И. А. Левицкую, И. В. Левину, А. В. Красюка. Несколько лет работал у нас талантливый баянист и композитор В. М. Бонаков. Постепенно стало вырисовываться творческое лицо факультета. Педагоги регулярно выступали на сцене. Интересно проходили вокальные вечера Э. В. Синкевич и Г. А. Галат; В. М. Бонаков, А. В. Рыбалкин и я исполняли свои сочинения. Серьёзные программы хоровой музыки отлично звучали под управлением Н. Г. Банновой, Л. Т. Ниссенбаума, И. М. Корчмарского, Л. П. Вейлерт, а приехавшие позже Э. М. Маркин и Н. А. Колесникова стали впоследствии видными деятелями отечественного хорового искусства.
После недолгого заведования нашей кафедрой Н. Д. Бордюг (ныне профессор Нижегородской консерватории) преподаватели класса основного инструмента были выделены в самостоятельную кафедру.  Произошло это после приезда Е. И. Перевертайло – опытного педагога, доцента Бакинской консерватории.  С И. А. Левицкой они составили отличный фортепианный дуэт и исполнили несколько интересных программ.

Заметно оживилась исполнительская деятельность педагогов-пианистов после приезда Г. А. Садыховой. Она не только сама давала сольные концерты, но и как заведующая кафедрой увлекала всех нас. 

А после того, как в наш коллектив влились молодые музыканты из Нижегородской консерватории И. Михайлова, В. Кузоватов, С. и А. Глуховские, концертная жизнь забила ключом. Помню, по инициативе Г. А. Садыховой были исполнены все фортепианные концерты Л. Бетховена, проведены юбилейные концерты, посвящённые Ф. Шуберту, Ф. Шопену, Р. Шуману, П. И. Чайковскому... Волнующим событием для всех нас стало участие В. А. Кузоватова во Всесоюзном конкурсе имени С. В. Рахманинова. Он обыгрывал программу перед членами нашей кафедры, все давали ему добрые советы. После того как Виктор Александрович стал дипломантом этого конкурса, он, конечно же, сыграл в нашем зале сольный концерт. Яркое впечатление оставило в памяти наше выступление в Московском государственном педагогическом институте. В нём приняли участие и недавно пришедшие работать на факультет Г. А. Рудецкая и А. О. Сонин.

Конечно, всё это не могло не сказаться на общем уровне студентов. К нам стали приезжать одаренные выпускники музыкальных училищ Иванова, Кирова, Ярославля. Постоянно проходили классные концерты и кафедральные конкурсы. Неудивительно, что, когда наши студенты стали принимать участие во Всесоюзном конкурсе среди педагогических вузов в г. Куйбышеве, они всегда выступали успешно.  Лауреатами и дипломантами этого конкурса в разные годы стали Л. Надирова, У. Иванова, С. Молчагин (класс Г. А. Садыховой), М. Леонова, Е. Кривошеина (класс С. Р. Зубковского).  М. Леонова, ставшая вскоре Зубковской, после конкурса три года подряд играла сольные концерты.  Без её помощи и участия я, вероятно, не смог бы сделать целую программу переложений для двух фортепиано произведений Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Э. Грига, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, Л. Бернстайна.  Эту программу мы играли во многих музыкальных школах и педагогических колледжах области, а затем по приглашению профессоров Г. М. Цыпина и А. Г. Каузовой в Московском государственном педагогическом университете.

Конечно, многие наши выпускники остаются работать на факультете, а некоторые помимо педагогики всерьёз занимаются и концертно-исполнительской деятельностью. В. В. Шмонина как солиста помнят не только владимирские, но и многие зарубежные слушатели. Много лет работала в филармонии М. В. Фокина, и её выступления всегда восторженно принимали слушатели.  Л. Р. Сёмина нашла свой интересный путь в эстраде, прекрасно поёт сама и воспитала плеяду интересных исполнителей.

Бесспорно, гордостью факультета является наша выпускница, а затем выпускница РАМ им. Гнесиных, солистка Новосибирского оперного театра Екатерина Гусева. Она вернулась в родные пенаты и со свойственным молодости энтузиазмом и вдохновением делится опытом искусства пения со студентами на уроках вокала и в оперном классе.

Показательно, что многие наши выпускники не только работают на факультете, но и занимают руководящие должности. По-моему, это убедительно говорит о замечательном принципе преемственности. Среди них люди по-настоящему состоявшиеся, пользующиеся заслуженной известностью в научном мире. Р. А. Куренкова, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой художественного образования, автор нескольких книг, в том числе и о нашем факультете, воспитывает молодых учёных. Многие годы работает в должности декана один из ярких наших выпускников профессор П. В. Анисимов. Заведует нашей кафедрой заслуженный учитель России, профессор В. В. Михайлов, много сделавший на ниве музыкального воспитания школьников. В разные годы заведовали кафедрами хорового дирижирования И. П. Воропаева и А. Н. Тимофеева. Не так давно вошла в наш коллектив кандидат педагогических наук С. И. Дорошенко. И это далеко не полный перечень наших выпускников. Есть чем гордиться факультету в свой 40-летний юбилей!

Лейли́ Надирова пронеслась в жизни нашего факультета как яркая комета, угасшая на самом пике своего взлёта.

Я знал её с тех давних пор, когда она по-детски называла меня «дядя Серёжа», и до того времени, когда я советовался с ней как с научным руководителем факультета по поводу своих печатных работ. По своему отношению к окружающим её людям она не менялась никогда, была всегда приветливой, доброжелательной, остроумной. Очень любила шутки и всегда по-детски заразительно смеялась. Удивляло уже в юношеские годы разнообразие её интересов, страсть к чтению, особенно к классической литературе.      
 
Чувство к слову у неё проявилось с раннего детства, в семь лет, будучи ученицей ЦМШ г. Баку, написанные ею стихи были опубликованы в столичной «Пионерской правде». Она и позже, на протяжении всей жизни писала стихи, но только для себя, не показывая никому. Прекрасно рисовала. Иногда люди, обладая способностями в разных областях, мечутся, не сумев выбрать свой путь, и жизнь их складывается сумбурно, безрезультатно. Нужно иметь прочный внутренний духовный стержень, чтобы не растеряться, не разбрасываться и безошибочно выйти на предназначенную дорогу. Думается, эта напряженная внутренняя работа не покидала Лейли на протяжении всей её короткой жизни. Но внешне это никогда не было заметно. Она очень много общалась, всегда находилась в гуще студенческой жизни, была непременным инициатором юмористических, подчас довольно острых номеров студенческих капустников.

Её игру я услышал в музыкальном училище, где она занималась у Э. Г. Мартьянова. Лейли играла такие серьёзные произведения, как 17-ю сонату Л. Бетховена и концерт Р. Шумана. Помню, меня сразу поразила не столько её техническая оснащенность, сколько самостоятельность и уверенность в том, что она делает.

Конечно, по окончании музыкального училища она могла бы учиться в какой-либо престижной консерватории, но уже тогда проблемы со здоровьем не позволили это сделать.

По окончании института Надирова могла бы быть оставлена на факультете, но она решила иначе. Лейли начала вести уроки музыки в общеобразовательной школе. Быть может, интуиция подсказала ей, что необходимо пройти все ступени педагогической деятельности, которые помогли ей впоследствии составить стройную систему своих научных взглядов. К тому же, мне кажется, её активная натура, открытая людям, не могла ограничиться одним исполнением на рояле или, скажем, только кабинетной научной работой. Ей необходимо было живое общение с людьми, в ней глубоко коренились уже тогда пробуждавшиеся миссионерские тенденции. Символично поэтому и заглавие её последующей книги «Струны общности». Она даже в своих сольных концертах иногда предваряла исполнение словесным высказыванием, интересными ассоциациями.

Конечно, Лейли училась отлично по всем предметам. Помнится, на одной из студенческих конференций она сделала доклады сразу на трёх кафедрах, получив первые премии. В студенческие годы она стала играть сольные концерты. Обычно её влекли масштабные произведения, требующие цельной концепции, серьёзного творческого осмысления. Эти выступления всегда были значительными событиями музыкальной жизни факультета. Музыку она ощущала удивительно своеобразно – одновременно и интуитивно, и глубоко сознательно.  Вероятно, именно поэтому трактовки исполняемых ею произведений были так оригинальны и всегда запоминались.

Помню, как меня поразило её исполнение известной сонаты А. Скарлатти. Как раз незадолго до этого по ТВ транслировали запись концерта В. Горовица, где он гениально её исполнял. А Лейли сыграла её совершенно по-иному, без тени подражания, по-своему, очень интересно и убедительно.

До сих пор помню её исполнение сонат Д. Скарлатти, фантазий Ф. Шопена, сонат Ф. Шуберта, концертов В. Моцарта и Ф Листа.  А запоминается, как известно, то, что производит сильное впечатление...

Когда на наш факультет пришла программа Всесоюзного фортепианного конкурса среди студентов педагогических вузов в г. Куйбышеве, Лейли решила принять в нём участие. Вместе со своим педагогом Г. А. Садыховой начала тщательно готовиться. Программа конкурса была весьма серьёзна и обширна. В трёх турах должны были быть исполнены произведения различных эпох и стилей, а на последнем — концерт с оркестром.

От нашего факультета направлялись три студентки, прошедшие строгий отбор на кафедральном прослушивании. Поехала с ними Г. А. Садыхова, которую включили в жюри конкурса. Поначалу, как мне рассказывали, к владимирцам отнеслись недоверчиво-снисходительно, но после их игры на первом туре отношение изменилось. Все трое перешли с высокими баллами на второй тур, а Лейли стала победительницей конкурса. На третьем туре она блестяще исполнила концерт Листа и получила I премию. Это, пожалуй, был её первый серьёзный творческий успех в жизни. Она исполнила этот концерт по возвращении в своей сольной программе, а затем и с Ярославским симфоническим оркестром.

Отработавшую несколько лет в школе Лейли пригласили в состав преподавателей нашего факультета.  Работала она очень увлеченно, любила своих студентов, и они отвечали ей взаимностью.  Постоянно играла сольные концерты, радуя нас новыми интересными программами.  А научной, исследовательской деятельностью она занималась, по-видимому, постоянно, это было для неё так же естественно, как играть на рояле, читать книги.  Неудивительно поэтому, что она весь сложный путь от ассистента до профессора прошла необычайно быстро.  Практически без перерыва она закончила аспирантуру и докторантуру, в 35 лет защитила докторскую диссертацию.

Её диссертация, вышедшая затем книгой, посвящена одной из современных категорий гуманитарных наук – эмпатии, смысл этого слова – «вчувствование, проникновение» в мир другого человека.  Излишне говорить, насколько современна эта тема в наше сумбурное и нетерпимое время, как важно внедрить во всех областях нашей жизни гуманные идеи в юные души. Очень советую прочитать всем её книгу «Струны общности».  Книга написана густо.  Это не лёгкое чтение. Известно, что любая серьёзная проблема имеет бесконечную глубину,  и каждый погружается на ту глубину, на которую способен.  Лейли погрузилась глубоко, это увидит каждый, кто будет читать эту книгу.  И каждому захочется узнать для себя что-то ещё, о чём-то ещё подумать.

Она успела много.  Перспективы впереди были ещё бо́льшие...

Вспоминая ушедших коллег-музыкантов, создававших творческую атмосферу нашего факультета, мы, естественно, скорбим, но, думается, не стоит забывать старые, задушевные и мудрые слова, написанные почти 200 лет назад В. А. Жуковским и звучащие всегда современно:

О милых спутниках, которые наш свет
Своим присутствием для нас животворили,
Не говори с тоской — их нет,
Но с благодарностию — были...

Но жизнь идет вперед.  Г. А. Садыховой присвоено высокое звание «Заслуженный деятель искусств», и она утверждена в научном звании профессора, доценту Н. Н. Назарову присвоено звание Заслуженного работника культуры, с большими успехами в российских и международных конкурсах работает на факультете Т. В. Савостъянова, талантливо работает в классе сольного пения концертмейстер Алла Загоруй, продолжает умно и требовательно вести теоретические предметы Г. Л. Михайлова. Пианист А. О. Сонин неожиданно для всех открыл в себе талант дирижёра и радует нас замечательными выступлениями руководимого им филармонического камерного оркестра.  Естественно влилась в наш педагогический коллектив моя сокурсница по институту им. Гнесиных Л. О. Тихонова.  Её профессионализм и отличная работа помогли ей в короткий срок пройти путь до профессора кафедры, а её книга о К. Черни получила прекрасный отклик не только у владимирских коллег, но и у московских музыкантов.

С энтузиазмом и любовью к студентам руководит хоровыми классами доцент Н. И. Ржеутская.  Заслуженный артист России, профессор А. А. Лемешкин уже много лет работает на факультете. Известный пропагандист творчества нашего земляка А. Фатьянова, он стоял у истоков Всероссийских Фатьяновских праздников в г. Вязники.  Т. Д. Дмитрик сумела организовать на базе факультета детский хор, который с успехом выступал во многих престижных залах России.  Л. Н. Высоцкая недавно защитила диссертацию и вновь погрузилась в учебную и воспитательную работу, назначена заместителем декана. С любящими её студентами Ю. Б. Акбари ведёт просветительскую работу в общеобразовательных школах и лицеях города и области, открывая для юных слушателей знакомые и забытые произведения классической музыки. Безвременно ушедшая Т. Северова, талантливый музыкант, работала на факультете и прекрасно руководила детскими ансамблями. На областном радио много сделали для пропаганды музыкального искусства Ю. Зинякова и Я. Тарасова.

Хочется вспомнить каждого, но это ведь не официальная история факультета, а мои личные воспоминания и впечатления, поэтому прошу извинения у тех коллег, которых не успел упомянуть. Надеюсь, нашему факультету предстоит ещё долгая жизнь, и мои скромные воспоминания будут не раз дополняться новыми «летописцами».

Опубликовано: «Учитель музыки: прошлое, настоящее, будущее». Сборник статей / Под ред. П. В. Анисимова, В. В. Михайлова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – с. 5-13


Рецензии