Р. Б. Кайпер. Библейский партикуляризм
Р.Б.Кайпер (1959)
Партикуляристскому взгляду на Божественный замысел искупления учили, в частности, такие великие богословы и проповедники, как Августин, Уиклиф, Лютер, Кальвин, Нокс, Джонатан Эдвардс, Уайтфилд, Сперджен, Чарльз Ходж, Арчибальд Александер Ходж, Каспар Вистар Ходж, Торнуэлл, Кайпер, Бавинк, Уорфилд и Мейчен. Он был поддержан против арминианства Синодом Дорта, который состоял из представителей большинства реформатских Церквей Европы, и преподается во всех реформатских вероучениях, особенно в величайшем из них, Вестминстерском исповедании веры, как существенный элемент той системы доктрин, которая известна как реформатская вера. Сегодня его поддерживают все последовательно реформатские богословы и те церкви, которые являются реформатскими или пресвитерианскими не только по названию, но и в действительности.
Вкратце говоря, партикуляристский взгляд на Божественный замысел искупления состоит в том, что Бог намеревался через искупление спасти только избранных и что, следовательно, все избранные, и только они, спасены. Говорит Вестминстерское исповедание: "Как Бог назначил избранных к славе, так Он, по вечной и самой свободной цели своей воли, предопределил все средства для этого. А потому избранные, будучи падшими в Адаме, искуплены Христом, действенно призваны к вере во Христа Его Духом, действующим в свое время; оправданы, усыновлены, освящены и сохранены Его силой через веру ко спасению. И никто другой не искуплен Христом, действительно призван, оправдан, принят, освящен и спасен, кроме избранных (1). И далее оно говорит::
Господь Иисус своим совершенным послушанием и самопожертвованием, которое Он однажды принес Богу через вечного Духа, полностью удовлетворил справедливость своего Отца и приобрел не только примирение, но и вечное наследие в Царстве Небесном для всех тех, кого Отец дал Ему... Ко всем тем, для кого Христос приобрел искупление, он, безусловно, и действенно применяет и сообщает то же самое (2).
Каноны Дорта учат: Таков был суверенный совет и милостивая воля Бога Отца, чтобы оживляющее и спасительное действие драгоценнейшей смерти Его Сына распространилось на всех избранных, ибо только им одним Он даровал дар оправдывающей веры, чтобы тем самым непогрешимо привести их к спасению. Воля Божия, чтобы Христос кровью креста, которою Он утвердил новый завет, действительно искупил из всякого народа, колена, племени и языка всех тех и только тех, которые от вечности были избраны ко спасению и даны Ему Отцом.; чтобы Он утвердил в них веру, которую вместе со всеми другими спасительными дарами Святого Духа Он приобрел для них Своей смертью; очистил их от всякого греха, как изначального, так и действительного, совершенного до или после веры; и, верно сохранив их до конца, должен был бы очистить их от всякого греха, как изначального, так и действительного, совершенного до или после веры, чтобы наконец, привести их, свободных от пятна и порока, к вечному наслаждению славой в Его присутствии (3)..
В этой главе эта доктрина будет изложена прежде всего и положительно в свете Слова Божьего и попутно путем сравнения с неограниченным и непоследовательным универсализмом. Будет доказано, что слава реформатскоого учения о божественном замысле искупления двояка. Она отдает должное всем библейским данным, относящимся к этому вопросу, и тем самым высоко возвышает внутреннюю ценность искупления. Необходимо разъяснить эти утверждения.
Слово Божье чтит конкретное искупление
Уже было показано, что партикуляристский взгляд на замысел искупления находится в гармонии с универсалистскими отрывками Священного Писания. Остается показать, что этому взгляду "прямо учит Писание. Когда ангел Господень явился Иосифу из Назарета и сказал ему, чтобы он не боялся взять Марию в жены, ту, которая зачала в ее существе от Святого Духа, ангел добавил: "И она родит сына, и ты наречешь Нму имя Иисус, ибо Он .спасет народ Свой от грехов их" (Мтф.1.21). В аллегории доброго пастыря Христос предсказал, что Он отдаст и положит жизнь Свою за овец Своих (Иоан.15) Обращаясь к Своим ученикам и обращаясь к ним, Он сказал: "Нет большей любви, чем та, если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан.15.13). Павел объявил ефесским старейшинам, что Христос купил Церковь Своей собственной кровью (Деян.20.28), и напомнил всем верующим в Ефесе, что Христос "возлюбил Церковь и отдал Себя за нее" (Еф.5.25). И когда Павел писал христианам в Риме, что Бог "не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас" (Рим.8.32), он имел в виду, согласно как непосредственно предшествующему, так и последующему контексту, именно избранных. Все только что процитированные утверждения носят явный характер. В другом отрывке Христос учит с неизбежным подтекстом, что Он отдал Свою жизнь не за кого иного, как за тех, кого дал Ему Отец. В Своей первосвященнической молитве Он сказал: "Не о мире молюсь, но о тех, которых Ты дал мне" (Иоан.17.9). Бесспорно, жертвенное дело Христа и Его ходатайственная работа являются священнической деятельностью и, следовательно, просто двумя аспектами Его искупительной работы. Поэтому сфера одного не может быть шире сферы другого. Если Христос молился исключительно за тех, кого дал Ему Отец, то только их Он искупал только Своей кровью.
Как неограниченный универсализм, так и непоследовательный универсализм отрицают некоторые недвусмысленные учения Писания. Например, первый отрицает простое библейское учение о вечном наказании нечестивых, а второй отрицает, по общему признанию или без признания, столь же простое библейское учение о несомненной эффективности Божественных целей. Эти взгляды стоят или падают вместе с этими отрицаниями. Ничего подобного нельзя сказать о партикуляризме. Чтобы сохранить себя, ему не нужно отрицать какую-либо истину Писания. Положительно выраженный партикуляристский взгляд на замысел искупления прекрасно вписывается в систему доктрин, содержащихся в Священном Писании. Ссылка на несколько выдающихся учений Писания проиллюстрирует этот факт.
Партикуляристский взгляд на замысел искупления полностью отдает должное суверенитету Бога. Божьи замыслы не могут быть нарушены человеком. Божьи планы не зависят от согласия человека. Божий совет обязательно останется в силе, и Он обязательно исполнит все, что Он сочтет нужным . Поэтому все те, кого Он намеревался спасти смертью Своего Сына, будут спасены. Те, кого Бог предназначил спасти, и те, кто будет спасен, идентичны. Говоря о Божьем замысле спасти избранных кровью креста, Каноны Дорта утверждают: Эта цель, проистекающая из вечной любви к избранным, с начала мира и по сей день была могущественно достигнута и впредь будет продолжаться, несмотря на все безрезультатное противодействие врат ада (4).
Партикуляристский взгляд на замысел искупления прекрасно согласуется с библейским учением о завете искупления. От вечности лица Святой Троицы планировали спасение множества людей, которых никто не может сосчитать. Важным элементом этого плана было дарование Отцом Сыну всех, кто в конечном счете будет спасен. Спаситель неоднократно говорил о тех, кого дал Ему Отец. В Своей первосвященнической молитве Он проводил четкое различие между ними и миром и четко отождествлял их с наследниками вечной жизни. Он сказал: "Они были Твоими, и ты дал их мне.... Я молюсь за них: Я молюсь не за мир, но за тех, кого Ты дал мне, ибо они Твои.... Отец святой, сохрани Своим именем тех, кого Ты дал Мне, чтобы они могли быть одним, как и мы. Когда Я был с ними в мире, Я хранил их во имя Твое; тех, кого Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели; да сбудется Писание" (Иоан. 17:6, 9, 11, 12). Этот момент Кальлвин комментирует: "Иуда исключен, и не без причины; ибо, хотя он и не был одним из избранных и истинного стада Божьего, все же достоинство его должности придавало ему видимость этого; и действительно, никто не составил бы о нем иного мнения, пока он держался этой возвышенной должности. Он обосновывает этот комментарий тем фактом, что Иуда здесь назван "сыном погибели". - Этими словами, - говорит Кальвин, Христос утверждает, что его гибель, которая внезапно произошла на глазах людей, была известна Богу задолго до этого; ибо сын погибели, согласно еврейской идиоме, означает человека, который погиб или предан погибели" (5).
То, что точка зрения Кальвина хорошо обоснована, видно из безошибочного и самого решительного учения Христа в другом месте о том, что ни один из тех, кого дал Ему Отец,, не может погибнуть. Говоря об овцах, за которых Он отдаст Свою жизнь, Спаситель сказал: "И Я даю им жизнь вечную, и они никогда не погибнут, и никто не вырвет их из моей руки. Отец Мой, давший их мне, больше всех, и никто не может вырвать их из руки Отца Моего" (Иоан.12.28-29). И снова Спаситель провозгласил: "Сия есть воля пославшего меня Отца, чтобы из всего, что Он дал мне, я ничего не потерял, но воскресил в последний день" (Иоан.6.39). Сын как Слуга Иеговы (Ис.53.11) был уполномочен Отцом нести беззакония тех, кого Отец дал Ему, отдать за них Свою жизнь и полностью совершить за них дело спасения, которое Отец дал Ему совершить (Иоан.10.18, 17.4 ).
Партикуляристский взгляд на замысел искупления является необходимым следствием библейского учения об избрании. Если Бог избрал из погибшего рода человеческого некоторых людей во Христе еще до основания мира и предопределил их к усыновлению детей Иисусом Христом Себе (Еф.1.4,5), то из этого не может не следовать, что Бог задумал, чтобы те, кого Он избрал во Христе, были спасеныХристом. В своем систематическом богословии Чарльз Ходж сильно опирается на историю христианской доктрины по этому вопросу. Он говорит: "Никогда не отрицалось, что Христос умер специально для избранных, пока не было отвергнуто само учение об избрании. Августин, последователь и толкователь св. Павла, учил, что Бог из своего простого благоволения избрал некоторых для вечной жизни, и считал, что Христос пришел в мир, чтобы пострадать и умереть за их спасение. Он купил их Своей драгоценной кровью. Полупелагиане, отрицая учение об избрании, конечно, отрицали, что смерть Христа имела больше отношения к одному классу людей, чем к другому. Латинская Церковь, пока она придерживалась августинского учения об избрании, придерживалась также учения Августина о замысле и целях смерти Христа. На протяжении всего средневековья это была одна из отличительных доктрин тех, кто сопротивлялся прогрессу полупелагианской партии в Западной Церкви. Во времена Реформации лютеране, пока они придерживались одного учения, придерживались и другого. Реформаты, твердо придерживаясь учения об избрании, оставались верны своему отрицанию учения о том, что дело Христа имеет равное отношение ко всему человечеству. Только когда протестанты в Голландии, по учению Арминия, отвергли церковное учение о первородном грехе, о неспособности падшего человека к чему-либо духовно доброму, о верховенстве Бога в избрании и настойчивости святых, учение об искуплении имело особое отношение к людям от Бога было отвергнуто. Поэтому историческим фактом является то, что учение об избрании и учение Августина о замысле дела Христа были неразрывно соединены ". Далее Ходж говорит: "Поскольку эта связь исторична, она также логична. Одно учение неизбежно влечет за собой другое. Если Бог от вечности решил спасти одну часть человеческого рода, а не другую, то, по-видимому, было бы противоречием утверждать, что план спасения имел равное отношение к обеим частям; что Отец послал своего Сына умереть за тех, кого Он предопределил не спасать, так же верно, как и в том же смысле, что Он отдал Его за тех, кого избрал сделать наследниками спасения" (6).
Партикуляристский взгляд на замысел искупления находится в совершенном согласии с библейским учением об особой любви Бога. Иногда можно услышать, как кальвинисты говорят, что Бог добр и благосклонен ко всем детям человеческим, но что Он любит только избранных. Однако, согласно Писанию, можно без малейшего колебания сказать, что Бог любит всех людей. Разве Иисус не говорил: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и преследующих вас; чтобы вы были детьми Отца вашего небесного... Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (Мтф.5.44-48, )? Но чему Писание не учит, так это тому, что Бог одинаково любит всех людей. Напротив, это говорит нам о том, что Его любовь к избранным качественно отличается от Его любви к другим. Теперь речь идет о "той особенной, таинственной, суверенной, неизмеримой любви, которая превосходит знание, объектом которой является Его собственный народ, Церковь первенцев, чьи имена написаны на небесах" (7). Так что дар Христа как Искупителя упоминается снова и снова. "Нет большей любви, - сказал Иисус, - чем та, что человек кладет душу свою за друзей своих" (Иоан.15.13). "Бог хвалит свою любовь к нам тем, - сказал Павел, - что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим.5.8). Говоря конкретно об избранных, тот же апостол сказал: "Тот, кто не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас, как же Он не даст нам с Ним даром всего?" И почти в следующее мгновение он воскликнул: "Кто разлучит нас с любовью Христовой?" (Рим.8.32-35) Апостол любви сказал: "Сим познаем мы любовь Божию, потому что Он положил за нас жизнь Свою" (1 Иоан.3.16), и "в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего умилостивить нас".грехи" (1 Иоан.4.10).
Партикуляристский взгляд на замысел искупления является неотъемлемой частью того учения, которое составляет самое сердце особого откровения - спасения по благодати. Пять пунктов кальвинизма часто высмеиваются как выражение самого узкого догматизма. Истина заключается в том, что они представляют собой не что иное, как неразбавленное изложение драгоценного библейского учения о спасении по благодати. Ничто так не учит в Священном Писании, как то, что спасение происходит по благодати Божией и только по ней. И все же нет такого учения Писания, которое Церковь на протяжении своей истории находила бы более трудным для поддержания. В Церкви всегда находились влиятельные лидеры, которые так или иначе стремились скомпрометировать это учение, и она бесчисленное количество раз прислушивалась к их песням сирен. Но вне всякого сомнения, спасение по благодати - это учение Исайи, Иисуса, Павла, Петра, всего Писания. Когда ранняя церковь потеряла его из виду, Августин вновь открыл его. Когда средневековая церковь потеряла его из виду, Лютер и Кальвин открыли его заново. Когда церкви Реформации были сильно искушены арминианством отойти от него, Синод Дорта и Вестминстерская ассамблея снова подтвердили это. И когда совсем недавно несколько реформатских и пресвитерианских церквей низвели его до устаревшей догмы, Бог воздвиг таких людей, как Ходжес, Джеймс Х. Торнуэлл, Бенджамин Б. Уорфилд, Абрахам Кайпер и Герман Бавинк, не просто для того, чтобы защитить его, но и для того, чтобы возвеличить.
Учение о спасении благодатью лежит в основе не только кальвинизма, но и Священного Писания и христианства. Вместе с ним стоит или падает христианство. Каждый отход от него, каким бы незначительным он ни был, есть отход от христианства. После самой Библии самое ясное и чистое выражение этой доктрины можно найти в пяти пунктах кальвинизма. И это всего лишь множество звеньев одной цепи, зависящих друг от друга и поддерживающих друг друга. Бог по Своему суверенному благоволению от вечности избрал некоторых людей во Христе для вечной жизни. По своей природе избранные, как и все остальные люди, являются совершенно развращенными грешниками, которые не могут спасти себя. Чтобы спасти избранных, Бог послал Своего Сына в мир, чтобы выкупить их Своей драгоценной кровью и совершенным послушанием. Искуплением Христос заслужил для избранных Святого Духа, Который действенно возрождает их и творит дар спасительной веры в их сердцах. О том, чтобы избранные Богом, которых искупил Христос и к которым Святой Дух применил искупление, погибли, совершенно не может быть и речи. Таковы пять пунктов кальвинизма. Вместе они составляют одно учение - учение о спасении по суверенной благодати.
Особое искупление возвышает спасительное дело Христа
Слава партикуляристского учения о божественном замысле искупления заключается в его последовательном библейском характере. Неудивительно, что его слава также заключается в возвышении ценности искупления. Ибо ценность, которую Писание приписывает искуплению, действительно высока.
Непоследовательный универсализм, как и неограниченный универсализм, стремится создать впечатление, что он возвышает искупление гораздо больше, чем кальвинизм. Он хвастается тем, что имеет искупление для всех, в то время как кальвинизм, как говорят, имеет искупление только для некоторых. Он хвалится всеобщим, безграничным искуплением в противоположность ограниченному искуплению реформатской веры. Но такое хвастовство и самопрославление тщетны.
Распространено мнение, что, в то время как в соответствии с непоследовательным универсализмом очень многие будут спасены, в соответствии с кальвинизмом немногие войдут через ворота в вечный город. Но это понятие абсурдно. Согласно как кальвинизму, так и непоследовательному универсализму, представленному Бартом или арминианством, все, кто верит в Господа Иисуса Христа, будут спасены, и никто другой. Здесь нет никакой разницы. Не менее абсурдно обвинение, иногда выдвигаемое против кальвинизма, в том, что он косвенно, если не прямо, учит, что истинно раскаявшийся грешник может лишиться спасения, потому что он не причислен к избранным, чье искупление Христос приобрел на Голгофе. Само собой разумеется, что все избранные, и только избранные, действительно покаются в своих грехах и будут искать спасения во Христе, ибо покаяние - это плод избрания, а также благо искупления. И это безусловное учение кальвинизма, что подлинное покаяние никогда не приходит слишком поздно. Заверение Спасителя: "Приходящего ко мне не изгоню" (Иоан.6.37) - любимый текст кальвинистских проповедников. Кальвинист радуется библейскому свидетельству о том, что, когда все избранные будут собраны, они составят толпу, которую никто не может сосчитать и которая будет так же бесчисленна, как песчинки на морском берегу и как звезды, сверкающие на черно-синем небосводе ночи. Говорит Шедд в своей Догматической теологии: "Говоря, что искупление Христа ограничено в своем применении ... это означает, что число людей, к которым оно действенно применяется, является фиксированным и определенным числом. Подразумевается понятие определенности, а не малости ... Круг избрания и искупления действительно должен быть окружностью, но не обязательно маленькой. Ни один человек не искуплен вне круга. Все овцы должны быть в загоне. Но круг - это круг небес, а не земли" (8).
В своей проповеди, посвященной 2 Кор.5.14-15 , Мейчен в своей неподражаемо нежной манере обращает внимание на утешительный характер реформатского учения о замысле искупления и противопоставляет его мрачности учения арминианства на ту же тему. Он начинает: "Люди говорят, что кальвинизм - это суровое, суровое вероучение. Как широко и утешительно, говорят они, учение о всеобщем искуплении, учение о том, что Христос одинаково умер за всех людей там, на кресте! Как узка и сурова, говорят они, эта кальвинистская доктрина - один из "пяти пунктов" кальвинизма — эта доктрина "ограниченного искупления", эта доктрина, что Христос умер за избранных Божьих в том смысле, в каком Он не умер за неспасенных!" Он продолжает: "Но знаете, друзья мои, удивительно, что люди так говорят. Удивительно, что они считают учение о всеобщем искуплении утешительным учением. На самом деле это очень мрачная доктрина ... Если бы это было только учение о всеобщем спасении, а не учение о всеобщем искуплении, тогда это, без сомнения, было бы очень утешительное учение; тогда оно удивительно хорошо соответствовало бы тому, что мы в нашей ничтожной мудрости могли бы представить себе ходом мира. Но всеобщее искупление без всеобщего спасения - это действительно холодная, мрачная доктрина. Сказать, что Христос умер за всех людей одинаково и что тогда не все люди спасены, сказать, что Христос умер за человечество просто в мессе, и что выбор тех, кто из этой массы спасен, зависит от большей восприимчивости одних по сравнению с другими - это доктрина, которая лишает Евангелии радости. От холодного универсализма этого арминианского вероучения мы снова и снова с новой благодарностью обращаемся к теплому и нежному индивидуализму нашей реформатской Веры, которая, как мы верим, согласуется со святым Словом Божьим. Слава Богу, мы можем сказать каждому, созерцая Христа на Кресте, не просто: "Он умер за массу человечества, и как я рад, что нахожусь среди этой массы", но: ‘Он возлюбил меня и отдал Себя за меня; мое имя от вечности было начертано на Его сердце, и когда Он висел и страдал там на Кресте, Он думал обо мне, даже обо мне, как о человеке, за которого по Своей благодати Он готов умереть" (9).
Кальвинизм действительно считает, что число тех, кого Бог предназначил спасти смертью Своего Сына, ограничено, но это не ограничивает внутреннюю ценность искупления. Это факт величайшего момента. Непоследовательный универсализм серьезно ограничивает действенность искупления. Арминианство учит, что искупление не более чем делает спасение возможным; и, как уже указывалось, беззастенчиво ставя осуществление спасения в зависимость от воли человека, оно фактически учит, что искупление делает спасение нереализуемой возможностью. Кальвинизм, напротив, настаивает на том, что искупление действительно спасает всех, кого оно должно было спасти. Их учение о Божественном замысле искупления таково, что ни арминианин, ни Барт не могут занять эту позицию, не заключив, что все люди будут спасены. Поэтому евангельский арминианин без колебаний отвергает эту позицию. И Барт, сильно склоняющийся к безусловному универсализму и все же не готовый принять его, не может принять эту позицию. Напрашивается вывод, что только кальвинист учит по-настоящему действенному искуплению.
Что имеет в виду кальвинизм, когда настаивает на том, что искупление действительно спасает? Своим пассивным послушанием, то есть Своим послушанием, проявляющимся в Его страданиях" (10) в частности, Своей смертью на кресте Христос полностью искупил грехи избранных; следовательно, для них нет и не будет осуждения в будущем. Не только этим, но и Своим активным послушанием, Своей жизнью в совершенной гармонии с законом Божьим Он заслужил для избранных положительное благо вечной жизни. Таким образом, Своим пассивным и активным послушанием, которые неразделимы и вместе составляют искупление, Христос совершил полное спасение для избранных. Однако не следует думать, что избранные спасаются автоматически. Приводя их к спасению, Бог обращается с ними не как с вещами, а как с разумными и нравственными существами, то есть как со свободными агентами. Поэтому Он требует от них веры в Господа Иисуса Христа. Однако искупление гарантирует, что они получат дар веры. Такие этические преимущества спасения, как возрождение и вера, являются плодами искупления, а также результатом оправдания. Другими словами, искуплением Христос заслужил для избранных Святого Духа, который сообщает им новое рождение и спасительную веру. Более того, этические блага освящения и настойчивости гарантированы искуплением и вытекают непосредственно из него как из своего источника. То же самое верно и для окончательного прославления. Все это подразумевается в утверждении Павла: "Кого Он предопределил, тех и призвал; и кого призвал, тех и оправдал; и кого оправдал, тех и прославил... Не пощадивший Сына Своего, но предавший Его за всех нас, разве Он с ним не дарует нам всего?" (Рим.8.30,32). Выражение "все" охватывает не все во вселенной, а, в гармонии с контекстом, "все то, что Он должен даровать в соответствии с целью самоотречения Иисуса ... коллективные спасительные благословения Его любви, явленной нам во Христе".(11). Короче говоря, искупление не только делает спасение всех избранных совершенно определенным, но и осуществление их спасения во всех его частях было обеспечено искуплением. В Вестминстерском Большом катехизисе говорится: "Христос своим посредничеством приобрел искупление со всеми другими благами завета благодати" (12).
Комментируя заявление арминиана Генри Шелдона из Бостонского университета: "Мы выступаем за универсальность возможности спасения, а не за исключительный и безусловный выбор индивидов для вечной жизни" (13), Уорфилд замечает:: "В этой декларации следует отметить 1) сознательное подчеркивание универсализма как характерной черты Уэсли и 2) последовательное признание того, что все, что Бог делает, стремясь к спасению, - это предоставляет возможность спасения; так что на самом деле оспаривается не то, что Бог не спасает только некоторых, но что Он действительно никого не спасает, Он только открывает путь спасения всем, и если кто спасается, то должен спасти себя сам. Если мы утверждаем, что все, что Бог делает, стремясь к спасению, Он делает для всех одинаково, и все же не все спасены, мы делаем все, что Он делает, недостижимым для действительного спасения: никто не должен получать больше, чем тот, кто получает меньше" (14).
В резком контрасте с этим взглядом на замысел искупления стоит реформатская точка зрения, что Бог искуплением предназначил спасти и действительно спасает всех, кто в конечном счете спасен.Ссылаясь на популярное представление о том, что все люди имеют право на "равный шанс" на спасение, Уорфилд говорит: "Разве мы не должны раз навсегда закрепить в своем сознании, что спасение не является правом ни одного человека; что "шанс" спасти себя не является "шансом" спасения ни для кого; и что если кто-то из грешного рода человеческого и спасен, то только чудом всемогущей благодати, на которую он не имеет никаких притязаний и, созерцая которую как факт, он может только преисполниться удивительного преклонения перед чудесами неизъяснимой любви Божией? (15). Это чудо всемогущей благодати и есть искупление.
Тот же ученый богослов резко проводит демаркационную линию между кальвинизмом и арминианством , когда утверждает: "Этот вопрос действительно является фундаментальным, и он тесно связан с другим: спасает ли нас Господь Бог или мы сами? И спасает ли нас Бог Господь, или он просто открывает путь спасения и оставляет нам, согласно нашему выбору, идти по нему или нет? Разделение путей - это старое разделение путей между христианством и самоспасением. Конечно, только тот может претендовать на то, чтобы быть евангельским, кто с полным сознанием полностью и непосредственно полагается на Бога и только на Бога для своего спасения" (16).
Согласно партикуляристскому взгляду на замысел искупления, искупление делает спасение не просто возможным, но и действительным; и это еще один способ сказать, что грешник спасается не сам по себе, а Богом, и только Богом. Это не только кальвинизм, но и сама сущность христианства. Арминианский универсализм - это серьезный отход от христианства. Партикуляризм - это последовательное христианство.
В предыдущих параграфах особый замысел искупления противопоставлялся прежде всего арминианскому универсализму. Для этого были веские причины, поскольку исторически реформатская доктрина замысла искупления получила свою наиболее точную формулировку в горниле арминианской полемики в Голландии. Не все, что было сказано, применимо к бартианскому универсализму. Например, обвинение в "самоспасении" не относится к бартианству, как к арминианству. Согласно арминианству, спасительная вера - это не дар Божий, а акт свободной воли человека, на который способен даже невозрожденный. Это делает человека своим собственным спасителем. Согласно Барту, вера - это действительно человеческий акт, но до этого - дар, суверенно дарованный Святым Духом (17).. Таким образом, спасение принадлежит Господу. Именно в этот момент Барт присоединяется к библейскому учению о спасении благодатью, и это, без сомнения, является одной из причин того, что он неоднократно говорит о "торжестве благодати" в своем богословии. Однако факт остается фактом: бартианство, как и арминианство, совершает насилие над суверенной любовью и любящим суверенитетом Бога, проявленными в искуплении, отказываясь согласиться с утверждением, что искупление спасает всех без исключения, кого Бог намеревался спасти через него. Это тоже значительный отход от реформатской веры и, надо сказать, от христианства.
Также нельзя забывать, что в важных отношениях Барт уходит гораздо дальше от библейского учения об искуплении, чем евангельское арминианство. Вне всякого сомнения, евангельское арминианство учит заместительному искуплению; является ли искупление, согласно Барту, заместительным в историческом смысле этого термина, как уже указывалось, весьма сомнительно. Евангельское арминианство учит, что жертва Христа на кресте умиротворила гнев Божий против греха; Барт считает, как и теологический либерализм, что Богу не нужно было примиряться с грешниками смертью Своего Сына, но они уже были примирены с Богом. Евангельское арминианство полностью уверено, что не все люди будут спасены, и поэтому оно определенно отвергает безусловный универсализм; Барт сильно склоняется к безусловному универсализму и неохотно признает, что некоторые будут потеряны. И отказ Барта от арминианской ошибки предвидения веры как основания избрания не доказывает, что он придерживается более высокого взгляда на избрание, чем арминианство. Ибо, хотя, согласно как Барту, так и арминианству, не все, кого Бог предназначил спасти смертью Своего Сына, будут спасены, все же арминианство настаивает на том, что все, кого Бог предопределил к вечной жизни, будут спасены, и Барт не придерживается этой позиции последовательно. Другими словами, историческое арминианство учит избранию, которое не является универсальным, но неизменным; Барт учит избранию, которое является универсальным, но не неизменным. Здесь арминианство стоит на библейской почве, а Барт - нет.
Примечания:
1. III, 6.
2. VIII, 5, 8.
3. Second Head of Doctrine, 8.
4. Second Head of Doctrine, 9.
5. Commentary on the Gospel according to John, loc. cit.
6. II. 547f.
7. Там же, II, 549.
8. II, 474.
9. Бог трансцендентный и другие проповеди, стр. 136.
10. Когда богословы описывают послушание Христа, проявляющееся в Его страданиях, как "пассивное", они имеют в виду латинское pati, страдать, и не хотят передать мысль о том, что в Его страданиях Христос просто действовал и не был активным. Он был активен в самой Своей смерти, ибо "положил жизнь Свою" (1 Иоан.3.16).
11. Комментарий Мейера к Новому Завету, loc. cit.
12. Вопрос 57.
13. Система христианского учения, 1903, с. 417.
14. План спасения, стр. 99.
15. Там же, стр. 101f.
16. Там же, с. 108.
17. Die Kirchliche Dogmatik, IV, I, 826ff.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №222051401499