Московские рассказы 10

ПЕРВЫЙ РАЗ-В ПЕРВЫЙ КЛАСС!(34).

К первому классу я уже вовсю читал детские книжки и взрослые журналы,типа Крокодила или Огонька.В деревне у бати целый шкаф,под названием Хельга,был забит доверху книгами и журналами,и регулярно пополнялся...
С завистью я наблюдал,как старшие сестры собираются по утрам в школу,укладывают в портфели учебники,причесываются,заплетают друг другу тугие косички,повязывают банты,надевают темно-коричневые платья,с воротничками-стойками,черные или белые(в зависимости от праздничности) фартуки,повязывают красные пионерские галстуки...Мне очень нравились книжки школьные-Родная речь,Букварь,Арифметика,Природоведение,тетрадки по 2 копейки,с таблицей умножения на последнем листе обложки(если тетрадь в клетку) или текстом пионерской клятвы( если тетрадь в линейку).Уроки,домашние задания,казались мне интересным и нужным занятием,и поэтому я мечтал поскорее пойти в первый класс...Но в то время в школу начинали ходить строго с семи лет-ни раньше,ни позже,а так как я родился в конце сентября,то должен был еще год просидеть неучем дома...Однако я так нудно канючил и ныл каждый день,что мама пошла в приемную комиссию и сумела убедить ученых дядей и тетей в моих особо " выдающихся" способностях,так что меня записали,к моему великому ликованию!
Учился я и вправду отлично,в аттестате за первый класс у меня стояли сплошь пятерки,по всем четвертям-лишь единожды проскочила четверка,но это по чистописанию,а у меня оно всегда хромало-больно нудно было выводить да еще с нажимом,где положено,разные буквы перьевыми ручками,которые надо было то и дело макать в чернильницу,а они,гады,еще и мазались нещадно и бумагу рвали словно кошки когтями....В результате получалось у нас совсем не так красиво,как на образцах в учебнике!
1 сентября 1963года.Я очень хорошо помню этот знаменательный день!Меня вела за руку баба Маня,рядом шли сестры-Наташа и Света.Наша 552-ая школа находилась за мостом Павелецкой ж/д,во 2-ом Тульском переулке,в старом,еще 30-ых годов,здании.Я одет,как и положено,в новенькую,ворсистую,серую форму-пиджачок и отутюженные брюки,еще белая рубашка и черные,жесткие полуботинки на микропорке.Мальчишки свежеподстрижены под полубокс,с косыми или прямыми челками...Девочки все в коричневых платьях и белых фартуках с плечиками,в волосах обязательные банты,на ногах бежевые нитяные чулочки и разноцветные башмачки.У всех за спиной гремящие содержимым ранцы из жесткого дермантина или картона(словно у немецких солдат),там учебники,пеналы с карандашами и ручками и,конечно,заботливо приготовленными и завернутыми в газету,школьные завтраки-яблоки и бутерброды...Во дворе школы,за деревянными решетчатыми воротами-столпотворение!Родители волнуются,отдавая своих чад учителям,которые споро строят нас по классам.Наш 1-ый Б,учительница-молодая,красивая,с короткой волнистой стрижкой-Соловьева Тамара Георгиевна.Она тоже впервые в школе,в качестве учителя...
Ребята,девчонки-кое-кого я знаю по нашему двору,но большинство незнакомы-с окрестных домов на Тульской,но все быстро знакомятся,и сразу же завязываются дружеские симпатии..Над входом в школу-кумачовый транспарант,директор и завуч произносят речи,играет духовой оркестр..Здравствуй,школа!!!
В классе пахнет свежей краской-стены,окна,двери и даже парты выкрашены и сияют в лучах осеннего солнца,в окно кивают золотыми головами клены и тополя.Учительница рассаживает нас по парам,мальчик-девочка,я попадаю на первую парту у окна с маленькой чернявой девочкой-татаркой.Ее зовут Анеля,она живет в пятиэтажке напротив школы,учится музыке,любит рисовать и петь-все это я узнаю за первые пять минут...Тамара Георгиевна поздравляет нас с началом учебы и начинает знакомство с классом.Называет фамилию и имя,ученики встают,а все на них смотрят.Вот Надя Носачева с нашего двора,живет в пятом угловом подьезде,стеснительная,с толстенной каштановой косой до пояса,ее родичи все работают на фабрике Фрунзе,толстяк Гена Самоделов,которого во дворе вечно подкармливает пончиками его такая же толстая бабуля,вот кудрявый с мечтательными глазищами Валерка Артемов-друг толстяка,но он живет в соседском дворе.Вот еще ребята наши-дуроватый Коля Косаченко,у него родители пьянствуют с утра до вечера,но парень он добрый и тихий,Ира Скабелкина с девятого подьезда,тоже коса в руку толщиной...Сонно-губастый Женька Петухов,мечтатель и говорун Вовка Ковалев,Коля Лобанов,другие мальчишки и девчонки с округи-Варшавки,Тульской,Загородного шоссе...Это мои первые школьные друзья и подруги!
Парты с наклонными,наполовину откидными крышками,под которыми ниша для портфелей,но наши ранцы туда не лезут,и мы ставим их сбоку на пол.В передней панели крышки есть выемка для ручек,вделанная в парту чернильница,у откидной крышки внизу набита планка-для упора книг или тетрадей.Сидеть непривычно,но удобно для чтения и писания.Нам запрещено горбиться,ноги надо обязательно ставить на нижнюю планку у пола,а не дрыгать ими во все стороны.Парты конечно не новые,под краской проступают вырезанные в дереве автографы бывших первоклашек,которые возможно сами уже растят детишек...
Окна в классе высокие,двойные,в откидной фрамугой наверху,чтобы ее открыть или закрыть,в углу стоит длинная палка с крючком на конце.Посредине,за столом учителя на стене висит огромная доска,покрытая черным линолеумом,на полочке-выступе лежит мел и мокрая тряпка.Полы в классе и школьных коридорах паркетные,натертые до блеска вонючей желтой мастикой.Нам еще предстоит дежурить и натирать эти полы специальными щетками,надеваемыми на ногу.На боковых стенах класса с портретов на нас строго и не очень смотрят стоит застекленный шкаф с рулонами пособий,над ним транспарант:"Учиться,учиться и учиться-как завещал великий Ленин!"
Первый урок-Родная речь,мы получаем новые,пахнущие свежей типографской краской учебники с картиной золотой нивы на обложке,достаем свои деревянные тугие пеналы,надеваем перья на ручки,открываем тетрадки...Начинается урок!

ДЕДУШКА ЛЕНИН!(35).

Школу я любил,по-крайней мере в первом классе!Учусь я легко,в табеле успеваемости по четвертям-одни пятерки,только разок уместилась четверка-за чистописание,его я поначалу осваивал с трудом.Тогда писать учили не абы-как,а красиво,с нажимом в нужных местах,а у меня-то перо зацепится за неровности бумаги,то клякса вдруг появится в конце строчки...Тамара Георгиевна поправляет наши сгорбленные,перекошенные спины,приучая к правильной осанке,дает команду на отдых,и мы дружно вытягиваем перед собой руки,растопыриваем широко ладошки и хором скандируем:
"Мы писали,мы писали!Наши пальчики устали!Мы немного отдохнем и опять писать начнем!"
Дома мама заставляет меня дополнительно отрабатывать почерк-пишет мне в начале строки букву-образец,а я уже глядя на нее пишу в ряд свои.Если надо,то по нескольку листов кряду!Но все равно получается не очень,у мамы буковки красивые,круглые,с заметным завалом налево,а мои сикось-накось,налезают друг на друга,как коровы в стаде,а в конце вообще валятся,вместе с моей сонной головой.Наконец мама,со вздохом,отправляет меня мыть руки и пить чай.В телике уже нудно напевают Спокойной ночи малыши!-значит пора и нам на покой,а так хотелось поиграть еще с моей любимой сеструшкой Таньчей(так я ее звал после известного фильма-Сердце Бонивура!),которая на три года младше и страшно завидует нам-школьникам.Вдобавок я постоянно подкидываю ей свежие школьные истории,всячески приукрашивая их и изображая в лицах.На ночь мы старательно чистим зубы скрипучим зубным порошком,прополаскиваем рты и бегом в кроватки по разным комнатам,но и там долго еще не успокаиваемся,а перестукиваемся через стенку...
Утром нас будит радио,установленное в коридоре квартиры,там регулируется только громкость,а программа всегда одна.На стенке у меня приколот написанный мамой Распорядок дня,согласно ему мы под бодрые вопли Пионерской зорьки-На зарядку,на зарядку,на зарядку-Становись!!!Помашем руками-ногами,поприседаем и соответственно переходим к водным процедурам,потом завтрак,сборы и вперед-за знаниями!
Бабушка меня уже давно не провожает,доверили это дело сестрам,но они по дороге щебечут с подружками с нашего двора,и на подходе к школе я вырываюсь вперед с радостным гиканьем.Там мои друзья уже в кучке,мы оживленно болтая,толпимся в дверях школы,получая увесистые подзатыльники от старшеклассников,и сами в свою очередь дергаем за косы знакомых девчонок.Звенит пронзительно школьный звонок,и мы уже за партами в полной боевой готовности.Сегодня первый урок-арифметика,значит надо достать из коробки разноцветные плоские палочки,при помощи которых нас обучают счету.Анеля Ваулина-моя чернявая соседка,пытается всучить мне кусок принесенного из дома татарского пирожка-белиша,но я вроде сыт и отпихиваю угощение,которое вырывает сидящий сзади Женька Петухов,сын таксиста из нашего дома,он мигом запихивает пирог в рот,несмотря на Анелькины затрещины и радостно лыбится.Нас давно уже дразнят жених-невеста,и мы впрямь по-детски влюблены друг в друга,сидим голова к голове над одним учебником,и мои белесые вихры сплетаются с ее тугими косами,а черный кудрявый волос иногда колет мне глаз...Но я не отстраняюсь,а ловлю ее горячую ручку,и мы сплетаем пальцы...Впрочем таких пар здесь немало,среди мальчиков и девочек класса возникли симпатии,что впрочем вполне понятно и пока еще безобидно!
На большой перемене все гурьбой вываливают на улицу,несмотря на уже ощутимые осенние холода,собираются за школой на дворе.Мы лезем на забор,за которым какое-то серьезное предприятие,называемое почему-то "почтовым ящиком",зырим во все глаза и скатываемся обратно вниз после грозного окрика дядьки-охранника.Он в шинели до пят,перетянутой ремнем,в фуражке с кокардой,сапогах и даже при пистолете в кобуре..Мы все спорили какой у него пестоль там,но старшие пацаны авторитетно пояснили-наган!На школьном дворе шум-гам,игры,споры,шутки,порой ссоры и даже драки,но в первом классе мы очень редко ссорились,может такие ребята подобрались в классе у нас.Все большие фантазеры и болтуны,я тоже вношу свою лепту-все про деревню,лошадей,коров,кролей...Ребятам нравится,да они и сами многие провели лето в деревне,где у каждой московской семьи есть корни и связи...Сегодня классная руководительница обьявила нам,что перед приемом в октябрята,мы двумя первыми классами в ближайшую субботу,вместо занятий, отправляемся в музей Ленина,что на Красной площади,и эта новость буквально всех нас всполошила!Ну,во-первых,это так интересно и непривычно идти всем вместе,во-вторых не куда-нибудь,а на Красную площадь-к дедушке Ленину,о котором нам уже так много рассказывали на уроках,ну и в конце концов-всегда лучше путешествовать,чем сидеть в классе на уроке!Так что-скорее бы уже наступала суббота!

ОКТЯБРЯТА-ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА!(36).

В субботу с нами в музей Ленина поехали не только учителя,но и многие родители.Мама не смогла,суббота ведь тогда была обычным рабочим днем(хотя и коротким),так,что я был вверен под бдительное око толстой бабки Самоделовой,которая явилась к школе с гигантской авоськой,наполненной бутербродами для ненаглядного Генчика-такого же,как бабуля,толстяка-обжоры.Мы даже дразнили его-"Жиртрест!Промсосиска!"Но Геша нисколько не обижался,а с ухмылкой жевал свои нескончаемые бутерброды,да так,что его толстые,как у слона в зоопарке,уши радостно шевелились по обеим сторонам жирной.в складках,шеи...Ближайший дружок Гены Самоделова-кудрявый,как барашек,Валера Артемов,с огромными,с поволокой синими глазами-тихоня и молчун,неотступно,как тень,следовавший за толстым,с вожделением поглядывал на аппетитные бутеры у Генкиной бабки,но старая хитрюга,была заинтересована лишь в дозаправке своего ненаглядного внука.Валерка жил бедновато,двое с сестрой у матери,пахавшей по ночам на фабрике,поэтому,мы щедро выделили ему из нашего общака,куда сложили все дорожные гостинцы,что навернули нам наши мамы-бабушки.Я скоро улизнул из под жирного крыла Самоделихи,и мы с Вовкой Ковалевым и Серегой Лобановым забрались в подошедший к школе автобус и устроились на переднем сидении,ближе к шоферу,чтобы воотчию обозревать предстоящие события и пейзажи...
На нас под пальто и пиджаками надеты свежевыглаженные рубашки,а форменные ботинки надраены черным гуталином,девочки тоже при полном параде и в косы вплетены белые огромные банты.Я мигаю Анельке,но она возмущенно отворачивается-злится,что я не сел с ней рядом.Но сегодня не до девчонок нам,дело слишком серьезное.Вот за окном проплывают старинные кварталы Большой Полянки,автобус с ревом взбирается на Большой Каменный мост через Москву-реку,мы с восторгом обозреваем по правую руку красно-кирпичные стены Кремля,золотые головки храмов,видим алое полотнище,рвущееся на ветру над крышей Сената,прямо по курсу знаменитый силуэт Пашкова дома,сворачиваем с моста направо и паркуемся у ограды Александровского сада.Команда выходить,и мы гурьбой вываливаемся на брусчатку.Таких школьных автобусов здесь стоит немало,и будущие октябрята колоннами уходят через сад к красным громадам музеев.Мы и возбуждены и подавлены одновременно-в груди волнительный холодок.Вертим головами во все стороны-кремлевская стена кажется нам высотой до неба,а звезды наверху башен уж точно касаются осенних туч.На высоком крыльце Музея Ленина столпотворение,но вот и мы уже входим в невиданный еще дворец.Тут,как учили мы впоследствии в стихах:"....Из зала в зал переходя,здесь движется народ!Вся жизнь великого вождя передо мной встает!...."И мы,ведомые учителями и экскурсоводами,тоже движемся по залам гигантского музея,где тысячи,десятки тысяч экспонатов,представляющих великий путь-от маленького Володи Ульянова до вождя революции Ильича!Затаив дыхание,мы слушаем,рассказы о детских годах Ленина,о периоде гимназии,университета,о этапах борьбы и становлении великой идеи...Тогда все это воспринималось,как аксиома,как направление и завет на всю жизнь!Мы с дружками облепили искусно сделанные макеты домов усадеб и квартир-явок,там есть даже внутренняя обстановка комнат,посуда,белье,и рядом вполне реальные свидетельства бурной эпохи революции и ломки старого мира-оружие,документы,головные уборы,кожаные тужурки,шинели-обгоревшие,пробитые пулями...Бурный восторг вызвал у нас всех сверкающий лаком и никелем,огромный автомобиль Ролс-Ройс,на котором Ильич ездил по Москве и который у него на время отобрали налетчики из банды Кошелькова...Надо сказать,что тогда живы были еще многие непосредственные участники тех героических событий(к примеру к нам в школу приезжала и много рассказала нам о Ленине его личный секретарь Лидия Фотиева-тогда уже седенькая старушка с острым умом и поразительной памятью,она,кстати,жила у нас в Замоскворечье,к знаменитом Доме Правительства),и революция не являлась для всех нас далеким историческим прошлым,а осязаемой реальностью...Ни малейших сомнений не было,да и не могло быть в наших юных головенках о правильности и чистоте выбранного страной пути,и образ Ленина являлся путеводной звездой без всяких оговорок!
Потом нас всех собрали наверху,в конференц-зале музея,где в торжественной обстановке,вручили памятку октябренка и прицепили к лацканам пиджачков красную звездочку с золотым профилем юного Ленина с кудрявой головой...Теперь мы не просто школьники-первоклашки,теперь мы-октябрята,будущая смена Страны Советов!


 


Рецензии