Кто здесь бабушка

Хочу поразмыслить о том, как корректно выходить из положения, что в русском языке нет универсальных обращений к незнакомым людям, да и как назвать их тоже никто не знает.

Большинство пишущих на форумах рассуждает так: «Как вы выглядите, так к вам и обращаются». Это настолько замечательно, что требует обсуждения. То есть, если, например, у человека базедова болезнь, то ему подойдёт обращение «жаба пучеглазая». Если у человека сколиоз: «За мной занял вон тот горбатый».
 
Часто разговор из неприятного русла пытаются перевести к обсуждению родственных отношений. Дескать, раз могла бы в этом возрасте иметь внуков, значит, бабушка. Значит, в бабушки записываем всех женщин, начиная с тридцатишестилетнего возраста и до гробовой доски?! Что за ерунда?!!!! Есть у меня внуки или нет, и как они ко мне обращаются, не имеет отношения к пересечениям с незнакомыми людьми. А если внуков нет? Или есть, но они зовут меня по имени? А если их вообще не будет?

Пишут, что надо задуматься о своём внешнем виде и бежать в спортзал, магазин, парикмахерскую, и всё – проблема решена. Десять лет долой и «бабушкой» уже никто не назовёт. ОК. Вот «бабушка» старается, но никак не может «сбросить десять лет». А жизнь у неё такая, что год идёт за три. Глядя на себя в зеркало или прислушиваясь к своему состоянию, она плачет и вспоминает былую красоту и лёгкость. И боится выходить на люди, потому что слышит со всех сторон: «Бабушка за мной», «Бабушка спрашивала», «Бабулька, маску надевать не обязательно!». Даже если она выглядит намного старше своих лет – она кого-нибудь об этом спрашивала? Ей приятно слышать это мнение?

Как бы ни выглядела женщина и сколько бы ей ни было лет, в любом случае, она не хочет этого обсуждать с незнакомыми людьми и получать их оценки. Я считаю, что внешность, расовая принадлежность, пол, возраст и другие категории, не имеющие отношения к личности и на которые человек не может существенно влиять, не должны оцениваться другими людьми. К тому же, их субъектность не исчерпывается физическими характеристиками. Не в этом ли главная причина русскоязычного хамского обращения?  Мало кто воспринимает себя как субъект, и, уж конечно, ещё менее – других. А раз так – откуда взяться уважению к незнакомому, даже не очень молодому, человеку.

Я воспринимаю обращение или именование незнакомым человеком кого бы то ни было «бабушкой» или «дедушкой» как публичное оскорбление. Тем не менее, допустившие подобное обычно упорствуют и повторяют оскорбление многократно: «Но вы же не дедушка!»

Во многих языках есть приставки, обозначающие уважительное, почтительное отношение. Но ведь и в русском языке есть обращение «уважаемый».  Разве кто-то мог бы пожаловаться на это? Один знакомый паренёк обращался ко мне: «Извините, пожалуйста». Я уверена, это – лучше, чем обозвать особу женского пола «бабушкой».

Конечно, все пани, фрау, мадам и мадемуазель, фру, мисс и миссис, апа и так далее – изыски других языков и культур. Нам остались судари и сударыни, которые не прижились в наших реалиях. Граждане и гражданки – это что-то из документооборота. Дамы и господа – не для всех. А для нас, получается, по гендерному и возрастному признаку.

Я раздумываю над правильной реакцией и подходящими ответами тех, кто подвергся неожиданной атаке. Можно попытаться объяснить: «Не нужно называть так незнакомого человека. Вы не имеете права оценивать внешность или возраст, а если делаете это – совершаете публичное оскорбление». Да-да, я представляю, что начнётся. Хотя, конечно, дискуссия, например, в очереди, лучше, чем скандал. А я уже бывала участницей таких скандалов, к моему прискорбию.

Отшутиться? Проскрипеть в ответ: «Ой! Внучек! А я и не признала!» Ответить с сарказмом: «А английская королева для вас тоже – баба Лиза?»
 
Я сейчас нахожусь в возрасте, который можно назвать Золотой осенью. Отбросив текущие переживания, можно было бы жить, да радоваться. Захожу я, например, в магазин подарков – получить заряд позитивных эмоций от вида штучек, фитюлек и всякой прелестной ерунды, созданной для украшения наших будней. «Бабушка, Вам помочь?» - как гром среди ясного неба. Всё, настроение на нуле и даже намного ниже. Или, по всегдашнему своему правилу любоваться красотой при любой возможности, подхожу к цветочному ларьку. Улыбаюсь, наслаждаюсь. «Бабушка, Вы что-то хотели?» Ба-бах!!!!

В последнее время только ленивый или немой не назвал меня бабушкой, бабулькой, бабой Ладой, сестрой моей мамы, и даже бабушкой моей дочери. ОК. Допустим, они не знают, сколько мне лет, а выгляжу я как Наина Киевна, но разве это кого-нибудь касается? Как-нибудь задевает? «Эй, коротышка, да, я к вам обращаюсь, передайте на билет!» «Вы, с бородавкой на носу, за кем будете?» Нормально? Сойдёт!

А ведь как красиво придумано «серебряный возраст». Женщина «серебряного возраста». «Почтенная дама». Обратиться к ней можно просто, никак её не называя. А зачем как-то называть незнакомого человека? «Будьте добры», «Извините пожалуйста». Позвать или указать? «Седая дама в синем пальто». Можно? Можно! Но ведь сколько ресурсов надо задействовать! Думать, проявлять эмпатию, ставить себя на место другого человека, наблюдать. А можно просто оскорбить….

Скажите, люди, чем мы заслужили от вас эти пощёчины? Да понимаю я, понимаю, что «не со зла», «по-доброму», - не глупее вас. Не со зла, да только по недомыслию. Несмотря на свою седину, я – симпатичная женщина и интересный, творчески активный человек, и останусь такой ещё долгие годы, возможно, до конца своего земного пути. В отличие от многих, кстати. Никого не касается, по какой причине я больше не крашу волосы и я не должна ни обсуждать этого, ни оправдываться, ни слушать чьи-то домыслы.
 
Оставляю этот текст здесь в надежде, что если его прочтут несогласные со мной, могут задуматься. А согласные приобретут ещё несколько аргументов «за» наше общее мнение. Всем спасибо!


Рецензии
Ну,понятие этики в нашем народе практически отсутствует.
Особенно в нынешнее время.
А надо бы ввести в школе хотя бы один урок в неделю,поскольку хамство разрастается ,как плесень.
И надо же ! Без всяких уроков .
Согласна полностью.
С уважением.

Татьяна Бальмакова   14.09.2023 20:35     Заявить о нарушении
Очень рада, что нашла в Вас понимание и согласие, Татьяна, спасибо!

Лада Вдовина   14.09.2023 20:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.