Красная шкатулка

В моём кабинете, на письменном столе, на видном месте стоит шкатулка, очень приятного для глаза, насыщенного, ровного цвета спелой моркови, вещица, создающая уют и мирное настроение. Она имеет необычную форму -- в горизонтальной проекции – овал, усечённый с боков. На крышке её высокохудожественное изображение речного пейзажа со шлюзом и буксиром. Шкатулка сделана из весьма прочного, износоустойчивого материала – бакелита, который был очень популярен в 1950-е (из него изготовляли даже весьма привлекательные женские украшения) и, несмотря на почтенный возраст, выглядит идеально, блестит как новенькая.   

Шкатулка – моя ровесница, на два года старше меня, одно из первых маленьких чудес моего детства, поразивших моё воображение. Она принадлежала моей маме, Галине Ивановне, которая использовала её как пуговичницу.
 
В самом раннем детстве эта шкатулка казалась мне огромной, а содержимое её – несметным богатством. Пуговицы в те времена были большой ценностью. Они являлись важным украшением одежды и выпускались в самых разнообразных формах, из различных материалов, всех цветов и оттенков. Пуговицы в старые времена часто отрывались и их нужно было пришивать на место. Если пуговица терялась, это становилось проблемой, ибо, если не удавалось найти ей замену или подобрать подобную, приходилось перешивать весь ряд, а это было дорого и занимало много времени. Поэтому хозяйки хранили запасные и любые попавшиеся под руку пуговицы про запас, обычно в коробочках или шкатулках.

Открыв крышку пуговичницы, я начинал исследовать её содержимое. Каждое движение пальца открывало что-то новое. Прикосновение кончиков пальцев к пуговицам из различных материалов с различной поверхностью приносило новые ощущения. Пуговицы были из кости, перламутра, дерева, металла, полудрагоценных и поделочных камней, но чаще всего из бакелита-карболита. Некоторые были совершенно необычной формы. Приятными находками выскакивали маленькие металлические пуговички с надписью «Тихоокеанский флот», с обмундирования моего папы, солдатская звёздочка с настоящей эмалью, мелкие серебряные монетки царской России, мамин напёрсток, коралловые и жемчужные бусинки и прочие «сокровища». Пуговичница активно использовалась и содержимое её обновлялось, посему каждый раз я находил в ней что-то новое.

Я чувствовал себя исследователем, попавшим в пещеру Али Бабы.

Уже в начале 1980-х пуговичная проблема сама по себе отпала. Пуговицы стали выпускать унифицированные, вещи носили не так долго и пришивали оторванные пуговицы всё реже. Зрение у мамы сильно ослабло, и она уже не могла пользоваться иголкой. В шкатулке-пуговичнице поселились маникюрные ножнички, портновский метр, юбилейная медаль, значки, мелкие сувениры из паломнических поездок. 

После смерти мамы я храню пуговичницу как память о ней. К маминым мелочам добавились мои, а недавно я решил повнимательнее изучить этот занятный исторический артефакт. 

Первое, что следует отметить -- это праздничный, тёплый красный цвет шкатулки. До 1960-х годов предметы быта имели цвета неброские, следовательно, шкатулка была отмечена особо. Почему? Выпуск её был приурочен к весьма важному для СССР событию – запуску в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, который был одной из величайших строек советского периода. Благодаря каналу соединились Азовское, Черное, Каспийское, Балтийское и Белое моря. Искусственное сооружение связало Волжский бассейн с Донским, Северо-Западным и Днепровским.
 
На крышке пуговичницы нанесён рельеф, изображающий вход в Волго-Донской канал со стороны Волги, конкретно -- абсолютная доминанта всего комплекса -- «парадный вход» в канал – шлюз № 1 (изначально -- шлюз им. И. В. Сталина).

Так как шлюз является входом в канал, то архитектурным сооружениям, расположенным на нижней голове шлюза и выходящим в сторону Волги, уделено особое внимание. Они скомпонованы, в традициях русского классического зодчества, в единое здание, в виде триумфальной арки высотой 40 метров, в устоях которой размещены управления механизмами и электрохозяйства. В верхнем ярусе арки устроен кабельный переход. Арка завершается фронтоном с аттиком, на углах которого установлены декоративно-скульптурные композиции. На арке надпись — «Слава великому Сталину». Буксир, двигающийся в сторону зрителя, несёт имя "Слава".

Время было суровое, а цели народной жизни понятными и правильными, народ их понимал и принимал, великими свершениями гордился. Как пел Вдадимир Высоцкий: "И текли куда надо каналы, и в конце куда надо впадали".

Прекрасно выполненный рельеф шкатулки представляет собой лучшие образцы классического русского декоративно-прикладного искусства.

Размеры шкатулки и её формы несомненно основаны на старых русских традициях, с учётом физиологических особенностей человека. Она не имеет острых углов и легко отламывающихся деталей, абсолютно безопасна для самых маленьких детей.

Поскольку шкатулка предназначена для хранения мелких, легко рассыпающихся предметов, крышка её прилегает плотно, и сама по себе соскочить не может, в то же время снимается легко, без каких-либо ухищрений, но не младенцем. Размеры шкатулки: 20x13x4 cм, она точно вписывается в мою ладонь со слегка расставленными пальцами. На столе очень устойчивая. 

Пуговичницу удобно брать одной рукой, что для хозяйки важно, сглаженные соединения стенок внутри пуговичницы позволяют легко и быстро вынуть требуемое. Слой пуговиц в заполненной пуговичнице ровно такой, чтобы пуговиц было достаточно много, но их легко можно было просмотреть, раздвигая слой пальцами.

Вещица гармоничная, продуманная во всех отношениях, работа настоящих мастеров. Такими и должны быть шкатулки. 

Как исторический артефакт, шкатулка хранит образ и идею, логос моего раннего детства, в котором жизнь была достойная, простая и понятная каждому, люди были уверены в своём будущем и гордились достижениями своей страны. Те из них, которые проектировали и изготовили эту вещицу, несомненно, искренне заботились об удобстве пользования ею и об эстетическом впечатлении на будущих её владельцев. Когда я беру мамину пуговичницу в руки, я ощущаю тепло сердец людей того ушедшего поколения.


Рецензии
Писатель талантлив, если он умеет представить новое привычным, а привычное -- новым. С. Джонсон
Тут, как говорится, добавить нечего. Вещица удобная и полезная. Но главное то, что она хранит тепло материнских рук.

Андрей Жунин   15.09.2023 10:36     Заявить о нарушении
Всё нужное просто, а сложное ненужно (Григорий Сковорода). Замечание точное и доброе, принято с благодарностью.

Вадим Ивлев   15.09.2023 12:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.