Цвета музыки

Отрывок из фантастической повести ''Роковая ошибка''.

В то время, когда Валерия сходила с ума от страха в своей двухкомнатной, хорошо меблированной квартире, в доме, напротив, в малогабаритной однокомнатной квартирке, тихо плакала маленькая девочка, лет четырёх.
Девочка была слепа: её глаза смотрели, не мигая, в пространство, а слёзы катились и катились по щекам. Маленькие, худенькие плечики девочки тряслись от рыданий, но успокаивать её было некому.

Соседка баба Надя, сидевшая с девочкой этой ночью, пока мать маленькой Тани, Таня Большая, была на работе, ушла утром в булочную, и не вернулась. А мама Танечки почему-то не приходила.
Таня маленькая была слепа и не могла видеть, что происходит, но она чувствовала всю необычность происходящего, и поэтому плакала, сидя на полу, прижимая к себе любимую игрушку: большую ушастую собаку – пушистую и мягкую.

И вдруг за дверью послышался звук, отдалённо напоминающий лай. Девочка подняла заплаканное личико и прислушалась: лай повторился снова, но уже чуть громче, чуть ясней.
-Собачка, - сказала девочка, пытаясь улыбнуться сквозь слёзы. – Живая собачка!
И довольно уверенно двинулась к входной двери, откуда слышались звуки.
-Собачка! Собачка! – звала она, пытаясь открыть дверь. – Я сейчас, подожди! Принесу стульчик и открою тебе дверь.
Девочка долго возилась с замком, повторяя время от времени:
-Собачка, ты здесь?... Собачка... Собачка?...
И каждый раз из-за двери слышалось не то ворчание, не то лай: животное не уходило. И девочка делала отчаянные попытки открыть дверь для того, чтобы впустить его в комнату.

Наконец, замок хищно щёлкнул железным зубом, и дверь от толчка девочки открылась. Таня застыла на своём стульчике, почувствовав лёгкое прикосновение чего-то большого и непонятного. На долю секунды её показалось, что кто-то большой обнял её со всех сторон, но это не испугало Танечку: прикосновение было нежным, мягким, оберегающим. Так обнимала её мама, возвращаясь с работы.
Но это была не она: мама пахла знакомыми духами, а это пахло чем-то незнакомым, далёким и непонятным.
-Собачка! – вновь позвала Таня, опускаясь на пол. – Где ты?

Девочка шарила в пустоте руками, ощущая лёгкое сопротивление, и это её удивляло и настораживало. Что-то было не так: никогда раньше пространство не оказывало сопротивления.
Голос Тани звучал удивлённо и испугано:
-Милая собачка, где ты? Куда ты делась?
Девочка чуть не плакала, не слыша в ответ на свой призыв ни звука. Наконец, в глубине лестничной площадки раздался тихий звук, похожий на недовольное ворчание.
-Собачка! – обрадовалась слепая девочка, протягивая ручки по направлению звука. – Иди ко мне, моя собачка! Иди, не бойся: я не обижу тебя!

Мягкий, пушистый комочек ткнулся в руки девочки, издавая слабые звуки.
-Пёсик! – обрадовалась Танечка, пытаясь взять его на руки. – Хороший мой, маленький, пошли домой... Не бойся, мама не будет нас ругать – она добрая. Пошли, собачка, пошли.
Девочка вернулась в комнату, неся своё сокровище на руках. Она положила его на пол и сказала:
-Сиди тут, собачка! Сейчас принесу тебе молока – ты голодна.

Танечка, свободно ориентируясь, в хорошо знакомом пространстве, дошла до холодильника, достала из него пакет с молоком, взяла со стола глубокую миску, и вернулась назад в комнату к тому месту, где оставила свою собачку.
Девочка наощупь налила молока в миску и придвинула её животному.
-Пей, собачка, пей! Молоко полезное: в нём много витаминов, а от них маленькие собачки растут.

Она уговаривала своего маленького, только что обретённого друга, теми же словами, которые ей говорила обычно мама, когда Танечка капризничала и не хотела пить молоко. Девочка не видела, как её собачка лакала молоко, а только слышала характерные звуки. Когда миска опустела, Таня сказала:
-Вот и молодец, собачка! Теперь ты вырастишь большая-большая... Пойдём, я покажу тебе мою любимую книжку. Мама рассказывала мне, что в ней много цветных картинок, на которых нарисованы разные породы собак... Мы посмотрим их с тобой, и решим, какой ты породы.

Девочка подошла к шкафу с книгами, достала с нижней полки большую, толстую книгу, под названием «Энциклопедия животных» и, взобравшись с ней на диван, позвала собачку последовать её примеру.
Найдя наощупь широкую закладку в книжке, девочка открыла её и, положив её рядом с собой, стала показывать картинки своему маленькому другу.
-Смотри, собачка, какие они красивые. Видишь? Мама мне рассказывала, что есть совсем маленькие: моська, пекинес, чиа-хуа-хуа. Большие – лайки, пудели, овчарки, терьеры.
И совсем большие: доги, водолазы... Жаль я не могу видеть, какая ты.

Танечка рассказывала это собачке, и не видела, как та меняется, принимая вид то лайки, то пуделя, то терьера, то водолаза.
-Но мне нравятся маленькие собачки, - продолжала девочка, - такие толстенькие, пушистые, хорошенькие щеночки. Я бы хотела, чтобы ты была именно такой. Чтобы у тебя были такие же ушки, хвостик, лапки, носик пуговкой, как мама рассказывала.
Девочка ощупывала свою собачку и радовалась:
-Всё есть: и лапки, и хвостик, и ушки, и носик, и глазка! Ух, какая красивая! Как мама обрадуется, что у меня теперь есть своя маленькая собачка! Я буду кормить тебя, купать, укладывать спать.

Словно вспомнив что-то, Танечка сказала, обращаясь к живому существу:
-Ты, наверное, грязная? Тебя нужно немедленно искупать! Пошли дорогая в ванную. Не упрямься, пожалуйста: воспитанные собачки должны купаться каждый день, чтобы у них не было насекомых... Не бойся, пожалуйста, я буду тебя мыть с шампунем Джонсон – от него глазки не щиплет – тебе понравится. Вот увидишь.
Девочка понесла собачку в ванную комнату, закрыла ванну пробкой и начала набирать в неё воду. Она не могла видеть, что вода совершенно чёрного цвета – могла только наощупь проверить её температуру:
-Вода хорошая, тёплая. Давай, собачка, полезай в ванну... И не бойся, девочка, вода не кусается. Сейчас ты будешь чистая-чистая, белая-белая, как простынка на нашей кроватке.

Танечка поливала собачку шампунем, тёрла её мочалкой, обливала водой, но животное вело себя спокойно: не скулило, не противилось неприятной процедуре, не кусалось.
-Почему ты не гавкаешь? – спрашивала девочка. – Вот так:- "Гав, гав"?
-Гав, гав.
-Ещё, ещё, – радовалась девочка, - Гав! Гав! Гав!
-Гав! Гав! Гав! – послушно повторяла следом собачка.
-Какая же ты молодец, девочка! Какая хорошая! Как я тебя люблю!
-Те–бя люб–лю, - послышалось в ответ.
-Что такое? – удивилась девочка, и снова услышала:
-Как тебя люб-лю.
-Ты можешь разговаривать? – не поверила Таня.
-Ты можешь разгова-ривать? - повторила вслед за ней собачка.
-Так не говорят, - поучительно, как взрослая, наставляла девочка. – Нужно говорить:
Я могу разговаривать.
-Я могу разговаривать.
-Как здорово! – обрадовано произнесла Таня. – Говорящая собачка! Вот мама будет рада! То у нас была только говорящая девочка, а теперь ещё будет и говорящая собачка…
-Ну, всё, хватит: ты уже чистая, белая. Давай будем вытираться. Мама говорит, что после ванны нужно вытираться досуха, чтобы не простудиться… Мы же не хотим с тобой простудиться?

Девочка вытирала своего друга, называя его всякими ласковыми словами, которые ей обычно говорила мама:
-Девочка моя дорогая, доченька. Ты у меня самая – самая лучшая! Самая красивая, самая родная!
Собачка повторяла за ней слово в слово. Таня радостно смеялась, слушая эти слова. Смеялась и собачка, во всём подражая девочке.

Вернувшись в комнату, Таня посадила животное на диван и, примостившись рядом, сказала рассудительно:
-У всех собачек бывает имя, и у тебя тоже должно быть имя. Как же тебя зовут?
-Как тебя зовут? – повторила четвероногая подруга.
-Меня зовут Таня, - улыбнулась девочка. – А тебя мы будем называть Кларой. Тебе нравится имя Клара?
-Мне нравится имя Клара.
-Вот и хорошо, что нравится. Теперь мы будем называть тебя Кларой.
-Будем называть Кларой! – отозвалось животное, издавая звуки похожие на проявление радости.
-Ну, всё, - сказала Танечка, – повеселились, и хватит. Теперь тихий час.
-Тихий час.
-Пошли, дорогая Клара, спать.
-Спать, спать, – донеслось ей в ответ.

Девочка достала подушку, положила её на диван, легла, укладываясь удобнее. И сказала:
-Клара, ложись рядом. Теперь мы будем спать вместе. Ты чистая, блох у тебя нет – значит, мама ругать нас не будет.
Когда собачка легла на место, которое ей указали, девочка обняла её, прижала к себе и, облегчённо вздохнув, прошептала:
-Давай спать, дорогая.
Спустя несколько минут, девочка уже дышала ровно, спокойно: она спала.

Живое существо, прикорнувшее с ней рядом, пошевелилось и, видя, что девочка не просыпается, выплыло из её рук, и поплыло по воздуху к книжному шкафу. Обнимая полку с книгами своей непроницаемо–чёрной субстанцией, существо разбухало и превращалось в некое подобие грозовой тучи.
Когда была пройдена последняя полка, туча уже была ростом с хорошего телёнка. Затем, она медленно сползла на пол, и так же медленно стала сжиматься, приобретая постепенно размеры и очертания маленького пушистого щенка, который так понравился слепой девочке.
Щенок взмыл над полом, переместился на диван, легко юркнул на прежнее место, тесно прижавшись всем своим существом к девочке, спавшей на диване, и притих, как будто тоже заснул…
               
                *     *     *

Их разбудил настойчивый телефонный звонок. Девочка села на  диване и сказала:
-Это звонит мама.
-Да, это звонит твоя мама.
-Наша мама, - поправила  Таня, на ощупь отыскивая телефонный аппарат.
-Алло, алло, мама! - кричала  в трубку девочка. - Почему тебя так долго нет? Баба Надя пошла в булочную за хлебом, и до сих пор не вернулась! Когда же ты придёшь домой?!
-Доченька, Танечка, - успокаивал голос из трубки, - ты только не волнуйся. Я пока вынуждена остаться на работе. Прошу тебя: никуда не выходи, двери никому не открывай, не наливай воду из крана и не пей её, пожалуйста!
-А почему? - удивилась девочка.
-Потому что она плохая, грязная, и пить её сейчас ни в коем случае нельзя: можно отравиться.

Таня хотела возразить маме, сказать, что это не правда, что вода из крана течёт хорошая, хотела рассказать про Клару, которую она купала в ванной, но собачка потянула её за рукав и попросила:
-Пожалуйста, Таня,  не рассказывай ничего: мама очень рассердится и будет тебя ругать.
И девочка ничего не рассказала. А мама долго объясняла ей, что нужно делать, что можно кушать, какую воду пить. Танечка внимательно слушала наставления мамы, не понимая зачем она всё это рассказывает, ведь ей всё  давно известно — она не маленькая.
-Мама, ты скоро придёшь? - задала беспокоящий её вопрос, девочка.
И услышала в ответ:
-Я не знаю, родная.

Голос мамы был печальным:
-Пока я не могу сделать это, но как только появиться возможность — я тут же прибегу к тебе, моя девочка. Ты только не скучай: включи проигрыватель, послушай  любимые сказки... Я буду звонить тебе... Часто-часто...
-Обещаешь?
-Обещаю.
-Ну, хорошо, - взрослым  тоном согласилась Танечка, - и я обещая тебе, что скучать не буду... И плакать тоже.
 
Таня ещё хотела что-то сказать, но в телефонная трубка  захрипела, засвистела и  затем смолкла.
-Ну, всё, - констатировала девочка, - телефон поломался, и теперь мама не сможет выполнить своё обещание.
-Какое обещание? - поинтересовалась Клара.
-Обещание звонить мне часто-часто. - ответила девочка.
-Ничего, - успокоила её Клара, - она скоро придёт домой.
-Ты так думаешь?
-Я это знаю.

-Я никогда так долго не оставалась одна. - сообщила девочка собачке. - Когда мама была на работе, со мной сидела баба Надя. Но сегодня баба Надя пошла за хлебом и не вернулась.
-Она уехала.
-Куда уехала?
-Далеко-далеко.
-Нет, это неправда — ей некуда ехать. Баба Надя сама сказала, что её никто нигде не ждёт.
-Она пошутила, Таня: её ждут дети.
-У бабы Нади есть дети? - удивилась Танечка, гладя рукой свою говорящую собачку.
-Да, - ответила та, - у бабы Нади есть дети: сын и дочь.
-Но баба Надя рассказывала, что её дети давно умерли, когда ещё были совсем маленькие...

Клара не ответила ничего, а девочка не стала больше спрашивать, занявшись другим делом. Она включила проигрыватель, поставила свою любимую сказку «Кошкин дом», которая лежала отдельно от других пластинок, и приготовилась слушать.
Пластинка была чуть треснута по краю, и поэтому сначала трещала, искажая голоса, но потом всё наладилось и пошло вполне сносно.
-Тётя, тётя кошка, выгляни в окошко, - пела Таня вместе со сказочными котятами. -Есть хотят котята. Ты живёшь богато...

Чуть погодя и Клара подключилась к совместному пению, поддерживая и дополняя стройный хор голосов. Таня знала сказку наизусть, поэтому повторяла слова легко, свободно, без запинки. Вообще-то она знала много сказок: «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Чиполлино». Девочка не могла читать обычные книжки, которые читают остальные дети, поэтому мама покупала ей пластинки и диски со сказками. Таня слушала их и запоминала.
У девочки хорошая память, гораздо лучше, чем у многих её ровесников. Возможно, организм таким образом пытается компенсировать одно из утраченных чувств - зрение. А, может быть, хорошая память была наследственной. Танина мама рассказывала ей о том, каким умным и образованным был её отец.

Таня-маленькая знала, что её папка погиб в автокатастрофе ещё тогда, когда её не было на свете — так говорила ей мама. Девочка любила слушать о том, каким замечательным, добрым, сильным был её отец. И очень хотела, хоть одним глазком увидеть своего папку.
На письменном столе, за которым работала Таня-большая, стояла фотография папы, но Танечка не могла видеть её. Она только представляла какой он большой, сильный и добрый.
-«Папа обязательно должен быть добрым! - думала девочка, прижимая фотографию к своей груди. - Потому что все папы — добрые!»

Когда сказка закончилась, Танечка спросила свою Клару не хочет ли та есть.
-Мама Таня сказала, чтобы мы непременно покушали. Баба Надя приготовила утром суп: она очень вкусно готовит.
-Ты никогда такого супа не ела! — уверяла  девочка своего четвероногого друга. - Мы сейчас подогреем суп и покушаем.
На кухне девочка включила электроплиту, нащупала кастрюльку с супом и подвинула её на нужную конфорку. Когда суп разогрелся, она отрезала хлеб, взяла тарелку и ложку.
Всё это девочка проделала так уверенно, что со стороны не казалось, что она ничего не видит. Так же уверенно она налила суп в свою тарелку и в миску Клары, приговаривая:
-Вот и супчик готов. Сейчас мы покушаем, наберёмся сил, а потом займёмся уборкой... Мама придёт домой, а у нас всё хорошо, чисто. И она скажет: - «Какие у меня хорошие девочки: Таня и Клара! Какие у меня помощницы выросли!»... А теперь кушай, Клара... Когда я ем — я глух и нем. Хорошие девочки кушают молча, а то можно подавиться.

После обеда девочка моет посуду, как её учила мама, вытирает тарелки полотенцем и говорит рассудительно, как взрослая:
-Я уже большая девочка, и должна уметь всё делать сама: и со стола убирать, и посуду мыть... Баба Надя сказала, что это не моё дело, ведь я ничего не вижу. Но мама ответила ей, что она не права: девочка должна уметь делать всё, даже незрячая. Как ты думаешь, Клара, мама права?
-Конечно, права. Тем более это не трудно. Ведь правда не трудно?
-Нет, не трудно! - радостно согласилась Таня. - Я и не это могу. Могу пылесосить, пыль вытирать могу, убирать свои игрушки... Хочешь покажу сколько у меня игрушек? Пошли в комнату, и я покажу тебе самую красивую куклу Катю, Мишку-косолапого, смешного Петрушку, и попугая Кешу.

Девочка твёрдым шагом, выставив вперёд ручки, чтобы не удариться  обо что-нибудь, направилась в комнату к старенькому серванту, уставленному посудой и всякими безделушками. Открыв нижние дверцы, Танечка вынула из серванта большую коробку, заполненную игрушками.
Лицо девочки выражало такую нежность и доброту, что казалось она не только чувствует то, к чему прикасается, но и видит. Таня доставала одну игрушку за другой, и расставляла возле себя, рассказывая своему другу о каждой из них.
-Вот, смотри, Клара — это Мишка... Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенку поёт. Шишка отскочила — прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился, и ногою - топ... Правда он забавный?
-Да, наверное.
-А это попугай Кеша... Попка-дурак, курит табак, спички ворует, дома не ночует.
-Разве попугаи могут курить табак?
-Ну, что ты? - засмеялась девочка. - Это просто такая дразнилка. Попугаи не курят — они могут разговаривать, только не игрушечные попугаи, а настоящие.

Танечка положила ярко окрашенного попугая на пол, и достала из коробки куклу.
-Вот это — кукла Катя, - так было написано на коробке, которую мне подарила мама на день рождения. Правда она очень красивая?
-Да, - согласилась Клара. - Катя действительно красивая.
-Посмотри какие у неё белые волосы, какое красивое платье! Мама сказала, что Катя похожа на принцессу из сказки.
-Ты хотела бы увидеть свою Катю?
-А я вижу её.
-Как видишь? - удивилась Клара.
-Я вижу её руками, - пояснила Танечка.

-Я не о том, - настаивала Клара. - Я имела в виду: глазами.
-Ты же знаешь, что я слепая, и не могу видеть глазами. Зачем спрашиваешь?
-Прости — не хотела тебя расстроить. Мне нужно было узнать: хочется  ли тебе видеть, как видят другие дети.
-Конечно хочется. Я бы тогда могла ходить в детский сад, играть с другими девочками и мальчиками, а не сидеть всё время дома.
-А почему ты не ходишь сейчас в детский сад?
-Мне нельзя.
-Почему?
-Какая ты любопытная Варвара! Почему, да почему?... Баба Надя говорит, что дети сейчас очень злые, и будут обижать, дразнить... Она говорит, что дома мне лучше.
-Как же ты тогда будешь учиться, ведь скоро тебе  идти в школу?
-Мама сказала, что я буду ходить в специальную школу, где учатся не видящие и слабо видящие дети.

-Ты всегда такая была?
-Какая такая?
-Ну... Не видела?
-Нет, когда я была совсем маленькая, я видела. Но потом сильно болела, у меня было осложнение, и я перестала видеть... Да хватит обо мне говорить! Давай лучше поиграем. Какую игрушку ты хочешь взять? Только, пожалуйста, не грызи её, и не трепи... Мама говорит, что с игрушками нужно обращаться хорошо, беречь их, потому что сейчас у нас с мамой нет денег на новые игрушки... Настали трудные времена, а игрушки  очень дорогие.
-А что ты ещё любишь, кроме сказок и игрушек?
-Люблю?... Книги. Они такие душистые! Ты знаешь, что каждая книга пахнет своим запахом, не похожим на другой?... Я так люблю их листать, слушать, как они шелестят, словно листочки падают с дерева... Ещё люблю музыку, люблю слушать звуки. Они такие интересные-интересные! И их так много... Хочешь, я покажу тебе на бабынадином фоно музыку ветра?!
-Хочу.

Таня осторожно отодвинула в сторону своих игрушечных друзей, чтобы не наступить на них, и прошла к чёрному, видавшему виды и времена пианино. Открыв крышку, и, взобравшись на стул, девочка начала перебирать клавиши своими тонкими пальчиками.
Комнату наполнили  странные, на первый взгляд ни на что не похожие звуки.
-Вот это: шум дождя. Слышишь, как стучат капли?
И стало слышно, как падают редкие, тяжёлые капли, которые стучат всё чаще и чаще, переходя в ливень, а затем постепенно затихая.
-А это осень: падают листья, - объяснила девочка, трогая легко и нежно клавиши инструмента, который подчиняется ей безропотно.

И в комнату словно врывался ветер, срывающий листья с деревьев и кружащий их в осеннем вальсе жизни. Когда шум ветра затих и прекратился танец листвы, Клара спросила девочку:
-Кто же научил тебя играть?
-Никто, - просто ответила та. - Я слушала дождь — и играла его. Слышала, как шумят листья, и играла их. Так и получилось... Баба Надя слушала, слушала, как я играю, и подарила своё пианино... Её брат играл на нём, но он погиб в войну. Пианино одно и осталось... Баба Надя играть не может, и детей у неё нет, вот она и подарила мне, чтобы я училась.
-Тебе нужно серьёзно учиться музыке с педагогом.
-Для этого он должен приходить к нам, а за это нужно платить деньги. Но мама сказала, что учителя музыки мы не потянем. Поэтому она приносит мне кассеты с записью — я слушаю их и потом играю... Вот послушай, что я недавно выучила.

И девочка начала играть. Звуки льются легко и красиво, волнуя и маня, возвышая и унося из скромной, небольшой комнатки, где маленькая, слепая девочка, склонившись над несоразмерно большим инструментом, извлекала из него такие чистые, трепетные звуки. Унося куда-то далеко-далеко, где нет страданий,нет боли,где всё так легко, так свободно, так просто.
Но вот смолкли последние звуки и воцарилась тишина.
-Тебе понравилось? - поинтересовалась Таня, опуская руки на колени, и склоняя головку чуть набок.
-Очень... Ты хорошо играешь. Красиво.
-Бабе Наде тоже нравится. Она говорит, что я играю так же, как её брат Алексей.

-А что ты ещё можешь?
-Я могу изображать цвета.
-Цвета?!  Музыкой?!
-Ну, да... Красный, зелёный, синий, жёлтый.
-Как же можно изобразить цвет?!  Ты шутишь? Это сделать невозможно.
-Почему невозможно? Вот послушай? - ответила Таня-маленькая, и вновь начала играть.
Звуки дрожали, словно крича от боли и страха, то затихая, то взмывая вверх, и резко вдруг оборвались. Немного помолчав, девочка спросила:
-Какой это цвет?
-Н-не знаю.
-Красный! Это красный цвет. Разве не понятно? Когда пламя горит — оно трещит, трепещет, кричит... Мама говорит, что у огня цвет красный... Слушай, пожалуйста, дальше.

И Таня вновь положила свои тонкие пальчики на клавиши, и начала легко и быстро перебирать их. Взлетели новые звуки, накатываясь и рокоча, шипя и пенясь, и  медленно откатились вдаль, затихая.
-Это синий? - делает предположение Клара.
-Откуда знаешь?
-Похоже на рокот волн: накатываются и затихают.
-Правильно! - обрадовалась девочка. - Правильно угадала... Молодец! А теперь?

И вновь возникла едва уловимая мелодия, из которой начали ярко проступать тихие, плавные, шелестящие звуки, что-то нашептывающие, желая поведать свою извечную тайну, известную только им одним. Всем своим видом Танечка выражает желание помочь Кларе понять, что хотела сказать музыкой, но та молчит, никак не решаясь высказать своё мнение.
-На что это похоже? - пыталась подсказать девочка.
-На... Шелест?
-Верно! Шелест листьев, травы. Какой цвет?
-Зелёный! - наконец, догадалась Клара.
-Ну, да! Ну, да!  Неужели так трудно понять?
-Нет, не трудно. Непривычно.
-Почему?
-Теперь ты стала любопытной Варварой.
-Так не честно! Так не честно! Это я сказала первой про Варвару, которой на базаре нос оторвали!
-Это правда?! - удивилась Клара.
-Какая ты смешная! Это же детская дразнилка. Ты что, никогда не слышала? Все дети её знают!
-Нет, не слышала.
-Ну, конечно, - рассудительно согласилась девочка. - Ты же только собачка, хоть и говорящая.. А собачки не знают детские дразнилки.

-А ты их много знаешь? Ещё можешь рассказать?
-Я лучше стишок тебе расскажу про Таню. Хочешь?
-Про себя?
-Да нет же! Какая  непонятливая! Про Таню. Просто про Таню. Слушай:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь -
Не утонет в речке мяч!
Этот стишок я выучила, когда  совсем маленькая была. Мама научила. Тогда я ещё не могла выучить большие стихи. Теперь я много стихов знаю: Михалкова,  Агнии Барто, Чуковского. Мама читает, а я запоминаю.

-У тебя хорошая память, Таня.
-Да, хорошая, - согласилась девочка.. - И баба  Надя говорит, что я всё  схватываю налету.
-Как налету? - не поняла Клара.
-Это значит — быстро, - пояснила Танечка. — Я бы и читать быстро научилась.
-Как читать, ты же не видишь?
-Для таких детей есть специальные книжки, которые можно читать не глазами, а пальцами, но их не продают в книжных магазинах. Мама обещала достать такую книгу: азбуку. И тогда я непременно научусь читать. Я так люблю книжки!

-А хочешь, я тебе почитаю?
-Ты умеешь читать? - с недоверием спросила Таня.
-Да, умею, - ответила Клара. - Какую книжку тебе почитать?
-Конечно же сказки! Я так люблю их слушать! Мама мне часто сказки читает перед сном... Пошли, я покажу тебе книжку. Она лежит в книжном шкафу, на нижней полке. Такая большая, толстая, и называется она «Русские народные сказки».
Таня быстро нашла книгу, сняла её с полки и сказала, обращаясь к новой подруге:
-Идём на диванчик — там удобно. Я положу сейчас подушки, как делает мама, и мы будем восседать, как барыни.
-Как кто? - не поняла Клара.
-Как барыни, - повторила девочка. - Ну это такие сказочные персонажи: богатые и комфортабельные. Они раньше жили. Давным-давно. Когда  ни меня, ни даже мамы ещё не было.
-А-а-а, - неопределённо  протянула Клара, так и не поняв, кто же такие  эти барыни.

Девочка по-хозяйски разложила подушки по обе стороны диванчика, приспособила книгу рядом с одной из них, и устроилась по другую сторону. Затем обратилась а Кларе:
-Ну, что, дорогая, ты готова?
Клара приняла вид девочки, как две капли похожей на Таню, вспорхнула вверх и опустилась на другую сторону.
-Да, я готова.
-Тогда читай. А я буду слушать.
-Что читать?
-Может быть, сказку «Поди туда — не знаю куда»? Или  «Финист ясный сокол»?
-Сейчас найду, - отозвалась Клара, листая книгу. И, найдя нужную сказку сказала:
-Ну, что же: слушай... В некотором царстве, в некотором государстве жил был Андрей стрелок...
-«Поди туда -не знаю куда»! - определила Танечка.
-Да, - согласилась Клара. - Только, пожалуйста, не перебивай меня.
-Хорошо, больше не буду. Читай дальше.

Клара читала, а Таня прикрыв глаза внимательно слушала её, не перебивая и не делая больше никаких замечаний. Казалось, что девочка заснула, но как только Клара замолкала, та подавала голос:
-Я слушаю, слушаю.
И Клара продолжала дальше. Вот прочитана одна, другая сказка. Когда очередь доходит до третей, донеслось мерное глубокое дыхание, говорящее о том, что девочка, наконец, заснула. Клара прекратила чтение,  закрыла книгу, и, слетев  с дивана, направилась к окну. Девочка Таня, становясь большой и рослой, открыла форточку и, превратившись в серебряное облачко, вылетела из комнаты наружу,

Её отсутствие длилось всего несколько минут и завершилось появлением облачка цвета насыщенного серебра. Повисев несколько секунд над портретом Тани-Большой, оно  трансформировалось в точную её копию, и направилось в ванную, с явно осознанной целью.
Женщина промыла ванну от остатков черноты, кое-где потёками стекающую к центру, и  набрала новую жидкость, которая только напоминала воду своей повышенной текучестью, но очень отличалась по цвету. Жидкость, наполняющая ванну, серебрилась, искрясь и переливаясь, мерцала, как далёкие недосягаемы звёзды, притягивая к себе взгляд.

Но вот ванна наполнилась и женщина, закрыв кран, направилась в комнату к диванчику, на котором спит Таня. Наклонившись над ней, она тихо сказала:
-Танечка, вставай. Это я пришла — твоя мама.
Таня открыла глаза и протянула руку навстречу голосу.
-Мама, как долго ты не приходила!Мы тебя ждали-ждали, а тебя всё нет и нет!...  Мы тут с Кларой и пластинки слушали, и сказки читали, и на фоно играли, а тебя всё не было.
-Какие же вы  молодцы у меня. - сказала мама. - Но вот что плохо: Клара купалась, а ты нет. Хорошо воспитанные девочки купаются каждый день. Разве ты забыла это?
-Нет, мамочка, не забыла, - произнесла Таня, обнимая маму за шею.
-От тебя сегодня не пахнет любимыми духами, - удивилась девочка, уткнувшись в плечо матери.
-Я их забыла дома... Вот сейчас искупаемся, и надушимся, - успокоила женщина девочку. - Пошли, дорогая, вода уже готова.

И Танечка безропотно пошла  за серебристой женщиной в ванную комнату, сняла с себя платьице, трусики, и осторожно забралась в ванну.
-Мама, - попросила она, протягивая руку женщине, - ты помоешь мне головку?
-Ну, конечно, дорогая, - ответила та.
Девочка опустила головку в воду, обволакивающую её нежным ореолом, переливаясь и искрясь. Чувствовалось, что купание доставляет девочке большое удовольствие. Она смеялась, фыркала,брызгалась водой, напоминая добравшегося до воды  утёнка. Но вот движения девочки стали замедленными, вялыми и женщина сказала с улыбкой:
-Всё, доченька, довольно — пора вылезать.

Завернув её в большое банное полотенце, женщина вынесла  полусонную девочку в комнату и уложила её на диван, прикрывая  покрывалом.
-Спи, девочка, - донёсся тихий голос. - Спи. Когда ты проснёшься, твоя жизнь очень изменится: ты станешь другой. Ты не будешь помнить, что с тобой было, не будешь помнить, что произошло. Но твоя любовь, привязанность, талант останутся с тобой на всю жизнь. А главное: ты будешь видеть... Спи, дорогая, спи...

Из форточки в комнату начал струиться  тонкой ленточкой серебристое свечение, наполняя её всё больше и больше, растворяя в


Рецензии
Спасибо, дорогая, за светлую сказку- мечту, о слепой девочке, подаренную автором.
Представляю, сколько пришлось тебе пережить и прочувствовать, чтобы переложить в простые слова жизнь девочки, верить в светлое чудо" ты станешь другой. Ты не будешь помнить, что с тобой было, не будешь помнить, что произошло. Но твоя любовь, привязанность, талант останутся с тобой на всю жизнь. А главное: ты будешь видеть"
Да струится в твою комнату светлый свет жизни, да не покинет талант.
Добра, дорогая, верных друзей, добрых врачей и здоровья.
Обнимаю, Зоя

Зоя Кудрявцева   05.07.2022 19:46     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.