Бремя славы

Энский край славится на всю Россию своими плодородными землями. Агрономы говорят: тут по весне просто кол в землю воткни – он пустит корни и листочки выбросит.

Вот таким колом неотёсанным и пока не прозябшим чувствовал себя отец Иоанн Велемудров, когда приехал в Энск возрождать из небытия Преображенский приход. Стеснительный священник на проповеди двух слов связать не мог. Выйдет, бывало, в конце службы на амвон: «Му-му… Бе-бе… Э-э-э…». Раскраснеется. Положит напрестольный крест на аналой и в алтарь спрячется. Да и сидит там, пока свешница Марфа Эдуардовна в диаконскую дверь не постучит и не объявит театральным шепотом: «Батюшка, все ушли. Можно выходить».

Отец Иоанн в алтаре не бездельничал – подшпаклевывал, подкрашивал, подчищал и размышлял о том, как окончательно вернуть божеский вид храму, который несколько десятков лет использовался для хознужд.

- Отче, твой главный враг не Сталин и не Хрущёв, а твоя собственная стеснительность, - наставлял неопытного священника схиигумен Акривил, духовник Энского монастыря. – Стеснительность ведь не от скромности происходит, как думают некоторые. Стеснительность – чадо гордыни… Смиряйся. Проси помощи у всех, у кого можно. Восстановление храма – не хозяйственный процесс, а духовный. Сначала человек думает, что он восстанавливает церковь. Потом понимает, что Церковь восстанавливает его. Так и осуществляется спасение людей. И большие начальники, и крутые бизнесмены, и политики разнокалиберные нуждаются в спасении не меньше, чем простые смертные. Ищи слова, которые тронут их душу. Не ленись и не превозносись над всеми. Ходи по земле, но под Богом. Как Енох, которого Господь взял на небо живым за его праведность.

Отец Иоанн, превозмогая природную робость, штурмовал кабинеты солидных директоров, обивал пороги различных учреждений, рассылал повсюду письма. И уста его отверзлись.

Храм оброс строительными лесами. Во дворе весело зажужжала бетономешалка. Стены атаковали каменщики, штукатуры, маляры.

Отец Иоанн сам себе удивлялся. Научился со всеми общий язык находить. А с амвона говорил, как по писанному. В «Энском вестнике» с лёгкой руки стремительно воцерковляющегося редактора у отца Иоанна авторская рубрика появилась. Регулярно приглашали осмелевшего священника на областное радио. А однажды он и в студию столичного телеканала «Спас» попал. Но поскольку одним из гостей в той передаче был знаменитый протоиерей Андрей Ткачёв, то  отцу Иоанну удалось только один раз рот открыть. И то, чтобы согласиться с отцом Андреем. Однако оператор, вероятно, уставший снимать популярного священника, часто разглядывал новенького. Поэтому энские телезрители своего земляка заметили.

А тут ещё подоспела и книжка отца Иоанна о буднях Энского монастыря, которую он в соавторстве с Тщеславой Базарной написал. Так что автограф у него стали просить чаще, чем благословение. Теперь энский батюшка каждый день не только просыпался знаменитым, но и засыпал. Теперь его в Энске знала не только каждая собака, но и кошка.

А вот с духовником схиигуменом Акривилом отец Иоанн Велемудров стал видеться гораздо реже. Одолели поклонники таланта, которые вдруг вспомнили, что жилища у них с колесницами не освящённые, что сами они не венченые, что чада их некрещеные. Но отец Иоанн к таинствам церковным относился ещё серьёзнее, чем к литературным опытам. Без предварительных собеседований никого не венчал и не крестил. И число желающих побеседовать росло не по дням, а по часам.

Как-то в конце одной из таких бесед, прошедшей в удивительно доверительной атмосфере, в тот кульминационный момент, когда обычно берут автограф, известного писателя и проповедника иерея Иоанна Велемудрова спросили: «Батюшка, а как Вас зовут?»… 

И отче Иоанне смирился до зела.

Из цикла "Матушка Лень и другие сказки Энского монастыря".


Рецензии
Здравствуйте, отец Владимир.
Смирение приносит удивительные плоды. Божьей помощи Вам.
С уважением, Лена Романенкова.

Лена Романенкова   12.07.2022 17:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.