Тайна Полюса холода

Путешествие к Московскому полюсу холода начинается от Казанского вокзала. Каланчёвская площадь всегда была местом бойким и шумным. Слияние трёх крупных железнодорожных направлений, очереди из такси и постоянная «пробка» под реконструируемым путепроводом для соединительной ветки одного из центральных диаметров города.
Для обывательского представления уехать отсюда, помимо крупных городов, таких, как Санкт-Петербург, Тверь, Ярославль, Рязань, Сочи, можно только в губернские посёлки и деревни, раскинутые по среднерусским просторам России.
Но наш путь пролегал к самому низкому, - в прямом смысле этого слова, - месту Подмосковья… Посёлок Черусти имеет неофициальное определение, данное ему как раз за эту особенность. Температура воздуха здесь всегда на несколько градусов ниже, чем во всей губернии и соседних регионах. Быть может, именно это специфическое своеобразие и сыграло роль во многих других примечательных феноменах.
Известный по рассказу Солженицына «Матрёнин двор» располагался как раз здесь. Именно в этих местах нашли своё упокоение тонкие безлистные берёзы, на долгие годы взятые в плен ослепительно зелёными и шелковистыми травами, вступив на которые можно уйти вниз метра на полтора-два, если не знаешь хорошо нужных обходных троп.
Приехав на станцию, мы спустились с платформы и направились в сторону поссовета. Отходя от станции, электричка оставила за собой постепенно утихающий звуковой шлейф, передавая нас почти полной тишине, нарушаемой лишь шумом ветра и трелями птиц, доносящихся из оврагов и с лесных сторон.
Мы повернули за административное здание. Виляющая вокруг небольших пригорков тропинка вела в густой лесной оазис. В остывающем  вечернем воздухе витали  нотки природных снадобий и дух прошлых лет, хранящийся во всём живом… Крепостное право, наделы крестьянских земель, тяжкий труд, предреволюционные годы, довоенная пора, Великая Отечественная, восстановление страны… Задумавшись об этом всём, не заметили, как сумерки почти полностью обняли собой лесное пространство.
Стихшее пение птиц, навеяло лёгкую тревогу. Находиться в такое время в лесу уже не так комфортно. Но небольшой фонарик, взятый с собой в дорогу, спасает положение. Повернув обратно по тропе, мы направились к выходу из леса. Однако просвета всё не было, что наводило на сомнения… Ведь вглубь было пройдено едва ли метров сто. Остановившись, мы огляделись. Других протоптанных тропинок поблизости не наблюдалось. Ради любопытства мы решили вернуться к той опушке, куда дошли прежде. От неё мы отошли немного: минуло минуты три-четыре… К удивлению – ни опушки, ни единого свободного пространства не было. Пребывая в полном недоумении, мы снова решили вернуться в сторону выхода, пройдя ещё большее расстояние. Создавалось ощущение, словно лес перед нами вырастал с каждым новым шагом, расширяя свои владения.
Ранее мы были наслышаны о некоей старушке с клюкой, которая водит по мещёрским лесам путников, отказавшихся идти за ней. Но у нас встречи с такой старушкой не было!..
Когда на округу спустилась кромешная тьма, стало не по себе. Из имеющегося с собой только фонарик, термос с чаем и огниво. Конечно, неплохо было бы развести костерок. Тем более, что ситуация обещала вероятную незапланированную ночёвку в лесном плену.
Немного походя с фонариком вдоль и поперёк, мы нашли большой выворотень, который было решено использовать под возможную ночлежку.
Памятуя о легенде, что мещёрские лешие любят водить кругами пришедших к закату солнца в лес, мы поняли, что до утра нам отсюда не выбраться, поэтому начали разводить костёр. Но мысли о той старушке с клюкой не покидали… Кто она?!. Ведь достаточно часто местные видели её своими глазами. То она стояла на станции, будто ожидая электричку на Москву или Муром, то показывала приезжим дорогу до интересующего места, которое оказывалось неверным… И вдруг мы услышали загадочный смех, похожий на смех Бабы-Яги из сказок!.. Или показалось…
Мы развели небольшой костёр, который, как казалось, не позволит приблизиться к нам кому-либо.
Уже перевалило за полночь… Вокруг стояла таинственная тишина. Не шелестели даже ветви деревьев, окружающих нас, что ещё больше добавляло тревогу.
Щепки и ветки потрескивали в костре, успокаивая и переводя сознание в равновесие… Однако – мысли о том странном смехе и таинственной тишине не давали покоя в душе.
Сон пытался взять своё, после дороги и долгой прогулки, но борьба с ним из-за накрученных мыслей пока ещё побеждала.
Облокотившись на мягкий мох под выворотнем, мы всё же поддались расслаблению. Приятное чувство сладкой дрёмы окутало незримым одеялом. Где-то подсознательно теплились мысли о каком-то волшебном, непознанном мире, который не вмещается в будничную картину мира…
Картины снов плавно менялись, будто в красочной киноленте, улучшая все обменные процессы и перезагружая сознание… И вдруг, поверх этой мифической плеяды кадров, через едва уловимое ощущение тепла от проникающих сквозь предрассветную дымку солнечных лучей, небрежно стал наслаиваться тот самый загадочный смех, что мы слышали в районе полуночи, выводя из сна и уходя куда-то вдаль по мере осознания бодрствования, оставляя неразгаданную тайну, было ли это сновидением, сверхъестественным явлением, либо запрограммированное мозгом ожидание встречи с невиданным ранее.

13.05.2022 г.


Рецензии