Расколоть орех
Ниже - твердое слово прп. оптинского старца Илариона, в котором ни единое слово не сквозит - все сбито предельно крепко и точно - на века. Однако есть в этом слове место, которое без опытного старческого участия не "расчехлить"...
Сначала цитата...
"В случае какого-либо поползновения в делах, словах и мыслях нужно тотчас раскаиваться и, познавая свою немощь, смиряться и понуждать себя видеть свои грехи, а не исправления: от рассматривания грехов приходит человек в смирение и сердце сокрушенно и смиренно стяжавает, которого Бог не уничижит".
Вот это место: "от рассматривания грехов приходит человек в смирение" - к нему без старческого участия не подступиться, разве только, если профанировать. Тут каждая буква задает вопрос: что за "рассматривание грехов", какое оно, как протекает?
Нас учили (старцы богоносные), что грех - это орех, который можно рассматривать снаружи, как всем видимую данность. В таком рассматривании можно даже и признать этот снаружи видимый грех и даже пойти в храм и покаяться перед аналоем, но прихлынет ли затем хоть сколько-то смирения?!
А что такое смирение - второй вопрос. Многие читали - это свойство или состояние человека, а точнее устроение - непостижимо, потому что духовно - божественного порядка, из иной реальности. Свойство Самого Бога. А потому сплошь и рядом все происходит очень просто: увидел орех (он большой, грецкий, не кедровый), пошел покаялся и думает, что все сделал, что уже и смиряться начал чуть ли не на аршин.
И потом идет он обратно, все такой же как был, все в том же устроении, которое выдается сразу его поведением - даже хвоста не поджал: не перевернулись внутри мироздания, не открылась бездна - язв полна... Не испугался себя человек. А даже и наоборот: похваливает себя в душе - вот, дескать, я покаялся, а батюшка "разрешил". И даже уже и гордится тем, что совершил, якобы духовно.
И вот уже герой наш (героиня) все тот же, все так же болтает - слова и речи страшно выдают человека - есть ли в нем подлинное сокрушение или некие душевные переживания волнуются, которые к смирению не приближают нисколько, потому что весь этот эпизод-искушение не пережито по-настоящему, духовно, так, как говорит апостол: "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения" (Иак. 1:2). Но тут-то чему радоваться? Ведь описанное выше - есть не подлинник величайшего события - самопознания и покаяния, а его суррогат, подделка, профанация.
А все дело в том - учили нас, - что следует орех своего греха, оступки, ошибки, поползновения... расколоть и вынуть главное - зернышко, ядро ореха, которое и есть суть и первопричина совершенного человеком. Извлеченное на свет оно становится шагом к подлинному познанию себя и исцелению. Как же в таком случае не порадоваться? Хотя такое познание для человека - сильное испытание, всегда как последний день Помпеи: "Это - Я? Ну, не может быть! Разве этот ужас, это стыдное гадство, которое во мне живёт, - Я?!"
Извержение вулкана - как малая смерть, в который человек испытывает муки предсмертные и ужас от вИдения своей пораженной грехом сердцевины (от своей низости, ничтожности, от степени злобности, от плотяности, а не духовности, на которую претендовал, и прочих, прочих, живущих в нем пороков) - и помаленьку, посопротивлявшись открытому (неет, это не Я!), вдруг по милости Божией сдается человек на милость Творцу Помогающему, и признается : "Это - Я".
И как же ему, пережившему чуть ли не смерть души, сладко тут становится, радостно: приходит врачевание, ощущения смиренности в смирившемся с тем, что он плох и как плох на самом деле, и что хорошо, что не все его видят его такого, что не стеклянный он и не прозрачный. И человек помаленьку начинает умиряться и в своих внешних проявлениях - ведь стыдно трепаться как здоровый, а вдруг и другие увидят, что сам увидал только что?
А потом память о извержении Везувия в сердце стихает, и все по новой: раз за разом, шаг за шагом, но если орех раз за разом раскалывается, то потом количество расколотых орехов и погребений под собственным пеплом и восстаний в истинном покаянии неминуемо человека - незаметным образом - перерабатывает, очищает и обновляет. Даже можно сказать, воскрешает. И такой человек однажды начинает видеть ядрышки других людей или догадываться о них хотя бы, - имели ли они мужество колоть свои орехи, или в сторону отбрасывали цельными...
А старец настоящий, который много лет сам шел таким путем и обрел помимо чистоты и смирения еще и феноменальный слух на фальшь в людях, он всегда поспособствует орешек расколоть. Болезненно для тех, кто готов идти навстречу спасительному кресту, и... никак для уклоняющихся от столь тяжких испытаний своих бездн. А то, что не признано в себе как болезнь, то и не уврачевано, - давно сказано.
Но сколько ж среди нас тех, кто к своему ореху ни старца, никого не подпустит! И потому что горд, и потому что вследствие этого упрям и никому не верит (для него нет пророков в его сердечном отечестве) , и потому что просто это очень болезненная операция, в которой наркоз действует только после извлечения ядра из ореха.
У таких одна надежда - Господь, что возьмет за руку малодушного, да помаленьку и подведет к тому ореху и даст в руки нож или молоток. И скажет"" Коли!" Правда, это "помаленьку, потихоньку" на поверку оказывается очень многими и тяжкими скорбями жизни, которые и рано или поздно заставляют колоть орех. А потому много лучше с верой и надеждой, с упорством и постоянством молиться словами великой молитвы: "Даруй ми зрети моя прегрешения"...
Свидетельство о публикации №222051400005