О фильме Двухсотлетний человек

Режиссёр фильма «Двухсотлетний человек» - Крис Коламбус, автор всемирно известных «Гарри Потера» и «Один дома».

В основе сценария – одноименная повесть писателя-фантаста Айзека Азимова.
 «Двухсотлетний человек» вышел на экраны в 1999 году, накануне нового столетия.
Но в фильме 21 век уже в разгаре, полным ходом идёт всемирная цифровизация и автоматизация, и вместе с людьми сосуществуют андроиды. У них человекоподобный облик, приличные манеры, они вежливы и услужливы. Их можно встретить на улице, в парке так же, как обычного прохожего. Только в отличие от людей, они совсем неагрессивны. Агрессия в программе этой робототехники не заложена.

Робот по имени Эндрю (Робин Уильямс) – один из них. Его назначение – быть помощником по дому. Выполнять приказы, не рассуждая, не возражая и не высказывая собственного мнения.
Создатель внушил ему формулу, что:

                Андроид – это андроид
                Дерево – это дерево
                А человек – человек.

Но что-то пошло не так. И дело не в том, что не сработал чип, предписывающий роботу выполнять те или иные функции по заданной схеме, а в том, что с роботом происходит эмоциональная эволюция очеловечивания.

Сама идея очеловечивания робота не так уж нова в кинематографе.  Мне вспомнился забытый советский фильм «Его звали Роберт». Конечно, в картине 1967 года нет компьютерной графики,спецэффектов, которыми сейчас изобилуют современные ленты. Но идея – та же. 

А в основе сценария – книга «Я – робот» того же писателя Айзека Азимова.
По сюжету учёный-изобретатель Сергей Сергеевич создаёт робота, наделенного человеческими функциями.

И хотя по замыслу учёного назначение Роберта (Олег Стриженов) –полететь на далёкую звезду Вега, чтобы установить там контакты с её неизвестными обитателями (при наличии таковых), а для Эндрю уготована банальная функция домашнего помощника – андроида и советского робота многое объединяет. Прежде всего желание  чувствовать. Желание настолько сильное, что растопило «железное» сердце Роберта: он влюбляется в девушку Таню (Марианна Вертинская). Эндрю души не чает в Маленькой мисс Мартин.
 
Их роднит и желание свободы.
Правда, у Роберта этой свободы больше - он появляется в общественных местах без всякого контроля, знакомится с людьми, попадает в нелепые и даже опасные ситуации.
Эндрю же всегда под бдительным наблюдением.

А когда он понял разницу между приказом и просьбой, проявил творческие способности, склеив разбитую игрушку и выразил сожаление, что не может плакать, как человек – хозяин – мистер Мартин отвёз его в фирму, где приобрёл. Владелец фирмы принёс извинения за «сбой» программы, выразил сожаление, что перепутались проводки и был готов выплатить компенсацию за непредвиденную уникальность продукта. Но мистер Мартин был сам уникальным человеком и потому денежной компенсации предпочёл уникальность робота Эндрю.

Живя среди людей, которые относились к нему как к другу, Эндрю постепенно сам становится человеком. Он сочувствует, испытывает неловкость, боль и грусть, шутит и иронизирует. Нельзя не улыбнуться при его фразе, произнесённый в момент, когда он наблюдал за расшалившемся ребёнком:

- Кажется, я начинаю понимать, почему некоторые животные поедают свой молодняк.

Он даже ревнует, узнав о том, что у его возлюбленной Маленькой мисс, оказывается, есть жених – и в пылу ревности сравнивает его с древней открывалкой для винных бутылок. Поистине, такое мышление техномашины по богатству ассоциаций не уступает воображению художника-сюрреалиста.

Но апогеем превращения в человека, растянутое на долгие годы, когда поколение за поколением уходили из жизни члены семьи Мартинов, стало желание Эндрю уйти в мир иной вместе со своей возлюбленной:

- Ведь люди уходят. И я должен уйти.


И ни к чему ему решение Мирового конгресса, если он принял его сам, этот самый старый на Земле человек, не считая библейских персонажей.
Поистине, классический хеппи-энд по принципу: они жили долго и счастливо и умерли в один день.

Не скажу, что фильм исключителен (не случайно упомянула в начале о забытом фильме про робота Роберта от советского режиссера  Ильи Ольшвангера, но картина получилась тёплой, человечной. Заставляет задуматься и о сути человеческого бытия, и о скоротечности жизни.

А человечностью и харизмой главный персонаж обязан замечательному актёру Робину Уильямсу. Его игра впечатляет: даже под железной маской робота видны и сочувствие, и боль, и любовь, и гнев.

Картинка из интернета.

 


Рецензии
Посмотрели с Никитой этот фильм - понравился! Хотя искусственно создать человеческую душу наверное всё же невозможно. Ведь эмоции - это продукт души, которая приходит на воплощение. Есть о чём подумать после фильма. Спасибо за "наводку"!

Нина Джос   24.05.2023 09:51     Заявить о нарушении
И вам спасибо за интерес, Нина!

С теплом,

Людмила

Людмила Куликова-Хынку   24.05.2023 11:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.