Маркс и Энгельс о коммунизме в немецкой идеологии

     В отношении многих конкретных высказываний в «Немецкой идеологии» не представляется возможным решить, кому принадлежит то или иное высказывание – Марксу или Энгельсу, от кого в первую очередь оно исходит. В отношении же содержания «Немецкой идеологии» в целом можно утверждать, что решающий вклад принадлежал здесь безусловно Марксу. К такому общему результату приводит как исследование указанными способами самой «Немецкой идеологии», так и анализ позднейших свидетельств Энгельса.

     Однако новые теоретические воззрения, выдвинутые главным образом Марксом, были разработаны в «Немецкой идеологии» сообща, и уже поэтому они занимают столь значительное место в эволюции взглядов самого Энгельса.

     Обратимся теперь к теории коммунистического общества, развитой в «Немецкой идеологии» Маркса и Энгельса.

     Одно из самых глубоких отличий нового мировоззрения, созданного Марксом и Энгельсом, было классически сформулировано в заключительном тезисе Маркса о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но сущность философии заключается в том, чтобы сделать этот мир значительно лучше!». Так принято в наших изданиях переводить этот знаменитый тезис. В немецком оригинале есть дополнительный оттенок, который трудно передать в переводе. Там сказано дословно так: «Философы лишь различным образом интерпретировали мир…». Маркс противопоставляет идеалистической философии интерпретации мира его материалистическое понимание. Понятно, что целью такой «интерпретации» является непримиримость с уже существующим миром, который необходимо постоянно улучшать и совершенствовать, как это было до настоящего времени.  Таков подлинный смысл 11-го тезиса о Фейербахе.

     В тезисах о Фейербахе вообще, и в заключительном тезисе в особенности, Маркс противопоставляет всему его предшествующему созерцательному материализму и вообще всей прежней философии – новый, действенный, практический материализм, который постоянно доказывает, что только активная деятельность людей по совершенству общества улучшает жизнь людей этого общества!  Это совпадает для него с социально прогрессивной идеологией или, говоря точнее, выступает как философская, общетеоретическая основа коммунистической идеологии и коммунистического мировоззрения.

     Общая идея 11-го тезиса как лейтмотив проходит через весь первый том «Немецкой идеологии», который посвящен «критике новейшей немецкой философии в лице её представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера», т.е. критике немецкой послегегелевской философии, главным образом – идеализма младогегельянцев.

     Эта критика отнюдь не преследовала абстрактно-философских целей. В конечном счёте речь шла о том мировоззрении, которое действительно может освободить людей от экономического угнетения, кроме угнетения своими социальными потребностями, ибо жить в обществе и не зависеть от общества НЕВОЗМОЖНО! Поэтому и необходимо внедрять в обществе такие законы, которые заставят каждого трудится для всех и всех для каждого, имея необходимое по достойным человека узаконенным нормам базовых средств для жизни от их общего производимого в обществе количества по количеству и квалификации своего общественно-необходимого труда! При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социально благополучного развития общества!

     Это последнее утверждение и являлся исходным пунктом в борьбе авторов «Немецкой идеологии» против младогегельянцев, которые  рассуждали как последовательные идеалисты: общественное сознание определяет бытие этого общества, следовательно, чтобы изменить существующее общество, надо изменить сознание людей. То есть для них достаточно разрушить ложные представления людей и существующая действительность рухнет сама собой! Если бы это было так просто...

     На это Маркс и Энгельс отвечают: изменить сознание, не изменяя норм и законов своей жизни, по условиям которых живёт человек, значит признать существующее, дав ему лишь иное объяснение, иное истолкование, иную интерпретацию. Чтобы освободить людей, недостаточно изменить их сознание, необходимо изменить существующую социальную действительность или показать убедительный пример такой действительности, чтобы они убедились, что это возможно!


     В Международном институте социальной истории в Амстердаме были найдены и в 1962 г. впервые опубликованы три неизвестных ранее листа рукописи «Немецкой идеологии», в том числе, как удалось потом установить, чуть ли не первый лист всей рукописи Маркса и Энгельса. Уже в самом начале своей работы авторы «Немецкой идеологии» противопоставляют идеалистической фантазии младогегельянцев последовательно материалистическую концепцию условий действительного освобождения людей от наёмного рабства. Коммунистический вывод Маркса и Энгельса прямо опирается на новое, материалистическое понимание истории. «Реальное освобождение, – утверждают они, – невозможно осуществить иначе, как в реальном мире, реальными средствами и реальными людьми.»

     Вообще трудно освободить людей от рабской идеологии, пока они сами не научатся сообща полностью и справедливо, в качественном и количественном отношении по труду, обеспечивать себя необходимым для благополучной жизни питанием, жилищем и одеждой, используя природные ресурсы своей земли. Такое освобождение есть историческое дело людей такого сообщества, а не только дело мысли, и к такому освобождению обязательно приведут их исторические сложившиеся взаимоотношения на соответствующих исторических примерах…

     Но каковы же эти исторически сложившиеся взаимоотношения? Какие же исторически развивающиеся объективные факторы создают предпосылки, условия, возможность и необходимость действительного освобождения людей от какого-либо угнетения, кроме угнетения своими потребностями? Опираясь на материалистическое понимание истории, Маркс и Энгельс дали в «Немецкой идеологии» научно обоснованный ответ на этот кардинальный вопрос.

     Именно в «Немецкой идеологии» были впервые выяснены материальные предпосылки коммунистической революции. Рукой Маркса вписан здесь тот фрагмент текста, в котором впервые формулируется фундаментальное положение теории социальной революции такого направления – положение о двух материальных предпосылках коммунистического преобразования общества.

     Маркс делает добавление к ранее написанному тексту, к одному месту рукописи, где речь шла об «отчуждении» результатов их индивидуальной деятельности и превращает деятельность каждого  в общественную, совокупную деятельность, что должно определять и общественное потребление результатов этой совокупной деятельности по количеству и квалификации труда!

     Т.е. о таком явлении, когда собственная деятельность людей выходит из-под их контроля и превращается в некую общественную и в то же время в самостоятельную, противостоящую им и господствующую над ними, общественную силу.

     Такое отчуждение результатов социальной деятельности, вследствие рыночной стихийности развития буржуазного общества в рыночных отношениях, «является одним из главных моментов во всём предшествующем историческом развитии».

     А поиск условий справедливого распределения результатов труда этой общественной силы, для удовлетворения насущных потребностей каждого, стал смыслом жизни многих философов капиталистического общества.

     И вот Маркс формулирует условия, при которых становится возможным уничтожение такого «отчуждения», указывает необходимые материальные предпосылки коммунистического преобразования общества: «Это "отчуждение", говоря понятным для философов языком, может быть уничтожено, конечно, только при наличии двух практических предпосылок. Чтобы стать "невыносимой" силой, т.е. такой силой, против которой совершают революцию, необходимо, чтобы это отчуждение превратило основную массу человечества в совершенно "лишённых нормальных условий жизни" людей, противостоящих, в то же время, миру богатства и благополучия.

     Именно эти условия предполагают огромный рост развития производительных сил для борьбы за своё освобождение от наёмного рабства!  С другой стороны, это развитие производительных сил является абсолютно необходимой практической предпосылкой ещё и потому, что без этого развития имеет место лишь всеобщее распространение бедности, а при крайней нужде должна была бы снова начаться борьба за лучшую жизнь, чтобы никогда больше не могла воскреснуть вся старая мерзость нищеты трудящихся». (т.6, стр.45 – 46. Энгельс, полное собрание сочинений.)


     Каковы же материальные предпосылки коммунистической революции? Основная предпосылка – создание условий развития революционного сознания производительных сил в лице трудящихся масс населения! С этой предпосылкой необходимым образом связана и другая – массовая пролетаризация, формирование и объединение революционно настроенной части трудящихся масс и поиск методов для формирования условий будущей жизни тоже является смыслом труда многих философов, экономистов и социологов.

     Через четыре страницы рукописи Маркс и Энгельс (это место написано уже, как обычно, рукой Энгельса) при изложении выводов, вытекающих из материалистического понимания истории, снова возвращаются к вопросу о предпосылках революции и на этот раз формулируют их с заметно большей четкостью:
     «Наконец, – резюмируют они, – мы получаем ещё следующие выводы из развитого нами понимания истории: 1) в своём развитии производительные силы достигают такой ступени, на которой возникают  приносящие с собой при существующих отношениях одни лишь бедствия и являющиеся уже не производительными, а разрушительными силами. Вместе с этим возникает класс, который вынужден нести все тяготы общества, почти не пользуясь самими производимыми ими благами.  То есть появляется класс, который, будучи оттеснён от необходимых ему и производимых им социальных благ, неизбежно приходит к самому решительному противоречию в своём угнетающем положении.  А когда угнетённый класс составляет большинство всех членов общества и до него доходит осознанное понимание необходимости социальной революции, у него появляется соответствующее сознание, которое необходимо ему для реализации  коммунистической идеи!» (т.6, стр.49 – 50).


     Здесь уже ясно видно, что основных материальных предпосылок коммунистической революции две. Во-первых, производительные силы, которые в своём развитии достигают такой ступени, что превращаются в разрушительные силы. Во-вторых — появляется революционный класс, который «составляет большинство всех членов общества».

     Ещё через две страницы, резюмируя свою материалистическую концепцию, Маркс и Энгельс снова подчеркивают, что без этих двух материальных предпосылок коммунистическая революция невозможна: «если нет налицо этих материальных элементов всеобщего переворота, а именно: с одной стороны, определенного развития производительных сил, а с другой — формирования нового сознания революционной массы и понимания ею сущности и необходимости такого переворота!   И, как это уже не раз доказывала история революций, для практического развития не имеет никакого значения то обстоятельство, что уже сотни раз высказывалась идея такого переворота» (т.6, Стр.46 ).


     Все три приведенных отрывка можно датировать ноябрем – декабрем 1845 г. В более поздней части рукописи, относящейся к марту 1846 г., Маркс и Энгельс делают следующий шаг вперед: они уточняют, конкретизируют тот уровень развития производительных сил, на котором становится возможным коммунистическое преобразование общества. Это возможно только на стадии развития крупной промышленности, причём на достаточно высоком уровне ее развития.

     На определенных ступенях развития производительных сил частная собственность как на средства производства, так и на производимые средства для жизни была необходима. Но на стадии развития крупной промышленности после отмены рабства и крепостничества, чтобы трудящиеся люди стали действительно свободны от любого рабства, в том числе и от наёмного, частная собственность на производимые средства для жизни превращается в оковы и не позволяет развиваться социально справедливому обществу.

     Именно поэтому, в интересах дальнейшего развития производства, условия для частной собственности производимых базовых средств для жизни должна быть уничтожена!  Но лишь частная собственность на производимые средства для жизни, а не на средства производства! «В крупной промышленности противоречия между производительными силами  и условиями их жизни впервые выступает как собственный продукт этой промышленности, для порождения которого она должна уже достигнуть высокого развития. Таким образом, только с развитием крупной промышленности становится возможным уничтожение как классового угнетения трудящихся масс, так и сокращение товарного производства средств для жизни!» (т.5, стр. 77 – 78).

     Этот сформулированный вывод о развитии крупной промышленности, а значит и развитие рабочего класса, есть необходимейшая материальная предпосылка коммунистической революции, является одним из важнейших положений, вошедших в основной комплекс идей научного коммунизма. Он был подготовлен работой Энгельса над «Положением рабочего класса в Англии», а в первом томе КАПИТАЛА на стр.88-89 советского издания уж было показано, как можно провести обобществление производимых средств потребления.

     Затем авторы подходят к вопросу о материальных предпосылках коммунизма с несколько иной стороны. На примере развития социально-бытовых условий жизни они развивают ту высказанную Марксом мысль, что без необходимого развития сознания производительных сил это привело бы лишь к всеобщему распространению бедности: «Во все прежние периоды уничтожение обособленного поддержания относительно комфортных социально-бытовых условий жизни в домашнем быту было невозможно хотя бы потому, что для этого не было ещё материальных условий. Но поскольку организация домашнего быта предполагает не только обеспечение необходимым жильём, питанием и одеждой, но и развитие необходимой техники, использование новых видов энергии и многого другого, в том числе общего для всех водопровода, санитарной канализации, электрического освещения, парового отопления и т.д., что необходимо для сближения условий жизни города и деревни, то необходимы и условия для такого обеспечения. Отсутствие условий гарантированно иметь нормальных условий в быту по количеству и результатам квалификации своего труда не станет способствовать развитию производства и производительных сил, это будет лишено всякой материальной основы и приведёт лишь к подобию уравнительности в монастырском хозяйстве» (т.6. стр.46).

     Сколько раз этот прогноз подтверждался неудачными попытками организовать коммуны с социально справедливой организацией труда и распределения производимых средств для благополучной жизни всех людей сообщества?

     Решением проблемы предпосылок революции основоположники научного коммунизма существенно отличаются от всех представителей утопического и грубо-уравнительного коммунизма. Впоследствии положение о двух материальных предпосылках коммунистической революции было много раз использовано в работах и Маркса, и Энгельса.

     В «Немецкой идеологии» обстоятельнее, чем в предшествующих произведениях Маркса и Энгельса, обосновывается сама необходимость пролетарской, коммунистической революции по обобществлению производимых средств потребления, обосновывается чисто материалистически.

     Необходимость изменения существующего мира вытекала уже из общих принципов нового мировоззрения. Эта основная мысль развивается и в «Немецкой идеологии»: «для практического материалиста, т.е. для коммуниста, все дело заключается в том, чтобы революционизировать существующий мир, чтобы практически выступить против существующего угнетённого положения трудящихся и изменить его» (т6.стр.46). Существующий мир нельзя изменить с помощью одной только теоретической деятельности, необходимо его практическое революционное преобразование: «не критика, а социальные революции является движущей силой истории!» (т.6, стр.89).

     Материалистический анализ всей истории развития человечества привёл к выводу, что конфликт между производительными силами и общественными отношениями обусловливает необходимость разрешения его путём социальной революции и не обязательно насильственным путём. Вывод о том, что объединённые трудящиеся массы являются той объективной революционной силой, которая может и должна будет совершить коммунистическую революцию парламентарным путём был сделан Марксом уже в «Немецко-французском ежегоднике» (т.1, стр. 27 – 28). Только теперь этот вывод конкретизируется.

     Существенные предпосылки для такой конкретизации были созданы в результате изучения Энгельсом положения рабочего класса в Англии и революции во Франции. Не пролетариата вообще, а именно современные, с революционно изменённым сознанием и хорошо объединённые в свою политическую партию трудящиеся массы, созданные промышленной революцией и крупной промышленностью, – вот та объективная сила, тот революционный класс, который знает, что нужно делать для своей счастливой жизни и совершит коммунистическое преобразование в обществе!

     Что же вынуждает его к этому? Отчуждение результатов труда и замена их его эквивалентом, то есть деньгами, без каких-либо социальных гарантий в социально-бытовой сфере! Именно это, говорят авторы «Немецкой идеологии», превращает основную массу человечества, большинство членов общества в пролетариев, противостоящих миру власть и богатство имущих.

     Это отчуждение становится невыносимой силой, против которой совершают революцию. Не только отдельные условия прежнего общества, но вся их совокупность, не только отношение пролетариата к буржуазии, но и сам характер его деятельности – не самодеятельность, а деятельность по внешнему принуждению – становятся невыносимыми для этого угнетенного класса. И, наконец, дело дошло теперь до того, что трудящиеся должны революционным образом изменить существующее положение дел, чтобы результаты совокупного труда производительных сил не только обеспечивали их нормальную жизнь, но и для того, чтобы совершить социальную революцию для будущих поколений! Классическое завершение эта аргументация получит несколько лет спустя в «Анти-Дюринге».

     Наиболее резко необходимость коммунистических революционных преобразований в обществе, то есть необходимость именно революционного изменения всей буржуазной системы производства и распределения средств для жизни, а не какого-либо иного способа преобразования буржуазного общества в коммунистическое – сформулирована в той части рукописи первой главы «Немецкой идеологии», где авторы резюмируют выводы, вытекающие из материалистического понимания истории. Главным таким выводом как раз и является вывод о необходимости таких революционных изменений и он формулируется в виде четырех пунктов.

     Первый содержит чёткое определение материальных предпосылок революции.

     Второй пункт даёт обоснование необходимости свержения монополии капитала и власти господствующего класса буржуазии: «Вторым условием, при котором могут применяться объединённые производительные силы, является условие господства определенного класса общества и поэтому всякая революционная борьба направляется против класса, который господствовал до этого». К этому месту Маркс делает на полях такую пометку: «Только буржуазный класс заинтересован в том, чтобы сохранить товарное производство».

     Третий пункт формулирует принципиальное отличие коммунистической революции от всех прежних революций: уничтожение наёмного труда как деятельности по внешнему принуждению, уничтожение какого-либо классового господства и самих классов новым способом производства и распределения, который будет не ради прибыли, а ради удовлетворения насущных потребностей человека труда через его количество и результаты квалификации на рабочем месте в экономике страны для социального благополучия всего общества, а не только ради удовлетворения прихотей власть и богатство имущих!

     Наконец, последний, четвертый пункт представляет наибольший интерес. Приведем его целиком: «Как для массового порождения коммунистического сознания, так и для достижения самой цели будущей революции, которая необходима прежде всего для массового изменения сознания людей, что возможно только в практическом движении и прежде всего для революционного изменении этого сознания!
     Следовательно, революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно изменить господствующую систему, но и потому, что свергающий класс только революционными методами в экономике и политике может сбросить с себя всю старую мерзость своей нищеты и бесправия, чтобы стать способным создать новую коммунистическую культуру своего общества» (т.8, стр. 94 – 95).

     Здесь речь идёт не о насильственном свержении власти, а о революционных изменениях в экономике и политике общества! А каким путём, при помощи вооружённого народного восстания, при помощи правительственного переворота или парламентарным путём сторонники таких революционных изменений придут к власти, это будет решаться на месте в каждой отдельной стране!

     Итак, революция имеет двойственное направление, когда меняются не только условия жизни людей, но и в то же время свершается революция в сознании людей творящих социальную революцию и эта мысль принадлежит Марксу!

     «Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности, или самоизменения, может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика», – писал он в «Тезисах о Фейербахе» (т.6, стр.103). «В революционной деятельности изменение самого себя совпадает с преобразованием обстоятельств», – говорится в «Немецкой идеологии» (т3, 201).

     Так Маркс и Энгельс обосновывают необходимость объединения трудящихся масс для борьбы за революционные преобразования в обществе, для торжества в нём коммунистического мировоззрения!

     Но кого сегодня в России волнует это коммунистическое мировоззрение...


Рецензии