Переходный период в Крыму



К 10-летию воссоединения Крыма с Россией

Переходный период в Крыму
(2014 – 2020 годы)

Федеральным конституционным Законом Российской Федерации от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» были определены основные первичные задачи, которые необходимо было решить в переходный период до 1 января 2015 года.
1.Признание гражданства России у граждан, постоянно проживающих в Крыму и Севастополе, с получением ими паспортов и иных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.
2.Решение вопросов военной службы и военной обязанности, в том числе: призыва в Вооруженные Силы РФ, создание на территории Крыма и Севастополя воинских частей, военных комиссариатов, решение других вопросов.
3.Формирование органов государственной власти и местного самоуправления путем проведения выборов в сентябре 2015 года.
4.Создание в Крыму и Севастополе правоохранительных органов Российской Федерации: прокуратуры, судов, полиции, следственных комитетов нотариата, адвокатуры и других.
5.Переход на зарплаты, пенсии и гарантии, действующие в Российской Федерации, в сфере социальной защиты и охране здоровья граждан.
6.Формирование бюджетов и сбор налогов по законам и принципам Российской Федерации.
Этим законом было предусмотрено решение в Крыму и Севастополе ряда других важных задач по организации жизни граждан в связи с переходом в состав Российской Федерации.

Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на присоединяемых территориях на момент присоединения – автоматически были признаны  гражданами России. Отказаться от признания гражданином РФ разрешалось в течение одного месяца с момента присоединения. Паспорта новым гражданам РФ выдавались в течение трех месяцев с момента включения Республики Крым в состав РФ. Государственными языками Республики Крым признаны: русский, украинский и крымско-татарский языки.

Новые организации и индивидуальные предприниматели после принятия закона о «Переходном периоде» стали регистрироваться в соответствии с Федеральным законом РФ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Следует отметить два принципиальных отличия от регистрации остальных российских предпринимателей и организаций.

Во-первых, жители Республики Крым и города Севастополь до 2015 года освобождались от уплаты госпошлины за государственную регистрацию юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Во-вторых, до создания нотариальной палаты Республики Крым и нотариальной палаты города федерального значения Севастополя нотариальные действия на их территориях совершались лицами, уполномоченными на это в соответствии с законодательством Украины, соответственно, заверять документы для регистрации могли тогда  нотариусы Украины. Все ранее зарегистрированные юридические лица и предприниматели могли продолжать работать.

Документы, подтверждающие право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, выданные компетентными органами Украины, продолжали действовать без ограничений.

Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории Республики Крым и Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым, признанные гражданами РФ или приобретшие гражданство РФ, получили право на  пенсии, пособия и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством РФ. Общая сумма материального обеспечения неработающих пенсионеров из числа таких граждан и лиц, не могла быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 31 марта 2014 г. № 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", гражданам, являвшимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя, в дополнение к назначенной им пенсии доплачивали ежемесячную выплату:
• с 1 апреля 2014 года – в размере 25%;
• с 1 мая 2014 года – в размере 50%;
• с 1 июня 2014 года – в размере 75%;
• с 1 июля 2014 года – в размере 100%.

На момент вхождения Крыма в состав России средняя зарплата там составляла 11,1 тыс. рублей, в России – 25,5 тыс. рублей, средняя пенсия – 5,7 тыс. рублей, в России – 9,9 тыс. рублей.

Крым всегда был привлекателен для инвесторов с точки зрения его географического положения, климатических условий и природных возможностей. Сюда в постсоветский период уже пошли российские инвесторы, которые возрождали  недостроенные и разрушенные санатории и здравницы, строили  и открывали  гостиничные комплексы.

После воссоединения с Россией в Крыму стали решать проблемы, которые не решались годами. Значительные изменения стали происходить в здравоохранении. С апреля 2014 года врачи, медсестры и другие работники больниц Крыма стали получать зарплату в российских рублях, их украинская зарплата в гривнах была умножена на коэффициент 3,8 по курсу рубля. В мае всем работникам больниц зарплата была увеличена на 25%, в июне – еще на 35%, в июле – на 50%, то есть они стали получать зарплату в 2,1 раза больше, чем получали при Украине.

С лета 2014 года установили бесплатное лечение больных в стационарах с 3-х разовым горячим питанием. В сравнении с Украиной снабжение больниц на одно койко-место в сутки было увеличено в 16 раз, на питание – в 8 раз. За первый год нахождения в России в медицинские учреждения Крыма поступило 160 машин скорой помощи, 49 рентгеновских аппаратов, 5 компьютерных томографов.

В июле  2014 года вышел закон Республики Крым по оформлению и переоформлению прав граждан и юридических лиц на земельные участки.
В августе 2014 года был образован Госкомитет по государственной регистрации и кадастру Крыма. До того времени в Крыму не взимали с домовладельцев налоги на землю и на имущество. Порядка в регистрации объектов недвижимости не было. Дошло до того, что домовладельцы в течение нескольких месяцев и лет пытались отыскать необходимые документы для регистрации объектов недвижимости и земли в личную собственность.

Кроме наведения порядка с поземельными книгами, государственными актами, договорами аренды по всем объектам недвижимости и участкам земли, всю эту информацию необходимо было перенести в цифровой формат.

  Указом Президента России были полностью реабилитированы крымские татары. С 8 октября 2014 года началось официальное оформление земельных участков, самовольно захваченных крымскими татарами при Украине. Были  зафиксированы 1452 га самовольно захваченной земли, на которой  сооружено 2545 строений. До 2014 года земельные участки в Крыму нередко распределялись через посредников – общественные татарские организации «Меджлис», «Себат», «Авдет» и другие. Поэтому некоторые крымские татары смогли получить по несколько земельных участков и перепродавать их. По состоянию на 1 октября 2014 года из земель, самовольно захваченных татарами, 410,6 га принадлежало государственным предприятиям, 90 га были до этого поделены на паи и 32 га – в аренде.

По новому закону Республики Крым каждый житель полуострова  был вправе один раз за свою жизнь бесплатно получить в собственность занятый им земельный участок от 5 до 10 соток. Это при условии, что он являлся нуждающимся в жилье, то есть на каждого члена семьи приходилось менее 13 квадратных метров жилой площади.
 
За время переходного периода с марта 2014 года и до 1 января 2015 года в Крыму проявились первые тенденции роста. Так производство продукции сельского хозяйства за 2014 год возросло на 9,7%, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях – на 20,2%. При этом производство продукции растениеводства увеличилось в среднем на 32,3%,  а на аграрных предприятиях - на 45,4%.

Номинальная заработная плата за  2014 года  на 29,6% превысила  размер заработной платы за  2013 года. Численность зарегистрированных безработных с начала года сократилась на 12,1% и составляла 15,2 тыс. человек.
Таким образом, за первый год переходного периода были решены основные организационные вопросы в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации.

Долголетняя мечта большинства крымчан в 2014 году осуществилась, войдя в состав России, жители Крыма отстояли своё право на русский язык, русскую историю и русскую культуру, избавились от насильственной языковой и политической украинизации и сохранили мир на полуострове.

В связи с необходимостью решения многих задач жизнеобеспечения населения, срок переходного периода в Крыму со временем был продлен до 2020 года. В связи с воссоединением Крыма с Россией самопровозглашенная украинская власть организовала информационную, банковскую, водную, энергетическую и продовольственную блокаду полуострова. Первым недружелюбным актом  было перекрытие Северо-Крымского канала, по которому днепровская вода снабжала значительную часть степного Крыма.

С 4 апреля 2014 года началось уменьшение расходов воды на головном сооружении Северо-Крымского канала, и на всех перегораживающих сооружениях. Подача ее на Крым в течение нескольких дней сократилась в 21 раз. Канал на территории Херсонской области украинскими властями был взят под усиленную охрану, и Управление Северо-Крымского канала в Таврийске получило указание закрыть шлюзы на перегородке вблизи границы с Крымом, после чего приток воды на территорию Крымского полуострова почти полностью прекратился.

7 мая 2014 года было опубликовано сообщение о том, как на территории Херсонской области, примерно в 15 км от границы с Крымом, возводится дамба. После строительства дамбы «лишняя вода» по одному из сбросных каналов стала сбрасываться в залив Черного моря, осушая русло Северо-Крымского канала.
В условиях отсутствия днепровской воды орошаемое земледелие Крыма понесло значительные убытки. В Крыму произошло сокращение площади орошаемых земель с 400 тыс. до 17 тыс. гектаров, поливаемых из местных источников за счет местных водохранилищ. В Крыму начались перебои с водоснабжением.

Проблема водоснабжения Крыма была частично решена за счет использования подземных источников, бурения новых артезианских скважин, очистки и заполнения дождевой водой и водами рек водохранилищ. Однако  проблема подачи воды для орошения полей полностью не решена, особенно на севере полуострова.
 
Другой проблемой для Крыма после воссоединения с Россией стало энергоснабжение. Около 80% электроэнергии ранее поступало Крым с территории Украины.  Сначала на территории Украины  в ночь на 6 октября 2015 года  повредили высоковольтную опору линии Мелитополь-Джанкой. Затем в пятницу, 20 ноября 2015 года,  в Херсонской области были подорваны две из четырех линий электропередач. Взрывы в Херсонской области произошли у опор всех четырех линий, однако по двум ЛЭП поставки электричества были продолжены, поскольку их опоры получили повреждения, но не упали. В ночь на воскресенье, 22 ноября, были подорваны опоры двух оставшихся ЛЭП, по которым электроэнергия поступала в Крым. Поставки электроэнергии в Крым с территории Украины полностью прекратились.
 
Крымские предприятия из-за отсутствия необходимой электроэнергии были остановлены. В Крыму были вынуждены срочно наращивать объем собственной генерации за счет местных электростанций, дизель-генераторных установок и мобильных электростанций. Многие эти установки были срочно переброшены с материка на полуостров.

 2 декабря 2015 года была запущена первая нитка энергомоста из Кубани в Крым, которая была проложена в очень сжатые сроки. Ее запуск позволил в полной мере начать отопительный сезон. 15 декабря запустили вторую линию первой очереди энергомоста «Кубань-Крым».

В первой половине 2016 года энергетическая блокада Крыма была полностью снята Россией. 14 апреля открыли третью нитку электромоста, а 11 мая – четвертую, выведя его на полную мощность. В связи с этим власти Крыма отменили режим чрезвычайной ситуации с электроснабжением.

После вхождения Крыма в состав РФ украинские банки отказались возвращать вклады жителям региона. Около 50 украинских банков, находившихся в Крыму до марта 2014 года, закрыли свою деятельность, а денежные средства жителям полуострова не вернули. Украинские банки вывезли из Крыма все наличные средства и вывели безналичные счета.

Обязанность компенсировать потери крымчан, чьи вклады не превышали 700 тысяч рублей,  взял на себя Фонд защиты вкладчиков, который возместил крымчанам более 27 миллиардов рублей. Наибольшие невыполненные финансовые обязательства остались у Приватбанка. Власти Крыма для выплат крупных вкладов приняли решение национализировать крымское имущество украинского олигарха, владельца банка Игоря Коломойского.

23 ноября 2015 года президент Украины Порошенко обратился в правительство с требованием прекратить грузовое и железнодорожное транспортное сообщение и товарооборот с Крымом, что было немедленно исполнено. 16 декабря правительство Украины приняло решение о запрете поставок товаров и услуг в Крым и из Крыма.
 
Жители Крыма при поддержке федеральной власти Российской Федерации с честью вышли из экономической и информационной блокады полуострова.

Изменения, происшедшие в Крыму (2014-2020 годы). Многое изменилось в Крыму после воссоединения с Россией. Согласно  данных  Министерства экономического развития РФ, в период с 2014 по 2020 год в Крыму было введено в эксплуатацию и реализовано 402 объекта и мероприятия, из них 216 объектов капитального строительства и 186 мероприятий в разделе «прочие нужды», из них:
- объекты дошкольного образования – 34;
- объекты общего образования – 6;
- объекты здравоохранения – 47;
- объекты газоснабжения – 21;
- объекты дорожного строительства – 21;
- прочие объекты – 273.

Согласно данных  Статистического ежегодника Республики Крым за 2019 год (официальное издание, Симферополь, 2020 год), многие показатели жизни крымчан значительно улучшились даже в сравнении с 2015 годом, не говоря уже об украинском периоде. Привожу сведения из этого ежегодника.
2015 год 2019 год
Всего жителей Крыма (чел.) 1895,9 тыс. 1912,6 тыс.
Число безработных (чел.) 7,4 тыс. 5,3 тыс.
Среднедушевой доход (руб.) 15,7 тыс. 22,3 тыс.
Среднемесячная зарплата (руб.) 22,4 тыс. 32,7 тыс.
Объем строительных работ (руб.) 3,3 млрд. 137,2 млрд.
Ввод жилой площади (кв. м.) 253 тыс. 800 тыс.
Инвестиции в основной капитал (руб.) 47,6 млрд. 223,8 млрд.
Прожиточный минимум (руб.) 8926 10456
Имели доход ниже прож. минимума (чел.) 23,1 тыс. 17,2 тыс.
Зарегистрировано прав на жилье 15161 35664
Получено продукции с/х (руб.) 50,1 млрд. 55 млрд.
Бюджет Республики Крым (руб.) 95,8 млрд. 192,7 млрд.
В том числе:
Собственные доходы (руб.) 31,3 млрд. 62,8 млрд.
Субсидии из федерального бюджета (руб.) 18,4 млрд. 77,6 млрд.
Субвенции из федерального бюджета (руб.) 3,4 млрд. 4,6 млрд.
Дотации из федерального бюджета (руб.) 41,8 млрд. 43 млрд.

Никогда ранее  на полуострове не возводили объекты инфраструктуры такими темпами, как за первые 7 лет нахождения Крыма в составе России. Благодаря большим вливаниям в бюджет Крыма из федерального бюджета, а также частным инвестициям были возведены ключевые сооружения новой транспортной и энергетической сферы: Крымский мост, трасса «Таврида», которая проходит через весь полуостров, электростанции - Таврическая и Балаклавская, энергомост  Кубань-Крым, новый международный аэропорт «Симферополь». Построены электростанции, больницы, школы, детские сады и множество других инфраструктурных объектов.

Провели  ремонт и дооснащение в Евпатории Центра дальней космической связи, который после передачи в 1990-е годы Украине, бездействовал. С 1 декабря 2014 года этот комплекс получил статус Главного Центра испытаний и управления космическими средствами. С того времени Центр снова приступил к управлению российскими космическими аппаратами и подключился к системе контроля космического пространства.

Крымская экономика, стартовавшая с низкой базы 2014 года,  поддерживаемая федеральной целевой программой по развитию полуострова, росла опережающими темпами по сравнению с большинством других регионов. За 2015 года валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения в России упал на 0,8%, а в Крыму он вырос на 7,5%. В последующие годы он продолжал расти: в 2016 году вырос на 5,6%, а в 2017 году — на 3,8%, в последующие годы темпы роста по-прежнему оставались выше среднероссийских.

Показатель соотношения доходов и прожиточного минимума в Крыму ниже среднего по России. Средний доход в республике в 2018 году составлял 2,3, в Севастополе — 2,6 прожиточного минимума, тогда как в целом по России доход в тот год превысил прожиточный минимум в 3,15 раза. Но покупательная способность в Крыму выросла на 36% за первые пять лет.
 
При Украине в 2013 году средняя зарплата жителей полуострова была 2850,2 гривны, или чуть более 11 тыс. рублей.   За первый переходный 2015 год среднегодовая зарплата в Крыму выросла до 22,4 тыс. рублей.
 
  Расходы бюджета республики на 2020 год были запланированы на сумму в 216 млрд.  рублей. Доходы предполагались на уровне 210 млрд., причем 164 млрд. из них — безвозмездные поступления (фактически поддержка из центра). Остальные 46 млрд. — налоги и сборы. Расходы города федерального значения Севастополь на 2020 год утверждены в размере 79 млрд. рублей. Доходы планировались на уровне 58 млрд. 42 из них — помощь из центра.
 
Число предпринимателей в Крыму выросло  с 2015 по 2018 год на 19,4% или с 84,4 тыс. до 100,8 тысяч.
 
Туристы начали возвращаться в Крым в 2015 году, когда одной из главных причин стал «патриотический порыв». Тогда весь год по телевидению в России шла активная реклама и сюжеты о преимуществах отдыха в Крыму. Всего за год на полуострове отдохнули 4,6 млн. туристов. Другой причиной увеличения числа туристов в Крым в 2016 году стала девальвация рубля и закрытие в конце 2015-го двух главных для россиян туристических направлений: Египта и Турции.
Резкий толчок для увеличения туристического потока дал мост через Керченский пролив, открытый в мае 2018 года, а также новый терминал аэропорта Симферополя. За 2018  год крымские курорты посетили 6,8 млн. туристов, или на 28% больше, чем годом ранее. Результат стал рекордным за все время после распада СССР.

19 ноября 2014 года  Государственный Совет Республики Крым принял закон «О налоге на имущество организаций», которым установил обязательный к уплате налог на имущество организаций, определил налоговую базу организаций, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, некоторые налоговые льготы.

Однако налог на землю в Крыму стали платить лишь в 2018 году за предыдущий год, пополнив местные бюджеты примерно на 100 млн. рублей. Пенсионеры получили некоторые льготы, в размер земельного участка не входят 6 соток земли, которые исключают из расчета на выплату налога. Если участок равен 6 соткам или менее того, то пенсионеры освобождаются от уплаты земельного налога полностью. Кроме пенсионеров право на вычет в размере 6 соток имеет ряд других категорий льготников.

Налог на имущество физических лиц был установлен, начиная лишь с 2021 года, с понижающими коэффициентами на первые три года – 0,2 (или платить лишь 20% от установленного налога); 0,4 (40% от суммы налога) и 0,6 (60% от суммы налога) соответственно. Объектами налогообложения признаются комната, квартира, жилой дом, гараж, иные здания и строения.
 
За пять лет инвестиции в экономику Крыма, выросли в 10 раз, с 26 млрд. рублей в 2014 году до 270 млрд. в 2018 году. Размер среднемесячной заработной платы в Крыму вырос на 70,6% по сравнению с 2014 годом и составил в 2018 году 29 тыс. рублей. За тот же период среднемесячная пенсия увеличилась на 18,2% - до 13 тыс. рублей.

С 2017 года началось строительство  четырехполосной автодороги федерального значения "Таврида" (Керчь - Симферополь - Севастополь). Стоимость проекта превышает 150 млрд. рублей. Трасса общей протяженностью около 250 км. Первая очередь автодороги длиной 190 км была открыта в декабре 2018 года от развязки под Симферополем до автоподхода к Крымскому мосту.
 
За пять лет, начиная с 2014 года, в Крыму построено 13 школ и 36 дошкольных учреждений.  В 2014-2018 годы было закуплено 3,8 млн. учебников, 240 школьных автобусов, отремонтированы спортивные площадки у большинства школ. За эти пять лет средняя зарплата крымских учителей выросла почти в три раза - с 2,5 тыс. гривен (около 10 тыс. рублей) на начало 2014 года, до 29,1 тыс. рублей в 2018 году. С 1 апреля 2019 года около 1,5 тыс. молодых педагогов в возрасте до 35 лет  стали получать  надбавку к зарплате в размере 5 тыс. рублей.

Важнейшим шагом в развитии образования и науки в  республике стало создание в 2015 году Крымского федерального университета имени Вернадского. Университет объединил 14 ведущих вузов и научных организаций республики.  Впервые в истории Крыма в Евпатории открыта специализированная библиотека для слепых и слабовидящих детей.
 
За пять лет, с 2014 по 2018 годы, на полуострове было построено 45 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, в 2017 году введен в эксплуатацию многопрофильный республиканский медицинский центр в Ялте, в 2019 году  завершилось строительство медицинского центра Крымской республиканской клинической больницы им. Н. А. Семашко. В начале 2014 года зарплата в отрасли составляла 2,3 тыс. гривен (около 9 тыс. рублей), к 2019 году врачи на полуострове в среднем стали получать 52,2 тыс. рублей.

Был принят ряд мер социальной поддержки медицинских работников.  С 2018 года осуществлялись ежемесячные доплаты медработникам наиболее дефицитных специальностей за счёт республиканского бюджета. Специалистам, которые приезжали работать в Крым, выплачивалась компенсация за поднаём жилья в размере до 30 тысяч рублей в месяц в городах Симферополь, Евпатория, Керчь, Феодосия, Ялта и до 20 тысяч рублей в месяц – во всех остальных населённых пунктах республики. Медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, компенсировались расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг в размере 750 рублей в месяц.

Как результат, в общей сложности смертность за пять лет снизилась на 7,5%,  детская смертность благодаря модернизации системы здравоохранения снизилась почти на 40%.

В сельском хозяйстве поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах за пятилетку с 2014 по 2018 годы увеличилось почти  в 2,5  раза,  производство молока выросло почти в 3,5  раза. В то же время, крымские производители к тому времени не смогли полностью обеспечить внутренние потребности республики по ряду продуктов за счет собственного производства: потребность в молочной продукции была закрыта на 50%, в свинине и мясе птицы – на 90%, в мясе крупного рогатого скота – на 30%, в рыбной продукции – на 68%.

Крымское виноградарство смогло адаптироваться в условиях плохого водоснабжения: с 2014 по 2018 год площадь виноградников увеличилась с 17,9 до 18,9 тыс. га, валовой сбор винограда с 77,5 до 80,1 тыс. тонн. Крымский полуостров занимает третье место по сбору винограда после Краснодарского края (207 тыс. тонн) и Дагестана (171 тыс. тонн). Это не помешало Крыму и Севастополю попасть в рейтинги самых трезвых регионов России.

Воссоединение Крыма с Россией в марте 2014 года, негативная реакция на этот факт западных стран, несмотря на их многочисленные санкции, исторически стало важной ступенью в развитии не только Крыма, но и нашей страны в целом,  укреплении ее экономической и боевой мощи, сплочения нации.


Рецензии