Путешествия гадкого утёнка - 60

ГЛАВА  ШЕСТИДЕСЯТАЯ

СЕДЬМОЕ  ИЮНЯ.  ЧАСТЬ  ВТОРАЯ

В янтарном свете дней победных слава…
П.Затолочный.

Спрашиваю у бабули, где находится этот форт. Она мне начинает рассказывать про проспект Мира.
– Форт № 5 на проспекте Мира?
– Нет. Ну вы же спросили про Мира! =
А как я мог спросить про Мира, если я вообще не знаю названия здешних улиц и проспектов?
Уехал всё же туда, куда надо. На 41-м троллейбусе. Это по Советскому проспекту до Северного обхода Калининграда (часть кольцевой дороги вокруг города; правда, по карте – город продолжается немного и дальше, но въездной знак «Калининград» стоит именно там). Когда выходишь, попадаешь на поляну с плакатом «ЛДПР», а за кустиками уже идёт улица, ведущая к форту.
Находится форт на улице М.А.Булатова. Было бы «В.А.», как у меня, совсем было бы интересно.
Вот, что я нашёл в интернете.
«Форт № 5 под названием «Король Фридрих Вильгельм III» был построен в конце 19 века и прикрывал подступы к Кёнигсбергу со стороны портового города Пиллау. Он представляет собой шестиугольное сооружение из кирпича и бетона, окружённое заполненным водой рвом.
Во время штурма Кёнигсберга форт № 5 прикрывал шоссейную дорогу на Раушен и препятствовал продвижению войск советской 43-й армии. С конца марта штурмовые части тренировались на специальных учебных полях, детально имитирующих укрепления противника в полосе штурма. В частности, сапёрами был выстроен объёмный земляной макет форта № 5. В штурмовые группы были отобраны бойцы и офицеры, прежде всего, из 263-й и 33-й гвардейской стрелковых дивизий, имевших опыт уличных боёв в крупных городах: Сталинграде, Севастополе, Витебске, а также опыт штурма долговременных укреплений. Были проведены сборы по обмену боевым опытом, ветераны передавали свои навыки молодым бойцам.
Первая попытка разрушить форт артиллерийским огнём была предпринята советскими войсками 3-5 апреля 1945 года. Однако форт выдержал огневой удар орудий особой мощности. Артиллерийский огонь снял с форта земляную «подушку», но, получив около 90 прямых попаданий, форт был разрушен лишь частично: явные пробоины и проломы были единичными.
С 6 апреля артиллерийская подготовка продолжилась. К форту подошли штурмовые отряды 801-го и 806-го стрелковых полков 235-й стрелковой дивизии, усиленные танками, орудиями и самоходными артиллерийскими установками. Бойцы 2-й стрелковой роты 806-го стрелкового полка форсировали ров и под огнём овладели казематом на правом фланге. Лейтенант Мирза Джабиев и сержант Алексей Кондруцкий водрузили на нём Красное знамя.
Однако сопротивление продолжалось. К штурму подключился 550-й стрелковый полк 126-й стрелковой дивизии, таким образом осаду и штурм форта последовательно продолжали, сменяя друг друга, 1-й батальон 732-го стрелкового полка и 2-й батальон 550-го стрелкового полка. Руководство штурмом было поручено старшему лейтенанту Р.Р.Бабушкину. Под огнём противника сапёры сумели взорвать каземат на левом фланге. С наступлением темноты группа сапёров (старшина П.И.Меренков, старший сержант Г.А.Малыгин, рядовой В.К.Полупанов) произвела два направленных взрыва, чтобы обеспечить спуск к водному рву подручных переправочных средств, а затем, форсировав ров, организовала подрыв напольного капонира форта.
После этого штурмовые отряды смогли переправиться через ров с водой и устремились в образовавшийся пролом. Всю ночь с 7 на 8 апреля шёл бой внутри форта, и только утром 8 апреля остатки немецкого гарнизона капитулировали. Боевые действия к тому времени уже велись в центре города Кёнигсберга. Для сравнения, на штурм форта № 5 пришлось затратить около суток, а фортами № 6 и 7 советские штурмовые части овладели в течение нескольких часов. По советским данным, было уничтожено более 200 солдат и офицеров противника и около 100 захвачено в плен.
За блокаду и взятие форта № 5 пятнадцать советских солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза».
Мне когда-то довелось писать о человеке, имевшем четыре медали «За отвагу». Так он тоже брал Калининград. Рассказывал он мне именно про этот форт или какое-то другое фашистское укрепление, точно не скажу, я и тогда это смутно представлял, но я запомнил, что из 800 человек, пошедших на штурм, остались лишь единицы (в том числе и мой собеседник). Конечно, о таком я не писал, поэтому сейчас уже и забыл более мелкие подробности того штурма: ведь прошло с тех пор почти сорок лет.
Экскурсовод же тамошний рассказывал о небольших потерях с нашей стороны.
Памятник тому событию, ров с водой, артиллерийские орудия, низкая кирпичная крепость, сверху заросшая внушительной растительностью, снаряды на земле.
Глаза закрываются. Я прилёг, как казалось, вдалеке от людей. Отключился минут на 5-10, но, откуда ни возьмись, неподалёку расположился мужик с пивом и начал разговаривать по телефону. Я поднялся и ушёл: не хватало, чтобы меня ещё сонного ударили по голове и выгребли на пиво (и водку с закуской) всю оставшуюся наличность.
Обратно ехал другим транспортом, видел много чего интересного: центры, кинотеатры. Но не снимал: ни на фото, ни на видео. Уже не было сил.
Купил билет до Вильнюса: надеялся, что в автобусе отосплюсь. А в столице Литвы зависну ночи на две. Так планировал.
Но как дожить до автобуса? Время – 17 часов, а отправление в 20:30. О продолжении экскурсии уже не может быть и речи. Я просто ушёл от автовокзала по улице Киевской. Перешёл железнодорожные пути, отель «Берлин», набрёл на стену с граффити, приметил магазинчик «Продукты». Заглянул от нечего делать. Взгляд упал на бутылки с пивом. К тому времени все мои таблетки, разгоняющие сон, уже кончились. А что если попробовать поднять тонус пивом?
Путешествие по Европе измотало меня не только и не столько физически, сколько психологически: быть всегда начеку, проверять карманы, следить за вещами, преодолевать критические ситуации, спать урывками в автобусах, поездах, на улице, в шумных хостелах. Волноваться за родных, дом, оставленные вещи. Не забывать следить за здоровьем: принимать лекарства, мазать тело гелями и кремами. Много переживаний доставил фотоаппарат, серьёзно забарахливший после дождливой Любляны: отключавшийся, выдававший нерезкие снимки, да и видеоролики, снятые на некачественные флешки, порой пропадали. Чехарда с телефонными деньгами, которых постоянно не хватало. Злость на прицепившихся «кредиторов». И, конечно, уйма суеты. Фотографировал, бывало, рискуя покалечиться, но всегда надеялся, что не зря: ведь мои фото, ролики, путевые записки – это продолжение моей жизни. (Жаль, что пропало свадебное, личное видео за одиннадцать лет. Почему сын их уничтожил? Хотя, я знаю, почему. Но это другая история, которую, может быть, я и не успею поведать «миру».)
Я купил бутылку, и, не торопясь, выпил. Самочувствие улучшилось. Но, как известно, алкоголь поначалу расширяет сосуды и усиливает приток крови. Но ведь потом сосуды сужаются. И организм требует добавки. А чтобы не тратиться на пиво, а потом мучиться в автобусе, я купил бутылку водки. Закуской послужили: сначала беляши – 3 штуки за 328 рублей (даже сейчас, спустя 5 лет, несмотря на галопирующую инфляцию, таких цен в Воронеже нет: обычно 50-60 рублей), а потом пирожки у бабки. Она попросила меня купить у неё все, что оставалось, а за это – последний пирожок бесплатно. Но старая стерва умудрилась полтинник мне недодать. Но, в общем, и выпил на славу, и выпечкой обожрался.
Зато и до отправления «доскрипел», и в автобусе уснул. Просыпался и выходил из транспорта в этот день лишь в Гвардейске (21:02), Черняховске (22:07) и Гусеве (22:51). Да тоже, получается, спал по несколько минут.

Калининград (Россия), 7-8.06.17 – Воронеж, 19-24.08,21; 13.05.22, 17:22; 21.05.22, 8:59.
(Вычитано с правками – 13.05.22, 17:50.)


Рецензии