Самый большой и самый белый

Самый большой и белый на волне Регаты

Попасть на борт этого красавца, имеющего уже третье имя, считалось невероятным везением. Или мне только это казалось, везением. Платили там мало. Лазить по мачтам приходилось много.
 
А слабО обнять рею «Магдалины»? Подобрать грот-трюмсель, взяв рифы, и под стакселями и всеми кливерами въехать в Лиссабон. На волне регаты. А там парад. Волынки играют, барабаны бьют. Какой-то, простите за выражение, праздник жизни. В кают-компании столы накрывают, гостей ждут. Спичи жгучи, живот от закусок пучит. Капитан редкий, в морской кепке. Водку пьёт, не оглядываясь. Все пьяны. И рьяны. А он – как стекло. И нерьян. И фамилиё у него на Ё –  Извозчикоф. Или что-то в этом духе. В начале 90-х увёл он красавца из порта приписки в Мурманск. И был таков. Кое кто локти до сих пор кусает. А самый большой и самый белый, обретя новое имя после "Магдалины" и «Йонсона», до сих пор бродит по свету, бороздит моря всем на зависть: сталь крупповская, корпус клёпаный – листы накладкой. Более ста лет красавцу. Столько и не живут. А он всё тут. – Загадка…

– Все наверх! Паруса ставить!
 
Контршкоты травить! Бизань-шкоты выбирать!
 
Стаксель-гик на топенант! Сказка!

Жизнь продолжается…

Но я забежал вперёд.

Желание попасть на борт самого большого в мире было тоже большим. Не из-за престижа, не-е-е-т. Ещё из-за чего-то, словами невыразимого. И я – попал. Не прилагая к этому особых усилий. Просто – БОЛЬШОЕ ЖЕЛАНИЕ. И всё.

Вот он – промысел Божий, который я ощутил тогда на себе, но осознал через много-много лет. Говорят, что Воля Божия и произволение человеческое образуют ПРЕДО-ПРЕДЕЛЕНИЕ. Судьбу! Насколько это точно, не берусь судить. Однако ПРЕДО мною встал мир Парусов: Стакселей, Кливеров, Брамселей, Крюйс-Топселей и многого другого, о чём я даже помыслить не мог.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ же моё состоялось в носовой каюте по левому борту. Два иллюминатора с видом на море, в основном – на Атлантику. Койка верхняя. Диван. Сосед-электрик с высшим морским образованием. При выходе на палубу турник: десять подтягиваний, пять переворотов с выходом в упор, один жим на одной руке. Вахта «собачья». Что ещё надо человеку?

Капитан самого большого в мире невысокий, в обширной мицеподобной фуражке, в самом начале рейса призывал к себе артельного с ящиком водки для тренинга в питие. Чтобы не стушеваться на предстоящих банкетах в портах захода и соблюсти видимую трезвость перед иностранными гостями и вэри импортмент персонами, которые частенько не выдерживали навязанного темпа возлияний и обилия снеди на столах всемирно известного и самого большого. Чтобы не ударить лицом в грязь, на это средств не жалели. Особенно при участии в международных регатах.

В портах захода приглашались пэры, мэры, а иногда даже члены королевских фамилий с их помощниками и помощницами. Произносились речи и пожелания:

Миру мир! Да здравствует дружба народов! Бзиала шэаабеит! Инди-руси пхай пхай! Но пасаран! Рот фронт» и прочее подобное.

После каждого лозунга или короткого тоста с пожеланием здоровья всем присутствующим, следовал звон бокалов. Дамы запивали шартрез грушевым лимонадом. Мужчины коньяк заедали дольками тонко нарезанного лимона. Члены королевских фамилий, как птицы, клевали носами выставленные горками салаты. Капитан, подбавляя водки ближайшим соседям, и ни в коем случае не забывая себя, с каждым бокалом становился всё трезвее и трезвее, что поражало многих. Особенно членов королевской семьи.

Артельный только и успевал подносить ящики со Столичной, с Араратом и Советским шампанским.

Потом пели русские народные песни:

«Приятели скорей разворачивай парус! Йо-хо-хо, веселись как чёрт!...»

Члены королевской династии, доедая молочного поросёнка и шлёпая жирными лоснящимися губами, подпевали:

«Одни упиты пульями, труких упила старрость! Ё-хо-хо, всё равно са порт!..»

Капитан, сдвинув мицу на затылок, только посмеивался над англичанами, и добродушно глядя на пэра палаты лордов, приговаривал:

– Куда тебе с твоей немощью и хилой грудью разворачивать парус? Тебя гиком подцепит и сбросит за борт в два счёта. Кто тебя спасать будет? У барка 18-тиузловой ход. Тормозить нечем. А у нас ещё ни в одном глазу. Йо-хо-хо, и бутылка рому!

– Люплю русише народны песни! – признавался пэр палаты лордов.

– Налей ему ещё водки, – обратился капитан к артельному, – а то по-русски не чисто выговаривает...

Регата явно удавалась.

В гонке Лиссабон – Саутгемптон мы заняли первое место. Чтобы его наверняка заполучить, немного подработали движком. Хотя он по условиям регаты и был запломбирован. Но что такое для русского механика пломба? – тьфу!
Лиссабон, конечно, поразил. Хотелось в нём остаться. Лечь у подножия статуи Христа Искупителя, свернуться калачиком и так проспать до Второго Пришествия.

Пусть дорога к тебе не проста,
Но зовёт меня звон колоколен.
Как твой мир над рекою спокоен
Под недремлющим оком Христа.

Город-памятник, город черепичных крыш и трамваев, ползущих в гору и летящих с горы. Марши экипажей парусников всех стран и народов. Барабан, тербука, волынка, укулеле, маракасы… Всё играет и поёт. И мы, – сошедшие на берег с самого большого и престижного, на который любуется лиссабонская публика, фланируя по причалам, – мы посреди всего этого. Чему-то улыбаемся, подмигиваем, строим рожи, кооптируемся, мимикрируем под среду, сливаемся, живём и дышим. Вот здесь и сейчас. И всегда…

На набережной народ. Тусуется. Трётся. Тоже живёт. Своей жизнью. Непонятной для нас. Мы – пришельцы.  У них, и у нас разные структуры. Мы по-разному структурированы. Нам завтра лезть на мачты, разворачивать паруса, а им продолжать тусоваться, пить пиво, вспоминать парады экипажей, изготавливать своё азулежу, ловить рыбу, собирать раковины, варить их в подсоленной воде и есть, есть и есть, выковыривая из них специальным крючком мягкое содержимое пока не закончится очередная бутылка "Tempranillo".

И когда в старом квартале, на склоне горы, в уличном кафе породистая крупная дама, в широкополой белой шляпе и белом брючном костюме, будет грациозно вытаскивать из речных ракушек их внутренности и лакомиться ими, мы будем уноситься по бурной Атлантике в сторону Великобритании с постоянным и стабильным креном в 15 градусов на левый борт. Этот крен создают поставленные на ветер паруса, которые являются ещё и стабилизаторами качки. Поэтому плавание на паруснике проходит почти в полной тишине под мерный плеск волны, под шёпот попутного ветра, под нечастые удары судовой рынды, отбивающие положенные склянки. Это хронос напоминает нам о миге нашей жизни, встроенной в вечность.

Так и плывём мы, встречая восходы и провожая закаты. Плывём к горизонту наших надежд и чаяний. На белом большом четырёхмачтовом барке с набитыми под ветер парусами, с мечтой о счастье, которое уже было...
И наверняка будет, если мы не разучимся  взбираться по вантам, лазать по реям, травить шкоты, набивать ветром прочные паруса, несущие нас в даль неизведанную, манящую и светлую.


Рецензии
Здравия желаю, Сергей !

Повезло, однако. Парусник, самый большой в мире...
А у меня в активе лишь шестивесельный ял на втором курсе ЛВИМУ.
Гонки под парусом в районе острова Западный Березовый.
Это было недавно, это было давно...

Мне вот это место понравилось. "В гонке Лиссабон – Саутгемптон мы заняли первое место. Чтобы его наверняка заполучить, немного подработали движком. Хотя он по условиям регаты и был запломбирован. Но что такое для русского механика пломба? – тьфу!"
Всех благ.

*Капитан самого большого в мире невысокий, - пропущено "парусника" или так было задумано? И что такое "азулежу"?

Андреич   17.05.2022 20:25     Заявить о нарушении
Азулежу - керамическая плитка (типа кафеля) с особым неповторимым рисунком с преобладанием синих цветов. Эту плитку изготовляют только в Португалии. Фасады многих домов украшены именно этой плиткой. Что создаёт особую ауру.

В этих воспоминаниях я старался меньше всего давать истинные имена людям, городам или парусникам. Но в некоторых местах всё-таки пришлось. Многое здесь не для всеобщей огласки, не для печати. Но поскольку прошёл с тех пор приличный срок, немного-немало почти 40 лет, то за давностью сроков и лет я решился на некоторую огласку, придав публикации свой художественный колорит.
Рад, что тебе кое-что понравилось.
Удачи!

Сергей Воробьёв   19.05.2022 17:15   Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за пояснения.

Кое-что?
Наоборот, мне почти всё понравилось.

Всех благ
Удачи и здоровья богатырского!

Андреич   23.05.2022 17:05   Заявить о нарушении
Спасибо, старина!
Тебе того же!
Теперь ты знаешь, что есть узулежу.
А что есть укулеле ты знаешь?
Ну, если был на Гавайских о-вах, то знаешь:
http://stihi.ru/2022/04/16/3396

Сергей Воробьёв   23.05.2022 17:18   Заявить о нарушении
Ничего особенного, балалайка с дополнительной струной.
Гавайи не наблюдались ни на Балт_Капасе, ни на Балт-Ориенте и Балт-Канаде.
Зато была Джамайка!( вид сбоку - с левого борта )
А Маргарита за сто лет прошла длинный путь, туда-сюда от наших палестин до лунного грунта. Св. Иосиф вытащил ее из фуражки, а мог бы инаш лепший друг Уинстон. Или Франклиделано. Судьба же седых полярников напоминает известный опус про двух капитанов, одного правильного мальчика и плохого дядю.

Андреич   24.05.2022 14:31   Заявить о нарушении
и наш "лепший" друг Уинстон ( с 23.06.41 ) Или Франклинделано.

Андреич   24.05.2022 14:33   Заявить о нарушении
седые полярники пропадают в безбрежных просторах крайнего севера и крайнего юга.
лишь их имена остаются на корпусах кораблей, а значит и в нашей памяти.
Есть, правда, и сейчас энтузиасты многопроходцы (имена называть не будем) бывавшие на полюсе по 4-5 раз за сезон. Но в это мало кто поверит.

Сергей Воробьёв   25.05.2022 21:42   Заявить о нарушении
Если не поверит, то http://proza.ru/2016/12/10/1760 20-я строка сверху.

Сергей Воробьёв   25.05.2022 21:46   Заявить о нарушении
Почему нельзя называть чьи-то имена? Или название судна? Которое досталось СССР по репарации ( говорят, что И.В. Сталин вытащил этот лот из своей фуражки во время розыгрыша остатнего нем. фаш. флота ) и имеет более чем столетнюю историю. В сети есть вся информация о владельцах-операторе. В чём причина? Интрига? Тайна, покрытая коммерческим мраком( как вся славная история РФ-батюшки )? Ок - хозяин-барин.
Мой однокашник, Дмитрий Викторович Лобусов из группы С-11, регулярно появляется на полюсе, в сети и на экранах ТВ. Капитан ледокола "50 лет Победы". Атомфлот.

Андреич   26.05.2022 06:05   Заявить о нарушении
Не в имени дело, а в сути.

Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови её, хоть нет.

Но это не ответ,
А просто так - метаморфоза...

извини, что стихами, не успел опохмелиться
А так - всё нормально

Сергей Воробьёв   26.05.2022 07:56   Заявить о нарушении
Да и колбаса тож. Всегда пахнет колбасой. Поэтому на нашем флоте и появилось устойчивое выражение: " Мистер пайлот, плиз колбаскин" ( инговая форма )

Андреич   26.05.2022 14:20   Заявить о нарушении
Роза, роза...заноза-метаморфоза. Это из Вильяма нашего экстракт?

Андреич   26.05.2022 14:23   Заявить о нарушении
Из его великого.
В переводе Маршака.

Сергей Воробьёв   26.05.2022 14:51   Заявить о нарушении
Хороший перевод дорогого стоит - и мысль треба сохранить и рифму подобрать надобно. А песни...довольно одной - замучаешься эквиритмику ловить.
Эх, золотое советское время. Написал что-то, опубликовал - получи гонорар.
А нынче...

Андреич   26.05.2022 18:25   Заявить о нарушении
Ну, не скажи, Андреич.
Сов. время не золотое, а только позолоченное.
А чтоб гонорар получить, как минимум нужно быть членом.
Но и это не факт, что тебя напечатают.
Там сито было будь здоров.
Ну, а если напечатали, то - да-а!
Во-первых, читать будут.
Во-вторых, - гонораррр!
На гонорарах отдельные выделившиеся жили.
И жили неплохо. Тот же Маршак.
Его стихи про матрас, например: "Уссатый полосатый..."
Ни перинки,
Ни простынки,
Ни подушки
Не видать,
А уссатый,
Полосатый
Перебрался
Под кровать.
Это же шедевр!
Почему ему Нобеля не дали? - Непонятно!

Сергей Воробьёв   27.05.2022 07:51   Заявить о нарушении
Если каждому давать...
Стих атомный, но он не про матрас.
Он - про непростые взаимоотношения одной умной девочки и с-п котика.
Никаких уссатых, нормальный небритый котик.
Нобеля надо дать за " вы не стойте слишком близко, я слоненок, а не миска!"

Андреич   27.05.2022 17:18   Заявить о нарушении
Вот в прошлом году Нобелевку по литературе получил Абдулразак Гурна.
Кто его читал? И кто его видел. НИКТО! А премию получил. И не поделился с другими, кто действительно достоин. Уверен, что он Маршаку в подмётки не годится. НО Маршаку давать уже поздно. А Гурне рано.
А нам с тобой, Андреич, вообще ничего не светит. Ну, если только орден Сутулова за безукоризненную работу на флоте.

Сергей Воробьёв   27.05.2022 20:40   Заявить о нарушении
Оно тебе надо? Премии, медали...
Мне - фиолетово, честно.
И агитпром и пропаганда - нэ интерэсны.
Токмо удовольствия ради.

Андреич   27.05.2022 20:58   Заявить о нарушении
Золотые слова.

Сергей Воробьёв   28.05.2022 08:40   Заявить о нарушении
Золотое время или позолоченное?
Ещё не нашел ту зачетную статью про житие-бытие сов. писателей средней руки,
найду - пришлю. Собственно, используй то, что под рукой и не ищи...
Я так и сделал - открыл предыдущую рецензию на http://proza.ru/2021/12/28/158
Там, в самом конце , есть документальное свидетельство того времени.

Андреич   28.05.2022 12:37   Заявить о нарушении
Прочёл заметку.
Называется ассоциативное письмо.
Хорошо изложено.
Мне же месяц назад встретился М.И.Русанов внук (или правнук) того самого Русанова, экспедиция которого пропала во льдах Сев. Лед. океана. По мотивам этого события и был Кавериным написан роман "Два капитана", экранизацию которого осуществил В 1955 году В.Венгеров. Ремейк 76-го был неудачным. А Венгеровская картина - блеск.
Миша Русанов, потомок В.А. Русанова, известный художник-график. В этом году оформил мне обложки двух моих книг, которые вышли в СПб. Но магазины заломили такие цены за них, что вряд ли кто и купит. Но обложки хороши.

Сергей Воробьёв   28.05.2022 19:16   Заявить о нарушении
При массовой деградации и нео-колонизации планка постоянно снижается - это закономерно.Для тебя Венгеров - блеск, для других - блеск 1978. Для третьих - оба фильма - полный отстой, если они вообще станут их смотреть.Эпоха идиократии - время инфо-спама и адских втыкунов в гаджетоны, поиск прикольного контента. Карету мне, карету. Или хотя бы настоящую котлету. Танцуют все - и взрослые и дети.
Тик-токари блаженствуют на свете...

Андреич   29.05.2022 10:48   Заявить о нарушении
Нашел!

Золотое время
Профессион де фуа...Извечный вопрос про замечтательное сочетание приятного с полезным. Творчество, что же это? Потребность души, самовыражение, поиск единомышленников , банальная стихиатрия, "чистое искусство"? Или некие, чрезвычайно шустрые людишки, складно транслируют нечто актуальное для обработки сознания широких масс. Конечно же, исключительно с соизволения цензуры и Е.И.В. Они просто развлекают и угождают капризной публике. Под чутким контролем хозяев нашей коммерческой жести. По сути это мощный забег на месте в банальных поисках мистера Лавандосика, тёти Славы и сугубо материальных благ, не так ли?

Нынче сетевые времена. Поплачь о тех, советских, приснопамятных. И от стихов твоих, хоть трижды пламенных - увы, не наживёшь, мон шер ами, даже брезентовых палат, не говоря уже о каменных. Хоть сто-пятьсот романов напиши - что заработаешь ? Гроши! Театр, потом киноэкран, теперь и этот новомодный интернет заполонили белый свет. Эх, помер милый наш Союз, снимите шапку и картуз Там был готов и стол, и дом всему, живущему пером...
___Золотое время, золотое._________

"В 1985 году после окончания журфака МГУ я работал корреспондентом в отделе культуры областной газеты «Новгородская правда». На работу ходил по улице Химиков. По утрам довольно часто мне по пути встречался пожилой мужчина с седой бородой, как у Тургенева. Неизвестный, даже если он шел по другой стороне улицы, неизменно снимал шляпу и раскланивался передо мной. Я тоже в ответ кивал ему, слегка улыбался, но разговоров мы никогда не заводили.
Как-то я поделился своими впечатлениями от встреч с незнакомцем в редакции. Заведующий отделом, Геннадий Тимофеевич, уточнил:
- Вальяжной такой походкой ходит, сразу видно, что не на работу идет, а прогуливается – так?
- Ну да, - подтвердил я. – С собакой он гуляет охотничьей породы.
- Это Олег Рубенок, местный поэт из начинающих, - доложил всезнающий коллега. – Он не член Союза писателей, но давно публикуется у нас. Ему до пенсии осталось то ли 3, то ли 4 года, вот он и пишет. Кстати, пора готовить «литературную» полосу. Отбери там из почты несколько стихотворений, какие понравятся…
Стихи у Олега Рубенка были про природу, про погоду… Я вспомнил, что иногда отбирал такие для публикаций, особенно если там не часто встречались глагольные рифмы. Литературная страница в газете выходила раз в месяц. Там печатались короткие рассказы, рецензии, и неизменно подборка стихов – всё местных авторов. За рассказ платили 25 рублей, что составляло где-то треть от минимальной заработной платы или пенсии. Еще лучше было поэтам. В стихотворениях каждая строчка оценивалась по рублю. Поэтому почти все писали как Маяковский – рублеными такими фразами, где одно слово – одна строчка. Иногда Геннадий Тимофеевич брался править стихи начинающих дарований. «Ну, нельзя же так, тут тоньше надо бы выразиться», – приговаривал он, сосредотачивая взор на окошке. И вскоре муза озаряла и его, редактора стихотворных текстов. Авторы не возражали, читая свои опусы в измененном виде. В стихах я был не силен, но вот рецензии на спектакли в местном театре правил и даже переписывал. Вызову, бывало, автора, он почитает – «Ну, что ж, и так тоже можно, газетная специфика все же». Несмотря на то, что текст был полностью переделан, автору шел гонорар, а мне «отработка» за подготовку текстов внештатных авторов.Гонорары авторам выплачивались регулярно. В почтовый ящик опускался квиток – и по нему на почте выдавали деньги. Корреспонденты местных газет часто писали в центральные периодические издания, где гонорары за журналистские статьи и корреспонденции были существенно выше. Помню, что еще студентом, когда первый раз опубликовался в «Комсомольской правде» с заметкой, гонорар пришел аж 25 рублей. Потратил их на следующий же день. Студенческий профсоюз выделил мне льготную, за 20%, путевку в лагерь отдыха в Сукко на 24 дня. Для студента это как раз и составило 25 рублей.
Пишущие большие литературные произведения писатели – члены союза – вообще жили безбедно. За публикацию в толстом литературном журнале им начисляли от 2 до 4 тысяч рублей – в зависимости от количества условно-издательских печатных листов. Если издали твою книгу тиражом 100 тыс экземпляров, а меньше тогда редко издавали, то гонорар был от 6 до 9 и более тысяч рублей. На такие деньги можно было жить всей семьей, и не один год.
Почему об этом надо писать в 2020 году? Да больно уж сладко вспоминать времена, когда деньги давались людям относительно просто. Относительно – это по отношению к дню сегодняшнему, когда на тропу гонораров вышел … как его … краудсорсинг. Теперь единицы авторов получают миллионы, а миллионы смотрят на дырки от бубликов, и чувствуют себя как ослики с морковкой перед носом.*"

*выловил из интернета, автор неизвестен.

Андреич   09.06.2022 08:06   Заявить о нарушении
В те времена тоже не было всё просто.
Пришёл я как-то в приснопамятные сов-ские года по рекомендации широко известного в узких кругах журналиста со статьёй о самом большом и самом белом.
Почитали. Спросили:
- А кем Вы, собственно, работаете? Какая ваша специальность?
Я обозначился. Ответили:
- Ну, и работайте себе. У каждого свой хлеб. Чего Вы лезете не в своё дело?..

Сергей Воробьёв   10.06.2022 17:33   Заявить о нарушении
Не-не-не, это частный случай.
Просто ты им...не показался)

Андреич   10.06.2022 23:30   Заявить о нарушении