Psiho37 Герои русской лит-ры странствуют без пол-л

Авторы творений русской литературы и мучимые ими их «герои» - действующие лица и исполнители  беспрестанно странствуют по белу свету, часто забредая в трансцендентное запредельное

1. Смысл странничества
Даль связывает происхождение этого слова, с одной стороны, со старославянским "странствовати" в значении страдать, болеть, немочь, а с другой - со "странничать" в значении чудить, отличаться от людей странностями, также со словом "страница" -сторонний, посторонний, нездешний (в поздних рассказах Л. Толстого не раз встречается словосочетание "странний человек"). Странничество как особый культурный феномен складывался, таким образом, через выделение людей, которые чем-либо отличались от окружающего большинства-или по болезни, или по своей необычной, "бьющей в глаза" самобытной уникальности, или будучи просто чужими, приезжими в той или иной местности, что всегда очень быстро замечается, например по тому, как себя ведет такой человек. Подобной инаковостью определяется конститутивная основа значения, воспринимаемого в слове "странник" (Дорофеев Д. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ СТРАННИЧЕСТВА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУРАХ)
Такими «странными» были объявлены авторами устами его персонажей все странники :
радищев - наполненной самыми вредными умствованиями  (по именному Указу самой Екатерины Второй)

чацкий - карбонари,  опасный человек ! с ума шедший и сшедший

онегин — опасный чудак

хлестаков — чиновник из СПб = сборник общечеловеческих пороков = «хлестаковщины», в котором слиты воедино глупость, вранье, легкомыслие и безответственность за свои поступки

чичиков — странный фиктивный приобретатель = не кури и не пьет,   

печорин - «герой нашего времени», палач

флягин  - очарованный странник

бендер — комбинатор, не совсем типичный странный Агасфер моего еврейского субэтнонсенса народов кочевых (!) племен апиру

Странничество, покидание основного места жительства и предание себя любви к людям, к родине, к Богу и, одновременно с этим, сбор благодати на построение, содержание храмов, праздная жизнь на собранные деньги, ханжество неоднозначно воспринимается русскими писателями. Так, мнения Горького, Островского и Цветаевой тоже расходятся, что и очевидно: отзывы о таких крайностях, как, например, затворничество и скитальчество, всегда будут неоднозначными.

2.  Странствия отмеченных странничеством

1. Онегин. Житель СПб силою обстоятельств заброшен в сельскую провинциальную глушь «псковских степей» (по его определению мест прежнего обитания княгини Татьяны Г*), откуда, прослыв опасном чудаком ( т.е абс. странным типом)  после убийства на дуэли поэта Ленского, он отправляется странствовать  в т.нзв. «Путешествие Онегина», пока наконец не прибывает вновь в родную столицу… чтобы в ней странно исчезнуть

2. Хлестаков.  Странно странствует из СПб в Саратов через город N (в споре о геолокации г.N точку в 1890 г поставил журнал «Русская старина»: в мае 1829 года Александр Пушкин проездом на юг останавливался в Малоархангельске, был принят за высокопоставленного петербургского ревизора, а когда все разъяснилось, рассказал эту историю Николаю Гоголю, подарив сюжет бессмертной комедии, о чем сам Николай Васильевич вспоминал в «Авторской исповеди»).


Чичиков. В угаре афериста мечется буквально из-за авторского психопатства по территории с центром в  «среднерусском губернском городе NN»

Есть версия маршрута странничества Чичикова: Москва; Город NN; Херсонская губерния;  Петербург.
 
Михаил Казиник выдвинул теорию о том, что действие "Мертвых душ" происходит в Нижнем Новгороде.
Среди доказательств есть такие: 
1) Город NN. Обычно писатели использовали одинарное обозначение типа: "Утром в город N. въехала новая карета...". А в данном произведении именно NN, что может указывать на Нижний Новгород.
2) В одной из частей произведения мужики спорили: "Если пустить два колеса из города NN в сторону Казани и Москвы, какое из них быстрее докатится?". Если взять карту, то Нижний Новгород находится как раз где-то между Казанью и Москвой.
3) Немец из города NN говорил о красоте местных женщин. В то время немцы часто селились в NN... А может это тогда Нижне-Нюрск…?

Еще одна версия: в первых редакциях этот город название таки имел, смешное и пустословное — Тьфуславль (Ярославль!?), но позже его сменил на NN
  — П. В. Анненков.  (Н. В. Гоголь в Риме летом 1841 года.  П. В. Анненков. Литературные воспоминания] 
 


Станислав Мереминский (Москва) уверяет бендеровцев:  Во время "южной ссылки" Пушкин услышал рассказ о том, что в одном уездном городе по документам почти никто не умирает, поскольку имена покойных брали беглые крестьяне из центральных губерний. Когда об этой истории узнал Гоголь, у него возник замысел "Мертвых душ". Существует гипотеза, что этой же истории обязан своей фамилией литературный персонаж. Догадавшись, какой персонаж, назовите упомянутый в истории город. Ответ: Бендеры.  Комментарий: Пушкину рассказали эту историю о городе Бендеры. Таким образом, с Бендерами связан гоголевский аферист Чичиков — один из вероятных литературных прототипов Остапа Бендера. Кроме того, в начале "Двенадцати стульев" об уездном городе N говорится, что там практически никто не умирает, как и в Бендерах.  Источник(и): В.В. Худяков. Афера Чичикова и Остап Бендер
 // В цветущих акациях город... Бендеры: люди, события, факты. / Ред. В. Валавин. — Бендеры, 1999. — С. 83-85//
 
Печорин. Умер, возвращаясь из Персии: @Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер#

Бендер. Этот наколесил … будь здоров … не знаю добрался ли он до Рио-Рио …

Карта перемещений героев "Двенадцати стульев" (путешествие начинается в Харьковской области, так что и Киса и Отец Фёдор - это харьковчане, а Остап - бывший московский студент медицинского
памятник Остапу на ул. Итальянской СПб

Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Мы все к тебе придем.

Клеймо позорит плечи,
За голенищем нож.
Издалека-далече
Ты всё же позовешь.

На каторжные клейма,
На всякую болесть –
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.

А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, –
Там Иверское сердце
Червонное горит.

И льется аллилуйя
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля!

1916 , Цветаева М.

Берегись…
Но тесна вдвоём
Даже радость утр.
Оттолкнувшись лбом
И подавшись внутрь,
(Ибо странник — Дух,
И идёт один),
До начальных глин
Потупляя слух —
Над источником,
Слушай-слушай, Адам,
Что; проточные
Жилы рек — берегам:
— Ты и путь и цель,
Ты и след и дом.


Зверю — берлога,
Страннику — дорога,
Мертвому — дроги.
Каждому — свое.
Женщине — лукавить,
Царю — править,
Мне — славить
Имя твое.

Странствия Марины завершились в фартуке, испачканном рыбьими потрохами, с петлей на шее на гвозде дверной притолки  частного дома пятистенки в Елабуге… будь она неладна…


Рецензии