Фатхуллин
Моим заместителем по кафедре я назначил очень хорошего человека. Это был Фатхуллин Хамидулла Хайруллович опытный преподаватель математики, полковник в отставке, называвший себя татарским сыном русского народа. Он отличался потрясающим трудолюбием и удивительным остроумием. Меня он сразу покорил своей схемой классификации студентов с помощью треугольников. См. иллюстрацию сверху.
Классификация читается слева направо, при этом верхний треугольник символически изображает верхнюю часть туловища, то есть голову, а нижний – нижнюю часть. Итак:
• Студент остроумный и усидчивый.
• Студент остроумный, но неусидчивый.
• Студент усидчивый, но тупой.
• Студент тупой и неусидчивый.
Мы с Хамидуллой Хайрулловичем не один раз работали вместе в приёмных комиссиях, где принимали вступительные экзамены по математике. При этом мне хорошо запомнились такие два курьёзных случая.
Однажды Фатхуллин попросил меня, председателя предметной комиссии, подойти к абитуриенту из Средней Азии, который уже давно сидит с пустым листом бумаги, ничего не говорит и ничего не пишет. Я спрашиваю абитуриента:
– Отвечать будете?
Тот молчит.
– Тогда идите, „два“.
Тут абитуриент прорезал наконец-то свой голос и заверещал:
– А почему „два“? А почему „два“? Ошибок же нет!
Другой раз Хамидулла Хайруллович спрашивает абитуриента из Киргизии, у которого на листе бумаги ничего не было написано, кроме большой буквы «Ш».
Фатхуллин: – Что это?
Абитуриент: – Это теорема о трёх перпендикулярах.
Тогда Хамидулла к трём вертикальным отрезкам пририсовал ещё два.
– А это что?
– А это – теорема о пяти перпендикулярах, – невозмутимо ответил абитуриент.
Но был случай ещё веселее. Один монгольский студент нажаловался декану факультета по работе с иностранными студентами Лавровой (Анне Григорьевне), что преподаватель математики доцент Семчёнок (Михаил Сергеевич) поставил ему за экзамен уже третью двойку, якобы потому что он плохо говорит по-русски. Лаврова влетела ко мне в кабинет раздосадованная и потребовала срочно разобраться. Тут вмешался Фатхуллин и говорит Лавровой:
– Пусть студент берёт направление ко мне. Скажите ему, что я татарин и буду принимать у него экзамен на монгольском языке.
Лаврова согласилась. На следующий день монгол пришёл на кафедру с направлением к доценту Фатхуллину.
Они сели в моём кабинете, а мы – сотрудники кафедры – наблюдали за ними через застеклённый проём, отделяющий мой кабинет от преподаватель-ской. Сидят, что-то пишут. Монгол что-то говорит и даже жестикулирует. Потом монгол выходит и тихо исчезает. Мы бросились к Фатхуллину.
– Ну, что?
– Естественно, «два», доцент Семчёнок прав.
–Хамидулла Хайруллович, а Вы понимаете по-монгольски?
– Конечно, нет. Я просто слушал его и кивал головой, писал формулы, а они же на всех языках одинаковы.
Жалоб больше не поступало.
Неувядаемый оптимист, Хамидулла Хайруллович сам был автором либо хранителем огромного числа шуток и остроумных курьёзов. Я неоднократно предлагал ему собрать их и опубликовать. Но он всегда отшучивался
– Ну, разве что в соавторстве с Вами, Юрий Александрович.
Но на создание шуточного произведения у нас так времени и не нашлось. А вот в соавторстве одну работу мы всё-таки написали и издали (Матусов Ю. А., Фатхуллин Х. Х. Памятка абитуриенту для подготовки к экзамену по математике. – Л.: ЛИКИ, 1980).
Свидетельство о публикации №222051301428
Владимир Харченко 25.10.2023 06:51 Заявить о нарушении