Silentium О. Э. Мандельштама
(Мистический смысл стихотворения «Silentium» (1910) О. Э. Мандельштама)
«Silentium» (1910) одно из самых красивых и загадочных стихотворений О. Э. Мандельштама. Многие поэты и исследователи пытались разгадать его тайну. В настоящем этюде предлагается очередная попытка проникнуть в тайный смысл этого шедевра мировой поэзии. Итак...
Человек имеет в глубине себя «первооснову жизни», изначальное божественное чувство бытия*. В этом чувстве таинственно присутствует «всего живого ненарушаемая связь». Оно настолько прекрасно и самодостаточно в своём совершенстве, что рождение из его лона мысли, слова или образа пусть даже такого прекрасного как Афродита (или "Венера" Боттичелли) нарушает его чудесную гармонию, внося разделение на объект и субъект, музыку и слово ... Поэтому, желая сохранить в себе это драгоценное чувство, исполненное красоты, гармонии и любви, поэт в восторге восклицает:
Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
То есть сердце, став в этом универсальном чувстве единым целым с божественной первоосновой жизни, должно «устыдиться» воспринимать вообще что-либо иное, пусть даже этим иным является родственное ему сердце. Потому что простота первоосновы единого не допускает и тени двойственности. В этом целомудрии заключается тайна познания мистического единства.
О том, что поэт испытал это редкое чувство, говорит первое четверостишие стихотворения:
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Это спокойное состояние души, пронизанное блаженным светом, поэт пытается передать в образе морского пейзажа в следующем четверостишии:
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Однако этот катрен можно объяснить и по другому. Хотя это состояние спокойно и гармрнично как дыхание морских волн, однако ему грозит день, который "как безумный, светел", так что под его влиянием вот-вот из бледно-сиреневой пены (именно такого цвета она на картине Боттичелли) появится на свет Афродита, которая на древнегреческом значит "рождающаяся из пены" - индивидуальная форма красоты, гармонии и любви, которая нарушит абсолютное единство этих идеалов.
Поэтому чтобы сохранить в себе их изначальное единство поэт стремится обрести безмолвие, которое сродни безмолвию святых и младенцев:
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
(«Чиста» как сознание младенца, не замутнённое ничем иным.)
Тем самым в своём стихотворении Мандельштам изящно развивает мысль Ф.И. Тютчева, высказанную в одноименном стихотворении:
Мысль изреченная есть ложь —
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими — и молчи…
(Ключи здесь внутренние божественные источники жизни, которыми и нужно питаться.)
Последовав совету Ф.И.Тютчева, О. Э. Мандельштам в свои 19 лет, сделал глоток из этих душевных "ключей". Это позволило ему гениально дополнить внутреннюю жизнь, вдохновенно описанную Ф.И.Тютчевым в стихотворении "Silentium!" (1830)**, своим мистическим опытом.***
Так Мандельштаму удалось создать один из самых поэтичных образов духовного переживания, которое называется "unio mystica". Этот утончённый образ " Афродиты, оставшейся пеной" соревнуется по своей красоте и изяществу с "Рождением Венеры" Боттичелли, а в лице неё и со всем искусством, в котором индивидуальное превалирует над абсоютным единством. Хотя это индивидуальное всего лишь калиф на час.
-------------------------------
* Немецкий философ Фридрих Генрих Якоби (1743-1819) так писал об этом мистическом чувстве: «Реальное бытие, бытие как таковое даёт познать себя только чувству». И это «чистое чувство бытия», не затронутое меняющимися чувствами или мыслями открывает нам свою сокровенную тайну, которая в том, что «чистое чувство души — праобраз бытия всего» То есть, являясь изначальной первоосновой всякого бытия, это чувство бытия божественно.
Жан-Жак Руссо видел в этом чувстве единственное счастье человека: «Ощущенье существованья, освобожденное от всех других впечатлений, представляет само по себе драгоценное чувство удовлетворенности и покоя, которого одного было бы достаточно, чтобы сделать это существованье милым и радостным всякому, кто умеет отстранять от себя все чувственные, земные впечатления, беспрестанно появляющиеся, чтобы отвлечь нас от него и нарушить в этом мире его сладость.»
(Жан-Жак Руссо)
У Фридриха Шеллинга в его диалоге "Бруно или О божественном и природном начале вещей" можно тоже найти очень ёмкую формулировку, которую немецкий философ вкладывает в уста Джордано Бруно: "Всё абсолютно едино и друг в друге" ("alles absolut eins und ineinander ist").
** Silentium!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
(Ф.И. Тютчев)
*** Быть может не последнее место в этом сыграли знания, почерпнутые в Сорбонне и в Гейдельбергском университете*.
Так или иначе, но Мандельштаму удалось создать один из самых поэтичных образов духовного переживания, которое называется "unio mystica". Что такое "unio mystica" хорошо объясняет Майстер Экхарт: «В истинном единстве с Богом лежит всё духовное блаженство человека. Здесь вы можете возразить: «В человеке от природы нет ничего кроме образных представлений». Нет и ещё раз нет. Потому что если бы это было так, то человек никогда бы не мог быть блаженным. Бог не может создать ничего тварного, в котором бы могло быть <абсолютное> блаженство. Так как ничто созданное не может быть <само по себе> блаженным.» «И поэтому тебе необходимо быть и жить в основании своего существа. Там должен Бог прикоснуться к тебе своей единосущностью без посредства образа.» (Майстер Экхарт, 101-я проповедь)
-------------
Добавления
В последний период своей жизни Сандро Боттичелли под влиянием проповедей Савонаролы уничтожил ряд своих картин с языческими мотивами. "Рождение Венеры" ему уже не принадлежало, иначе его могла ожидать такая же участь.
Учение неоплатонизма о мистическом соединении с Богом, которое было популярным среди гуманистов эпохи Возрождения, связывало античность с ренессансом.
Свидетельство о публикации №222051501470
Здоровья нам.
Благословений нам.
Ваня Сталкер 15.05.2022 22:48 Заявить о нарушении
С теплом и уважением,
Владислав Плеханов 16.05.2022 08:58 Заявить о нарушении
Здоровья нам.
Благословений нам.
Ваня Сталкер 16.05.2022 10:55 Заявить о нарушении