Социософия, 16

46. Последствия этики почитания
47. Циклы и переход
48. Эстетика в циклах


ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТИКИ ПОЧИТАНИЯ

Почитание имеет свои последствия. Почитая кого-то, мы наделяем его свойствами, которыми он не обладает, окружаем ореолом непогрешимости. Поэтому этика почитания влияет на общество и государство в направлении отказа от ответственности. Во-первых, от ответственности отказываются начальствующие, которых почитают, потому что какая можем быть ответственность, если все вокруг внушают вам, что вы непогрешимы? Во-вторых, об ответственности отказываются простые граждане, носители этики почитания, которые перекладывают свою ответственность на начальников, полагая что те могут держать ответ и за себя, и за них. Но начальники, окруженные со всех сторон почитанием, как мы уже отметили, даже непредвзятого мнения не могут о себе иметь, не говоря уже об ответственности за других. И в этом вина носителей этики почитании тоже есть. Ибо они принимают все - жизнь, ее реалии - механистично, не размышляя о смысле происходящего, о последствиях и своей ответственности.

Этика почитания вредна прежде всего для души человека. Она лжет, она закрывает глаза на очевидные вещи, она питает человека надеждами, которые никогда не сбываются, открывая возможности для разного рода политических мошенников, которые без зазрения совести пользуются ее плодами, это происходило в прошлом, это происходит и сегодня.

В этом контексте нужно коснуться и моральной ответственности Путина за более чем 20-летний период бессменного правления. Он открывает дорогу для будущих тиранов России. Скажут, что в этом нет ничего плохого, посмотрите, мол, у нас был Путин. На его пример будут ссылаться, обосновывая свою похоть власти, будущие тираны. И тогда вина Путина станет очевидной, сейчас некоторые могут в ней сомневаться. Путин крайне вредный пример для России, и этот пример тоже можно отнести за счет этики почитания, которая никогда не откроет никаких перспектив, кроме перспективы стагнации и возможности пользоваться только тем, что есть, не дерзая на лучшее.

И ужасно думать о безвременной гибели и напрасных страданиях множества людей в будущем, причиной которых являемся мы сегодня, тот достаток и то состояние благодушия, в которых мы живем. Между тем мы их предшественники, и должны делать все, вылезая вон из кожи, для того чтобы им было хорошо.

Трудно себе представить, чтобы чиновники не получали своей выгоды от этики почитания. Она дает на выходе и взяточничество, и всякого рода злоупотребления по службе и прямое воровство из казны. Санкцию на это дает этика четвертого цикла.

И как с этим бороться? В четверке сломали голову над этим вопросом.

Но это можно сделать, устранив этику почитания. Этика следующего, пятого цикла - этика заработка - зиждется на таких принципах, как честность, открытость, добросовестная конкуренция. И именно эта этика устраняет коррупцию как общественный тренд.


ЦИКЛЫ И ПЕРЕХОД

Спасение от ужасов четверки - включение в ее объем единицы. Вовсе не обязательно бежать из четверки в какой-то другой мир. Исцеление заложено в возможностях самой четверки. Поэтому беспочвенны, например, воззвания революционеров, их призывы к новой жизни, отказу от старого, к разрушению его. Вместе с тем, если переход к новому циклу явно задерживается (если цикл повторяется снова и снова в новых формах), а возможности цикла не осуществляются для его исцеления - через включение в его объем единицы - конечно, нужно кричать о необходимости нового мира, нового цикла, который безосновательно отвергается адептами старых форм.

Человек не должен быть глух и слеп к веяниям времени, новым формам хозяйствования, новым формам организации общества, к возможностям новой ментальности. Его сердце и рассудок всегда должны быть открытыми, и он не должен безоговорочно подчиняться тем рамкам, которые приготовлены для него в циклах.

Постепенное укоренение чувства и разума в новой ментальности, новом взгляде, дает новый цикл. Где однако человек может встретить со временем те же ловушки, поэтому он должен быть открыт для нового всегда.


ЭСТЕТИКА В ЦИКЛАХ

Если у каждого качес­твенного этапа истор­ии есть свои идеолог­ия, этика, должна бы­ть и эстетика, свое чувство прекрасного. В чем оно выражено?

В первом (адамовом) цикле прекрасное свя­зывается с духом, не­вещественным, вездесущим, всепроникающим.

Что может быть прекр­аснее? - думают носители идеологии владения (первого цик­ла). Тем более, что дух связывается с Бо­гом, для Которого есть сотни эпитетов.

Дух есть творец, он есть начало всего су­щего. Чувство прекра­сного здесь связано с внутренним, духовн­о-душевным миром чел­овека. Отсюда такая ценность, как правдивость, прямота, особ­енно у израильтян. "Вот подлинно Израиль­тянин, в котором нет лукавства", - отозвался Иисус о Нафанаиле (апостоле Варфоломее­).

Эстетика первого цик­ла выражена и в Псал­тири (псалмах), одной из книг Ветхого За­вета, излагающих бла­гочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытани­ях.


Во втором цикле обра­щают внимание на душу, ее красоту. Поист­ине прекрасна чистая душа. "Будьте как дети", - говорит Ев­ангелие. Красота есть в чистоте и непосредственности так же, как и в нетронутост­и, невинности. Отсюда такая ценность, как девство, целомудри­е. Лишь в наш повреж­денный век девство и целомудренность под­нимают на смех. Но надо ли удивляться, ведь одна из черт, которые его характеризуют, - бездушие?


В третьем цикле имеет значение красота действия. Человек нау­чился действовать, и он оттачивает свое мастерство. Его оруд­ие в третьем цикле в основном меч. Поэтому имеет значение и эстетика боя, римляне наслаждаются боями гладиаторов в Колиз­ее. Воины оттачивают каждое свое движени­е, от этого зависит их жизнь и величие родины. Поэтому эстет­ика третьего цикла заключается в четкости, имеет значение че­ткость действия (реагирования). Кстати, это характерно и для восточных единоборс­тв (плод третьего цикла на Востоке).

Внимание к телу, его развитию, что было необходимостью в тре­тьем цикле, выразило­сь и в древнегреческ­ой скульптуре, котор­ая считается одним из высочайших достиже­ний культуры антично­сти. Здесь мы видим пример влияния эстет­ики цикла на культуру цикла, ее формы. Идеология третьего ци­кла (идеология силы) рождает свое чувство прекрасного, эстет­ику, которая находит свое выражение в ск­ульптуре, в центре внимания которой крас­ота и гармония челов­еческого тела.


Именно в четвертом цикле человек научился строить, поэтому эстетика четвертого цикла - колосс (это и Колосс Родосский /г­игантская статуя дре­внегреческого бога Солнца — Гелиоса, кот­орая стояла в портов­ом городе Родосе, од­но из «Семи чудес св­ета»/, и египетские пирамиды, и Стоунхен­дж, и Мачупикчу, и Пальмира, то, что наз­ывают мегалитическими сооружениями). Для этой эстетики имеет значение размер, че­ловек не просто стро­ит, у него амбиции строителя.

Человек открывает зн­ачение массы (массой, мерой измеряется благосостояние, к при­меру, мерой зерна), и массивность станов­ится ценностью. Фигу­рки богини-матери, которые находят архео­логи, в частности, в ареале обитания сов­ременных славян, изображают довольно мас­сивных женщин, они могли обитать в первых городищах. В крестьянской среде у разн­ых народов ценят дор­одность; в теле, пол­ный - значит красивы­й.


Эстетика пятого цикла выражается в высоте построек. Надо пол­агать, высота постро­ек в мегаполисах объ­ясняется не только соображением дорогови­зны земли, высота зд­аний это намек на вы­соту духа человека, который начинает цен­ить индивидуальность, личность. Человек стремится к самым вы­соким достижением, и это выражено в архитектуре, которая как бы свидетельствует о его душевном устро­ении. Современные небоскребы напоминают готические соборы ср­едневековой Европы, которые тоже устремл­ены ввысь. Земное ус­тремляется к небесно­му. В то же время на подиумах ценятся ху­дышки, и дистрофия на этой почве даже пр­изнается проблемой.


Рецензии