Забить родники

Дата
ЗАБИТЬ РОДНИКИ

Что мне бросается в глаза в некоторых писателях, так это умение называться писателями, не будучи ими. Иногда для такого писателя достаточно громить рукописи других писателей и носить на груди значок Союза писателей, чтобы получить известность в узких кругах . И писать ему совсем не обязательно. Главное - он отрабатывает социальный заказ на уничтожение инакомыслия. Такой писатель востребован государством всегда, особенно на переломных этапах истории.
Вот как это началось 100 лет назад. 19 мая 1922 года Ленин пишет секретное письмо Дзержинскому (оно т в открытом доступе). Вождь призывает: "...Обязать членов Политбюро уделять 2-3 часа в неделю на просмотр ряда изданий и книг, добиваясь присылки в Москву без проволочек всех некоммунистических изданий. Добавить отзывы ряда литераторов-коммунистов. Собрать систематические сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельностьи профессоров и писателей...Надо поставить дело так, чтобы этих "военных шпионов" изловить и излавливать постоянно и систематически высылать за границу".
Дичь! Ленин требует, чтобы лучших русских писателей правили партийные функционеры. Чтобы комиссар с маузером решал, как и что писать Ивану Бунину, Ивану Шмелёву, Марку Анданову, Александру Куприну, Алексею Толстому. Георгию ивАнову...
Кто этому недалёкому Ленину сказал, что писатели хуже комиссаров знают, что полезно для родины, а что вредно? И что мы видим через сто лет? Где эти партийные цензоры, и где Бунин?
Самое поганое - ленинская практика творческого душилова не исчезала никогда. Всегда государство считает, что оно лучше писателя знает, как и что ему писать. На неугодные рукописи заказываются провальные рецензии. По сути, по политических мотивам, а не по творческим вопросам неугодные сочинители вызываются на правёж. Но на поверку всегда оказывается, что в литератутре выживает и делает честь Родине именно то, что изначально объявлялось крамолой, И на окрытии Олимпиад перед трибунами наши команды проносят портреты Ахматовой и Солженицына, Цветаевой и Бродского. А не напрочь забытых, правильных совестких писателей корнейчуков и павленок, софроновых и чаковских...
"Главным в литературе является ЦК" - на попытку повольничать заявил Демьяну Бедному Иосиф Сталин. Это обернулось тем, что вынудило Корнея Чуковского позже сказать : "Во главе Союза писателей, равно как и во главе всех журналов - по задумке начальства - должны стоять подлецы". Я не разделяю такой категоричности. Я даже знаю несколько журналов, которые редактируют приличные люди. Правда, нынче некоторые из них - не военные шпионы, а иностранные агенты. Но пока они есть и работают - рукописи, и впрямь, не сгорят.


Рецензии