Маршал Ф. И. Голиков

Совсем недавно прошел многосерийный фильм «Начальник разведки». Речь шла о генерале НКВД Павле Михайловиче Фитине, который одно время, уже далеко после войны,  руководил управлением МВД в Свердловске. Но речь пойдет не о нем, но тоже о начальнике разведки (ГРУ РККА), генерале Филиппе Голикове
Есть повод рассказать о нем. Почему? Во-первых, он уралец, почти наш  земляк – уроженец Камышловского уезда Пермской губернии. А во-вторых, во время Гражданской войны сражался в наших краях в полку «Красных орлов». Это о нем вспоминал  его сослуживец, рабкор газеты «Асбестовский рабочий», труженик  ГМК № 3 и житель пос. Изумруд Захар Степанович Берсенев. Кстати, как и Голиков, тоже уроженец Камышловского уезда.

О Захаре Степановиче я рассказал в «Малышевской газете»  в 2018 году в №№ 38, 39, 40. Захар Берсенев с однополчанами встречался с Ф. Голиковым в 1958 году в Катайске, где формировался полк. Филипп Иванович в то время был генерал-полковником и начальником Главного политического политуправления СА и ВМФ.
В 1959 году была издана книга Ф.И. Голикова «Красные орлы», написанная им на основе своего дневника 1918-1920 гг. и воспоминаний Захара Берсенева под названием «Под знаменем ВЦИК». Историю полка в воспоминаниях и книгу «Красные орлы» можно найти в музее поселка в ДК «Русь».

После окончания Гражданской войны Голиков долгие годы находился в армии на политической работе.  Окончив экстерном военную школу, и по собственному желанию был переведён на командную работу. Прошел должности командиров: 95-го стрелкового полка;  61-й стрелковой дивизии; 8-й отдельной механизированной бригады; 45-го механизированного корпуса Киевского военного округа.
В 1938 году был освобожден от занимаемой должности и уволен из армии. Однако, К. Е. Ворошилов отказался подписать санкцию на арест и Ф. И. Голиков  вновь был призван на военную службу. С ноября 1938 года  командовал войсками Винницкой армейской группы Киевского Особого военного округа. Участвовал в Польском походе РККА в сентябре 1939 года.

В июле 1940 года был неожиданно назначен заместителем начальника Генерального штаба РККА — начальником Главного разведывательного управления РККА. Начальники ГРУ в то время менялись часто. Начиная с 1936 года, Голиков был шестым главным военным разведчиком. И.В. Сталин был строг, более того  опасался предательства и измены накануне надвигающейся войны.
Большинство  историков долгое время полагали, что на посту начальника ГРУ Голиков подавал руководству страны только ту информацию, которая отвечала мнению И. В. Сталина. Информация же о подготовке и сроках нападения Германии на СССР докладывалась якобы  зачастую, как неподтверждённая или не заслуживающая доверия. 
 
Открытые в последнее время архивы такие выводы не подтверждают. Ф. И. Голиков регулярно сообщал о продолжавшемся сосредоточении у советской западной границы германских войск, количестве стянутых к ней дивизий, их боевом составе и численности, местах их дислокации, называл срок нападения на СССР — 22 июня 1941 года (эту дату указывали около 15 надёжных источников). С июля 1940 по июнь 1941 года ГРУ ГШ РККА направило руководству СССР 95 (только рассекреченных) сообщений о сосредоточении фашистских войск и подготовке их к нападению на СССР.

При этом, хотя военное и политическое руководство СССР знало очень многое о готовности Германии к вторжению в СССР, отразить его по причине опоздания с развертыванием войск и  неготовности ряда подготовительных мер, не смогло.
Что касается добытых разведданных в отношении новейшей германской техники и вооружения (авиация, бронетехника, стрелково-артиллерийское вооружение, химическое оружие), то поступившая развединформация была довольно подробной и в-целом позволяла военному руководству СССР сделать правильные выводы об их применении в грядущей войне.

Тем не менее, в первые дни войны Голикова сняли с поста начальника Главного разведывательного управления Генштаба РККА. 5 июля 1941 года он был назначен главой Советской военной миссии в Великобританию и в США и вскоре убыл в Великобританию. Вёл переговоры о военных поставках для СССР и об открытии второго фронта, в том числе   
31 июля 1941 года был принят президентом США Франклином Рузвельтом.  Большая заслуга Голикова в том, что уже 31 августа 1941 года в Архангельск прибыл первый британский арктический конвой с грузом самолётов и боеприпасов для фронта.

В октябре 1941 года генерал вернулся в СССР и был назначен командующим формировавшейся в Пензенской области 10-й армии. В составе войск Западного фронта войска армии достаточно успешно наступали  южнее Тулы, отбросив на расстояние до 400 километров от Москвы части германской 2-й танковой армии генерала Гудериана, освободив 10 городов и нанеся большие потери противнику. При этом армия не имела превосходства над противником.

Позднее Голиков командовал  4-й ударной армией на Калининском фронте, войсками Брянского и Воронежского фронтов. С сентября 1942 года — заместитель командующего Сталинградским фронтом. 16 октября 1942 года повторно назначен начальником Главного разведывательного управления Генштаба РККА. А  через несколько дней также повторно назначен командующим войсками Воронежского фронта.
На посту командующего этим фронтом провёл три крупные операции. В первой из них, Острогожско-Россошанской операции 13—27 января 1943 года войска фронта разгромили основные силы 2-й венгерской армии, итальянский альпийский корпус, 24-й немецкий танковый корпус. По советским данным, было захвачено до 86 000 пленных.

Во второй, Воронежско-Касторненской операции, с 24 января по 17 февраля 1943 года, были окружены и разгромлены 2-й венгерский корпус и часть сил 2-й немецкой армии.
В третьей по счету, в Харьковской наступательной операции 2 февраля — 2 марта 1943 года, советским войскам удалось продвинуться ещё более чем на 100 километров и освободить Харьков.
 
История делает интересные реверансы. Харьков приходится вновь освобождать. Похоже, что враг не потерял надежду задушить Россию. Отдадим должное нашим предкам-победителям и примем от них эстафету.


Рецензии