Эффект Наблюдателя

"Где твоё внимание, там твоя энергия. Где твоя энергия, там твоя жизнь."

Принцип, о котором пойдёт речь, пришёл к нам из квантовой физики. Многие сторонники классической ньютоновской физики, если и признают что-то подобное, то относят это только к физике элементарных частиц. "Наблюдатель влияет на наблюдаемое". Это следствие из экспериментов с электронами воспринимается многими как не применимое в отношении к нашей действительности. Но попробуйте просто принять этот принцип за аксиому и двигаться дальше по жизни, опираясь на него. Почему нет? Лучший способ опровергнуть что-то — это поставить эксперимент. Ведь если вы сделаете это, то уже не надо будет к этому возвращаться потом. Но если принцип верен, то перед вами открывается совсем другая жизнь. Жизнь, полная удивительной возможности изменить свой мир до неузнаваемости, перестать винить кого-то в своих неудачах, взять всю ответственность за свою жизнь на себя. Вдумайтесь. "Где твоё внимание, там твоя энергия. Где твоя энергия, там твоя жизнь." Вы просто перенаправляете своё внимание с того, что для вас нежелательно, неинтересно, на то, к чему устремлены ваши помыслы. И туда начинает течь ваша энергия. Эта энергия и меняет ваш мир, вашу жизнь.

Другими словами, мир вокруг нас не детерминирован. Он целиком зависит от нашего внимания к нему. И это очень ярко ещё в 1966 году продемонстрировал в своём фильме "Фотоувеличение" Микеланджело Антониони. Главный герой фотограф всего лишь сделал снимок на натуре, а затем сильно увеличил его. Он разглядел там то, что не видел, когда фотографировал. И это круто изменило всю его жизнь. Мир и события стали стремительно развиваться для него совершенно в новом парадоксальном направлении. Забегая вперёд, скажу, что это не первая такая попытка воспроизвести в искусстве Эффект Наблюдателя. В 1954 году Хичкок снял свой фильм "Окно во двор". По следам этого фильма пошёл Кортасар, написав рассказ "Слюни дьявола" в 1959 году. И вот из этого рассказа вырос фильм Антониони. Но этот ряд чисто ассоциативный. Все произведения имеют самостоятельный сюжет. Но авторы поймали главное: мир, в котором мы живём, условен и относителен. Всё для нас разворачивается в зависимости от нашего угла зрения, в зависимости от того, что и как мы выделяем в нём, на что обращаем внимание.

Но я думаю, что Кортасар, Хичкок и Антониони не были единственными, кто использовал в сюжете эффект наблюдателя. Несколько по-иному получилась интерпретация этого принципа, например, в "Солярисе" Тарковского. То, на что мы обращаем внимание, то, что нас тревожит, становится нашей реальностью. Вспомните, откуда брались фантомы в жизни обитателей станции. Это были персонажи из их прошлой жизни, которые вызывали в подсознании боль или страх. Сильные переживания прошлого разумный океан Солярис вытаскивал из подсознания героев и делал их материальными.

Шедевры Антониони и Тарковского сами по себе проявляют все парадоксальные свойства Эффекта Наблюдателя. В фильме Антониони друг фотографа, художник-абстракционист, выразил это так: "Когда я пишу, они кажутся мне просто красочным хаосом. А потом в них что-то вдруг начинает проступать. Картина проявляет себя сама". Фильмы Антониони и Тарковского нужно смотреть не один раз. И каждый раз будут проступать какие-то новые детали, иные смыслы.

Эту цепочку фильмов-ассоциаций, связанных с Эффектом Наблюдателя можно продолжить и дальше. Фрэнсис Форд Коппола снял свой фильм "Разговор" (1974) именно по следам Антониони. Только вместо фотоаппарата он использовал звукозаписывающую аппаратуру.

Если первым свойством Эффекта Наблюдателя считать высказывание художника из фильма "Фотоувеличение" (картина проявляет себя при пристальном взоре наблюдателя), то вторым и последним свойством будет то, что, в конце концов, этот пристальный взгляд разрушает иллюзию реальности. Всё превращается в Ничто. Так и происходит с фотографом. Он всё больше увеличивает кадр, пытаясь разглядеть детали. Видит сцену произошедшего преступления. Потом обнаруживает под кустами труп. А потом всё просто исчезает. Труп, все фотоплёнки и фотографии. Остаётся лишь один увеличенный снимок, который выглядит просто как картина абстракциониста. Так его и определяет пришедшая к фотографу подруга художника.

Можно было бы считать фильм Антониони просто как некое артхаусное кино для услады особо эстетствующих киноманов. Завораживающе, но слишком далеко от реальности. Если бы так оно и было, то вряд ли этот фильм привлёк бы так много зрителей, критиков и других режиссёров, использовавших многое из этого фильма. На самом деле, многие духовные учителя своими словами говорят о том же самом. И фильм только своим киноязыком, языком кинообразов предлагает посмотреть на то, что есть наш мир, что есть наша реальность, как она формируется, и стоит ли слишком серьёзно относиться ко всему тому, что с нами происходит. Стоит ли продолжать испытывать страх от того, что что-то может пойти не так, как нам бы хотелось. Просто повернитесь лицом к своим страхам, пристально посмотрите на то, что вас так мучает, что вызывает в вас боль и страдание. И под вашим внутренним взором всё то, что казалось таким чудовищным, пугающим, навязчивым, растворится как сон после утреннего пробуждения. И это будет пробуждением вашего сознания, освободившегося от пут завладевшего им эго.


Рецензии