Социософия, 16
47. Циклы и переход
48. Эстетика в циклах
ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТИКИ ПОЧИТАНИЯ
Почитание имеет свои последствия. Почитая кого-то, мы наделяем его свойствами, которыми он не обладает, окружаем ореолом непогрешимости. Поэтому этика почитания влияет на общество и государство в направлении отказа от ответственности. Во-первых, от ответственности отказываются начальствующие, которых почитают, потому что какая можем быть ответственность, если все вокруг внушают вам, что вы непогрешимы? Во-вторых, об ответственности отказываются простые граждане, носители этики почитания, которые перекладывают свою ответственность на начальников, полагая что те могут держать ответ и за себя, и за них. Но начальники, окруженные со всех сторон почитанием, как мы уже отметили, даже непредвзятого мнения не могут о себе иметь, не говоря уже об ответственности за других. И в этом вина носителей этики почитании тоже есть. Ибо они принимают все - жизнь, ее реалии - механистично, не размышляя о смысле происходящего, о последствиях и своей ответственности.
Этика почитания вредна прежде всего для души человека. Она лжет, она закрывает глаза на очевидные вещи, она питает человека надеждами, которые никогда не сбываются, открывая возможности для разного рода политических мошенников, которые без зазрения совести пользуются ее плодами, это происходило в прошлом, это происходит и сегодня.
В этом контексте нужно коснуться и моральной ответственности Путина за более чем 20-летний период бессменного правления. Он открывает дорогу для будущих тиранов России. Скажут, что в этом нет ничего плохого, посмотрите, мол, у нас был Путин. На его пример будут ссылаться, обосновывая свою похоть власти, будущие тираны. И тогда вина Путина станет очевидной, сейчас некоторые могут в ней сомневаться. Путин крайне вредный пример для России, и этот пример тоже можно отнести за счет этики почитания, которая никогда не откроет никаких перспектив, кроме перспективы стагнации и возможности пользоваться только тем, что есть, не дерзая на лучшее.
И ужасно думать о безвременной гибели и напрасных страданиях множества людей в будущем, причиной которых являемся мы сегодня, тот достаток и то состояние благодушия, в которых мы живем. Между тем мы их предшественники, и должны делать все, вылезая вон из кожи, для того чтобы им было хорошо.
Трудно себе представить, чтобы чиновники не получали своей выгоды от этики почитания. Она дает на выходе и взяточничество, и всякого рода злоупотребления по службе и прямое воровство из казны. Санкцию на это дает этика четвертого цикла.
И как с этим бороться? В четверке сломали голову над этим вопросом.
Но это можно сделать, устранив этику почитания. Этика следующего, пятого цикла - этика заработка - зиждется на таких принципах, как честность, открытость, добросовестная конкуренция. И именно эта этика устраняет коррупцию как общественный тренд.
ЦИКЛЫ И ПЕРЕХОД
Спасение от ужасов четверки - включение в ее объем единицы. Вовсе не обязательно бежать из четверки в какой-то другой мир. Исцеление заложено в возможностях самой четверки. Поэтому беспочвенны, например, воззвания революционеров, их призывы к новой жизни, отказу от старого, к разрушению его. Вместе с тем, если переход к новому циклу явно задерживается (если цикл повторяется снова и снова в новых формах), а возможности цикла не осуществляются для его исцеления - через включение в его объем единицы - конечно, нужно кричать о необходимости нового мира, нового цикла, который безосновательно отвергается адептами старых форм.
Человек не должен быть глух и слеп к веяниям времени, новым формам хозяйствования, новым формам организации общества, к возможностям новой ментальности. Его сердце и рассудок всегда должны быть открытыми, и он не должен безоговорочно подчиняться тем рамкам, которые приготовлены для него в циклах.
Постепенное укоренение чувства и разума в новой ментальности, новом взгляде, дает новый цикл. Где однако человек может встретить со временем те же ловушки, поэтому он должен быть открыт для нового всегда.
ЭСТЕТИКА В ЦИКЛАХ
Если у каждого качественного этапа истории есть свои идеология, этика, должна быть и эстетика, свое чувство прекрасного. В чем оно выражено?
В первом (адамовом) цикле прекрасное связывается с духом, невещественным, вездесущим, всепроникающим.
Что может быть прекраснее? - думают носители идеологии владения (первого цикла). Тем более, что дух связывается с Богом, для Которого есть сотни эпитетов.
Дух есть творец, он есть начало всего сущего. Чувство прекрасного здесь связано с внутренним, духовно-душевным миром человека. Отсюда такая ценность, как правдивость, прямота, особенно у израильтян. "Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства", - отозвался Иисус о Нафанаиле (апостоле Варфоломее).
Эстетика первого цикла выражена и в Псалтири (псалмах), одной из книг Ветхого Завета, излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях.
Во втором цикле обращают внимание на душу, ее красоту. Поистине прекрасна чистая душа. "Будьте как дети", - говорит Евангелие. Красота есть в чистоте и непосредственности так же, как и в нетронутости, невинности. Отсюда такая ценность, как девство, целомудрие. Лишь в наш поврежденный век девство и целомудренность поднимают на смех. Но надо ли удивляться, ведь одна из черт, которые его характеризуют, - бездушие?
В третьем цикле имеет значение красота действия. Человек научился действовать, и он оттачивает свое мастерство. Его орудие в третьем цикле в основном меч. Поэтому имеет значение и эстетика боя, римляне наслаждаются боями гладиаторов в Колизее. Воины оттачивают каждое свое движение, от этого зависит их жизнь и величие родины. Поэтому эстетика третьего цикла заключается в четкости, имеет значение четкость действия (реагирования). Кстати, это характерно и для восточных единоборств (плод третьего цикла на Востоке).
Внимание к телу, его развитию, что было необходимостью в третьем цикле, выразилось и в древнегреческой скульптуре, которая считается одним из высочайших достижений культуры античности. Здесь мы видим пример влияния эстетики цикла на культуру цикла, ее формы. Идеология третьего цикла (идеология силы) рождает свое чувство прекрасного, эстетику, которая находит свое выражение в скульптуре, в центре внимания которой красота и гармония человеческого тела.
Именно в четвертом цикле человек научился строить, поэтому эстетика четвертого цикла - колосс (это и Колосс Родосский /гигантская статуя древнегреческого бога Солнца — Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, одно из «Семи чудес света»/, и египетские пирамиды, и Стоунхендж, и Мачупикчу, и Пальмира, то, что называют мегалитическими сооружениями). Для этой эстетики имеет значение размер, человек не просто строит, у него амбиции строителя.
Человек открывает значение массы (массой, мерой измеряется благосостояние, к примеру, мерой зерна), и массивность становится ценностью. Фигурки богини-матери, которые находят археологи, в частности, в ареале обитания современных славян, изображают довольно массивных женщин, они могли обитать в первых городищах. В крестьянской среде у разных народов ценят дородность; в теле, полный - значит красивый.
Эстетика пятого цикла выражается в высоте построек. Надо полагать, высота построек в мегаполисах объясняется не только соображением дороговизны земли, высота зданий это намек на высоту духа человека, который начинает ценить индивидуальность, личность. Человек стремится к самым высоким достижением, и это выражено в архитектуре, которая как бы свидетельствует о его душевном устроении. Современные небоскребы напоминают готические соборы средневековой Европы, которые тоже устремлены ввысь. Земное устремляется к небесному. В то же время на подиумах ценятся худышки, и дистрофия на этой почве даже признается проблемой.
Свидетельство о публикации №222051301201