О фильме Двухсотлетний человек
В основе сценария – одноименная повесть писателя-фантаста Айзека Азимова.
«Двухсотлетний человек» вышел на экраны в 1999 году, накануне нового столетия.
Но в фильме 21 век уже в разгаре, полным ходом идёт всемирная цифровизация и автоматизация, и вместе с людьми сосуществуют андроиды. У них человекоподобный облик, приличные манеры, они вежливы и услужливы. Их можно встретить на улице, в парке так же, как обычного прохожего. Только в отличие от людей, они совсем неагрессивны. Агрессия в программе этой робототехники не заложена.
Робот по имени Эндрю (Робин Уильямс) – один из них. Его назначение – быть помощником по дому. Выполнять приказы, не рассуждая, не возражая и не высказывая собственного мнения.
Создатель внушил ему формулу, что:
Андроид – это андроид
Дерево – это дерево
А человек – человек.
Но что-то пошло не так. И дело не в том, что не сработал чип, предписывающий роботу выполнять те или иные функции по заданной схеме, а в том, что с роботом происходит эмоциональная эволюция очеловечивания.
Сама идея очеловечивания робота не так уж нова в кинематографе. Мне вспомнился забытый советский фильм «Его звали Роберт». Конечно, в картине 1967 года нет компьютерной графики,спецэффектов, которыми сейчас изобилуют современные ленты. Но идея – та же.
А в основе сценария – книга «Я – робот» того же писателя Айзека Азимова.
По сюжету учёный-изобретатель Сергей Сергеевич создаёт робота, наделенного человеческими функциями.
И хотя по замыслу учёного назначение Роберта (Олег Стриженов) –полететь на далёкую звезду Вега, чтобы установить там контакты с её неизвестными обитателями (при наличии таковых), а для Эндрю уготована банальная функция домашнего помощника – андроида и советского робота многое объединяет. Прежде всего желание чувствовать. Желание настолько сильное, что растопило «железное» сердце Роберта: он влюбляется в девушку Таню (Марианна Вертинская). Эндрю души не чает в Маленькой мисс Мартин.
Их роднит и желание свободы.
Правда, у Роберта этой свободы больше - он появляется в общественных местах без всякого контроля, знакомится с людьми, попадает в нелепые и даже опасные ситуации.
Эндрю же всегда под бдительным наблюдением.
А когда он понял разницу между приказом и просьбой, проявил творческие способности, склеив разбитую игрушку и выразил сожаление, что не может плакать, как человек – хозяин – мистер Мартин отвёз его в фирму, где приобрёл. Владелец фирмы принёс извинения за «сбой» программы, выразил сожаление, что перепутались проводки и был готов выплатить компенсацию за непредвиденную уникальность продукта. Но мистер Мартин был сам уникальным человеком и потому денежной компенсации предпочёл уникальность робота Эндрю.
Живя среди людей, которые относились к нему как к другу, Эндрю постепенно сам становится человеком. Он сочувствует, испытывает неловкость, боль и грусть, шутит и иронизирует. Нельзя не улыбнуться при его фразе, произнесённый в момент, когда он наблюдал за расшалившемся ребёнком:
- Кажется, я начинаю понимать, почему некоторые животные поедают свой молодняк.
Он даже ревнует, узнав о том, что у его возлюбленной Маленькой мисс, оказывается, есть жених – и в пылу ревности сравнивает его с древней открывалкой для винных бутылок. Поистине, такое мышление техномашины по богатству ассоциаций не уступает воображению художника-сюрреалиста.
Но апогеем превращения в человека, растянутое на долгие годы, когда поколение за поколением уходили из жизни члены семьи Мартинов, стало желание Эндрю уйти в мир иной вместе со своей возлюбленной:
- Ведь люди уходят. И я должен уйти.
И ни к чему ему решение Мирового конгресса, если он принял его сам, этот самый старый на Земле человек, не считая библейских персонажей.
Поистине, классический хеппи-энд по принципу: они жили долго и счастливо и умерли в один день.
Не скажу, что фильм исключителен (не случайно упомянула в начале о забытом фильме про робота Роберта от советского режиссера Ильи Ольшвангера, но картина получилась тёплой, человечной. Заставляет задуматься и о сути человеческого бытия, и о скоротечности жизни.
А человечностью и харизмой главный персонаж обязан замечательному актёру Робину Уильямсу. Его игра впечатляет: даже под железной маской робота видны и сочувствие, и боль, и любовь, и гнев.
Картинка из интернета.
Свидетельство о публикации №222051501691
Нина Джос 24.05.2023 09:51 Заявить о нарушении
С теплом,
Людмила
Людмила Куликова-Хынку 24.05.2023 11:14 Заявить о нарушении