С небес на воду

 «Хороших людей много меньше, как мало талантливых книг. И лучшие люди - средь женщин. И худшие - тоже средь них» - слова прекрасного поэта и умного человека Андрея Дементьева.

Я пишу только о замечательных и незаурядных женщинах. Одна из них – американская лётчица Хайди Порч. Впервые нашёл упоминание о ней в газете «The New York Times».

Уменьшенные копии газеты были собраны в книгу, которую купил когда-то за 50 евро.

Потом по своей привычке копаться в архивных делах стал собирать об этой лётчице сведения.

Поиск меня всегда влечёт, наверное,  потому, что с детства люблю читать приключенческие книги и детективы.
 
И вот что удалось выяснить. 14 августа 1984 года 28-летняя Хайди Порч и лётчик Эрл Ковел совершали на одномоторных самолётах Cessna–182 перелёт из Калифорнии в Новую Зеландию.

На подобном самолёте Cessna–172 восемнадцатилетний немец Матиас Руст совершил 28 мая 1987 года посадку на Красной площади. Проверил в День пограничных войск, как работает охрана воздушных границ СССР. Слетели потом со своих должностей многие генералы.

Хайди Порч, жительница Вакавилля в штате Калифорния, несмотря на молодость, была опытным пилотом, имела десятилетний стаж перегонки самолётов.

Когда до аэропорта города Хило на Гавайях, первой плановой остановки, оставалось 535 миль, двигатель самолёта из-за неисправности в масляной системе вышел из строя.
 
Лётчица услышала, как двигатель стал работать с перебоями, а затем прекратил работу. Она сделала всё положенное по инструкции в таких случаях. Безрезультатно. Самолёт падал. И тогда Хайди постаралась спланировать на воду.

Колёса заскользили по воде, а затем нос самолёта зарылся в воду. Соприкосновение с водой было лучше, чем она ожидала. А дальнейшее происходило для неё, как в замедленной съёмке. Самолёт перевернулся, и она оказалась в воде.

Хайди выбралась из кабины и вынырнула на поверхность. После бесконечных, как ей казалось, усилий, удалось всё же надуть спасательный плотик, перерезать верёвку, которая удерживала его с тонущим самолётом, и забраться на плотик, что оказалось тоже нелегко.

Во время падения самолёта она успела произнести по радио лишь слова: «Я здесь одна, я падаю в океан». Но Эрл Ковел, летевший рядом на другом самолете, сообщил в эфир о несчастье и передал координаты падения самолёта. Сам он помочь ничем не мог.

Самолёт некоторое время сохранял плавучесть. Хайди разумно посчитала, что рядом с самолётом её быстрее найдут и держалась около самолёта, вцепившись в хвостовой стабилизатор (если я эту штуку называю неправильно, пусть лётчики меня поправят).
 
Погода начала портиться, пошёл дождь, поднялся ветер, видимость ухудшилась. Как только береговая охрана США получила сигнал бедствия, с Гавайских островов немедленно вылетел поисковый самолёт.

Экипаж поискового самолёта успел заметить Cessna–182, качавшийся на волнах, и крошечный плотик рядом с ним. В следующее мгновение самолёт исчез под водой.

Средств спасения у  самолёта береговой охраны не было. Спасти лётчицу могло только судно, но, как назло, в этот уголок океана суда заходят редко.

И всё же неожиданно повезло. С самолёта заметили одиночное судно. Им оказался советский рефрижератор «Уссурийский залив». В советской печати рефрижератор назвали «Уссурийская тайга», и это название подхватили западные СМИ.

Даже в пропагандистском издании на английском языке советского посольства в США, которое в переводе называлось «Советская жизнь» (за январь 1986 года),  судно названо «Уссурийская тайга», наверное, у автора той статьи в голове бродила ассоциация с фильмом «Дерсу Узала» или с книгами Владимира Арсеньева.

По несносной военпредовской привычке докапываться до руды я выяснил, что рефрижератор был французской постройки, проект 1401. СССР в 1970 году заказал французам десять таких судов. Их сдали заказчику в 1972 году. Все эти суда назвали именами различных заливов.

Американский самолёт два раза низко пролетел над советским судном, каждый раз покачивая крыльями, каждый раз сворачивая в одну и ту же сторону. Сначала поведение самолёта с опознавательными знаками береговой охраны США вызвало тревогу на судне.

По непонятной причине американские лётчики не отвечали по радиотелефону на 16-м канале. Не забудем, что шла холодная война. Что крылось за поведением экипажа американского самолёта, непонятно.

Но 57-летний капитан «Уссурийского залива» Иван Мочалов оказался умным и сообразительным человеком. Его «диалог» с экипажем американского самолёта был как разговор немого с человеком, понявшим его жесты.

Хайди  Порч невероятно повезло, о чём она ещё не подозревала.

Мочалов догадался, что кто-то терпит бедствие. Его догадку подтвердило и то, что судовой радиолокатор показывал: самолёт кружит над одним и тем же местом, обозначая место аварии.
 
Неизвестно, какой разговор у него состоялся с помполитом, но капитан приказал идти полным ходом к месту, где кружил самолёт.
 
В разгар холодной войны требовалось мужество, чтобы принять такое решение. Наверняка первый помощник говорил, что это какая-то провокация американцев.

Более того, капитан получил предупреждение, что приближается тайфун, и рекомендацию покинуть этот район, а он направил судно ему навстречу.
 
Погода портилась на глазах: ливень, ветер усиливался, волны росли. Между тем Хайди болталась на волнах в своём крошечном плотике. Темнело. Её мучили жажда, голод, боль от ушибов.
 
В довершение всего недалеко от плотика она увидела треугольники плавников. Стаю акул, возможно, привлёк яркий цвет её спасательного плотика. Девушка боялась, что волны перевернут спасательный плот, залитый водой, либо его опрокинут акулы.
 
Она находилась в таких условиях много часов.

Продолжение http://proza.ru/2022/05/14/764


Рецензии
Всё же всюду есть люди...

Ааабэлла   16.05.2022 14:46     Заявить о нарушении
Хорошие люди!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   16.05.2022 14:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.