Богач и Лазарь. Глубокий смысл притчи

Иисус Христос на пути в Иерусалим произносит своим ученикам одну интересную притчу, которая затрагивает целый ряд тем. Здесь просматривается и высокомерие фарисеев, и посмертное воздаяние, и истинность самого Священного Писания. И за всем этим ещё одновременно стоит вопрос судьбы избранного народа – Израиля, и будущего новой христианской Церкви. Одновременно Спаситель рассказывает данную притчу так, чтобы она была услышана ещё и фарисеями, которые перед этим открыто высмеивали Его проповедь (Лк.16,14). Что ж, пусть и они – фарисеи также посмеются над их собственным будущим.
Притча о богаче и Лазаре (Лк.16,19-31)  начинается с того, что жил некий человек, который был богат, но ещё при этом и красиво «одевался в порфиру и виссон». Согласно синодальному переводу, также «каждый день пиршествовал блистательно». В церковно-славянском тексте, как и в греческом, сказано ещё точнее, что он, то есть, богач, жил «веселяся во все дни светло». Точнее потому, что богач здесь одновременно олицетворяет избранный народ Израиля, о котором совершенно аналогично сказано в Псалме: «Рано исполнимся милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши» (Пс.89,14). Слово «богат» означает, что обеспечен справедливым Законом и Писаниями. Выражение «одевался в порфиру и виссон» уже говорит о материальной обеспеченности. Так, по крайней мере, апостол Иоанн описывает в Откровении языческий город Рим, который по его словам также одевался «в виссон и порфиру и багряницу» (Отк.18,16). Ведь виссон – это дорогостоящая белая тонкая ткань, а порфир – драгоценные камни. Так на ближнем востоке одевались цари. Соответствующее этому положению занимал народ Израиля среди окружающих его других языческих племён (Исх.23.22). Точно также себя величали и фарисеи.
Имя Лазарь, или Эльазар, означает в переводе «Бог мой – помощь». Впоследствии мы увидим, что не зря он здесь назван таким именем. Лазарь в притче означает тех, кто жил среди народа Израиля, но при этом ничего не имел, страдал от собственной жизни, довольствовался тем, что случайно доставалось ему от возгордившегося своей избранностью народа, и брошен был, фактически, на произвол судьбы, оказался как бы приравнен к бездомным животным – «псы, приходя, лизали струпья его». Богач, в отличие от Лазаря вообще не назван по имени. Значит имя этого богача, как, впрочем, и он сам, можно сказать, уйдут в забвение, а имя Лазаря, наоборот, должно будет восторжествовать. Что впоследствии, собственно говоря, и произошло. 
Здесь уже вспоминается даже не притча, а эпизод, непосредственно связанный с Христом. На этот раз к Нему подошла женщина – хананеянка с просьбой исцелить её больную дочь. Спаситель тогда ответил женщине: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф.15,26). Но Иисус пожелал при этом испытать веру этой женщины, которая пришла к нему из языческой среды. Христос как бы условно ставит себя на место богача из нашей притчи, показывая одновременно на негативное поведение тех же фарисеев. А вот, после того, как эта женщина – хананеянка ставит себя на место того же Лазаря, Иисус сразу проявляет к ней Свою благосклонность, исцелив её дочь и оценив произнесённое покаяние: «Велика вера твоя» (Мф.15,28). Но Христос это сделал, а богач из рассматриваемой нами притчи – нет.
Затем, как богач, так и Лазарь умирают друг за другом, почти в одно и то же время. Но разница между ними просматривается и здесь. И тот, и другой получают неодинаковые воздаяния ещё при земном своём местонахождении. Богача хоронят после смерти, вероятно, также пышно, каким он был ещё при жизни, а о Лазаре сказано, что тот просто умер. Видимо, о его похоронах оказалось даже некому позаботиться. Но всё это, что называется, происходит в нашей человеческой реальности. А когда человек попадает, как говорится, в мир иной, то здесь начинает происходить уже всё по-другому. Лазарь, как сказано, попадает на лоно Авраама, то есть в его небесную обитель, а вот богач, наоборот, оказывается в аду.
Что собой представляет небесная обитель Авраама, то единого мнения на этот счёт нет. Многие считают, что это и есть настоящий рай. В любом случае, такое место обитания, как его не называть, однозначно существует и ему целиком посвящён псалом 14. Сам Спаситель говорит, что Бог есть «Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», что «Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (Мф.22,32), «ибо у Него все живы» (Лк.20,38), ссылаясь на аналогичные слова, сказанные ранее ещё Моисею (Исх.3,6). А раз они живы, значит, тогда где-то находятся.
Но почему по тексту притчи происходит именно так? Тут вспоминается другой рассказ Спасителя, где царь для своего сына приготовил брачный пир, и пригласил на него званых гостей (Мф.22,2-14). Однако, прийти туда никто не захотел, оправдывая себя разного рода заботами, которые они сочли для себя более важными. Царь, справедливо решив, что эти званые не оказались достойными, велит своим рабам привести тех, кого они просто встретят на улице. И только тогда брачный пир наполнился возлежащими. Лишь только тот, кто не проявил уважения к пригласившему его хозяину – «вошёл не в брачной одежде», был немедленно удалён с пира (Мф.22,13). В результате оказалось много званных, но мало избранных. Исходя из этого, мы можем сказать, что герой нашей притчи богач был как бы среди званых, а вот Лазарь попал именно в число избранных. Ведь про таких людей, как этот богач, впоследствии скажет Спаситель, что десятину они дают, а важнейшее в Законе наоборот оставляют, то есть суд, милость и веру, когда делать надлежало им и то, и это (Мф.23,23). Что касается Лазаря, то в отношении его больше подойдут такие слова Христа, что мытари и блудницы вперёд вас (фарисеев) идут в Царство Божие (Мф.21,31). Правда, здесь говорится о том, что фарисеи тогда не поверили проповеди Иоанна Крестителя, которая призывала к покаянию (Мф.3,1), за что им и предстоит потом отвечать перед Богом. Но Лазарь, можно сказать, своей жизнью пришёл к такому благотворному очищению, что, несомненно, вменено ему было в праведность.
Богач, находясь в аду, снова видит Лазаря, да ещё возле самого Авраама, и просит его послать прежде знакомого бедняка к нему. Просьба богача кажется несколько странной – прохладить только его собственный язык. Вряд ли такое действие, конечно же, спасёт от адских мук. Но здесь имеется в виду другой смысл. Ведь язык – это орган, ощущающий вкус. А богач как бы вкусил всей горечи от нахождения в этом аду. Вот почему он просит охладить ему именно язык, чтобы ослабить неприятное ощущение этой самой горечи ада.
После этого следует уже настоящая развязка этих событий. Авраам говорит, что Лазарь теперь рядом с ним утешается. Что это означает? Господь Бог по смерти дал Лазарю то, чего он был незаслуженно лишён в своей земной жизни – облегчение за прошлые страдания, то, что совсем не случайно здесь соответствует  его имени. А богач получил ещё в своей земной жизни всё, чего желал, не делясь при этом ни с кем другим. Что ещё дополнительно он должен был иметь от Бога? О таковых говорил Спаситель: «отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк.13,27), «И пойдут сии в муку вечную» (Мф.25,46).
Далее Авраам говорит о великой пропасти, отделяющих эти два загробных мира друг от друга. Эту бездну часто трактуют как отделение греха от праведности. Но в земной жизни такая преграда вряд ли может считаться непреодолимой. Правы, на мой взгляд, те, кто видит в этом временное препятствие, которое тогда ещё, до совершения искупительной миссии Христа действительно невозможно было перейти. Спаситель через Свою крестную смерть и Воскресение из мёртвых сумел затем как бы проложить мост над этой пропастью, чтобы прийти также в тот мир и тем самым спасти погибшее (Лк.19,10). Христос, будучи праведником, пострадал ещё и за неправедных, ради которых Сам сошёл в этот ад, как сказано, в темницу, «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал»(1Пет.3,19). «Нисшедший, Он же есть и взошедший превыше всех небес, дабы наполнить всё (Еф.4,10), и тогда «да будет Бог все во всем» (1Кор.15,28). А такая реальность возможной стала для всех людей уже в эпоху христианской Церкви.
Богач, видимо, больше не зная, что сказать, просит Авраама послать Лазаря к своим братьям, предупредить их о таком же посмертном воздаянии. Просьба действительно необычная, поскольку братья этого богача вовсе могли не знать этого Лазаря. Ну, какое их дело вообще было до какого-то бездомного нищего? И стали бы они его тогда слушать? Однако богач лелеет в себе последнюю надежду, что явление воскресшего человека как бы образумит его братьев. Но Авраам даёт богачу вполне достойный ответ: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Это значит, что есть Закон, данный людям на горе «Синай» через Моисея, и  другие наставления Господни, полученные тоже для людей через пророков. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам.3,7). В самом деле, что в данном случае должно быть убедительнее: явление воскресшего Лазаря или слово, произнесённое самим Богом? Поэтому Авраам делает из этого вполне логичный вывод: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят». В отношении немалой части народа Израиля эти слова скажутся уже после Воскресения Христова, когда многие из них данного факта так и не признали, не смотря на то, что у них также были и Закон, и пророки. И прибавить им к данному выводу Авраама, получается, теперь уже больше нечего.

2022 г.


Рецензии
Павел, спасибо за обстоятельный и глубокий разбор этой чудесной притчи.
Со своей стороны хочу поделиться с вами своими соображениями на сей счёт.
Обратите внимание, что бедный Лазарь - это ЕДИНСТВЕННЫЙ из всех героев Христовых притч, названный по имени. Кроме него никто - ни мытарь с фарисеем, ни блудный сын, ни человек, "впадший в разбойники" - словом, никто! - по имени не назван.
Согласитесь, это любопытный момент, который заслуживает отдельного рассмотрения.
Далее. Богач в аду молит о том, чтобы Господь воскресил Лазаря, дабы тот предупредил братьев богача о том, что их ждёт после смерти. Авраам, естественно, отвечает ему отказом.
Но! Мы знаем, что некий человек всё же был воскрешён Господом. Собственно, их было трое: сын вдовы, дочь Иаира, и - внимание! - Лазарь Четверодневный.
Именно - человек по имени Лазарь!
Богач из притчи молил о воскрешении нищего Лазаря, и некий Лазарь был воскрешён.
Всё это позволяет нам предположить, что в притче речь шла о конкретных людях: о Лазаре - брате Марфы и Марии, и о неназванном, но жившем в действительности богаче.
Это позволяет предположить и другое: все герои всех притч Господних - реально жившие люди. В самом деле: для чего нужно Господу сочинять некие басни, если Он и так видит всё происходящее на земле и может брать примеры непосредственно из жизни. (А ведь все притчи чрезвычайно жизненны - в них не усмотришь и толики сочинительства). Причём, вовсе не обязательно, что события притч происходили в те же Евангельские времена, в той же Иудее. Блудный сын мог жить за тысячу лет до того - и где-нибудь в Африке, или в Европе, или где угодно. А мог он жить и через тысячу лет ПОСЛЕ - в этом тоже нет ничего невозможного для Господа...
Простите, что отнимаю ваше время, но я тоже очень люблю притчу о богаче и Лазаре, и мне просто захотелось поделиться своими мыслями с близким по духу человеком.

Алексей Бакулин   14.05.2022 17:52     Заявить о нарушении