Истерическая каталепсия

Каталепсия - нервное состояние, характеризующееся мышечной ригидностью и неподвижностью позы независимо от внешних раздражителей, а также снижением чувствительности к боли.
Истерика - демонстративное поведение, выражающее активный протест, собственные страдания и невозможность адекватных реакций. Истерическим также называют громкое, беспокойное поведение, заводящее окружающих на такие же эмоции. Обычно за истерикой стоит необоснованное желание, на котором человек настаивает скандальным образом.
+++
Автор: Н.И. Козлов
Истерики взрослых людей
Истерика - демонстративное поведение, выражающее активный протест, собственные страдания и невозможность адекватных реакций. Истерическим также называют громкое, беспокойное поведение, заводящее окружающих на такие же эмоции.
Обычно за истерикой стоит необоснованное желание, на котором человек настаивает скандальным образом, нарушая формат: кричит, привлекает всеобщее внимание, бьет посуду. Дети падают на пол, стучат руками и ногами, разрушают все вокруг. Тихая истерика - закатывание глаз, демонстрация полной беспомощности, безудержный стон или рыдания.
Истерики - чаще женское поведение, и, похоже, это только результат воспитания: девочкам чаще разрешают плач и капризы. Если мужчина разрешает себе впасть в истерику, это не совсем мужчина, в нем проскальзывают инфантильные черты. Чаще устраиваются людьми с истероидными чертами характера, но воспитанные люди, хотя бы и с истероидными чертами, истерики не устраивают.
И, заметим, умные мужчины не связываются с женщинами, которые разрешают себе истерики вместо того, чтобы вопрос решать по-умному, обсуждая.
Человек в истерике ведет себя так, словно он потерял рассудок, впал в беспамятство и не может собой никак управлять. Это - не совсем правда. Истерика - особое искусство, мастера истерики действительно умеют вводить себя в это состояние, когда действия совершаются практически бесконтрольно, но - но на самом деле в любой истерике сознательный контроль присутствует всегда.
Как рассказывает женщина: "Я в дикой истерике, летаю как фурия по кухне и бью посуду. Открываю очередной шкаф, но вижу - на полочке стоит моя любимая хрустальная вазочка... Нет, беру и хлопаю об пол другую: зачем же мне любимую бить!"
Истерики чаще устраиваются тогда, когда есть зрители и есть выгода. Именно поэтому, в какой бы жуткой истерике ни был человек, когда исчезает выгода, меняется публика и ситуация становится с истерикой несовместима - как только это человек заметит, его истерика прекращается практически на раз.
Как реагировать на истерику?
Истерика - типовая манипуляция. Тот, кто устраивает истерику, рассчитывает на то, что к ней не останутся равнодушными. А именно, то ли окружающим станет жалко так горько плачущего, то ли не захочется слышать такой резкий крик, то ли будет неудобно быть участником такого дикого спектакля перед окружающими. Впрочем, если вы это понимаете, вы можете на все это не вестись. Плачущего вам не жалко - это он сам себе устроил, резкий крик вам для здоровья не вреден и вас скорее только бодрит, а дикий спектакль устроили не вы, вам стыдиться нечего.
А сотрудники украинского ГАИ перед истерикой женщины-депутата сломались. Думается, что это их ошибочка - не нужно подкреплять привычку некоторых женщин решать свои проблемы публичными истериками.
Что делать конкретно?
Не устраивайте истерику в ответ на истерику - бесполезно, резкие эмоции в ответ только будоражат того, кто начинает истерику. Предложение успокоиться обычно не помогает. Лучше действует:

Полное равнодушное спокойствие. Когда у истерики нет сочувствующих, включенных в спектакль зрителей, она быстрее проходит. Если можно подождать - просто ждите. Очень долго орать - у истерика здоровья не хватит, успокоится.
Пока истерика не раскрутилась - спокойное повторение вопроса "Что ты хочешь?", предложение сформулировать задачи истерики.
Очень хорошо занять каким-нибудь делом. Это отвлекает истерика от переживаний и успокаивает всех.
Резкое физическое воздействие: пощечина или ведро воды. Приводит в чувство.
Если истерики вам регулярно устраивает ваша подруга, лучшее средство против ее истерик - с нею расстаться. Если вы человек разумный, зачем вам дикое существо? Что-то более приличное - не найдете?
Истерики пора прекращать.
Детские истерики
Детские истерики имеют свои особенности. А особенно важно, что родители их могут предупреждать.
Как прекращать собственные истерики?
Свою собственную истерику прекратить (при желании) не сложно. Лучше всего действует обливание холодной водой: или попросите кого-то вас облить, или сами залезьте под холодную воду, можно в одежде, можно раздеться: тональность ваших криков изменится, истерика прекратиться. Далее растереться полотенцем, одеться в свежую одежду и обязательно пойти на улицу гулять. На улице гулять не менее получаса, лучше час. Во время прогулки энергично жуйте жвачку (жвачка и страдание - две вещи несовместные) и занимайтесь рассматриванием людей. Еще лучше - копируйте походки. Все, скоро вернетесь в полностью нормальное состояние. Главное - было бы желание!
***
Материал психологос
Эмоциональные расстройства
Эмоциональные расстройства - среднесрочные расстройства функционального состояния, ведущие к общему понижению жизненной энергетики и продуктивности. Сюда относятся такие состояния, как расстройство, выгорание, бытовые депрессии, ипохондрия, переутомление и опустошение.
Эмоциональные расстройства вместе с эмоциональным напряжением - вид эмоциональных проблем. Эмоциональные расстройства связаны с уровнем развития личности: они чаще встречаются у человека-ребенка и реже у душевно взрослого человека.
Эмоциональные расстройства могут иметь как эндогенную природу, вследствие нарушения гормонального баланса, так и не вполне осознанно запускаться самим человеком в силу определенной условной выгоды: в целях привлечения к себе внимания, оправдания страхов, отсутствия видения перспектив, иногда мести или борьбы за власть.
Такие расстройства устраивают себе Романтики и Паразиты, реже - Потребители, никогда - Творцы. Соответственно, привычка жить в позиции Творца - надежный способ предохранения от этих неприятностей.
Но разве возможно, что человек создает себе расстройство? Да. Вы удивитесь, но это именно так и происходит. А еще удивительнее, что это совсем не сложно: было бы желание, этим искусством владеет любой ребенок. Расстроиться? Да пожалуйста, на счет раз! А за "сделанным" расстройством (оно запускает первичное понижение уровня серотонина), по мере выработки дурной привычки, приходит уже привычное расстройство, поддерживающее само себя. И из такой ямы уже выкарабкиваться реально трудно.

Расстроиться? Да пожалуйста, на счет раз! А за "сделанным" расстройством (оно запускает первичное понижение уровня серотонина), по мере выработки дурной привычки, приходит уже привычное расстройство, поддерживающее само себя. И из такой ямы уже выкарабкиваться реально трудно.

Н.И. Козлов:
Вы удивитесь, но это именно так и происходит. А еще удивительнее, что это совсем не сложно: было бы желание, этим искусством владеет любой ребенок. Расстроиться? Да пожалуйста, на счет раз! А за "сделанным" расстройством (оно запускает первичное понижение уровня серотонина), по мере выработки дурной привычки, приходит уже привычное расстройство, поддерживающее само себя. И из такой ямы уже выкарабкиваться реально трудно.
Эмоциональные реакции (слёзы, плач, безудержный смех, крики) наблюдаемые при истерии носят патологический слабо-контролируемый длительный демонстративный характер и их следует отличать от обычных проявлений у здоровых людей, также истерию как патологическое состояние, не следует путать с употреблением этого слова в русском языке в переносном значении при сильно выраженных эмоциональных реакциях и бесцельной активной деятельности.
+++

Снятие истерической каталепсии  описывает М. Эриксон, Э. Росси  в книге "Гипнотерапия":
У женщины тридцати одного года эмоциональные проблемы  начались совершенно неожиданно во время завтрака. Она робко призналась мужу, что врезалась в стену, когда по возвращении накануне вечером из поездки въезжала в гараж. Было темно, и она слегка помяла крыло и разбила фару, и во избежание возможных неприятностей не сказала об этом мужу, и как потом рассказал муж, комментируя её состояние, её дурное предчувствие страха оправдалось. «Я просто разразился тирадами и стал поносить её, как последний идиот, и она злилась всё больше и больше, а я продолжал. Наконец она схватила свою сумочку и швырнула её в меня. Сумочка упала и открылась, и всё, что в ней было, высыпалось на пол. Её зеркало полетело по полу и остановилось там, где на пол падали солнечные лучи, и я увидел, как отраженный в нём солнечный свет попал ей на правую щеку. Она тотчас застыла – оставаясь в таком состоянии: лицо исказила безумная гримаса, в глазах горит злоба, но казалось, что она слепа, как крот, и глуха как пень.
Я орал на инеё и, спрашивал, в чём дело, но она не шелохнулась. Тогда я встряхнул её, и наконец она немного пошевелилась, и я привёз её сюда. Неужели я лишил её рассудка? Вы можете чем-то помочь?».
Мужчину слегка успокоили и попросили выйти из кабинета. Женщина, вошедшая в кабинет в сопровождение своего мужа, который тревожно подталкивал её. чтобы она двигалась автоматически, теперь сидела с равнодушным видом и её открытые глаза, похоже, ничего не видели.
Эриксон в течении нескольких минут изучал её внешний вид, затем слегка дотронулся до её плеча, чтобы привлечь внимание. Эффект был как от воздействия электрического тока: её тело резко вздрогнуло и оцепенело, рот широко раскрылся – словно в крике. Глаза тоже широко раскрылись, зрачки полностью расширились.
Эриксон, вспомнив, что она застыла в неподвижной позе в тот момент, когда солнечный свет блеснул ей в глаза, решил применить технику с детским фонариком.
Поместив игрушечный мигающий фонарик в пределах поля её зрения и в тоже время так замаскировав его, чтобы она не увидела его до тех пор, пока не начнут формулироваться внушения, Эриксон приступил к технике внушений. Он использовал внушение, состоявшее из двух частей, синхронизируя первую часть с появление света, а вторую часть - с исчезновение света, а вторую часть – с исчезновением света. Кроме того, обе части произносились с отчётливым, но разным акцентом: первая часть подчёркивалась как факт, а вторая часть – как успокоение.
Минут пятнадцать Эриксон снова и снова монотонно повторял: «Ты испугана, но тебе лучше». По истечении этого времени он стал делать больший акцент на второй части, пока пациентка наконец физически расслабляться. Затем внушения постепенно изменились и приняли следующий вид: «Ты испугана меньше, тебе лучше; ты испугана меньше, тебе лучше, ты чувствуешь себя лучше и ты расслаблена; ты ещё меньше испугана и ещё больше и больше расслабляешься, тебе лучше; только лёгкий испуг, тебе намного лучше; испуг проходит, проходит, прошел, ты расслаблена, спокойна; ёще лучше, ты готова расслабиться; спать; и всё глубже и глубже погружаться в сон».
Эти десять минут, в течение которых происходило постепенное изменение внушений, придали пациентке комфортное расслабленное состояние глубокого гипноза.
Затем было сделано новое внушение: «И теперь посмотри на прошлый вечер так, как будто это было на прошлой неделе или даже в прошлом месяце – кого теперь это волнует? Просто почувствуй себя удобно, как будто ты – другой человек. Расскажи мне, что случилось с той молодой женщиной на кухне, что её так испугало?».
После очень легкого пробуждения она ответила с едва заметными эмоциями: «Свет блеснувший ей в глаза, испугал её: она подумала, что в неё врезается автомобиль. Она застыла в испуге» Эриксон сказал ей : «Теперь я хочу, чтобы ты поняла всё, что я говорю. Это молодая женщина - ты. И ты испугалась, но теперь всё позади. Ты здесь беседуешь об этом со мной. Просто расскажи мне всё. Просто помни, что я не знаю об этом ни единой малейшей подробности, поэтому обязательно расскажи мне всё, пусть даже ты считаешь, сто подробности не важны». (слова выделены курсивом, предназначались для того, чтобы свести к минимуму всё событие в целом, причём сделать это незаметно).
Она рассказала историю об остром конфликте со своим братом – о том, как она ударила его и бросилась бежать, как она выбежала на улицу, а её брат кричал, а она оглядывалась в его сторону. Был вечер, и на неё неслась машина с зажженными фарами. Она застыла на месте и не могла пошевелиться, и даже когда машина объехала её, она продолжала стоять и беспомощно смотреть. Разгневанный отец силой притащил её с улицы, а потом сильно отшлёпал её и брата. Насколько ей было известно, этот случай был давно забыт, однако ссора с мужем из-за машины, ассоциация с фарой, приступ её гнева, заставивший швырнуть в мужа сумочку. И попадание ей в лицо отраженного в зеркале солнечного света – всё вместе воссоздало крайне эмоциональную ситуацию, сравнимую с эмоциональной ситуацией, пережитой в далёком прошлом.
Для беседы с пациенткой и её мужем были отведены дополнительные три часа, в основном для того, чтобы удовлетворить их текущие потребности.
Пациентке представили проблемы, которые необходимо было решать сразу. Эти проблемы уходили корнями в прошлое и проявились только сейчас. Исследовать их давнее происхождение было невозможно, если бы череда травматических эмоциональных событий, которые сделали пациентку боле чувствительной к психологическому воздействию и по всей видимости более серьёзна вывела их из состояния равновесия. Опыт. Приобретенный в прошлом многими подобными пациентами, говорит о важности экстренного подхода к такойи неотложной проблеме и прямого взаимодействия с ней.
Можно поразмыслить над тем, что бы произошло, если бы был применен фармакологический подход. электрошок или всесторонний психоанализ. Эриксон наблюдал пациентов с похожими проблемами, применение в отношении которых вышеуказанных методов повлекло неблагоприятные последствия.
Гипноз предлагает возможность взаимодействия с пациентом на двух уровнях сознания, в силу чего пациент может безопасно достичь полного понимания травматического опыта. Который ранее был вытеснен как невыносимо тягостный, то есть – сначала на бессознательном уровне мышления, а затем – на уровне сознательного осознания.


Рецензии