Дед по отцу и немного о ленд-лизе

Восемьдесят три года назад Германия вероломно напала на Советский Союз. Практически каждая  семья имеет связь с той войной. Великая Отечественная война оставила след и в  судьбе моей семьи, который не сотрётся временем. Мы стараемся бережно хранить память о войне, потому что многие наши родные участвовали в ней. Один из них – мой героический предок, дедушка по линии отца Юрченко Николай  Данилович (1920 г. – 2000 г.)

Он родился в КазССР в городе Семипалатинске. Когда-то его предки приехали из Украины в казахские степи  во время Столыпинской реформы, да так и осели в том краю. Тогда было великое переселение. Кого увозил паровоз, кто сам ехал, и если знать и помнить историю Российской империи, то так было в царской России, когда переселялись не только отдельные семьи, а целые хутора и сёла по всей стране. Это история покорения и освоения земли от Балтики и до Сахалина, от Киева и до Арктики и Азии, со множеством населяющих их народов и народностей. Выживали тогда только сильнейшие, давая в будущем самое крепкое, выносливое и здоровое потомство из тружеников, разбойников, бунтовщиков, воинов, строителей и покорителей. Это и есть русский (т.е.русскоязычный) народ, и этот процесс исторический.

Когда моему деду Николаю Юрченко исполнилось  восемнадцать лет, его призвали в армию. В 1938 году он проходил срочную службу в Ашхабаде, где строилась дорога военного назначения Ашхабад – Тегеран. Там его и застала война. Вместо того, чтобы спокойно демобилизоваться и вернуться к родным, пришлось снова служить, в тех же самых краях, но уже в тяжёлых условиях войны.  В годы Великой Отечественной войны  дорога до Ирана, которую построили мой дед с сотоварищами, стала дорогой жизни и смерти.  По ней из  оккупированного советскими и американскими войсками Ирана везли гуманитарную помощь – провиант, а также боеприпасы и порох,  предоставленные  США, которые  дальше эшелонами распределялись по всем фронтам. Мой дед ездил на американском военном грузовике Студебеккер US6. Эти Студебеккеры в военное время были самыми востребованными машинами и стали легендарными. Именно на их шасси устанавливались и знаменитые реактивные ракетные установки "Катюши", которые с успехом использовались до самого конца войны.

Дед возил, в основном, провизию. Но это не значит, что его служба не была опасной. Водителям грузовиков выдавали винтовки для защиты от нападений мародёров, воинственных иранских племён и бандитов. Конечно же, было страшно. Дорога была узкой и неудобной, климат жаркий. Мой дед был в числе перегонщиков, огибавших ту часть земного шара с риском для жизни для того, чтобы обеспечить советскую армию самым необходимым. Это был один из сложнейших маршрутов ленд-лиза - закона, по которому СССР получал от союзников антигитлеровской коалиции взаймы или в аренду военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырьё и продовольствие.

Позже я прочла о том, что количество поставленной во время войны по ленд-лизу американцами автомобильной техники: 400000 единиц. Бесплатно. Количество произведенной в СССР во время войны - 137000 единиц...

Транзит через Иран всех поставок в Советский Союз из Британии, США и других стран считался "безопасным чёрным ходом". Трансиранская железная дорога проходила от Персидского залива до Каспийского моря.  Всё это было в относительно спокойном регионе, вдали от Атлантики и Средиземноморья, ставших ареной ожесточенных сражений, и от Тихого океана, где тоже вот-вот должен был полыхнуть огонь войны. 29 января 1942 года был подписан договор о союзе между СССР,  Великобританией и Ираном. Оккупировав Иран, союзники обязались уважать территориальную целостность, суверенитет и политическую независимость Ирана и защищать его от всякой агрессии со стороны Германии, а также оказывать ему экономическую помощь. Советский Союз и Великобритания получили право "содержать на иранской территории сухопутные, морские и воздушные силы в таком количестве, в каком они считают необходимым", а также неограниченное право использования, поддержания, охраны и в случае военной необходимости контроля над всеми средствами коммуникаций по всему Ирану, включая железные, шоссейные и грунтовые дороги, реки, аэродромы, порты и так далее. Решение иранской проблемы стало для участников формирующейся антигитлеровской коалиции, пожалуй, первым опытом достижения договорённости по важному международному вопросу и проведения совместной военнополитической акции.
Однако сразу использовать иранскую территорию для масштабной помощи Советскому Союзу было невозможно из-за слабости транспортной инфраструктуры страны. В августе 1941 года по этому маршруту можно было перебрасывать всего 10 тысяч тонн грузов в месяц.  Союзники решительно взялись за дело. К октябрю 1942 года объем поставок вырос до 30 тысяч тонн грузов, а к маю 1943 - до 100 тысяч тонн в месяц.

Согласно исторической хронике Иран был полем политических битв. 29 января 1942 года послом СССР А.А.Смирновым, послом Великобритании Р. Буллардом и министром иностранных дел Ирана Али Сохейли был подписан Договор о союзе трёх держав — СССР, Великобритании и Ирана. Этот трёхсторонний договор стал основным и главным документом, дававшим Союзным Государствам (так коротко именовались СССР и Великобритания) право дислокации своих войск на иранской территории, транзита через Иран всех поступлений в Советский Союз из Британии, США и других стран (самолётов, автомобилей, каучука, продовольствия и других товаров), использования всех средств коммуникаций по всему Ирану и т.д.  Договор 1942 года превратил Иран из страны, готовящейся стать плацдармом для войны против СССР, в его союзника и полноправного участника борьбы с фашизмом. Разработка и осуществление советской и английской сторонами совместной акции по вводу войск в Иран, равно как и проведение ими согласованной политики в регионе, стали фактической основой для осуществления в дальнейшем более тесного сотрудничества, одной из составляющих которого был, в частности, переход к регулярным военным поставкам по южному транзитному пути в Советский Союз. Советско-английская операция в Иране стала первой совместной военной акцией стран, только ставшими союзниками в войне с Германией. В Иране под воздействием существенно изменившихся геополитических условий отрабатывались взаимодействие и договорённости, с помощью которых СССР и Великобритания перешли от многолетнего противостояния к сотрудничеству. Доказательством этому стала Тегеранская конференция глав СССР, США, Великобритании, проходившая с 28 ноября по 1 декабря 1943 года в столице страны - Тегеране. Иран стал надёжной площадкой для переговоров глав государств антигитлеровской коалиции.  Когда был поднят вопрос об их конференции, Сталин в переписке с Рузвельтом и Черчиллем предложил встретиться именно в Тегеране. Этот город устраивал Сталина не только относительной близостью к СССР, присутствием советских войск, но и наличием проволочной телеграфной и телефонной связи с Москвой. Кроме того, в Тегеране работали три посольства: советское, британское и американское, что тоже было необходимо для саммита. Немаловажным фактором выбора иранской столицы было и то, что страна находилась под контролем советских, британских и частично американских боевых частей, а спецслужбы трёх стран в достаточной степени «вычистили» Иран от вражеской агентуры и имели большие возможности не допустить террористических актов против тройки союзников.

На Московской конференции 29 сентября — 2 октября 1941года представители СССР, США и Великобритании договорились о поставках Советскому Союзу техники, оружия, снаряжения и других средств. 7 ноября 1941 года США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР. Приняв трёхсторонний закон, стороны определили и способы поставки военно-экономической помощи на территорию СССР. Действовали пять основных маршрутов ленд-лиза: Тихоокеанский (в ходе войны осуществлено 47.1% всего объема поставок), Трансиранский (23.8%), Арктические конвои (22.6%), Чёрное море (3.9%) и Советская Арктика (2.6%).

Курировать и контролировать Трансиранский маршрут было поручено заместителю председателя Совнаркома СССР Анастасу Ивановичу Микояну.
Для увеличения объёмов поставок по иранскому маршруту необходимо было усовершенствовать транспортные узлы Ирана. В стране практически не было хороших дорог. Никакие транспортные перевозки в больших объёмах там осуществлять было нельзя. 19 сентября 1941 года Черчилль писал Сталину: «Я придаю большое значение вопросу об открытии сквозного пути от Персидского залива до Каспия не только по железной дороге, но и по автомобильной магистрали, к постройке которой мы надеемся привлечь американцев с их энергией и организационными способностями».

Проблема была решена. За короткое время построили Трансиранское шоссе, модернизировали железную дорогу, соорудили два порта в Персидском заливе. Работы по логистике маршрута ещё не была закончены, а поставки в Советский Союз были начаты. В самые трудные для СССР дни ноября 1941 года по дороге прошло около 3 тысяч тонн грузов, в дальнейшем этот поток постоянно возрастал и к маю 1942 года достиг 80 тысяч тонн ежемесячно.

Обстановка на Северном Кавказе в конце августа 1942 года была сложной. Дефицит бронетехники в частях Северной группы войск Закавказского фронта, необходимой для сдерживания противника, ставил под угрозу захвата центров нефтедобычи и её переработки.
В этот сложный период по маршруту ленд-лиза из Ирана была оказана большая помощь советской группировке войск, действовавшей на Кавказе. Первостепенное значение имели поставки танков и авиации, так как именно эти виды военной техники играли весомую роль в сражениях Великой Отечественной войны.
В октябре 1942 года количество танков, поставленных по ленд-лизу на Кавказ, составляло практически половину из общего числа боевых единиц в советских танковых частях (132 танка из 302 — общего числа бронемашин, действующих в составе советских войск на Кавказе).
На вооружение советским ВВС через персидский коридор поступали американские и английские самолёты. Поставка боевых самолётов началась с марта 1942 года, к концу года США поставили 300 бомбардировщиков А-20 «Бостон», В-25 «Митчелл».
В большом количестве поступали английские и американские истребители. Всего через иранский коридор ленд-лиза было поставлено: в 1942 году - 742, в 1943 году - 2446, в 1944 году - 1678, всего - 4866 самолётов. Также за годы войны американцы поставили по персидскому коридору в СССР 184 тысячи автомобилей.

Персидский коридор и связанные с ним мероприятия оказали существенное влияние на внутреннюю обстановку в Иране. Присутствие в стране войск союзников обеспечило безопасность населения, дало работу сотням тысяч иранцев. На полную мощность заработали предприятия. На транспортировке через Иран военных грузов союзников были заняты десятки и десятки тысяч иранцев, начиная от чернорабочих до специалистов различных профессий. Многие из шофёров, гонящих автомобили в СССР, были иранцами.

***
Дед рассказывал, что перегонка автомобилей (как правило, с полным кузовом грузов) шла в очень сложных климатических и природных условиях. Узкие горные дороги, раскалённые пустыни с пыльными бурями, жара и непогода - все это приходилось преодолевать советским и местным водителям. Не мудрено, что на 2,5 тысячах километрах пути осталось немало их могил... К тому же маршруты движения надо было охранять не только от бандитов и воров, но и от мятежных племён, которые не подчинялись центральному правительству Ирана, да к тому же могли быть подкуплены немецкими агентами.

Минусом трансиранского маршрута была затрата очень большого времени для его преодоления. Суда с Восточного побережья США вокруг Африки шли до портов Персидского залива около 75 дней. Этот срок удалось сократить только после того, как в 1943 году из войны вышла Италия и появилась возможность идти не вокруг Африки, а через Средиземное море. Когда решили все технические и организационные проблемы, этот маршрут принял на себя 23,8 процента всех поставок союзников.

              ***
За оказанную союзниками помощь - естественно, надо было платить, причём немалую цену. На это ушло больше 43 тонн золота. Также шла оплата сырьём. В США мы отправляли нефть, железную и марганцевую руду, уголь. Расчеты по ленд-лизу продолжились и после окончания войны. Выплата транша в 48 млн. долларов вообще задержалась и была сделана только в годы, когда американцы бомбили Вьетнам. Все счета по ленд-лизу были закрыты Россией лишь в XXI веке. А если точнее: долг Советского Союза США по ленд-лизу был окончательно выплачен и закрыт в рамках расчёта с Парижским клубом 21 августа 2006 года.

              ***
Кто знает, чем бы окончилась та война, если бы не помощь союзников. Важно помнить и о героизме бесстрашных людей, доставлявших  эту помощь вовремя и по назначению.
Свой вклад в великую Победу Советского Союза внёс и мой дед Николай Данилович Юрченко.  За это он был награждён Орденом Отечественной войны.

Возвращался с войны дед в 1947-ом году. Ехал он по той же самой дороге,  которую строил. Проходила она через Грузию, где в то время в селе у своей тётки гостила моя бабка, Ольга  Ивановна Литовченко, которая была родом из Белгородской области. Проезжая, он увидел, как статная чернобровая  молодая девушка шла ему навстречу с полными вёдрами и он попросил у неё воды напиться. Возможно, что мой молодой тогда дед влюбился в мою молодую тогда бабку с первого взгляда, иначе чем объяснить, что  они очень скоро поженились? Разговорились при встрече - слово за слово: кто ты, да откуда... Она - видная, он - молоденький, да ещё и фронтовик. Запомнил, где живёт, и вскоре пришёл к её родственникам свататься. Коля и Оля сразу подали заявление в местный ЗАГС. Её родственники были зажиточными людьми, у них было много земли и они даже предлагали молодым свой второй то ли дом, то ли времянку, чтобы молодые остались там и жили неподалёку от них. Но деда потянуло на родину, в Семск, да и бабке хотелось от родни уехать, вот они и уехали к его родственникам.
Мои дед с бабкой прожили вместе, бок о бок, долгую жизнь. Жили они дружно и умерли друг за другом. Он ушёл в 2000-ом, когда ему было почти восемьдесят, а бабушка пережила его всего чуть-чуть - она умерла в 2001 году. Их могилы находятся рядом. Я ездила в Семск, побывала на их могилах, постригала там кустарники, мысленно разговаривая с покойными. Светлая память им обоим. Без них бы не было моего отца, Владимира Николаевича, его младшего брата Николая Николаевича, нас – их детей и наших детей – их внуков. Я горжусь своими родными и своей семьёй.




В очерке использованы материалы исторических хроник, а также
razboiulpentrutrecut.wordpress.com, izvestia.ru, stat.mil.ru, histrf.ru


Рецензии
Как мы расплатились по ленд-лизу. Владимир Смирнов 25 http://stihi.ru/2023/10/05/785

Марина Юрченко   05.10.2023 07:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.