Демократия и аристократия
Творческий метод Шмитта не произвел на меня большого впечатления. Тексты догматичны и тяжеловесны, концептуальный аппарат беден, логика прямолинейна, изложение занудно. Объектом исследования являются такие сложные явления, как Власть, Государство, Народ, но автор манипулирует лишь малым числом понятий, выстраивая примитивные и грубые схемы. Это – как бы пролегомены к теории общественного устройства.
Шмитт себя проявил, как посредственный философ, но в роли историка европейского парламентаризма он весьма интересен; – эта сторона его работ заслуживает большого внимания, если взять в скобки скандальное обоснование и оправдание им правления национал-социалистов в Германии.
Но и в теоретических работах Шмитта я нашел моменты, полезные для популяризации моего мировоззрения.
По классификации Шмитта существуют три вида правления: монархия, аристократия и демократия. Монархия обоснована Божьей волей – здесь все понятно. В демократии власть исходит от народа в целом, как тождества. Она не имеет ничего общего с «представительной демократией», когда народ разбит на индивидуумов, каждый из которых голосует в одиночку, изолированный в кабине, отмечая одного кандидата в списке, подготовленном действующей властью. Поэтому, согласно Шмитту, представительная демократия является одним из видов аристократии – власти избранных.
Я исхожу из того, что народ состоит из двух частей: «элиты» – людей, обладающих хотя бы одним талантом, и всех остальных – «простого народа». Когда проводятся выборы, то, наряду с представителями «элиты», баллотируются и кандидаты, представляющие «простой народ», однако отбор последних проводится на основе буржуазного принципа конкуренции, и побеждают в ней талантливые люди, относящиеся к «элите». Таким образом, в законодательном органе, избранном по правилам представительной демократии, при любом исходе выборов будет преобладать «элита», то есть будет осуществляться принцип аристократии. («Простой народ» интуитивно понимает, что в Государственной Думе заседает другой, чем они, контингент, и этому институту не доверяет).
Ближе всего к демократии, как ее понимает Шмитт, находилась советская власть, которая началась с разгона в 1918 году Учредительного собрания, избранного по принципом представительной демократии. Власть была передана Советам, рабочие, крестьянские и солдатские депутаты которых выбирались не тайным голосованием, а на «сходах», то есть возбужденной толпой, которая имитировала «тождество» избирателя со всем народом. В толпе выкликались случайные люди, - они были «свои в доску», идеально репрезентируя «простой народ». Это, конечно, не означает, что они правили страной; политически инертные, они брались под контроль Коммунистической партией – фанатичной квазирелигиозной сектой – «орденом Меченосцев», по выражению Сталина, а на самом деле, - группой злонамеренных отщепенцев «элиты» с преступными наклонностями (это было гениально предвидено Достоевским в романе «Бесы»).
В дальнейшем выборы всех уровней в СССР были безальтернативными: кандидаты – по одному человеку на каждое место назначались властью по принципу выборки из всех слоев населения пропорционально их численности в результате чего «простой народ» во всех представительных органах автоматически составлял подавляющее большинство. А, так как «народ безмолвствует», за депутатов правила КПСС, которая, в силу своего классового состава, выстраивало общество с опорой на взгляды и вкусы «простого народа». Так была реализована пресловутая «прямая демократия», за 74 года приведшая страну в состояние застоя и упадка.
После падения советской власти в Новой России законодательная власть осуществляется Государственной Думой, избираемой по нормам представительной демократии, и, если использовать классификацию Шмитта, установлена аристократия – «элита» заняла свое законное место у руля, и поэтому, наконец-то, для России забрезжила перспектива приемлемого будущего; нужно только во что бы то ни стало избежать возвращения «прямой демократии».
Сентябрь 2021
Свидетельство о публикации №222051401245