Три миниатюры с рассуждениями о пользе поэзии

«Будь доверчив, кроток и спокоен,
Отдохни от дум».
И. Бунин.  В кресле

        Эх, ребята, как же мы попали!

Это эссе выстроено в форме венка из стихов трех поэтов: корифея русской литературы И.А. Бунина, современного широко известного поэта Сергея Таратуты и моего деревенского друга, поэта-молочника Владимира Козлова.  Собрал их вместе, чтобы еще раз показать искушенному в поэзии читателю возможности поэтического языка, его огромную спасительную силу для людей, наших современников, живущих в чрезвычайно трудное время смятения умов, время потери надежды на взаимопонимание народов, живущих в европейском доме. Время, когда прозаическая речь политиков, дипломатов и военных показала своё полное бессилие, скатилась до уровня языка взаимных угроз и оскорблений, как это обычно бывает перед большой зубодробительной дракой, и привела к  расколу христианской Европы на два враждующих лагеря, угрозе появления нового железного занавеса и разрушения всех связей между западноевропейскими странами и Россией, между западными и восточными христианами. Восточные православные церкви тоже не выдерживают натиска враждующих политиканов и не могут прийти к согласию. 

Стало понятно, что в очередной раз, как это уже было во Второй мировой войне, практически все западноевропейцы теперь уже  во  главе с англосаксами, используя Украину, хотят поставить русский народ на колени и остановить Россию в её независимом самостоянии. Это короткое эссе не публицистика, поэтому хочу вернуться на лингвистический уровень и попытаться показать какие возможности для умиротворения русской народной души таятся в поэзии, которую Иосиф Бродский называл уникальным инструментом познания и видовой целью человечества. Во многих своих статьях, посвященных исследованию этого феномена, показал насколько глубоко и правильно это высказывание-видение русского поэта, творчество которого получило мировое признание и было отмечено медалью нобелевского лауреата. За всё человечество, когда свой дом в опасности, на данном историческом отрезке переживать сложно, а о судьбе России, нашего народа, своей личной судьбе и душевном равновесии позаботиться самое время...
Кому-то такие мысли и высказывания могут показаться чудными (ударение на «ы») и непонятными: идет спецоперация, гибнут люди, западные «партнеры» нагибают РФ адскими санкциями,  вот-вот может начаться большая война, а тут какой-то чудак пишет о поэзии… Для такого рода прагматиков и скептиков предлагаю вспомнить известное со школьной скамьи стихотворение в прозе  нашего  корифея русской словесности Ивана Тургенева:

        Русский язык
 
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
1882 г.

В то время вся русская интеллигенция восстала против самодержавия и литераторы были в первых рядах этого самоубийственного течения, поэтому с учетом текущего момента мне хотелось бы поправить это стихотворение одного из основоположников русской словесности,  заменив «при виде всего, что совершается дома» на «при виде всего, что совершается вокруг России». В такой редакции это стихотворение будет звучать сверх актуально.
Для нас сейчас особенно важно, что в трудные времена язык может быть поддержкой и опорой. Но надо понимать, что это не внешняя опора-подпорка, а опора внутренняя, духовная при обретении которой человек может выдержать всё и вся. И в первую очередь такую роль может выполнить поэтический язык: вспомните, какую силу во времена ВОВ придавала русскому народу патриотическая песня «Священная война»  (стихи В. Лебедева-Кумача), ставшая гимном защиты Отечества.  А сколько других прекрасных песен было написано, которые согревали души и сердца людей на фронте и в тылу. Вожди того трудного для нашего народа  времени хорошо понимали силу этого вида искусства и его вклад в нашу победу над фашизмом.
У языка много планов и областей применения, язык сопутствует всем видам деятельности людей, функции его многообразны: он может использоваться и в быту, и в социальном общении, и в профессиональной деятельности,  в политико-пропагандистских целях, может использоваться как инструмент литературного творчества, а также  для познания духовных миров и вечных истин. Двум последним его функции и посвящено это эссе.

Патриотизм основывается на чувстве любви к Родине. На этом примере хорошо видно и понятно, как любовь может сплачивать людей и укреплять их дух. Единение людей есть главное свойство, смысл и сущность любви. Однако у любви много ипостасей и о самой главной из них, самой спасительной говорил в своих заповедях Христос, на основе которых и возникло христианство с его идеей спасения людей…  Любовь к ближнему имеет божественную природу и поэтому имеет более универсальный  характер и способна предотвращать  первопричины  проблем перед которыми сейчас оказались люди. Однако наследие Христа, импульс Христа, данный народам мира, церковники разобрали по государственным и национальным квартирам: история западных и восточных (православия) церквей показали  невозможность на данном этапе эволюции человечества их совместного существования в одном христианском доме. И эти противоречия и возникновении на территории Восточной Европы народа Христа, русского народа привели к непониманию и неприятию Западом миссии русского народа, и в конечном итоге - к русофобии  постоянным враждебным выпадам в сторону России, а в настоящее время к тотальной гибридной войне против всего русского, включая русскую культуру.  Все маски сброшены: сейчас русофобия на Западе достигла своего пика, «пещерного уровня» (по определению Министра иностранных дел РФ С. Лаврова. Лавров не без юмора определил всё происходящее сейчас вокруг России «международным оборзением».

                ***

За таким определением духовной сущности русского народа («народ Христа») - это не метафора и и не фигура речи - скрывается глубокий сакральный смысл   которым  определяются основные противоречия между западными и славянскими народами.  Понимание его очень важно для осознания происходившего и происходящего на европейском континенте. Суть этого феномена сам  Р. Штайнер раскрывал в целом ряде лекций, но особенно значительная мысль высказана им в лекции от 5 октября 1917 г.: «Это было судьбой Европы, оттеснить на Восток спиритуальные представления, отогнать их Восток и там запрудить». Внешне это выразилось в разделении церквей на восточную и западную. Спиритуальные представления были отодвинуты в Россию и там запружены, начиная с VIII, IX столетий и так это остается до настоящего времени, что выступает во многих симптомах русской жизни. Р. Штайнер в своих работах очень много внимания уделил русскому народу и судьбе России и это он называл нас «народом Христа». «...будущее Европы, - говорит Р. Штайнер, - имеет свой источник в русском народном духе...».  Когда Доктор Штайнер говорит здесь о спиритуальном отодвинутом в Россию, он имеет в виду различное понимание Святого Духа в Католической и Православной церкви: не буду углубляться в это сложную тему, но католики понимают его более приземлённо чем православные. Кому-то это может показаться догматической мелочью, но самом деле эта «мелочь» имела и будет иметь огромные последствия для судеб западных и русского народов. Подробнее говорил об этом в своём очерке «Народ Христа».

                ***

И сегодня народ Христа противостоит уже в вооруженной борьбе всему так называемому коллективному Западу. Правда Запад в своей ненависти ко всему русскому  лукаво спрятался за спиной украинского народа, толкая его на братоубийственную войну с Россией.  Дипломатия, язык цивилизованного общения между народами показал неспособность выполнять свои функции, народы перестали слышать и понимать друг друга… Враждующие стороны, забыв о христианской любви и искупительной жертве Христа, действуют только исходя из своих предубеждений, не желая понимать и признавать доводы и позицию противоположной стороны. Такие отношения часто встречаются и отношениях между людьми, что приводит к многочисленным микровойнам в убийственной атмосфере которых мы постоянно находимся, провоцируя тем самым и более масштабные войны различных уровней. При таких тенденциях это приведет в скором времени и к глобальной ядерной катастрофе, о которой уже не смущаясь сейчас говорят политики.

Сергей Таратута, один из моих любимых ныне здравствующих поэтов, очень хорошо  поэтическим языком охарактеризовал эту ситуацию в стихотворении «Нас зовут неведомые дали...»

Эх, ребята, как же мы попали,
Появившись здесь на белы свет.
Мы теперь у всей земли в опале
И конца опале этой нет.
Ничего, мы всякое видали,
Ведь жива земли шестая часть.
Не до грусти впредь, не до печали
И хотя мы здорово устали
Нас зовут неведомые дали,
А они нам не дадут пропасть!

Поэтическая речь - о чем неоднократно с примерами писал в своих статьях  - необычайно глубока и символична. Вот и здесь хочется думать, «неведомые дали»  - это тот момент, когда народы наконец осознают свою миссию на земле и заживут в братской любви и согласии.  О таком моменте в трагической истории человечества и писал великий немецкий поэт Ф. Шиллер в оде «К Ралости»:

Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной, —
Бог, в любовь пресуществленный.

Кстати,  слова этой оды положены в основу гимна Европейского Союза… Все люди мечтают о любви и единении, но не могут укротить в себе зверя  и пробудить своё духовное Я.  Поэты-мудрецы пытаются помочь нам, но как показывает история мало кто прислушивается к их пророчествам, предпочитая кликушество политиков и СМИ.

Во время вражды, ненависти и сопутствующих им информационных войн труднее всего отдельному человеку, который  терзаемый враждебными вихрями  в условиях окружающей его истерии, вынужден выполнять свои общественные и социальные  функции, и при этом  старается не потерять душевного равновесия и не приобрести какую-либо душевную болезнь. Рецептов здесь может быть много от самых простых до очень сложных, опыт за время беспрерывных войн накоплен огромный, однако для меня таким успокоительным эликсиром стала поэзия. «Единственный мудрец - это поэт"  - полностью согласен с этим мудрым изречением древнеримского историка и географа Страбона.  Однако нужно найти мудреца, соответствующего вашей личной ситуации, вашей индивидуальности и вашим запросам.
Поэзия и духовная наука стали для меня опорой и спасением в эти много трудные времена. В этом эссе хочу дать несколько примеров успокоительной медитации на темы трех стихотворений душевно близких мне поэтов. Смысл этих медитаций-размышлений простой: на какое-то время перестать думать о быте, о работе и происходящих вокруг событиях, какими бы страшными и трагическими они не казались, и переключить своё мышление на какие-либо отвлеченные, но понятные, близкие и затрагивающие вас душевно темы, отдохнуть от навязчивых иссушающих ум и сердце дум. Совет простой, но как показывает моя личная практика, реализовать его достаточно сложно. Но попробовать всё-таки стоит...


        Иван Бунин

Первая миниатюра посвящена стихотворению Ивана Алексеевича Бунина, часть которого приведена в эпиграфе эссе:

В дачном кресле, ночью, на балконе...
Океана колыбельный шум...
Будь доверчив, кроток и спокоен,
Отдохни от дум.
Ветер приходящий, уходящий,
Веющий безбрежностью морской...
Есть ли тот, кто этой дачи спящей
Сторожит покой?
Есть ли тот, кто должной мерой мерит
Наши знанья, судьбы и года?
Если сердце хочет, если верит,
Значит — да.
То, что есть в тебе, ведь существует.
Вот ты дремлешь, и в глаза твои
Так любовно мягкий ветер дует —
Как же нет Любви?
9.VII.18

В этой миниатюре, навеянной изумительным по чувству и глубине стихотворением Бунина, хочу, используя антропософскую терминологию, показать, как работает уникальный инструмент познания, как работает поэтический язык в сознании гениальных поэтов, как звучат струны талантливой, гармоничной, хорошо настроенной  человеческой души.  Однако для понимания смысла этого шедевра необходимо иметь представление о строении человеческой души.

                ***

Понимание сущности и строения человеческой души даёт  отправную точку для понимания сущности и назначения человека, поэтому постараюсь пояснить, чем живёт этот душевный орган. Воротами, связывающими нас с внешним миром, являются известные всем пять органов чувств (зрение, слух, осязание, вкус и обоняние). Благодаря уникальным способностям физического телу (наличию органов чувств) и дающего ему жизнь эфирному или жизненному телу поступающие из вне неиссякаемым потоком  впечатления (свет, цвет, звуки, запахи и прочее) непрерывно преобразуются в ощущения, которыми мы отвечаем на впечатления внешнего мира. Источник этой деятельности по отображению окружающего внутри человека и называется душой ощущающей. Душа ощущающая  также реальна, как и наше физическое тело. Доктор как ясновидящий пишет, что если ощущения вместе с душой ощущающей удалить из видимой ясновидящему картины человека, то оставшееся будет напоминать полотно лишенной красок картины. Для полноты представления нужно добавить, что к ощущениям примыкают  чувства удовольствия и неприятности, влечения, инстинкты, страсти.  Они также суть члены души ощущающей.
Душа ощущающая может существовать, почти не будучи затронутой мышлением. Душа ощущающая - это прежде всего то, что воспринимает впечатления внешнего мира. Она - тот член человеческой души, который посылает дальше во внутренний мир чувственные восприятия.
Кроме того, душа ощущающая дает зародиться во внутреннем мире чувствам удовольствия и неудовольствия, внутренней радости и боли, которые непосредственно следуют за тем, что приносят нам восприятие и наблюдение внешнего мира. Главным образом из этой души ощущающей исходят влечения и инстинкты, страсти и аффекты человеческой природы. Человек развился из этой души ощущающей, он поднялся выше, он пропитал эту душу ощущающую своим мышлением и сопровождаемым мышление чувством.  Если в душе ощущающей главное это питающие её чувства плотского, бытового и социального плана, то для развития её и формирования души рассудочной и души сознательной необходимо наличие у человека развитых способностей мышления (наличие разума и мудрости, о которых шла речь в статье «Два ума»). Возникающие при таких мыслях чувства возвышенного плана и наполняют два высших члена души и обеспечивают духовное развитие человека.   Люди, не обладающие такими мыслительными способностями - а их большинство - сами того не ведая, в своём развитии остаются на уровне души ощущающей.

                ***


В статье «Безмятежный ум» говорилось о возможностях человеческого ума, освобожденного от суетливых бутовых и социальных мыслей. В стихотворении «В кресле» через призму поэтического дара Бунина можно увидеть какие прозрения доступны человеку в безмятежном состоянии, в состоянии, когда ему удается освободится от назойливых дневных дум, порабощающих глубинные способности его ума и подсознания.
Через орган слуха душа ощущающая поэта, сидящего в удобном кресле на балконе, воспринимает успокаивающий, колыбельный шум океана. Обычный человек под этот шум скорее всего сразу бы задремал, а поэт начинает думать о своих чувствах, пытается разгадать голос ночного прибоя, голоса ласкающих берег волн, но для восприятия этих голосов нужно отпустить дневные думы о дневных делах и заботах, успокоить его, перейти в состояние безмятежности. И эта умственная работа, изменение тональности ума переводит душу в состояние  души рассудочной, в состояние кротости, доверчивости и покоя, в котором человеку начинают открываться скрывающиеся за этими ощущениями истины и откровения, Кротость, доверчивость и покой - это тоже чувства, но уже другого более возвышенного плана, вызванные жизнью рассудка поэта.
Игра чувств продолжается: снова вступает душа ощущающая - ветер приходящий, уходящий рассказывает поэту о морской безбрежности, а мысли Бунина приобретают ещё более возвышенный характер о существовании Хранителя людей спящих на этой даче, о существовании Высшего существа, которое мерит должной мерой знания, поступки и дела людей. И в этом месте вступает вторая часть души рассудочной, душа характера: она отпускает мысли и говорит-вещает, что, если человек  хочет-может в это поверить  в существование Высшего разума), то - ДА Бог есть, и есть Божественная мудрость и Любовь, которые и оценивают все людские дела и творения. И в этом состоянии высшей экзальтации дремлющий поэт, потерявший связь с отягчающей душу реальностью, прозревает высшее, что может быть только доступно при жизни смертному, чувство Божественной Любви, а это чувство уже из разряда высшей составляющей души человека, души сознательной. Теперь после погружения в глубины внутреннего мира Бунина, в глубины   души гения вы вместе со мной можете понять-прочувствовать, какую мелодию нам исполнил в этом стихотворении на струнах своей души гений русской словесности, сумев поднять простые ощущения от шума морского прибоя и снующего туда-сюда ветра  до веры в существование Всевышнего и чувства космической Любви….


        Сергей Таратута


Если в лирике, образец которой мы только что разобрали, присутствует глубокий философский и религиозный подтекст, который сразу повелительно  погружает  читателя, его ум в тему произведения, то в стихах Сергея Таратуты полно детской непосредственности и чистого наивного восприятия мира, сформировавшегося в деревенской  глубинке  чернозёмной полосы России. Детство, проведённое в селе Ступино Ефремовского района Тульской области  наложило неизгладимый отпечаток на всё его творчество и наполнило его феноменальную память бесконечными впечатлениями от природы этого края. Там  он начал познавать мир, знакомиться с русской природой и русскими людьми, проникать в глубины природных явлений и разгадывать её загадки. Без  этого опыта, широчайшей гаммы  чувств и переживаний он как поэт едва ли бы состоялся.
Многие называли его талант родниковым и это очень точно характеризует чистоту его лирики  и чистоту  приобретённого им чувственного опыта. Этот опыт нашел своё отражение и в языке его произведений. Вот, к примеру, его последнее стихотворение, звучащее как эхо тех чистейших детских переживаний:

 «Кто была первая дева?!»
В детстве в лесу мы кричали.
Незамедлительно: «Ева!»
Сосны всегда отвечали.
Что безотказнее эха
Нет ничего, мы не знали.
Мох был пушистее меха,
Были загадочней дали…
Сходят эпохи и вехи,
Где-то сгорают планеты.
И, получив все ответы,
Мы не нуждаемся в эхе.

Май 2022

Такая «ручейковость» (термин Игоря-Северянина) присутствует и в этом майском стихотворении Таратуты, но как и во многих других его лирических стихах (а других у него нет)  здесь присутствует некая активирующая ум загадочная неопределённость, возбуждающая и направляющая  думающего читателя  на поиск собственной интерпретации прочитанного. О таких стихах, об их влиянии на читателя  очень точно написал Игорь-Северянин:

Prelude II
Мои стихи — туманный сон.
Он оставляет впечатление…
Пусть даже мне неясен он, —
Он пробуждает вдохновение…
О люди, дети мелких смут,
Ваш Бог — действительность угрюмая.
Пусть сна поэта не поймут, —
Его почувствуют, не думая…

На основе такого свойства его поэзии появилась целая серия статей под рубрикой «Игра в бисер с Сергеем Таратутой», где автор  вместе с знаменитым немецким писателем-философом Германом Гессе в свободном полёте воображения упражнялся поиске смыслов выплесков его чувств. На этой основе родилась интеллектуальная игра тй же самой успокоительной медитативной направленности, о которой говорилось во вступлении. Цель этой игры по рецепту барона Мюнхгаузена  вытащить читателя  из болота гнетущих мыслей об угрюмой действительности и создать собственную параллельную реальность населённую  собственными персонажами, действующими по понятным вам законам истины и добра, а не законам окружающего вас враждебного мира, мысли, о котором разрушают вашу психику и душу. 
Полностью изолироваться от мира удается только сумасшедшим, но скомпенсировать его болезненное влияние у ищущих успокоения и душевной гармонии при определённой подготовке и настойчивости может получиться.  У некоторых хороших поэтов  это получалось…, а у тех, кто не  смог этого сделать, те погибали. Среди поэтов таких жертв особенно много. Но талантливых поэтов мало и они все на виду. Среди простых людей талантливых и бесталанных, думаю их очень много, но их никто не считает: такой статистики -  как сейчас жертв Ковида - никто не ведёт.
Интересна  в этом отношении личность поэта Сергея Таратуты, исследованием творчества которого я несколько  последних лет занимаюсь. После многочисленных интервью и исследования начал его творчества мне удалось выяснить, что поэт постоянно живёт как бы в двух потоках сознания. Один поток можно было бы назвать творческим, а второй - обычным, бытовым, социальным. Обычный поток известен всем людям, постоянно думающим о быте, человеческих отношениях и профессии.
В состоянии творческого сознания, в котором обычно и рождаются стихи, в голове поэта постоянно прокручиваются ленты чрезвычайно детализированных воспоминаний, о каких-либо периодах (днях, часх, неделях, месяцах, годах) его жизни, часто воспоминания событий детских лет. И это не только картинки событий, а и запахи и ощущения всех его органов чувств. В основе такого феномена необычайно цепкая и емкая память поэта. Однажды во время круиза, организованного Министерством образования РФ, куда Таратута был приглашен для украшения культурной программы, поэта обследовали специалисты-психиатры института им Сербского и пришли к выводу, что талантливый поэт обладает редким психическим здоровьем. О физическом здоровье благодаря родительской заботе и детству проведенному в селе Ступино можно сказать тоже самое.
Одну из таких зарисовок памяти и сознания Сергея Таратуты вы и можете увидеть в предлагаемом вам стихотворении «Эхо», в котором читатель может увидеть и работу его органа слуха, органа осязания («мох был пушистее меха»), а также чувств, вызванных мыслями о космической огромности, загадочности окружающего мира, и бесплодности попыток осознать его бесконечность.  Не могу не отметить здесь важную черту его поэзии, которая проходит через всё его творчество: в каждом из двух приведенныз в эссе стихов Таратуты, присутствуют неведомые и загадочные дали, которые постоянно манят поэта и рождают у читателя мистические настроения. Эта тема  - думаю она вызвана ранней смертью мамы поэта, актрисы Л.М. Фетисовой, вдруг загадочно исчезнувшей из жизни маленького мальчика (Серёже тогда было 4 года)  -  породила целое тематическое направление его поэзии, которое я в своих статьях определил как мистическая лирика.


        Владимир Козлов

Владимир Коздов с женой Ириной живёт-работает в соседней деревне в Серпуховском районе Московской области. Они фермеры-крестьяне новой российской формации, держат десять коров и торгуют молоком, творогом и другими молочными продуктами. К молоку я не равнодушен и летом много лет покупал у них этот вкуснейший напиток. А недавно, около года назад после наших многочисленных бесед около ворот фермы он признался, что пишет стихи… На такое признание его подтолкнуло прочтение моего очерка об Игоре-Северянине. После этого в нашем общении появилась и поэтическая тема. Стихи Владимира показались  очень глубокими, со своим восприятием жизни, а главное близкими моему душевному состоянию и мне захотелось часть из них (по выбору автора) опубликовать в Интернете, хотя сам поэт отнесся к моей идее довольно равнодушно. Все стихи - а их накопилось очень много - он записывал в школьные тетрадки трудно читаемым почерком и публиковать их никогда не пытался. Сейчас на даче  у меня в руках подготовленная им рукопись избранных стихов, которым мне захотелось посвятить это постковидное лето.

Постепенно с помощью жены я начал расшифровывать и оцифровывать  рукопись Владимира Козлова и размышлять над мировосприятием  и мировоззрением этого удивительного нового русского крестьянина. Первое стихотворение в рукописи называется «Познание»:

Познание

Сердцем или умом нам дано угадать -
Для чего было так! Перед славою крест, и
Как из тысяч осколков сосуд воссоздать?
Нужно каждой частице найти своё место.

Скрылось солнце за лесом, восходит луна…
Что ж? Премудрость во всём, даже в этом сияньи.
Что осталось нам здесь? Только вера одна
В то, что нет не напрасны все наши скитанья.

Что изгнаье для нас?  К совершенству ли путь?
Что паденье для нас с высоты совершенства?
Что познанье теперь? И в познаньи ли суть?
И не им ли уже мы теряем блаженство?

Зима 2022 года

Это мысли человека, вернувшегося после многих скитаний к жизни на земле: жизненный путь его до «приземления» был извилистым и сложным, но благодаря стремлению к знаниям,  познавательному настрою его души и поэтическому таланту и любимой жене ему удалось вырваться даже из наркотического плена. Такие мысли направленные на познание сущего - постоянный фон другого животноводческого плана его жизни.
Тоже два потока сознания, творческий и бытовой, хозяйственный, но без этих отвлеченных мыслей он не смог бы ухаживать за животными, доить коров и выгребать навоз из коровника… Это тоже медитация, каждодневно спасающая  его от «илистого быта» (С. Таратута)   Без этих мыслей он бы быстро зачах и погиб. Обычный человек выжил, тянул бы как вол эту лямку до смерти, а человек с творческими задатками не выдержал бы  гнёта реальности и погиб.

Стихов Владимира я прослушал уже довольно много и около ворот их хозяйства  и в нашем  зимнем телефонном общении; поэтому могу сказать, что такого рода размышлений в его поэзии довольно много. Мысли ясные, за которыми стоит известная история с Адамом и Евой, освободивших людей от постоянного божьего покровительства и отправивших их на путь великих земных трудов и собственных исканий.   Трудов - временами нечеловечески тяжелых  -  у потомков этой библейской пары было очень много, а помощь Бога теперь приходилось вымаливать.
Из истории известно, что свобода выбора и самостоятельное познание сущего очень дорого обошлись человечеству: пота и крови в бесчистленных  трудах и войнах было пролито немеряно. Никто не считал, но если прикинуть, то всю нашу Землю-матушку можно считать одним огромным кладбищем неиссякаемым потоком принимающим всё новых и новых жертв. Таковы результаты этой человеческой познавательной самодеятельности. Сейчас в наше время эта история с такими же результатами продолжается: все знают о погибших во Второй мировой войны, а сейчас на мировой погост стали поступать новые покойники   .

Поэтому вопросы деревенского поэта вполне закономерны: В познагьи ли суть? Сколько умнейших и высоко образованных людей заблудилось и пропало на этом пути… И может ли человек без Божьей помощи, действуя только своим умишком и изобретая всё новые и новые средства взаимного уничтожения, сохранить свой Дом? Но как вернуться к Богу, как обрести блаженство? И деревенский мудрец Владимир Козлов отвечает: Что осталось нам здесь? Только вера одна / В то, что нет не напрасны все наши скитанья.
Гении духа,  Учителя человечества, мыслители, писатели, художники и гении поэтического слова пытаются показать человеку путь к Истине и Добру, но пока только очень малая часть человечества принимает их заповеди и наставления, и еще меньшая часть   проявляет интерес к такому уникальному инструменту познания как поэзия….

Владимир, чтобы добиться безусловного и точного понимания мысли приведённого стихотворения сопроводил его примечанием, поясняющим его главную мысль:

        Примечание
Люди потеряли Рай, по причине стремления к познанию мира без участия Бога. Заповедь о плодах с древа познания Добра и Зла.

Однако Владимир, находясь в творческом потоке сознания, не всегда  бывает так глубокомыслен, он умеет, как и многие талантливые поэты растворятся в природе, становиться её частью, и и в такие моменты начинает понимать, о чем ночью в конце лета шепчутся дождь с травой:

Трава и дождь

Шуршал намокшею листвой
Холодный ветер и невнятно
Всю ночь шептались дождь с травой
О чём-то им одним понятном.

Гадали думали они
Почти до самого рассвета:
Зачем короче стали дни?
И почему дождливо лето?

Беда ли нет? - по цельным дням
На тонких ветках ивы слёзы.
И почему то здесь то там
Оделись в золото берёзы?..

Я понимал их разговор,
Когда стихал немного ветер,
Весна прошла, но до сих пор
Цветы красивые на свете.

Но и они не навсегда
Уж скоро соберутся птицы…
И мне казалось иногда,
Что кто-то начинал молиться…

На утро я проснулся рано,
Седой туман над лугом плыл.
И кто-то , тая, из тумана,
Прозрачный в небо уходил.

Август 2021 г.


Рецензии
Здравствуйте!
Интересная статья. Спасибо!

По теме:

"Нас мало, и нас всё меньше,
А самое главное, что мы врозь..."
Примерная цитата из Андрея Вознесенского
актуальна всегда, для всех стран, в особенности для многонациональных.

В 2013 году написал роман из одного палиндромного
слова-неологизма "УживагоБогавижУ".
Смысл романа-заповеди поняли и сказали автору об этом единицы...

Сейчас весь "цивилизованный мир" развязал против России
очередной Крестовый поход. Такое случалось в истории не раз:
с Константинополем или во Второй мировой - когда на СССР натравили изувера Гитлера.

Сегодня, на место Германии, мировая закулиса(национальность её известна) назначила Украину...
Много лет на этой украиной земле льётся кровь мирных людей:
детей, женщин, стариков и военных с обеих противостоящих сторон.
И конца и края этому кровопролитию не видно...
И итоги его непредвиденны...
А где Бог или Боги?

А так да, растим коров, доим, пишем стихи...

Владимир Павлов Великие Луки   20.05.2022 19:28     Заявить о нарушении