Новое измерение

                Говорят, что критика-пустое дело. И занятие это, как
                правило, болезненно и бесполезно тому, которого автора
                разбирают.

   Но есть в этом смысл, и практика  упражнений для изысканий лучших вариантов производимого на свет произведения. Подобная практика характерна для литературных объединений, стремящихся не потерять своё лицо, на фоне передовых общепризнанных произведений. Хотя критике может быть подвергнут любой писатель, исходя из различности мнений и взглядов на один и тот же предмет. Но. Попытаюсь на конкретном примере показать, как не следует писать в жанре военно-патриотической темы.
   Получив поручение оппонировать автору, я не сразу взялся за текст стихотворения под названием "Простите нас, ребята". Имя автора читателю мало что скажет. Он широко известен в узком кругу.
   Исследование началось с неимоверными потугами. Прежде, по существу терминов,
употреблённых автором в сочинении.
   Вот эти замечания.
Автор обращается к убиенным всех силовых структур в локальных конфликтах в послевоенное время, о котором не говорит. Значит читатель должен догадываться о какой войне идёт речь. Заводит в тупик своей неопределённостью.
Война локальная или конфликт? Вероятно автор не владеет понятиями относительно
различий ведения боевых действий и их масштабов. Итак, очевидно обобщение различных по существу событий.
   По содержанию: духовно-извинительное покаянное письмо, просьба о прощении,
будто сам автор обрёк на гибель этих ребят. Это не так. Погибшие в войне военнослужащие, выполняли свой служебный долг по Присяге, т.е. на законном основании были привлечены в район боевых действий для выполнения поставленной боевой задачи. Согласно Закону о прохождении воинской службы.
   Содержание произведения по сути-упадническое, негодное письмо. Слабое духом.
  "...простите нас, ребята, что мы живы, простите, что живём сейчас без вас!
...не мы должны виниться перед вами, а те, в верхах, кто вас послал на смерть."
   Реально автор находился под впечатлением других героев: сам не был участником этих событий, то есть не знает тех, о ком пишет. Не знает ситуации.
   Война есть вооружённое противостояние двух и более сторон, и на войне люди теряют здоровье и жизнь. Не всем суждено выжить. Бывает и убивает война.
   Автор довольно смутно представляет последствия боевых действий, так как сам не был под обстрелом, не ходил в атаку на противника, не представляет науку побеждать, и не учился этому всесторонне: он-рядовой, солдат мирного времени, не принимал участия даже в войсковых учениях.
   С моей позиции, позиции командира Советской армии, произведение автора-слюнявое письмо. Да, жаль погибших, но их жертвы не напрасны. Шли в армию по призыву или по контракту, выполняя клятву на верность Родине защищать её до последней капли крови, не щадя и самой жизни!
   Автору следует помнить Военную присягу и не плакаться в манишку. И какие
чувства в сознании неопытных, непричастных и будущих воинов может вызвать это "покаяние"? Кроме разочарования и обиды за собственное я, ничего. Надо говорить об ужасах войны, но прежде воспитывать русский дух непобедимого воинства, чему подтверждением служит вся история Государства Российского и Советских вооружённых сил!
   Техническую сторону вопроса опускаю, читателю это будет неинтересно.
   Вывод: писать следует только, когда автор владеет темой. Иначе произведение обречено на провал, а что хуже на разложение умов неокрепших, что всегда направлено на подрыв нравственности, патриотизма, национальных ценностей, на разрушение суверенитета России.
   
Перед публичным выступлением, которое предстоит, я беседовал с автором, и убедился, что не ошибаюсь в своих убеждениях, как профессиональный военный.

О реакции Военно-художественной студии писателей МО РФ доложу позднее, как случится очередное заседание.

14 марта 2015 Х.В.

   Автор-Михаил Кошелев на очередное собрание Лито не явился.

14 мая 2022 Х.В.

   Давненько не занимался прочтением работ пишущих знакомых, и вот в руках оказалась работа Александра Махнёва"О прожитом с иронией".
   11 мая на очередной встрече с писателями Минобороны в студии Военно-художественной студии планировалась презентация произведений Александра Махнёва.
   Автор по причине болезни отсутствовал, и о его успехах немногочисленная аудитория в стенах ЦДРА им.Фрунзе М.В. узнала из уст Владимира Шигина, и представленного автором видеозаписи на мониторе. С позволения Владимира я решил ознакомиться прочтением книг из представленных собранию присутствующих, и выбрал три книги. Дома, улучив свободное время начал с части второй "О прожитом с иронией": первая не была представлена, чтобы получше узнать о писателе. Знакомы мы не первый год, но не близки, как товарищи, а в друзья мне набиваться не пристало.
   Вот с Владимиром Виленовичем Шигиным при всякой встрече обнимаюсь в течение восьми лет, настолько радостны стали редкие минуты общения. Располагает к себе. Может быть потому, что сошлись мы в Домодедове, где оба проживаем. Тогда мне пришлось возглавить Лито у Ахматовой после смерти Сергея Успенского. Сошлись в 2015 году на 1-м съезде писателей Подмосковья в Ступине, куда был зван, как представитель города Домодедово. Потом две встречи, организованные в библиотеке Ахматовой и в малом зале дворца культуры с участием Владимира Шигина в качестве земляка и маститого прозаика в марине. Мне Шигин импонирует.
   С Махнёвым решил познакомиться поближе через его литературный багаж. Мне известно, что он пишет с упоением и издаёт, но читать мне его не приходилось. Я даже не знал о его присутствии здесь на Прозе.ру.
   Прочтение первых двух повести и рассказа "о прожитом" вызвали неприятие слащавого чтива с душком из бульварных романов, будто автор впитал сорокинский дух девяностых, и мне незамедлительно захотелось сказать Александру:-Я тебе один
 вещь скажу. Ты только не обижайся... Словами Фрунзика Мкртчана.
   Меня коробит от выражений приблатнённого стиля и несоответствий реальному. В восьмидесятых не было защитников Отечества по определению. Советские офицеры по Присяге стояли на страже мирного труда советского народа, Советской Родины, СССР.
   Ловелас был не в ходу: противоречил советской морали. Были развратники в офицерской среде, но они не были вчерашними школьниками и зелёными лейтенантами.
   Где духовная сторона жизни? Иван Егорович Коломиец из интеллигента превратился в ничто. Непьющий запил в одночасье. Записной вор доверился первому встречному, и осчастливил его. Убогая сказка о Золушке на потребу мечтателям быстро из ничего превратиться в обеспеченного человека благодаря тётушке из Парижа. Эта повесть- "Удивительная история" ничто иное, как жвачка для продолжения растления молодёжи.


Рецензии