Фантомацци, или Спагетти-Марвел

Дьяволик / Diabolik, 2021, Италия

«Если ты его не видишь ... он здесь»


Итальянский неореализм? Да, конечно, знаем. Итальянские комедии? Само собой, давно известны и любимы. Итальянский фильм про супергероя по итальянским же комиксам? Что, простите?

И тем не менее - фильм «Дьяволик» снят по популярной в Италии и других странах Европы одноимённой серии комиксов. Действие происходит в 60-х годах прошлого века. Главный герой - неуловимый вор Дьяволик (венецианский лауреат Лука Маринелли), охотящийся за сокровищами богатеев. В этой экранизации добычей Дьяволика должен стать розовый бриллиант роковой красавицы Эвы Кант (Мириам Леоне), однако возникшая между вором и потенциальной жертвой интрижка поворачивает сюжет совершенно в другую сторону и обращает внимание героев на богатства другого персонажа. Вот, собственно, и весь сюжет.

Во всех аннотациях жанр фильма значится как «боевик, триллер, криминал, детектив». Мне всё-таки кажется, что рецензенты эти воспринимают фильм ну уж слишком серьёзно. Потому что  не стоит воспринимать напичканную штампами «героических» фильмов картину как нечто серьёзное, поверьте, такое восприятие только увеличит удовольствие от просмотра и иронии авторов. В ответ на некоторые экзальтированные рецензии, в которых фильм даже называется «крутым криминальным триллером»,  так и хочется сказать словами Джокера: «Why so serious?»*

Почему Фантомацци? Создательницы комикса, сестры Анджела и Лучьяна Джуссани, любили романы про Фантомаса, что, безусловно, отразилось и на «Дьяволике». Параллелей очень много - от масок, которыми пользуется главный герой, до полицейских автомобилей «Ситроен». И снова об иронии - «Фантомас» ведь и задумывался как некая пародия, а уж комический гений Де Фюнеса этот эффект только усилил. Но тем не менее многие воспринимали этот шедевр серьёзно (к слову, вспомним советский кинохит «Анискин и Фантомас»).

Увы, здесь Де Фюнеса нет, а в роли главного антагониста Дьяволика выступает надутый от пафоса и собственной значимости комиссар Гинко (Валерио Мастандреа). Да и в целом персонажи фильма подчёркнуто карикатурны и шаблонны, будь то полицейские или коррумпированные политики. Даже Женева волей автора переименована в Ghenf**. И когда понимаешь, что это скорее стилизация, всё становится на свои места. Ироничная стилизация получилась отлично - фактура шестидесятых, не только эпохи, но и фильмов той поры, воссоздана безупречно, саундтрек из итальянских хитов того времени очень органичен.

И, кстати, интересная деталь - всё-таки в американских комиксах супергерои всегда просто образцы морали - вспомним переживания Питера Паркера или страдания Брюса Уэйна по поводу того, что Харви Дента таки пришлось укокошить. А вот в Европе по этой части не парятся. Беспринципный вор и убийца? Пох, пляшем, супергерой!

В своё время фильмы Серджио Леоне стали называть «спагетти-вестерн», что при этом не помешало им стать классикой мирового кино. Здесь же скорее такой «спагетти-Марвел», ну да, бюджет пожиже, эффектов поменьше или они совсем уже примитивненькие, но, учитывая всё вышесказанное, не за этим надо смотреть «Дьяволик».

Так что, если вам интересно легко и расслабленно провести вечер за просмотром стильной почти пародии на супергеройские фильмы - добро пожаловать в мир Дьяволика.

* «Чего так серьёзно?»
** Искажённое название, правильное написание - Genf

Photo courtesy of Anna Krach / Pixabay


Рецензии