Матасов Иван Родионович
Познакомился я с ним в подшефном нашему производству АВТОВАЗа девятом квартале Автозаводского района г.Тольятти. Он возглавлял местный товарищеский суд. Да так возглавлял, что я поначалу думал, что он до пенсии работал в правоохранительных органах и имел юридическое образование. Оказалось, не имел ни того, ни другого, но за спиной у него оставались долгие вёрсты войны.
Он родился в 1912 году. Работал учителем в школе, по медицинским показаниям (порок сердца) в июне 1941 года на фронт призван не был. Ушёл воевать позже. Кажется, добровольцем.
На фронте всё же учли его состояние здоровья и зачислили в группу корректировщиков артиллерийского огня, что, конечно, отличалось от передовой. Но это я так думал, разговаривая с Иваном Родионовичем. У фронтовика было на этот счёт другое особе мнение.
- Ты знаешь, Петр Алексеевич, -говорил он тихим голосом, - когда находишься в окопе и поднимаешься в атаку, знаешь, что рядом с тобой твои товарищи, становиться легче на душе. Но когда сидишь в одиночестве и корректируешь огонь своей артиллерии, а в ответ на тебя летят вражеские мины и снаряды, на душе становится тоскливо. Корректировщики огня также гибли на фронте, попадали в плен и … пропадали без вести.
Произнеся последние три слова, Матасов долго вытирал слёзы. Ещё бы! Он однажды оказался в их числе. Плакал он не только от радости, что остался жить, но в первую очередь от грусти, что распалась первая его довоенная семья. Получив соответствующее извещение, жена быстренько нашла ему замену. Вернувшись домой и узнав об измене жены, Иван Родионович, попрощавшись с сыном, ушёл навсегда из семьи.
Виной тому была война. Его, корректировщика огня, засекли с немецкого самолёта, сразу же их артиллерия открыла огонь. В итоге он, получив тяжёлое ранение ног, притворился мёртвым, что и спасло ему жизнь. Однако вернуться в свою часть не довелось, его подобрали санитары другой воинской части. А с родной части жене ушло извещение, что муж пропал без вести.
В 1985 году Матасову исполнилось 73 года, но он продолжал возглавлять товарищеский суд в микрорайоне. Девятого Мая я поздравил его с 40-летием Победы, и, пользуясь, случаем, хотел узнать новые факты из его военной биографии. К моему удивлению, он резко сменил тему:
- Петр Алексеевич, ты своего директора производства хорошо знаешь? Что он за человек?
- Увы, Иван Родионович, он у нас работает всего два года, я с ним ещё лично не был знаком (это случится позже), а в чём дело?
- Вчера рассматривали дело о недостойном поведении в быту (соседи жаловались) его дочери несовершеннолетней. На заседание пришла мать. Но мы штраф выписали отцу.
- Иван Родионович, так директор проживает в соседнем квартале, а не в девятом.
- Товарищеские суды объединили, теперь он общий, председатель – я.
- С чем я Вас и поздравляю!
Как я и ожидал, моё руководство поручило мне этот конфликт урегулировать. И скажу честно, я бы перестал уважать председателя Матасова, если бы он, отменил прежнее решение, ограничившись предупреждением. К чести фронтовика, он остался непреклонен. Штраф родителям «хулиганки» пришлось заплатить. Закон обязателен для всех, хоть ты директор, хоть ты сторож.
Вот таким принципиальным и честным Человеком запомнился мне Иван Родионович Матасов. Царство ему Небесное и Вечная Память!
14.05.22 г.
Свидетельство о публикации №222051400504