Сало с горчичкой
Популярной среди студентов, да и преподавателей медицинского института, была поговорка: “Сдал "топочку" – можно жениться!” (Никогда не слышала “женский” вариант изречения; преподаватели знали, что в патриархальной Белоруссии девушки идут замуж тогда, когда их берут в жёны).
На подготовку к экзамену предоставлялось максимальное число дней, порядка десяти-двенадцати. За это время нужно было повторить послойное строение анатомических областей, взаиморасположение органов, их проекцию на кожу, отношение к скелету, кровоснабжение, иннервацию и лимфоотток в условиях нормы и патологии с учётом возрастных, половых и конституциональных особенностей организма человека.
Зимой 1977 года мужская и женская сборные команды института по баскетболу были приглашены в Ригу, на межвузовский турнир, который начинался за неделю до наступления каникул. Для досрочной сдачи сессии деканатом учебного заведения было выдано разрешение на экзаменацию баскетболистов по свободному графику; в их числе была и автор.
В первую очередь я сдала “лёгкие” предметы и оставила на подготовку “топочки” восемь дней, совместив запланированную мною дату с датой сдачи экзамена соседками по комнате общежития, Людой и Ирой.
Незаметно пролетели дни подготовки. Перед экзаменом, примерно в четыре часа утра, я всё ещё повторяла “послойное строение анатомических областей”.
Ирочка Король давно уже всё выучила, но в знак солидарности со мной делала вид, что работает с анатомическими атласами. Товарка выбрала самое любимое студентами положение тела – лёжа, предусмотрительно положив рядом с собой учебные пособия.
Комфортная поза Ирины располагала к покою: подруга периодически засыпала и просыпалась.
Охваченная жаждой знаний – в ночь перед экзаменом самая лучшая запоминаемость материала, я не видела кратковременного отсутствия Иры в рядах “учащихся”.
Нестерпимо захотелось есть; я вспомнила о подвешенной за окном авоське с домашним солёным салом.
Тихонечко достав из форточки вожделенный продукт, я подошла к подруге, наклонилась к её уху и задушевным шёпотом спросила:
– Ира, ты хочешь сала с горчичкой?
Вздрогнув от неожиданности, подруга проснулась. Трудно описать выражение её лица: это было негодование наполовину с презрением. Холодно ответив “нет”, она отвернулась к стенке и вскоре опять уснула.
Такая реакция подруги не помешала автору с аппетитом съесть деликатес и поспать два часа до утреннего пробуждения Ирины и Люды.
Подготовка к экзамену – это не только повторение и закрепление знаний; это ещё и кропотливая разведывательная работа студенток. Как нужно одеться, стоит ли щеголять в короткой юбке, приемлем ли макияж, допустима ли простейшая укладка волос, уместны ли неброские украшения?
Перед экзаменом по топографической анатомии подобные вопросы не возникали; всё было предельно ясно: хирургический халат умеренной длины, медицинская шапочка, под которую спрятаны все волосы, сменная обувь, никаких украшений, коротко подстриженные ногти.
Перед входом в экзаменационную аудиторию я надела очки для дали, которыми пользовалась только на лекциях. “Разведка” донесла, что в классной комнате не сняты со стен наглядные пособия; я вооружилась очками в надежде подсмотреть нужный мне материал на таблицах. С другой стороны, с детства я была убеждена, что все очкарики – умные люди (наивное заблуждение!) и надеялась произвести благоприятное впечатление на экзаменатора.
Вытянув билет, успокоилась: я хорошо знала ответы на все шесть вопросов.
Экзаменовал меня профессор Анатолий Марьянович Демецкий, заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Витебского государственного медицинского института.
А.М. Демецкий заведовал кафедрой с 1964 по 1991 год. Под его руководством было защищено одиннадцать кандидатских и две докторские диссертации; одна из них – Панько Сергеем Владимировичем, в начале двухтысячных годов – начальником управления здравоохранения Брестского областного исполнительного комитета.
Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии Витебского медицинского института является пионером в разработке научных работ по проблеме биологического и лечебного действия низкочастотных лечебных полей.
Проводимые в институте исследования оказались настолько актуальными, что приказом министерства здравоохранения СССР на Витебский ордена Дружбы народов медицинский институт была возложена функция головного учреждения, а профессор Демецкий А.М. утверждён председателем Проблемной комиссии Минздрава СССР “Магнитобиология и магнитотерапия в медицине”.
Перспективность изучаемой кафедрой научной тематики послужила основанием для создания Международной медико-биолого-технической ассоциации магнитологов под руководством Демецкого А.М., а также явилось стимулом к созданию журнала “Магнитобиология”, который начал выходить с 1991 года.
(Использованы материалы из статьи “Памяти учителя” – Анатолий Марьянович Демецкий – врач, педагог, учёный (к 90-летию со дня рождения) авторов В.В.Становенко, А.В.Цецохо, Н.Г.Харкевич, Л.И.Шаркова, журнал “Новости хирургии”).
Как показала жизнь, исследование лечебного действия магнитов оказалось перспективным направлением, имеющим практическое применение. В начале двухтысячных годов все организации здравоохранения Барановичского района были оснащены относительно недорогими аппаратами магнитотерапии, использование которых давало хороший эффект при лечении заболеваний глаз, суставов, кожных покровов, центральной нервной и эндокринной систем, органов пищеварения и кровообращения. К тому же, портативные аппараты могли быть использованы в домашних условиях, что было немаловажным для района, население которого более, чем на треть, состояло из пожилых людей.
Впрочем, отвлеклась – я ведь готовлюсь к сдаче экзамена по топографической анатомии.
Заведующий кафедрой закончил собеседование с предыдущим студентом; настал мой черёд отвечать профессору.
Услышав фамилию экзаменуемой, Анатолий Марьянович посмотрел в зачётную книжку, сверил номер группы в моей зачётке с лежащими перед ним документами и уточнил:
– А почему Вы пришли сегодня, а не со своей, одиннадцатой группой, у которой экзамен будет только через три дня?
– У меня есть разрешение деканата на свободный график сдачи экзаменов, – ответила я.
– А по какой причине Вам предоставлено такое право? Вы больны? – пристально посмотрел на меня заведующий кафедрой.
– Нет, я здорова, просто за неделю до наступления зимних каникул наша сборная команда должна ехать на соревнования в Прибалтику, – скромно потупив взгляд, произнесла я.
Правы были “общежитские” всезнайки, говоря об особом отношении профессора к спортсменам!
– А каким видом спорта Вы занимаетесь? – заведующий кафедрой проявил неподдельный интерес к моей особе.
– Баскетболом, – ответствовала я.
– А как же очки, разве они Вам не мешают? – проникся профессор проблемой “слабовидящей”.
– Нет, во время игр и тренировок я ими не пользуюсь: ярко-оранжевый мяч и так хорошо виден, – держала ответ я, инстинктивно почувствовав, что уже и не так интересны Анатолию Марьяновичу мои знания вопросов билета.
Расспросив, куда именно мы поедем, кто будет в числе наших соперников, сколько времени продлится турнир и какие виды на победу в нём, профессор перешёл к опросу.
Прекрасно помню, что первым заданием билета был вопрос о четырёхглавой мышце бедра. О Musculus quadriceps femoris (лат.), занимающей всю переднюю и отчасти боковую поверхность бедра, не знали только плохо успевающие студенты; я не относилась к их категории.
Рассказав профессору о мышце-разгибателе, которая во многом определяет внешний вид нижней конечности, я перешла к строению среднего уха, затем – к анатомии клапанного аппарата сердца.
Возможно, Анатолия Марьяновича утомило употребление латинских названий клапанов - атриовентрикулярис, трикуспидалис; дослушав фразу, он произнёс:
– Спасибо, достаточно, отлично!
Внеся оценку в документы, заведующий кафедрой протянул мне зачётную книжку и пожелал успешного выступления на турнире.
Поблагодарив профессора, проворно вышла из аудитории: а вдруг Анатолий Марьянович заметит, что я “недоответила” ещё на три вопроса билета?
Мои товарки по комнате общежития сдали экзамен на “хорошо”. Ирина, вспоминая впоследствии ночной эпизод, каждый раз удивлялась:
– И как тебе за пару часов до экзамена “сало с горчичкой” в горло лезло?!
– Утомлённый учёбой мозг требовал подпитки! – невозмутимо отвечала я.
Прошло двадцать лет с момента окончания Витебского государственного медицинского института. В июне 1999 года наш курс собрался на вечер встречи выпускников.
После окончания официальной части, на которой присутствовал ректор ВГМИ Медвецкий Евгений Никандрович, возглавлявший институт с 1965 по 1979 год, мы решили пройтись по зданию.
Экскурсанты группками бродили по коридорам главного учебного корпуса, вспоминая студенческие годы. Стажированные доктора забыли о возрасте и, рассказывая смешные истории, безудержно хохотали.
Подъём на очередной этаж по лестнице с высокими ступеньками немного умерил пыл отдельных словоохотливых рассказчиков: никто не хотел демонстрировать физическую форму, оставлявшую желать лучшего.
Я шла впереди; к моменту восхождения на лестничную площадку всей группы, ритм моего дыхания восстановился.
– О-о, как здесь двоечками пахнет! – демонстративно втянув воздух в нос, заметила я.
– Неудивительно, это же кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии, – прокомментировал моё заявление Саша Цецохо, один из главных организаторов юбилейного торжества.
Оказалось, что он намеренно “вывел” группу к “страшной” кафедре, в то время возглавляемой им (в настоящее время Александр Владимирович Цецохо – депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь):
– Помните, как мы боялись этой кафедры и старались лишний раз сюда не попадать? А сейчас совсем не страшно, только “двоечками пахнет”, – произнёс Александр.
Память Ирочки Король восстановила события более, чем двадцатилетней давности; подруга сочла необходимым рассказать присутствующим о подготовке к экзамену по топографической анатомии жиличек отдельно взятой комнаты общежития. Причём, акцент был сделан именно на моём пищевом поведении в ночь перед экзаменом.
То ли время старательно стёрло в памяти ощущения предэкзаменационного мандража, то ли экскурсанты изрядно проголодались, однако общественного “фу” в свой адрес я не услышала. Мужская половина группы положительно оценила мои вкусовые пристрастия:
– Мы тоже не отказались бы сейчас от аппетитного замороженого сала с ядрёной горчицей!
Всё-таки, удивительно избирательно устроена наша память: до сих пор я помню и тёмно-бордовую сеточку-авоську, висевшую за окном комнаты студенческого общежития; и небольшой кусок солёного сала, завёрнутый в пергаментную бумагу; и отметины клюва мелкой птички на одной из боковых сторон шматка сала; и его удивительно смачный вкус, сдобренный острой горчицей.
А вот к каким именно костям и бугристостям крепятся сухожилия четырёхглавой мышцы бедра, увы, не помню …
Свидетельство о публикации №222051500513
Чтоб подкрепить свой организм.
Тяжёлые предметы помним мы всегла
И тот состав, что мучал нас тогда :0)
Понравилось!
Зеленая!
Варлаам Бузыкин 01.04.2024 14:06 Заявить о нарушении
Действительно, сало - это "наше всё"!
С улыбкой.
Нелли Фурс 02.04.2024 13:06 Заявить о нарушении