Psiho37 Герои русской лит-ры странствуют без пол-л
1. Смысл странничества
Даль связывает происхождение этого слова, с одной стороны, со старославянским "странствовати" в значении страдать, болеть, немочь, а с другой - со "странничать" в значении чудить, отличаться от людей странностями, также со словом "страница" -сторонний, посторонний, нездешний (в поздних рассказах Л. Толстого не раз встречается словосочетание "странний человек"). Странничество как особый культурный феномен складывался, таким образом, через выделение людей, которые чем-либо отличались от окружающего большинства-или по болезни, или по своей необычной, "бьющей в глаза" самобытной уникальности, или будучи просто чужими, приезжими в той или иной местности, что всегда очень быстро замечается, например по тому, как себя ведет такой человек. Подобной инаковостью определяется конститутивная основа значения, воспринимаемого в слове "странник" (Дорофеев Д. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ СТРАННИЧЕСТВА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУРАХ)
Такими «странными» были объявлены авторами устами его персонажей все странники :
радищев - наполненной самыми вредными умствованиями (по именному Указу самой Екатерины Второй)
чацкий - карбонари, опасный человек ! с ума шедший и сшедший
онегин — опасный чудак
хлестаков — чиновник из СПб = сборник общечеловеческих пороков = «хлестаковщины», в котором слиты воедино глупость, вранье, легкомыслие и безответственность за свои поступки
чичиков — странный фиктивный приобретатель = не кури и не пьет,
печорин - «герой нашего времени», палач
флягин - очарованный странник
бендер — комбинатор, не совсем типичный странный Агасфер моего еврейского субэтнонсенса народов кочевых (!) племен апиру
Странничество, покидание основного места жительства и предание себя любви к людям, к родине, к Богу и, одновременно с этим, сбор благодати на построение, содержание храмов, праздная жизнь на собранные деньги, ханжество неоднозначно воспринимается русскими писателями. Так, мнения Горького, Островского и Цветаевой тоже расходятся, что и очевидно: отзывы о таких крайностях, как, например, затворничество и скитальчество, всегда будут неоднозначными.
2. Странствия отмеченных странничеством
1. Онегин. Житель СПб силою обстоятельств заброшен в сельскую провинциальную глушь «псковских степей» (по его определению мест прежнего обитания княгини Татьяны Г*), откуда, прослыв опасном чудаком ( т.е абс. странным типом) после убийства на дуэли поэта Ленского, он отправляется странствовать в т.нзв. «Путешествие Онегина», пока наконец не прибывает вновь в родную столицу… чтобы в ней странно исчезнуть
2. Хлестаков. Странно странствует из СПб в Саратов через город N (в споре о геолокации г.N точку в 1890 г поставил журнал «Русская старина»: в мае 1829 года Александр Пушкин проездом на юг останавливался в Малоархангельске, был принят за высокопоставленного петербургского ревизора, а когда все разъяснилось, рассказал эту историю Николаю Гоголю, подарив сюжет бессмертной комедии, о чем сам Николай Васильевич вспоминал в «Авторской исповеди»).
Чичиков. В угаре афериста мечется буквально из-за авторского психопатства по территории с центром в «среднерусском губернском городе NN»
Есть версия маршрута странничества Чичикова: Москва; Город NN; Херсонская губерния; Петербург.
Михаил Казиник выдвинул теорию о том, что действие "Мертвых душ" происходит в Нижнем Новгороде.
Среди доказательств есть такие:
1) Город NN. Обычно писатели использовали одинарное обозначение типа: "Утром в город N. въехала новая карета...". А в данном произведении именно NN, что может указывать на Нижний Новгород.
2) В одной из частей произведения мужики спорили: "Если пустить два колеса из города NN в сторону Казани и Москвы, какое из них быстрее докатится?". Если взять карту, то Нижний Новгород находится как раз где-то между Казанью и Москвой.
3) Немец из города NN говорил о красоте местных женщин. В то время немцы часто селились в NN... А может это тогда Нижне-Нюрск…?
Еще одна версия: в первых редакциях этот город название таки имел, смешное и пустословное — Тьфуславль (Ярославль!?), но позже его сменил на NN
— П. В. Анненков. (Н. В. Гоголь в Риме летом 1841 года. П. В. Анненков. Литературные воспоминания]
Станислав Мереминский (Москва) уверяет бендеровцев: Во время "южной ссылки" Пушкин услышал рассказ о том, что в одном уездном городе по документам почти никто не умирает, поскольку имена покойных брали беглые крестьяне из центральных губерний. Когда об этой истории узнал Гоголь, у него возник замысел "Мертвых душ". Существует гипотеза, что этой же истории обязан своей фамилией литературный персонаж. Догадавшись, какой персонаж, назовите упомянутый в истории город. Ответ: Бендеры. Комментарий: Пушкину рассказали эту историю о городе Бендеры. Таким образом, с Бендерами связан гоголевский аферист Чичиков — один из вероятных литературных прототипов Остапа Бендера. Кроме того, в начале "Двенадцати стульев" об уездном городе N говорится, что там практически никто не умирает, как и в Бендерах. Источник(и): В.В. Худяков. Афера Чичикова и Остап Бендер
// В цветущих акациях город... Бендеры: люди, события, факты. / Ред. В. Валавин. — Бендеры, 1999. — С. 83-85//
Печорин. Умер, возвращаясь из Персии: @Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер#
Бендер. Этот наколесил … будь здоров … не знаю добрался ли он до Рио-Рио …
Карта перемещений героев "Двенадцати стульев" (путешествие начинается в Харьковской области, так что и Киса и Отец Фёдор - это харьковчане, а Остап - бывший московский студент медицинского
памятник Остапу на ул. Итальянской СПб
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Мы все к тебе придем.
Клеймо позорит плечи,
За голенищем нож.
Издалека-далече
Ты всё же позовешь.
На каторжные клейма,
На всякую болесть –
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, –
Там Иверское сердце
Червонное горит.
И льется аллилуйя
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля!
1916 , Цветаева М.
Берегись…
Но тесна вдвоём
Даже радость утр.
Оттолкнувшись лбом
И подавшись внутрь,
(Ибо странник — Дух,
И идёт один),
До начальных глин
Потупляя слух —
Над источником,
Слушай-слушай, Адам,
Что; проточные
Жилы рек — берегам:
— Ты и путь и цель,
Ты и след и дом.
Зверю — берлога,
Страннику — дорога,
Мертвому — дроги.
Каждому — свое.
Женщине — лукавить,
Царю — править,
Мне — славить
Имя твое.
Странствия Марины завершились в фартуке, испачканном рыбьими потрохами, с петлей на шее на гвозде дверной притолки частного дома пятистенки в Елабуге… будь она неладна…
Свидетельство о публикации №222051300204