Топонимы Руского контекста - Руский контекст

черновик, - идёт сборка файла


Топонимы Руского контекста
(Из серии "Игры со словами")




Руский контекст

Руский контекст представляет из себя территорию (место), где компактно обитали человеки, жизнеобеспечивающим занятием которых была торговля солью. В смысле из всех возможных тогда для этого региона жизнеобеспечивающих занятий, таких как охота, рыбалка, земледелие, собирательство и ханты, они предпочитали именно торговлю каменной солью. Обращаю внимание, вовсе даже не добычу соли, нет, - ею тогда занимались зыряне, с которыми они и сотрудничали, и из среды которых однажды и вышли, - а именно только торговлю.

Сама такая возможность как и её необходимость возникают здесь сразу после начала таянья ледника, т.е. примерно двенадцать тысяч лет назад, одновременно с формированием замкнутого речного пути, или по другому - Руского пути. Древние человеки как минимум уже за несколько тысяч лет до этого (полагаю примерно 20-15 тысяч лет назад) обнаружили на Урале залежи каменной соли и некоторые из них перешли на образ жизни ханты. Именно ханты посредством северных оленей, которых они и камлали, начали первыми из древних человеков доставлять соль от мест её залежей до мест, где находились тогда её первобытные потребители.
 
Появление Руского пути коренным образом изменило логистику самого процесса доставки соли потребителям. Потому как, с одной стороны, после таянья ледника западнее Урала, по берегам Вятки и её притоков, и далее на Запад (напоминаю, в результате таянья ледника тогда в том числе сливаются Кама и Волга) происходит бурный рост количества древних человеков, - потребителей соли. С другой стороны, таянье ледника формирует Руский путь в соответствии с которым доставка соли с Урала на Запад по воде летом становится гораздо более эффективным процессом, чем это обыло зимой на оленях.
 
Понятно, что только по воде доставить соль конечному потребителю было невозможно, следовало обязательно ещё использовать и зимнюю её доставку посредством оленей. Так складывается наиболее эффективный тогда способ доставки соли, который сочетал в себе использование преимуществ Руского пути летом и преимуществ традиционной для того времени доставки соли оленями зимой. Проще говоря, соль первоначально следовало летом доставить водой так далеко, как это подобным способом доставки вообще было возможно, а уже с того места зимой доставлять её оленями дальше.

Эффективность самого такого процесса была настолько высока, что часть зырян находит тогда возможным и необходимым целиком и полностью переключиться с процесса добычи соли на процесс только её доставки и продажи. Для этого они решаются на совершение столь важного шага, который требовала от них логистика самого этого процесса доставки и продажи соли, а именно, - переселение в те места, до куда они могли бы доставить соль водой, и откуда потом они могли бы ею торговать посредством оленей. Чтоб одновременно контролировать таким образом сам Руский путь.

Напоминаю, зыряне тогда были генетическими коми. Единственное, что их отличало от коми, так это их выбор их жизнеобеспечивающего занятия, - они уже целиком и полностью полагались в своей жизни на процесс добычи соли и её оптовую реализацию ханты, которые в те времена и занимались доставкой соли на оленях потребителям. Собственно разница в жизнеобеспечивающих занятиях у коми и у зырян приводит к началу формирования в среде последних Руского языка. А становление Руского языка из профессионального в национальный происходит сразу после переселения части зырян в Руский контекст. Потому как именно за счёт Руского контекста у той части зырян, что в нём проживал, со временем и формируется национальный признак совместности, и они таким образом становятся нз зырян уже народом Русь.

Ещё раз, - человеки ханты из-за своего образа жизни ханты не могли заниматься доставкой и продажей соли посредством Руского пути. Им так следовало выбирать, - или они используют Руский путь для торговли и продажи соли, и так им суждено быть уже Русью. Или продолжать камлать северных оленей, чтоб доставлять и продавать соль уже посредством их и так оставаться ханты. Дело в том, что использование Руского пути и камлание северных оленей, это два взаимоисключающих для человеков процесса. Проще говоря, никакие человеки не смогли бы заниматься ими обоими одновременно.

Гораздо проще этот вопрос решался для зырян, - в отличии от ханты они уже непосредственно владели залежами соли, жили на этой земле. А для того, чтобы зырянам замкнуть всю технологическую цепочку связанную с солью, в смысле самим не только добывать, но и доставлять и продавать соль, им оставалось только обзавестись собственными северными оленями.

Похоже, что они сделали это, когда работали ещё на ханты. И для этого им вовсе не пришлось вести образ жизни ханты. В смысле им не пришлось как и ханты камлать огромные стада оленей, чтобы использовать часть из них, нет. Им достаточно было иметь небольшие группы оленей, которых они и использовали для доставки соли. Таким образом мы можем утверждать, что зыряне закончили процесс одомашнивания и приручение северных оленей, начатый за несколько тысяч лет до них ещё ханты. Потому как они полностью разрушили таким своим подходом к использованию северных оленей их коллективное сознание. И теперь северные олени зырян отдельно от древних человеков существовать уже не могли, проще говоря, зыряне так их одомашнили.

Руский же путь открыл перед зырянами новые перспективы, каких не могло быть у ханты с их вечно кочующим образом жизни ханты. А потому, благодаря использованию Руского пути, в смысле став таким образом уже Русью, зыряне очень быстро вытесняют ханты с их традиционных путей доставки соли в Европу. Обращаю внимание, везде там, где зыряне занимались доставкой и продажей соли посредством оленей, но при этом не имели преимуществ Руского пути, они не образовывали Руского контекста, а значит Русью они так там и не стали.

Место, которое определил Руский путь для той части зырян, что решилась заниматься посредством его исключительно только доставкой и продажей соли, и стала таким образом Русь, само это место и есть Руский контекст. Его расположение определяют два главных фактора. И первый из них, он же и наиболее очевидный, - это максимально дальнее расстояние на которое можно было доставить соль посредством Руского пути. С учётом того, что Руский путь проходил по Чепце, это условие можно было сформулировать следующим образом, - это должно было быть наиболее дальнее место на Чепце, куда ещё можно было доставить соль по воде так, чтоб оттуда же можно было всегда повторять этот же самый Руский путь.

Напоминаю, дорогами тогда летом, - а нас интересует именно лето, потому как использовать Руский путь возможно было только исключительно летом, - были небольшие мелкие реки, по которым можно было передвигаться вброд, и Чепца в их число совсем не входила. Потому вернуться из Чепцы в Каму возможно было только по какому-то из её правых притоков, которые уже все как на подбор для этого были достаточно мелкие.

И вот здесь возникает второе условие (фактор), - главное, чтоб сам этот правый приток Чепцы в своём конце (истоке) приводил как можно ближе уже к истокам Камы и её притоков. Только при соблюдении этого условия сам Руский путь так становился наиболее оптимальным. Другое дело, что самих таких вариантов Руского пути связанных с разными же правыми притоками Чепцы, было в Действительности множество. А потому, если участок Руского пути по Каме через Очёр до Чепцы и далее по ней до её правых притоков был для всей  руси общим, то начиная с устьев правых притоков Чепцы и до истоков Камы и её притоков, у всех руси он был уже только какой-то свой. А это значит, что Русь так селилась не на одной какой-то точке Руского пути, а на всём том пространстве, где пролегали вообще все возможные варианты Руского пути.

Зная оба этих фактора, которые и ограничивали Руский контекст, мы сможем так запросто определить и сами его границы. Он начинался в месте Адам (не тот, где Солдырь, а гораздо его выше) с устья Пузепа (верхнего), первому возможному пути для выхода к истокам Камы и её притоков. И заканчивался в месте Сада в устье реки Ясновка, последнему возможному пути для выхода к истокам Камы и её притоков.

Ещё раз, - сами эти границы Руского контекста мы определили исключительно основываясь на знании географии, ни на чём больше. Другое дело, - и об этом мы обязательно узнаем дальше, когда уже начнём наконец “читать” местные топонимы, - что сами эти границы, вычисленные нами, подтверждаются огромным же числом соответствующих топонимов.

Понятно, что левый берег Чепцы интересовал русь, основным занятием которой была соль, постольку-поскольку. Потому на нём они специально так не селились, тем более, что был он тогда заболоченным, и для проживания не особенно-то и пригодным. Основным местом, на котором селилась тогда русь, был Солдырь, можно сказать, это была тогдашняя столица Руси. Из названия этого места “Солдырь” следует такое его значение, - [соль, возможностью которой является мужик, как его профессия]. Проще говоря, Солдыря и называли мужиков, которые привозили сюда на берег Чепцы соль и торговали ею. (Полный разбор значения слова “солдырь” займёт пару страниц, а потому и не здесь. К тому же он достаточно прост, чтоб вы могли сделать его уже самостоятельно.)

ПоВОдыри же (мужики, основной профессией которых было знание маршрутов во - Руского пути) селились чаще в верховьях правых притоков Чепцы. Они сопровождали группы руси (были для них проВОдниками). которые направлялись к Каме в своём походе за солью. Потому как это был наиболее трудный участок пути, на нём легко было заблудиться, - постоянно следовало правильно выбирать притоки, - а это значит в лучшем случае потерять несколько дней и кучу сил. А в худшем случае потерять и саму возможность попасть так в Каму. Именно поэтому здесь и использовались местные профессионалы, которые знали эту местность как облупленную. Похоже, что зимой, когда Руский путь не “работал”, поводыри загатавливали лес для вязки будущих плотов, который в сезон они продавали солдырям..
Дальше истоков вятских притоков никто уже не селился, потому как начиная уже оттуда солдыри спускались на плотах по воде по Каме и её притокам, ни в чьих услугах до самых мест, где и были залежи соли, никак более не нуждаясь. Потому тот вятский увал, с северной стороны которого истоки текли в Каму, а с южной стороны в Вятку, и был той самой северной границей Руского контекста. Таким образом мы обозначили границы Руского контекста, и нам так осталось прочитать те топонимы, что в нём существуют. Но прежде подведём небольшой итог.

Ещё раз, - Руский контекст начинает формироваться вместе со знанием “Руский путь” в коллективном сознании зырян с началом таянья ледника, а это примерно двенадцать тысяч лет назад. Окончательное его формирование происходит уже примерно восемь тысяч лет назад, это следует из длины тех топонимов, которые русь использует для называния значимых для неё мест в Руском контексте. Большинство же сегодня известных гидронимов Руского контекста тогда уже существовали, потому как происходили из Древнего языка. Возможности Руского пути стремительно тогда развивались, но всё же они не были бесконечны, чтоб в итоге не вызвать необходимости экспансии руси дальше на Запад. При этом, в результате исчерпания возможностей Руского пути, развитие самого Руского контекста практически останавливается. Русь постоянно испытывала уже тогда разрушительные воздействия от своих соседей, которые были наслышены о богатствах в ней так накопленных. Наиболее разрушительным таким воздействием становится нашествие мордов в эти места, которое случилось примерно четыре тысячи лет назад и продолжалось до трёх с половиной тысяч лет назад. После мордов Русь восстановить своего былого величия так уже и не смогла, но на её останках продолжили существовать вечевые республики вплоть до начала четырнадцатого века нашей эры. Которые были впоследствии присоединены московитами к их замлям. Собственно это и был конец Руси изначальной как таковой. Всё же прочие Руси остались при этом существовать, ничуть даже особо никак и не бедствуя. Окончательную же точку в ликвидации даже уже не столько Руси, сколько памяти о ней, поставили большевики, которые изобрели этноноим “удмурт” не столько даже для называния им части вотяков, а скорее для сокрытия посредством его тех самых потомков руси. С тех пор вот так и живём, - всё ищем своё славянское прошлое, которого у руси никогда не было и быть не могло.
+Стикс


Рецензии