Незабытая быль. Глава тридцать пятая

 Предыдущая глава:http://proza.ru/2022/05/14/134

 
 На другой день Аня проснулась разбитой и несчастной. На работе у нее все валилось из рук. В голове то и дело всплывало объяснение с Андреем. Было мучительно тяжело представлять, что у них больше ничего не будет. Ребята заметили ее состояние и вели себя на редкость тихо. Даже их обычные пятиминутки с разговорами о важном, которых  все так ждали, сегодня не проводились: у Ани не было сил на это.

 После уроков  девушку потянуло в библиотеку. Захотелось зайти к библиотекарю и посоветоваться. С этой женщиной у Ани сложились особые отношения. Только с ней можно было подолгу разговаривать о любимых писателях, о прочитанных книгах. Девушка  тихо вошла в дверь и поздоровалась:
- Добрый день, Валентина Ивановна!
- Анечка! Здравствуй! Рада тебя видеть! Давно ты у меня не была! - обрадовалась женщина.- Проходи сюда, садись.

 Она повела Аню в свой уютный закуток, где на старом письменном столе у нее было все необходимое для чаепития.
- Сейчас чай поставлю, у меня варенье есть, - засуетилась женщина.
 
 За стеллажом в углу у нее была небольшая электроплитка. Пузатый алюминиевый чайник всегда стоял на ней. Валентина включила плитку, и чайник зашумел, закипая.

- Простите, Валентина Ивановна, я сегодня прямо из школы, в магазин не заходила, - проговорила Аня смущенно.
- Ну и ладно! Нечего каждый раз конфеты покупать. Обойдемся, - улыбнулась библиотекарь.
- Кстати, я тебе заказала томик Ахматовой через библиотечный коллектор. Вот, - она протянула Ане книгу в плотном переплете.
- Спасибо, - тихо сказала Аня и положила книгу рядом с собой на стол, даже не открыв ее.
- Ты, что, не рада? Погоди-ка, у тебя лицо очень грустное. Может, случилось что? - встревожилась Валентина Ивановна.

- Случилось...Много всего. Я что-то запуталась совсем. Вот пришла с Вами посоветоваться.
- Хорошо. Слушаю тебя, Анечка!
- Хм... -  Аня остановилась, не зная, с чего начать. - В общем, за последние несколько дней мне сделали два предложения. Одно нелепое и смешное.  А другое...настоящее.
- Интересно. Расскажи поподробнее, -  предложила  Валентина Ивановна, ласково посматривая на девушку из-под очков.

 Аня принялась рассказывать. Женщина внимательно слушала ее, не перебивая. Она достала из стола две чашки, налила из чайника кипящую воду, подлила туда заварки.  Потом достала варенье и две чайных ложечки. Когда Аня закончила свой печальный рассказ, Валентина Ивановна вздохнула и сказала:
- Я поняла. Тебе  хочется и домой вернуться, и Андрея не потерять. Кто-кто, а я это хорошо понимаю. Сама пережила такое.

 Аня молча  отхлебнула чай, а женщина продолжала:
- Восемнадцать лет назад я сюда приехала после окончания библиотечного техникума. Тоже на отработку прислали. До этого я жила в небольшом городке в соседнем районе, в тридцати километрах отсюда. Там населения всего-то тысяч двадцать.  Но есть  несколько детских садов, средних школ, есть большой хороший клуб. Там ездят автобусы и трамваи, работает кинотеатр. А какой там хороший парк! В нем много аттракционов  и  даже есть  кафе-мороженое! Помню, когда я там жила, мне все это казалось слишком простым и хотелось чего-то поинтереснее. Но приехав в Михайловку, я стала понимать, что у нас в городке была очень  благоустроенная жизнь. Здесь, в Михайловке, даже автобуса не было ни одного, да и сейчас нет. И клуб один - единственный работает только по большим праздникам.
 
 Помню, мне было дико. Я себе места  не находила. Библиотека, где мне предстояло работать, оказалась ужасно запущенной. Ей никто толком не занимался. Молодых специалистов-библиотекарей сюда было калачом не заманить.

 Я взялась наводить здесь порядок. Но это оказалось не так просто. Даже  помыть стеллажи и пол была большая проблема. Потому что для начала нужно было принести воды из реки. Колодцев здесь нет. Вот и стала я ходить с ведром и набирать воду. А потом поднималась в горку и тащила воду сюда. Уборка двигалась очень медленно. К концу рабочего дня я валилась с ног от усталости.

 Потом случилось так, что на меня положил глаз местный тракторист. Стал он ко мне в библиотеку захаживать почти каждый день. Сначала  помогал  принести  воды, а потом  садился вон там, в уголок, листал какую-нибудь книгу, а сам поедал меня глазами. Я тогда была молоденькой  хорошенькой  дурочкой.
   
 Валентина Ивановна остановилась, будто вспоминая что-то.
- Погоди-ка, я сейчас, - она прошла к своему рабочему столу и, открыв его, достала из глубины фотографию.
- Вот, посмотри, Анечка, какой я была тогда, - сказала она не без гордости, протягивая снимок девушке.

 Аня взглянула на фото и увидела прелестную юную девушку с кудрявыми локонами до плеч, в светлом платье с рюшечками.
- Ой! Это Вы? - не смогла она скрыть удивления.
- Что? Не похожа? - грустно улыбнулась  Валентина Ивановна. Помолчав немного, она продолжила свой рассказ:
 - Я была благодарна парню за помощь, к тому же здесь, в чужих краях, мне было одиноко. Вот и стала я с ним разговаривать понемногу. О книгах, о фильмах. Он  слушал внимательно и с восхищением смотрел на меня. Мне представлялось, что я на него очень положительно влияю. В общем, шаг за шагом, влюбились мы друг в друга. А потом он позвал меня замуж, и я согласилась. Как же иначе? У нас же с ним такая большая любовь.
 
 Мне тогда казалось, что он всегда будет  ласковым и внимательным, будет мне во всем помогать и защищать меня. Кстати сказать, он из-за меня несколько раз с другими парнями дрался, когда те пытались за мной приударить.

 Свадьбу сыграли знатную. Вся деревня у нас веселилась. И перешла я жить к ним в дом. Эх, если бы я знала, с чем столкнусь!  - с горечью проговорила женщина и замолчала.

 Потом, отхлебнув чая, принялась рассказывать дальше:
 - Деревенские мужики до городских девчат очень уж охочие. Жениться на городской у них считается шиком:  все другие мужики тебе завидовать будут, потому что девушка из города, как райская птичка, красивая, ухоженная, нарядная. Куколка, одним словом. Мужикам это нравится.
  А вот их матерям вовсе нет. Бабы деревенские семижильные, на них все держится. Работы у них много, и в основном, тяжелой. Надо и воды из реки натаскать, и постирать. Здесь не то что в городе,  руками приходится стирать, а потом нести к реке и полоскать там. И дом надо в порядке содержать, и готовить, и скотину кормить. И нет у этой работы ни конца, ни края. От непосильного труда  женщины  уже к тридцати годам теряют красоту, а к сорока обычно превращаются в старух. Они мечтают о помощнице, которая придет в дом и хотя бы часть работы возьмет на себя. Желательно, самую тяжелую часть.

 Городские девчонки у деревенских баб слывут неумехами и лентяйками.  Корову доить не умеют, хлев чистить от навоза тоже. И вообще ничего толком не умеют. Так что, свекровь моя была не рада, что ее сын на мне женился. Какая из меня ей помощница!

 Косо она на меня поглядывала. То и дело мне выговаривала то за одно, то за другое. Не так положила, не то взяла, не так оделась. Все я, по ее мнению, делала неправильно. Я обижалась, плакала, просила мужа на нее повлиять. А он: это ваши бабские дела, я в них не полезу. Вот и все.

 Да и сам он после женитьбы стал ко мне по-другому относиться: погрубее и попроще. Это раньше я была девушка, которой он хотел понравиться. А теперь стала женой, а значит нечего со мной церемониться. Так люди на праздник надевают красивую одежду и стараются вести себя самым лучшим образом, а потом, вернувшись домой, переодеваются в посконное. В нем проще и удобнее. Он тоже часто был мной не доволен, упрекал меня. То, что ему раньше нравилось, теперь вызывало раздражение. Зачем я завиваю волосы на работу, зачем наряжаюсь в красивую одежду? Для кого? Кому хочу понравиться?

 В общем, вместо жизни с любимым, который меня оберегает, я оказалась в чужом доме, где все мной недовольны. Свекровь - из-за того, что я ей плохая помощница, а муж из-за того, что я неправильная жена.

 Несколько раз я от него сбегала домой, к родителям. Он приезжал и всякий раз со слезами на глазах уговаривал меня вернуться. Говорил, что без меня жить не может. Я возвращалась. И снова сталкивалась с тем же, от чего убегала. Пыталась уговорить его в город перебраться. Он - ни в какую. Им, мужикам, в деревне куда вольготнее. В город они не хотят.

 В общем, намучилась я. Беременность проходила у меня тяжело. Думаю, из-за того, что я постоянно нервничала. К врачу в женскую консультацию приходилось ездить далеко. Каждый раз была целая проблема. Потом меня положили в больницу с угрозой выкидыша. Я тогда решила для себя, что к мужу и свекрови больше не вернусь: устала от такой жизни.

 Родители приняли меня, и я стала жить у них. Муж каждые выходные приезжал и уговаривал к нему вернуться. Обещал сделать нам с ним пристрой с отдельным входом  и помогать мне во всем. Мне кажется, тогда он готов был для меня звезду с неба достать. Я снова видела того парня, в которого когда-то влюбилась.
 
 Но, зная на своем горьком опыте, что слова - это одно, а дела - другое,  я потребовала, чтобы сначала он сделал этот пристрой к избе и кухню, а я потом посмотрю.
 Он рьяно взялся за строительство. Приезжал ко мне по воскресеньям, рассказывал, как дело идет. Чтобы ездить было удобнее, купил себе мотоцикл. Короче, в конце концов, я согласилась вернуться к нему.
 
 Жить стало полегче. Но все равно меня тянуло в город. Мы часто туда ездили, теперь уже вместе с мужем и ребенком.

 Свекровь меня ненавидела  и считала, что я ее сыну все нервы истрепала.  Пока меня не было, она пыталась  найти сыну другую жену, получше, но он не согласился.

 Аня слушала рассказ, и перед ней словно открывались картины ее возможного будущего.
- Валентина Ивановна, а удалось ли Вам изменить к лучшему Вашего мужа?

 Женщина грустно улыбнулась:
 - Сильно его облагородить мне не удалось. Книжки он как не читал, так и не читает. Умные разговоры не любит. Хорошо хоть, что выпивает более-менее умеренно, не как другие деревенские мужики, которые могут, напившись, в канаве валяться.
Так что, особых изменений нет.  А вот  мне самой пришлось во многом измениться. Вместо модных платьев  носить простые, какие носят обычные деревенские  женщины.  И платочек научилась носить, как все. Тут так принято. Пока  ты  чужая, приезжая, тебе многое позволительно. А как замуж вышла,  должна стать обычной замужней бабой.

 Ане вспомнилось то, что удивило ее в первые месяцы жизни в Михайловке.  Учительницы на уроках были в платьях и с прическами, а, выходя из школы, надевали на голову дешевые платочки, обувались в резиновые сапоги и превращались в обычных деревенских женщин. Ей тогда это показалось странным.

 Валентина Ивановна отхлебнула чаю и продолжила рассказ:
 - Библиотеку свою я наладила,  и она  стала моей отдушиной. Здесь мне хорошо.  Книги заказываю регулярно. Ты сама видишь, Анечка, сколько здесь хороших книг. Только читателей почти нет. Не до книг людям. Хорошо, что ты появилась. Есть хоть с кем словом разумным перемолвиться.

 Я иногда думаю: вышла бы я замуж, если бы знала, что меня ждет. И отвечаю: нет. Но все уже случилось, назад не воротишь. Жизнь прожита так, как есть.
 
 Дочка моя, как школу закончила, уехала учиться. Живет у бабушки. Я ее часто навещаю. Сюда возвращаться  она не хочет. Девчата, кто поумнее, обычно в городе остаются после учебы. Замуж там выходят и живут. Вот такая моя история, - закончила женщина свой долгий рассказ.

- Спасибо, Валентина  Ивановна, и за рассказ, и за поддержку, - грустно улыбнулась Аня. - Я и сама понимаю, что быть Андрею хорошей женой не смогу. Просто не потяну. Ему другая девушка нужна, которая станет помощницей его маме, а ему опорой во всем. Только...мне так горько представлять его с другой...

- Ясное дело. Ты влюбилась, девочка. Но это пройдет...
- Думаете?
- Со временем. Особенно когда ты домой уедешь. Тебе сколько осталось?
- Месяца два.
- Ну, это немного. Постарайся заполнить дни добрыми делами и полезными занятиями. А с Андреем лучше не встречаться. Он сейчас обижен на тебя. Ты ведь ему отказала. Мужчины это очень болезненно воспринимают. Тем более, такие, как Андрей.

- У меня его транзисторный приемник остался. Вот не знаю, как его передать, - сказала Аня.
- А ты не торопись. Когда будешь уезжать, передашь с кем-нибудь. А пока пусть он будет у тебя.

***
 Аня вернулась домой умиротворенной. Беседа с Валентиной Ивановной  подействовала на нее как бальзам на рану. Хоть и больно в глубине, но значительно легче. Внутренние метания закончились, появилась цель -  дожить последние пару месяцев, сделать все, что можно для своих учеников, а потом ухать, оставив о себе добрую память.

 Продолжение:http://proza.ru/2022/05/20/1569


Рецензии
Судьба Валентины типична для городских девушек, оставшихся в селе.
Или смириться. Или бежать. Другого нет выхода.
И Лина Сергеевна тоже это испытала на себе.
Уехала от мужа.
Несовместимость разного отношения к жизни очень мешает.
Хотя исключения, конечно, есть. Но для этого нужен ОЧЕНЬ сильный характер!
С уважением,

Элла Лякишева   15.06.2022 07:40     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, дорогая Элла Евгеньевна!

Ирина Полонская   15.06.2022 08:04   Заявить о нарушении