Флибустьеры Чёрного моря

Вы думаете, что пираты промышляли только в Карибском море? Как бы не так! Наше, географически близкое, а кому-то прямо-таки и родное Чёрное море не исключение. Вопрос: это была промысловая зона каких флибустьеров? Что это за «пираты»? Какие исторически объективные причины породили корсаров Чёрного моря?

Начнём с предыстории. После вступления на престол османский султан Мехмед II поставил перед собой цель: захватить Константинополь. «Ночью и днем, ложась в постель и вставая, внутри своего дворца и вне его, имел одну думу и заботу, какой бы военной хитростью и с помощью каких машин овладеть Константинополем», - писал Дука, греческий историк, автор труда «Византийская история». Мехмед тщательно, целенаправленно и неуклонно двигался к намеченной желанной цели.
 
Поприще Мехмеда имело несколько плановых шагов.
Шаг первый. В 1451г. Мехмед изгнал греков из долины Нижней Струмы и построил в самом узком месте Босфора на азиатском берегу, на несколько километров севернее Перы (напротив крепости Анадолу-Хисар), крепость Румели-Хисар, которая делала невозможным поставку продовольствия и подкреплений из генуэзских колоний Чёрного моря. Такое расположение крепостей позволяло держать под контролем проход судов через Босфор (отныне все корабли под угрозой османских пушек должны были причаливать к берегу, где их подвергали досмотру и брали плату за проход через Босфор).
Пролив Дарданеллы тоже был под контролем османов, это означало полную блокаду Константинополя с моря – Мехмед хотел задушить город голодом.
В июне 1452 года император Константин XI-Палеолог предпринял последнюю попытку добиться от султана заверений, что строительство крепости Румели-Хисар  не направлено против Византии (опираясь на договор с турками), но эта попытка закончилась тем, что Мехмед приказал казнить византийских послов. Действие султана  явилось фактическим объявлением войны.
 
Шаг второй. Мехмед всё время работал над своим военным потенциалом: его армия имела 80.000 регулярных солдат; был построен крупный флот, состоящий из 6 -ти трирем, 10-ти бирем, 15 -ти гребных галер, 75 -ти фуст (небольшое гребное судно), 20 -ти парандарий (тяжёлых грузовых барж); были отлиты мощные артиллерийские орудия, способные пробивать крепостные стены (пушка «Базилика» военного инженера венгра Орбана имела длину 8 м и метала каменные шары весом 270 кг на расстояние 241 км).
 
Шаг третий. Весьма грамотное стратегическое расположение войск перед взятием Константинополя (Мехмед сумел даже проникнуть в гавань Золотой рог, проход в которую был напрочь перекрыт цепью, приказав волоком протащить суда по суше).
 
Шаг четвёртый. Для защиты позиций османы вырыли траншею, а из выкопанной земли был насыпан вал, по гребню которого установили деревянный частокол, чтобы предотвратить возможные внезапные выходы осажденных людей из города.
Шаг пятый. Мехмед послал в Константинополь парламентёров с предложением сдаться. В случае капитуляции он обещал городскому населению сохранение жизни и имущества. Император Константин отказался сдать город - Мехмед отдал приказ готовиться к штурму.
С 11 апреля 1453г. началась грандиозная баталия, окончившаяся 29 мая взятием Константинополя. Пала столица Византийской империи! Добавим, что 30 марта 1453г. турецкому султану Мехмеду II исполнился 21 год!
 
Теперь на долгие три столетия Чёрное море превратилось в так называемое «Турецкое озеро», на воде и по берегам которого хозяйничали турки и их союзники (например, крымские татары).
И никто не мог бросить вызов Османской империи, кроме флибустьеров, в которых превратились запорожские и донские казаки, действовавшие чрезвычайно дерзко и отважно, действительно как заправские пираты!

Запорожцы строили своеобразные мобильные суда, называемые «чайками». Французский военный инженер и картограф, Гийом Левассёр де Боплан, который с 1630-хгг.по 1648г. находился на польско-литовской службе (преимущественно на территории современной Украины), строил замки и крепости, такие как Бар, Броды, Кременчуг, Кодак, спроектировал внешние укрепления Бережанского замка, - побывал у запорожцев и описал эти суда и манеру запорожцев действовать: «Лодка строится за две недели. Основой служит ивовый или липовый чёлн длиной 45 футов(13,7 м), на него набивают из досок борта так, что получается лодка в 60 футов (18,3 м) длиной, 10-12 фута (3,0-3,7 м) ширины и такой же глубины. Чёлн окружается валиком из плотно и крепко привязанных пучков камыша. Затем устраивают два руля, сзади и спереди, ставят мачту для паруса и с каждой стороны по 10-12 вёсел. Палубы в лодке нет, и при волнении она вся наполняется водой, но упомянутый камышовый валик не даёт ей тонуть. Таких лодок в течение двух-трёх недель пять-шесть тысяч казаков могут изготовить от 80 до 100».
 
В каждую лодку садилось 50-70 человек, на борту укреплялось 4-6 небольших пушек. В каждой лодке – квадрант (прибор для определения направления пути), в бочках – провиант. Казаки, снарядившись таким образом, плыли по Днепру: впереди атаман и флаг на мачте. Плыли лодки, тесно прижавшись друг к другу, почти касаясь одна другой. И если турки замечали их, начинался сильный переполох по всем землям, вплоть до Константинополя: султан рассылал гонцов по прибрежным местностям, предостерегая население. Но это помогало мало, так как через 36-40 часов казаки оказывались уже в Анатолии (на малоазиатском побережье).

Пристав к берегу, они оставляли около каждой лодки на страже двух казаков и двух помощников, а сами нападали на города, завоёвывали их, грабили, жгли и с добычей возвращались домой – точно как карибские флибустьеры.
Считается, что первый поход против турецких владений казаки совершили в 1556г., когда Иван Грозный, не дожидаясь очередного вторжения крымских татар, отправил Матвея Ивановича Ржевского (по прозвищу Дьяк - русский военный и государственный деятель, сын боярский, голова стрелецкий, дворянин московский, воевода и наместник в Путивле, Чернигове и Ряжске) провести разведку боем в тылу противника. Черкасский и Каневский староста князь Дмитрий Вишневецкий снарядил в помощь Дьяку 300 казаков. Войско поплыло на «чайках» до турецкой крепости Очаков в устье Днепра и штурмом овладело ею.
 
В 1575г. запорожцы во главе с гетманом Богданом Остафиевичем Ружинским совершили большой морской поход в Крым, разорив Гезлев (Евпатория) и Кафу (Феодосия). Если обычно после таких звонких походов казаки возвращались домой на Днепр или Дон, то в этот раз Ружинский рискнул пересечь Чёрное море и захватить порт Трапезунд, а затем Синоп. Всё удачно – Синоп был разрушен до основания.
 
Далее ватага Ружинского отправилась к проливу Босфор и значительно пограбила окрестности Стамбула (прежнего Константинополя). На обратном пути Ружинский осадил турецкую крепость Ислам-Кермен (Каховка). Казаки утроили подкоп под её стены, но с порохом явно переусердствовали. Взрыв оказался столь сильным, что рухнули не только стены. Но и погибло несколько флибустьеров Малороссии вместе с атаманом Ружинским.

Дерзость, именно отчаянная дерзость казаков-пиратов, не знала границ! Весной 1615г. 80 «чаек» вошло в Босфор. Запорожцы высадились на берег в поле видимости турецкой столицы. Для начала они подожгли портовые сооружения в Мизивне и Архиоке. Султан Ахмед I был в это время на охоте. Обедая в охотничьем домике, он вдруг увидел из окна густой дым от двух пылающих пристаней и купеческих судов. Бросив свои забавы, султан вскочил на коня и помчался в Стамбул, где приказал готовить к бою все стоявшие там корабли.

Казаки продолжали тем временем свои грабежи и, внушив превеликий страх и смятение султану и всем цареградским обывателям, спокойно покинули окрестности Стамбула. Турецкая эскадра догнала казацкие «чайки» в устье Дуная. Казаки пошли на неслыханный по простоте манёвр: они уходили от турок до наступления темноты, а когда стало темно, вдруг резко, неожиданно для турок, развернулись и пошли на абордаж! Они метали ручные зажигательные снаряды – паклю со смолой и смогли поджечь несколько судов османов. Несколько турецких галер было потоплено ими, а адмиральскую галеру запорожцы взяли на абордаж, захватив раненого турецкого адмирала. Тот предложил казакам крупный выкуп, но, так и не дождавшись свободы, умер в плену.

Безусловно, были и проигрыши - не всегда хорошо кончалась подобная дерзость казаков-пиратов. В июне 1621г. у Стамбула появилось 16 «чаек». В городе началась паника. Казаки прошли вдоль берега Босфора, разоряя и сжигая прибрежные сёла. Однако на обратном пути в устье Дуная разыгралось сильное сражение с эскадрой капудан-паши Халиля. Туркам удалось захватить несколько казацких суденышек.
Бедные пленные! Что их ожидало! Пленных казаков публично казнили в г.Исакча в присутствии самого султана Османа II : их давили слонами, разрывали на части галерами, закапывали живьём, сжигали вместе с «чайками», сажали на кол. Султан Осман с шизофреническим удовольствием смотрел на казни и принимал сам в них непосредственное участие: разъезжая на коне близко с истязаемыми, он без промаха поражал казаков из лука, а головы убитых приказывал солить и отправлять в Стамбул.
 
Размах казаков порой явно превосходил пиратские вылазки и был скорее похож на полномасштабные боевые действия. Например, весной 1616г. в море вышли более 2000 казаков под предводительством гетмана Войска Запорожского, предводителя реестровых казаков на службе Речи Посполитой - Петра Конашевич-Сагайдачного.
 
В Днепро-Бугском лимане они внезапно напали на эскадру Али-паши и захватили 15 галер. В Кафе ночью им открыли ворота православные невольники. Проклятый город Кафа, через невольничьи рынки которого прошли и навсегда исчезли на Востоке многие тысячи славянских мужчин, женщин и детей, был разграблен запорожцами и сожжен. После этого казаки переправились за море и взяли приступом Синоп и Трапезунд, а на суше разбили войско паши Цикала. Самая настоящая войсковая кампания!
 
В 1621г. донцы и запорожцы сразились в море с турецкой эскадрой из 27 галер. Победили турки, но не без труда (перед этим боем казаки выдержали сильный шторм, в котором потеряли большое количество своих «чаек»). В 1625г. 15 тысяч донских и запорожских казаков на 300 «чайках» направились по морю к Синопу. Чтобы их остановить, турками был задействован целый мощный флот из 43 галер под командой Редшида-паши. В результате на западе Чёрного моря, при Карагмане, разыгралось настоящее морское сражение. Турки потопили 270 казацких «чаек», а 780 казаков попали в плен.

Но общая картина работы отчаянных черноморских «пиратов» была такова, что французский посланник при османском дворе писал в Париж о своих впечатлениях: «Слухи о четырёх чайках в Чёрном море пугают турок больше, чем чума в Морее или Берберии – так напуганы они с этой стороны».
Пожалуй, апофеозом грандиозных казацких морских вылазок стало знаменитое Азовское сидение. В 1637г. 4000 запорожцев под началом атамана Михаила Ивановича Татаринова пришли на Дон, где к ним присоединилось 3000 тысячи донских казаков. Это объединённое войско 21 апреля осадило мощную турецкую крепость Азов.
 
Первый штурм крепости был неудачен. Татаринов решил произвести минный подкоп под стены крепости и взорвать часть крепостной стены. Среди казаков находился хорошо знавший осадное дело немец, который при принятии православия назвался Иваном. Он умело подвёл подкоп под стены крепости. Около месяца казаки рыли подкоп. Рано утром 18 июня 1637г. произошел громовой взрыв одного из участков крепостной стены. Образовался 20-метровый пролом, куда по приказу Татаринова казаки бросились на приступ. Ожесточенный штурм и уличные бои продолжались три дня. Донские и запорожские казаки взяли, наконец, турецкую крепость Азов!
 
Почти весь османский гарнизон был истреблен, среди пленных оказались только женщины и дети. Потери казаков составили убитыми 1100 человек. Татаринов освободил 2000 невольников-христиан, о чем самолично сообщил царскому правительству в Москву. В Азове жили греки – их отправили на свободу восвояси. Захваченную добычу казаки разделили на всех участников битвы, в том числе и на погибших. Получив свою долю военной добычи, запорожцы вернулись в Запорожскую Сечь.

Михаил Татаринов попросил московского царя Михаила Фёдоровича (первый русский царь из династии Романовых) взять побеждённый Азов под свою власть. Но царское правительство не решилось на это, боясь, что развяжется война с Османской империей.
Часть казаков, по большей части донских, пожелала остаться в городе на жительство, казаки даже перевезли туда свои семьи. Однако через четыре года к Азову подошло огромное войско, состоящее из 100-250 турок и татар. Им на тот момент противостояло 5367 казаков и 800 женщин. Тем не менее огромнейшая орда смогла взять лишь окружённую земляным валом часть города. Каменная цитадель Азова так и не сдалась. Азов перешёл туркам лишь спустя год, после того как царь Михаил Фёдорович повелел своей грамотой: «…атаманам и казакам, Азова города держать некем; а токмо приняти не велим, а вам покинуть и идти по старым своим куреням».
                2021г.


Рецензии