Ру и ны

 (о том, как же так случилось, что мир вместо целостности оказался усеян руинами и как надо вести себя чтобы этого избежать )


Предполагается что около 5 тыс.лет назад на территории Месопотамии, в юго-восточной ее части, появились шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»), и образовал между реками Тигр и Евфрат первое в истории нашей планеты царство-государство  - государство шумер  У_ра_р_ту. Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в тоже время или несколько позднее. Считается что шумерский язык, с его причудливой грамматикой не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Считается что шумеры относятся к средиземноморской расе. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. Предполагается что они пришли возможно из Азии, преодолев горную местность и сумев овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. В шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. При этом многое говорит о том, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём. Они появились в устьях рек. В их древнейших верованиях главную роль играл бог Энки, чей «дом» — Абзу — находился на дне океана. Можно предположить что это связано с тем, что они пережили великий потоп. Поселившись в Двуречье, шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам - т.е. с водой были на ты. Возможно они долго жили со всех сторон окруженные большой водой, и по мере подъёма её уровня уходили на возвышенность и там обустраивали свою жизнь. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун. Вполне возможно что это была самая высока точка на планете. Но скорее всего их спасительный берег не сохранился. Шла перестройка рельефа планеты, и их остров опустился на дно, когда поднимались другие горы. Судя по тому что в Аркаиме на раскопках обнаружена колесница, поверхность земли на обширных территориях была ровной. И этим объясняется интересная факт расстановки городов. Возможно речь может идти об огромном славянском мире огромного государства Этрурии, простиравшемся от Средиземноморья до Северных морей, а по широте от острова Британия до Великой Китайской стены, западным краем которого был океан. И лишь после предательская сговора местных воевод с промерзшими и оттого агрессивными норманами (они же варяги после ассимиляции славянами), западным её краем стала нынешняя Польша с городом Варшава. На западной краю славянской империи её жители стали зваться пол-ша, потому что ГРАНИЦА прошла через эту местность, отделив Русь от боль-шой воды(Ва) через город Ва-р-ша-ва.
Город КРАКОВ (он же город Кряков посмотрите герб 1832 года с уткой), ПОСТАВЛЕН НА СЕРЕДИНЕ ПУТИ МЕЖДУ этой границей (город Варшава) и Львовом, что СОСТАВЛЯЕТ 1/4 ЧАСТЬ ПУТИ ОТ ГОРОДА ЛЬВОВ ДО КИЕВА. А расстояние от Львова до Киева составляет 1/4 ЧАСТЬ ПУТИ ОТ КИЕВА ДО МОСКВЫ (Мос-к-ва), которая стала новым географическим центром этой части славянской империи на середине в два раза более протяжённого чем от Киева до Москвы пути — через Москву на север в Чухонь (сегодня территория Финляндии). Не было метрической системы, а были соотношения, которые употреблялись и при строительстве Парфенона (такие соотношения составляют суть правила Золотого сечения). Расстояния мерились городами — в этом было их географическое предназначение, так как территории были огромны. Места расстановки городов определялись видимостью и днями пути. Города ставили как географические координаты опорных пунктов огромного государства, потому и называли скандинавы Россию страной городов. И Рим стал одним из таких городов огромной Этрусской империи. Есть интересный факт: Римляне никогда не называли свою страну Италией. Происхождение слова Italia точно не известно. Чаще всего полагают, что Италией греки называли современную Калабрию. Греки называли эту страну «страной телят», бык — символ народов, обитавших в этих местах. Быка изображали бодающим римскую Волчицу. А Римляне это не племя и не род, это название городской общины.
Охота была изначально главной промысловой культурой славян Этрурии, добытытре в обильных лесах отправлялось торговыми путями, одним из которых стал путь из Варяг в Греки. Позже, когда торговля распространилась через Средиземное море дальше в Египет, было условленно, что не будет разделения на эллинов и иудеев чтобы это не препятствовало торговле, и было принято христианство, как надёжная примеряющая всех идеология в качестве основы бесконфликтных международных и торговых отношений.

До известных нам вариантов письменности использовалось каменные стелы с руническим письмом (руническая иконопись унаследовала эту форму повествования). Этрусские руны на каменных стелах обнаружены и в Причерноморье и в Египте и в районе Аркаима.

 Идиш имеет сходство с вязью арабской письменности. Латынь основа так называемой романской группы современных языков. И есть  интересный факт - на латыни cognatus это кровные родственники по женской линии, и в этом есть схожесть или культурная преемственность между католицизмом и иудаизмом. Кровное родство определяется исключительно по материнской линии у иудеев. Вот такие культурные взаимосвязи.

Вернёмся в Месопотамию. Около 2900 до Р. Х. Шумер пережил гигантское наводнение, оставшееся в народных преданиях как шестидневный «всемирный потоп». Согласно шумерским сказаниям, заимствованным позже семитами, во время потопа погибло множество людей. «Всё человечество стало глиной» – уцелел лишь правитель города Шуруппака, праведник Зиусудру, он же Заратустра, а в вавилонских сказаниях - Утнапиштим (прообраз библейского Ноя), КОТОРОМУ БОГ МУДРОСТИ Энки (Эа) (он же Энкиду) открыл приближение катастрофы и посоветовал построить ковчег.
На своём ковчеге Зиусудра причалил к высокой горе.

 Потоп отмечен во всех шумерских царских списках. Его действительные археологические следы открыты ещё во время раскопок Вулли (начало XX века): толстые слои глины и ила, разделяют городские постройки и относятся к началу III тысячелетия до нашей эры. В литературе шумеров много упоминаний о периоде «до потопа». После потопа возвысился город Киш. Сохранилось предание о кишском царе Этане (XXVIII в. до н. э.). Его преемник Эн-Мебарагеси – первый царь шумерской истории, от которого остались не только легендарные воспоминания, но и вещественные памятники. Сын Эн-Мебарагеси Агга (ок. 2600 г.?) открыл войну с другим шумерским городом, Уруком, где воцарился Гильгамеш. Гильгамеш сделался величайшим героем шумерских исторических сказаний. Мифы повествовали, как он поднялся на высокие Кедровые горы к востоку от Междуречья и убил там врага людей - демона кедров Хумбабу.

Шумеры, наряду с образцом первой письменности, колесом, оставили на память о себе и знаменитую "Поэму о Гильгамеше". Это одно из самых древних дошедших до нас литературных произведений (эпос был написан в XXII в. до н.э.), которое ценно еще и тем, что писали его шумеры в течение тысячи лет (потом христиане датировали всё лишь от рождества Христова и этот период укладывался  в тысячу лет).

В поэме древними авторами рассказывается о том что Гильгамеш подружился   с  Энкиду защищающим зверей, и что примечательно !живущего по звериным законам! В сказании написано что хотя и был сделано это существо из глины, но было сильным, как дикий зверь, и своим обличьем напоминало зверя. Его тело было покрыто густой шерстью, а волосы на его голове подымались, подобно спелым колосьям. Лишенное человеческого разума, обладало звериным чутьем.
 
По легенде Гильгамеш обучил Энкиду ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ПОВЕДЕНИЮ, а помогала в этом Гильгамешу Шамхат (вероятно она же в последствии Шамаханская царица), служительница самой богини любви Иштар. И позвал тогда Гильгамеш с собой Энкиду сразиться с великаном кедрового леса высоко в горах. И что интересно друзья сражаются и с великаном, и со злобным БЫКОМ (позже получившим в античной мифологии имя Зевс). Бык — это символ народов, обитавших там что позже стало называться Южной Италией. Причём быка изображали бодающим римскую Волчицу. Предполагается что это греки называли ту местность  «страной телят» (Италией). 


Ещё до потопа в Нижнюю Месопотамию начали с востока и юга проникать неродственные шумерам племена восточных семитов.  Приход семитов, не обошёлся без военных столкновений с шумерами (раскопки выявляют следы разрушений на крепостях). Но потом обе нации, сохранив каждая свой язык и не смешавшись окончательно, составили «симбиотическую» общность «черноголовых». Одна ветвь восточных семитов — аккадцы — обосновалась в близком соседстве с шумерским ареалом, а вторая — ассирийцы – на Среднем Тигре.


Шумерское письмо представляло собой иероглифическую пиктографию. Многие его символы стали слоговыми. Это же мы, видим в Египте и на стенах и стелах сохранившихся памятников древней Этрурии. 


Шумерские дружины состояли из пехотинцев и колесниц (запряжённых ослами, в Шумерри до прихода из Этрурии так называемых   индоевропейцев лошадей не было).


Область Тигра и Евфрата, лишь северная часть которой, собственно говоря, называлась Месопотамией (Междуречьем), представляла собой много черт, общих с Египтом, но превосходила последний своими размерами. Это была огромная РАВНИНА, ограниченная с севера горным хребтом Тавром (Таврида это горный Крым), с запада пустынями Сирии и Аравии, с востока Иранским плоскогорьем, с юга Персидским заливом. Почва наносного происхождения была особенно плодородна в южной части страны, которая носила название Вавилонии, и рядом с которой находилось другое Междуречье между Тигром и его притоком Хоаспом – Элам. Это был настоящий «сад Азии», где пшеница и ячмень давали урожай в 200 и даже триста зерен на одно посеянное зерно, а большие пальмовые рощи снабжали жителей разными продуктами – вплоть до корма для скота когда вследствие засухи на пастбищах совсем исчезала трава.

В древности Тигр и Евфрат не сливались перед впадением в море в одну реку, как теперь, а каждая из них имела свое устье, образуя вместе обширную дельту. Обе реки, подобно Нилу, периодически разливались, когда в горах начиналось таяние снега. Это разлитие Тигра и Евфрата происходило в апреле - месяц нисан, который упоминается позже в описании восхождения Христа на Голгофу, в описании принесения Богом в жертву своего сына людям, чтобы они услышали его и наконец начали исполнять его закон, запечатлённый в десяти заповедях уже переданных ранее Моисею - не убий, не укради и т.д.



В области Тигра и Евфрата первоначальным центром культуры была южная часть страны -  Халдея, где жил  народ, как полагают, желтой расы (туранской ветви), называвшие себя аккадцами.и хоть предполагается что это одна из ветвей восточных семитов, которая обосновалась в близком соседстве с шумерским ареалом обитания, но есть подтверждение что местный народ узнал обработку металлов и имел письмена ещё до того как в страну пришли семитические завоеватели, смешавшиеся потом с туземным населением и усвоившие его культуру. Считается что завоёвано жившее тут население было  семитами только потому, что  тогда не было у местного населения единого государства, страна была разделенною между мелкими царьками, под властью которых были отдельные города, в числе которых был Бабилу, с позднейшим названием Вавилон, давшим впоследствии имя всей стране. Из Халдеи мало-помалу культура распространилась к семитам, занявшим среднее течение обеих рек -  территорию называемую Ассирия (вторая семитская ветвь, расположившаяся на Среднем Тигре). Здесь образовалось  несколько отдельных государств, между которыми был построен город Ниневия.

 Считается что египетские фараоны XVIII династии завоевали Ассирию и наложили на нее дань, при том что самии ассирийцы подмяли под себя соседние государства — на севере Армению, на юге государства Халдеи.
В XIII в. до Р. X. Ассирия становится большим завоевательным царством, которое в течение шести столетий вело войны со своими соседями и захватывало их земли, жесточайшим образом усмиряя восстания побежденных. О завоеваниях ассирийских царей мы знаем из Библии, так как в числе народов, с которыми они вели войны, были в том числе и сами семиты. За воинственный нрав Ассирийцев мягко говоря не любили. В 612 г. подвластные им народы (вавилоняне и мидяне) разрушили Ниневию, угнав почти всё её население  в рабство (строительных машин тогда ещё не было, поэтому строительные рабочие были очень нужны). После этого власть в Передней Азии перешло к Халдее - царству Вавилонскому, особенно в правление знаменитого Навуходоносора (605 – 562), при котором Вавилон сделался громадным и великолепным городом, удивлявшим современников, более славным, чем Мемфис и Фивы. (Его описание оставлено греческим историком Геродотом).

До нас дошла часть громадных архива и библиотеки, которые собрал ассирийский царь Ашшурбанапал. Архивы состояли из официальных документов и разнообразных произведений ассирийской и вавилонской письменности. Собственно в этой библиотеке и был обнаружена поэма о Гильгамеше.

После расселения на юге Месопотамии сутиев-амореев доля семитов в местном населении возросла настолько, что шумерский язык перестал употребляться в живой речи, хотя официальная и храмовая документация ещё долго по исторической традиции продолжала вестись на нём. Разграбив южную и центральную часть Междуречья, сутии-амореи поначалу расселились по сельским их местностям. Там эти семитские кочевники продолжали заниматься привычным для них скотоводством, поначалу мало проникая в города, а лишь торгуя с их жителями. В первое время сутии признавали власть царей Иссина, однако мало-помалу их племенные союзы стали подчинять себе некоторые мелкие города. Часть таких центров стала расти и приобретать сильное политическое значение. Особенно выдвинулись Ларса (на юге), ставшая столицей старейшего племени сутиев-амореев – ямутбала в центре страны. Вавилон подчинился сутийскому племени амнану – части племенного союза БЕНИЯМИНА, большая часть которого через несколько веков составила еврейское «колено Вениамина».

Сутийские вожди стали усиливаться, и к началу XIX века до Р. Х. Месопотамия распалась более чем на десяток государств. Шумеры были постепенно поглощены семитами и растворились в их массе. Начало II тысячелетия до Р. Х. ознаменовалось концом шумерской истории, хотя юг Двуречья ещё несколько веков сохранял некоторые культурные отличия от центра и севера, составляя особую область «Приморье».

"С уходом богини Иштар, вселяющей в сердца страсть и возбуждающей у всех живых существ желание любить, замерла на земле жизнь, и мертвящее равнодушие охватило все живое. ...
Но Радостно прошла Иштар через все семь ворот (ада), и унылый страж возвращал ей со вздохом все одежды и украшения, которые он отнял у нее. Жестокие боли и сердечное уныние, терзавшие богиню в подземном мире, исчезли без следа. В своих руках держала она сосуд с живой водой. Она возлила воду жизни на труп юного Думузи (Таммуза) и набросила на него белоснежное одеяние. И поднялся ее прекрасный брат и супруг с ложа смерти, и вся земля возликовала. Всех животных, птиц и людей вновь охватила страсть. Это случилось в месяце нисан (март-апрель), в день весеннего равноденствия". Всё это есть в русских сказках.


 Ниневия (или Нин) (VIII—VII век до н. э.)  названная именем основателя Ассирийского государства (в грузинском варианте ласковая Нино - очень распространённое грузинское имя).

Бабилон - Ва_ви_лон с многоязычными строителями Вавилонской башни, как гласят письменные источники. По приданию строители Вавилонской башни, отлично понимавшие друг друга в начале, к концу строительства вдруг заговорили на разных языках, из за чего башня рухнула. С тех пор они якобы и стали называться язычниками. А может быть  они из-за этого разобидевшись и Ниневию решили стереть с лица земли?

Так сказать за компанию...



На дороге из Египта в область Тигра и Евфрата лежали Сирия, Финикия и Палестина. Из этих трех стран особое значение приобрела по своему географическому положению Финикия, получившая свое название у греков, как страна солнечного божества Финика, появлявшаяся с востока.
!!!Это была узкая прибрежная полоса!!!
 между горным хребтом Ливаном и Средиземным морем, которое у этого берега (а таже севернее и южнее) носило имя Финикийского. Природа соединила здесь на небольшом пространстве все, что только могло содействовать развитию мореплавания. Берег моря представлял собою множество удобных гаваней (в настоящее время совершенно засоренных), а на горах рос превосходный строевой лес – громадные сосны и знаменитые ливанские кедры.

При XVIII династии фараонов Финикия была под централизованной властью Египта, и её жители имели привилегию вести Египтскую торговлю, в Мемфисе у них даже образовался свой особый квартал. Торговля, соединенная с морским разбоем, сделалась главным занятием финикийцев и ради торговых целей они стали заводить свои колонии на берегах и островах Средиземного моря. Они овладели Кипром, богатым медью, и некоторыми островами Архипелага, и даже проникали в Черное море, а на западе основывали свои поселения в Сицилии, в Сардинии, в южной Испании, богатой серебром (Кадис), и в северной Африке (Карфаген) и даже решались выходить в Атлантический океан, в также добираться до западных берегов Африки и до островного побережья, которое зовется сейчас Британией, откуда привозили олово.

Финикия вошла в число земель Ассиро-Вавилонского царства, а затем перешла персам, в монархии которых играла потом роль главной морской силы. 

Финикийских купцов упрекали в лживости и коварстве, но они все-таки умели сделать себя необходимыми всем народам. Приходя в постоянное соприкосновение с образованными странами, они заимствовали у них и завозили  разные знания и искусства. Они переняли у египтян их письмо, но упростили его, составив азбуку из двух десятков букв, и передали ее иудеям, арабам и грекам (у которых в свою очередь заимствовали азбуку итальянцы).

 !!!Религия финикийцев, допускавшая человеческие жертвоприношения, была происхождения семитического. Они поклонялись Ваалу и Астарте (как бы аналоги что Бел и Иштар, но в этом случае очень кровожадные боги).

В Тире был развит культ Мелькарта, которого греки сравнивали со своим Гераклом.

По соседству с финикийцами жили родственные им по происхождению и языку евреи, оставившие о своей истории обширные известия в Библии.

Царствование Соломона было мирным и славным, но царь позволил финикийцам строить святилища их богам в самом Иерусалиме и сам приносил им жертвы. После смерти царя Соломона государство распалось на два царства – Израильское на севере и Иудейское на юге. Первое образовали десять колен, второе – два, но зато в нем находился Иерусалим.

Это разделение между Израилем и Иудой и войны, начавшиеся между ними, позволили народам, которые были покорены евреями, сбросить с себя их владычество.



В 722 г. ассирийский царь Саргон взял столицу Израильского царства Самарию, а в 585 г. под ударами Навуходоносора пало  царство Иудейское, при чем жители были отведены в плен в Вавилон. После падения Вавилона (обозначенного как крушение Вавилонской башни) персидский царь Кир позволил иудеям вернуться на родину и вновь отстроить город и храм, но с этого времени над их страною утвердилась власть персидских царей. Таким образом, евреи не имели большого значения в политической истории Востока. В их среде сохранялось религиозное учение о едином боге,  позаимствованное у египтян периода правления Эхнатона, но звали они своего бога Иегова.



Ученым, занимающимся сравнительным изучением языков, удалось открыть, что почти все европейские языки имеют общее происхождение и что одного же происхождения с ними были древние языки санскрит и зенд, на которых были написаны священные книги Индии и Ирана. Из родства языков, заключающегося в общих корнях слов и в сходных грамматических формах, ученые вывели то заключение, что индийцы, иранцы, армяне, греки, римляне, кельты, германцы, славяне и литовцы происходят от общих предков, т е. от одного народа, который принято называть арийцами (или праарийцами, то бишь этрусками). Такой вывод сделан  по тому, как называли себя древнейшие представители населения, занявшего Индию и Иран. Почти наверное можно сказать, что индийцы и иранцы, одинаково называвшие себя «ариями», ранее других частей отделились от общего корня.
Веды, это четыре древнеиндийские, а точнее, древнеарийские, а ещё точнее этрусские, книги, в которых излагаются главные основы ведической религии. Начало складывания вед относится к периоду, когда древние арии ( они же этруски) ещё не переселились в Индию из-за похолодания, и даже ещё не произошло обособления двух основных ветвей этого народа – индийской и иранской.



Зороастризм, одно из замечательных религиозных учений Востока, выработался в Древнем Иране. Подобно соплеменникам своим, арийцам Древней Индии, иранцы тоже обоготворяли сначала силы природы. Солнце, прогоняющее зимний холод и массы снега на горах; утренняя заря, рассеивающая ночные туманы, вспыхивающий огонь, земной отблеск небесного света, – огонь, который разрастающимся пламенем символически обозначает стремление души человеческой к вечному источнику света, представлялись божествами пастушеским народам Ирана, как и арийцам на Инде. Напротив, сухие ветры, ужасы степи и пустыни, где живут духи ночи и разрушения, внушали им страх, как враждебные демоны. Под улыбающимся небом Индии, где природа показывает себя только с благодетельной стороны своей, выработались понятие о божественной душе мира, от которой исходить все созданное, понятие о благом Провидении; напротив в Иране, где в природе, в климате ощутимы величайшие противоположности, развилось лежащее в основании всякой естественной религии верование в добрых и злых духов, в благодетельные силы света и враждебные силы мрака.

Этот дуализм (двойственный взгляд) впоследствии перешел из естественно-символического противопоставления в область чисто-нравственную. Но как в народных верованиях индийских арийцев первое место поначалу принадлежало Индре, так у иранцев главным божеством был бог солнца – Митра.

Эта естественная религия рано была приведена в систему мудрецом и основателем религиозного учения Зороастром (Заратустра): все разрозненные понятия и правила собраны им в одну священную книгу – Зенд-Авесту.

    О чём говорил Заратустра: 

Ахурамазда(также Ахура-Мазда авест, ahura-mazda, груз., др.-перс. ahuramazda, арм. , Aramazd, монг., Хурмаст), др.-греч.  — Ор мазд  , Ормузд, (пехл. ?whrmzd'), «Бог Мудрый» — авестийское имя божества, которого пророк Зороастра  — основатель зороастризма — провозгласил единым богом. Эхнатон вдохновившись общением с прибывшими со стороны северных гор арийцамм изрядно отличался полученным от них знанием от своих предшественников. 

В Авесте Ахура - Мазда — безначальный творец, пребывающий в бесконечном свете],
создатель всех вещей и податель всего благого, всеведущий устроитель и
властитель мира и высший объект почитания зороастрийцев, называющих себя по-
авестийски mazdayasna, то есть почитаемый почитателями Мазды.

Указанно,  что  Ахура-Мазда является отцом Аши (праведности-истины), то есть закона, по которому развивается мир, и покровителем праведного человека и главой всех сил добра, борющихся с «ложью» — злом и разрушением, происходящими в мире против его воли.

В конечном преображении бытия  (Фрашк_ар_де  - возможно слово ор-да это прегласованное ар-да) вместе со всеми благими
существами будет совершено окончательное очищение мира.


Имя бога в зороастризме образовано от двух древнеиранских слов,
имеющих индоиранские корни:

Ахура (ahura) - тут интересней слог ура.

Просматривается совпадение с санскритским asura.
Возможно воинственность асирийцев оставила о себе некоторые знания - индийские боги не добрые, а могущественные прежде всего. 

Asura это эпитет МНОГИХ богов в Ригведе, прежде всего бога !Ва!руны.

Асуры (позволим себе предположить что речь идёт об асирийцах) — в данном случае это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью
человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам, «молодым богам».


*  помним о трагическом РАЗДЕЛЕНИИ государства Ур_ар_ту, и уничтоженную Ассирию и рухнувшее Вавилонское царство. Трагическое потому, что после крушения государства Урарту от него остался на удивление отменно сохранившийся военный штандарт - древнейший в мире.  Почему именно он так хорошо сохранился?  Возможно в назидание последующим поколениям, чтобы понимали, что разлад сохранит на века только армейские регалии, тогда как из-за разлада в руины превращаются города.



Асуры в индийской традиции подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)».  В зороастризме, наоборот, проклинаются дэвы и почитаются ахуры и Ахура-Мазда  - вот такое у них зеркально отображенное начало зафиксированное как противопоставление.

 Мазда (mazda) — образовано из праиндоевропейского «устанавливающий мысль»,  «осмысливающий», «мудрый». Индийское соответствие medha «разум», «мудрость»

Этот более универсальный, чем «ахура», эпитет бога, описывающий его как Мудрого
Творца, творца мысли, а следовательно и сознания, послужил для образования
зороастрийского самоназвания mazdayasna (мазда ясна) — «почитающий Мазду», «маздеист».

Ахура-Мазда возможно условно перевести как Господь или Повелитель Мудрый, «Господь Мудрость», «Владыка мысли». В Гатах Заратуштры два имени бога Ахура и Мазда часто употребляются независимо друг от друга и в свободном порядке. Начиная со времён Младшей Авесты устанавливается, за исключением застывших молитвенных форм, порядок «Ахура-Мазда», ставший источником позднейших стяжённых форм.

* На протяжении всей среднеиранской и новоиранской эпохи широко употреблялись
именно стяжённые формы двойного имени: пехл. whrmzd /ohrmazd/, согд. xwrmzt
/xormazda/, перс. /ormoz(d)/. Вместе с тем в Новое время для зороастрийской
традиции характерно «восстановление» имени по авестийскому образцу: перс.
[hurmzd].


Главным источником, описывающим образ Ахура-Мазды, являются обращённые к нему
гимны Заратуштры — Гаты, где сказано что Ахура-Мазда открылся пророку после долгих лет настойчивых духовных исканий благодаря «Благому Помыслу» (Y 43).

Заратуштра осмыслил Ахура-Мазду помыслом и увидел его воочию (Y 31.8; 45.8). Пророк вопрошал, а бог отвечал и наставлял пророка в божественной мудрости. В дальнейшем эта «встреча» (авест. hajamana) послужила основой новой религии почитания Мазды (зороастризма).
 
В Гатах Заратуштра просит Ахура-Мазду о защите, о наставлении, о даровании знаний, о благополучии в духовной и телесной жизни, о поддержке, которую - ВНИМАНИЕ !!!!«друг дал бы другу»    (Y 46.2), и в подтверждение этому он сам приносит дары в виде поклонения и посвящения ему своей жизни и тела (Y 33.14).  (РЕЧЬ ИДЁТ о просьбе ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНАЧАЛЬНОГО ЕДИНСТВА, УТРАЧЕННОГО ИЗ-ЗА ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ и ВОЙН).


Указано, что Ахура-Мазда был старше всего, но и самый юный (Христос). Поэтому он возрастает вечно и потому самый могущественный. Опять речь идёт о единстве - на этот раз о единстве поколений.

А также и самый осведомлённый - знающий. Знает ОШИБКИ, которые составляют прошлое,  и зная о них он проектирует будущее. Помимо этого, а  может быть поэтому, он всегда теперь следует прямым путём - путём праведности (пра-видя, т.е. помня и не повторяя ошибок предков).

Ахура-Мазда пребывает в светлой  Гародмане  — «Доме песнопения», окружённый
свитой сотворённых им благих существ — ахур, во главе с Ашей и Воху Маной - Истинным Законом и Благим Помыслом. С Ашей и Вохуманой (манна небесная) называемые в более позднюю эпоху Амешаспандами (есть санкритский аналог) - обратите внимание на УРАВНОВЕШЕННУЮ РИТМИКУ ЭТОГО СЛОВА —  и Язатами (язычниками).

В зороастризме Праведный человек - человек приводящий мир к процветанию — прямой представитель Ахура-Мазды в земном мире и исполнитель его воли. Антропоморфные описания в Гатах происходит «языком его уст» и «руками» ПОТОМУ ЧТО ВО ВЗАИМОПОНИМАНИИ И СОЗИДАНИИ и есть ОСНОВА МИРА И ПРОЦВЕТАНИЯ.
 
 Его язык - язык правды. Он держит дары воздаяния праведным и лживым.

Ахура-Мазда — творец (Datar) бытия (Y 50.11). ТВОРИТ СВОИМ ПОМЫСЛОМ (Y.

31.11), помыслом он СОТВОРИЛ СВЕТЛОЕ ПРОСТРАНСТВО МИРА(Y 31.7), ДАЮЩЕЕ

РАДОСТЬ и УМИРОТВОРЕНИЕ. 

Он поддерживает в мире Ашу - «Истину», (вероятно имеется ввиду знания хранившиеся в БИБЛИОТЕКЕ АШУ_Р_БАНАПАЛА.  И   вавилонские язычники возможно были уцелевшими носителями некоторых знаний эпоса времён Ашурбанапала, сохранившими остатки  шумерского языка, за что их прозвали язычниками).

. И это закон функционирования вселенной проявляющийся  в свете - в описании своего откровения Заратуштра постоянно прибегает к образам солнечного света и сияния, видимых им воочию. В Гатах огонь назван принадлежащим Ахура-Мазде. В дальнейшем связь Ахура-Мазды со светом только укреплялась. Солнце стало прямо называться «образом» Ахура-Мазды. А_Х_У_РА-Мазды. Он выступает как жрец — его творение превращается в священнодействие, где он творит посредством священных МАНТР (Y 29.7) (- а ВЫШЕ СКАЗАНО ЧТО ЭТО НЕ ТОЛЬКО УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЯЗЫК, НО И РУКИ) .  Его ТВОРЧЕСКАЯ СИЛА, НАПОЛНЯЮЩАЯ БЫТИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛОЙ, описывается как Спента Маинью «Святой Дух» (Y 47).

Ашу... Создав библиотеку, Ашурбанапал - а создавал он её тысячу лет - ИЗДАЛ СВОЮ КНИГУ БЫТИЯ о том как Гельгамеш НАУЧИЛ СДЕЛАННОЕ ИЗ ГЛИНЫ ЗВЕРОПОДОБНОЕ СУЩЕСТВО СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, и этот человек стал мудрейшим, предсказавшим великий потоп и построившим ковчег для спасения всех зверей и людей. Вот такая интересная история, ставшая основой библейской истории о сотворении человека.

 

Мифология сохраняющаяся во всех аналогах :

Он поддерживает землю и небо от падения, создал чередование дня и ночи,
проложил дорогу светилам, дал силу ветру (Y 44). Он сотворил скот, растения и воду (Y

48.6; 51.7). Он сотворил людей: их тела и души, — и даровал им свободу воли (Y 31.11;

46.6). Он создаёт блага этого мира и дарует их человечеству (Y 33.11; 48.3).
Хотя Ахура-Мазда велик, он находится в самых близких отношениях с людьми. Любой, кто на его стороне, может чувствовать себя его близким — другом, братом и отцом (Y 45.11).

Он благосклонен ко всем, кто стремится к дружбе с ним (Y 44.17).
Тот, кто поддерживает в мире закон Аши, становится самым желанным союзником Ахура-Мазды, и бог одаривает его благами !!Целостности!! и Бессмертия Y 31.21, 22) - через творение продолженом в будущих поколениях.

По поводу закона и вершения суда:
Ахура-Мазда изначально определил два типа поведения — в соответствии с моральным порядком мира или наперекор ему (Y 46.6)

Человек выбирает между этими двумя путями в соответствии со своей свободной волей, но конец выбравших два разных пути будет различен (Y 48.4). И праведного, и лживого ожидает конечное вознаграждение, исходящее от Ахура-Мазды (Y 43.4, 5) — спасение и всевозможные блага для первых и боль и разрушение для вторых (Y 30.11 и др).

.

Вывод:
всё, что делается НАПЕРЕКОР (чему-либо или кому-либо), РАЗРУШАЕТ любой задуманный, изначально очень мудрым человеком) проект МИРО-ЗДАНИЯ.


Рецензии
Я согласен с вами, что это очень интересно и следует изучать! Но не будучи специалистом, не даю своей оценки...

Сабит Ахматнуров 2   01.11.2025 17:35     Заявить о нарушении
Спасибо. Понимаю что вы из вежливости написали такую фразу. Вы глубоко погружены в изучение истории, это большой труд, что всегда вызывает уважение. А меня интересуют более объективные причины, повлиявшие на движение и столкновение человеков, чем простое человеческое тщеславие.

Ирина Купцова   02.11.2025 04:49   Заявить о нарушении
Ещё раз хочу Вас поблагодарить, рада знакомству. Всегда интересно читать исторические изыскания, если этим занимаются трудолюбивые люди. Евразийство это огромная тема, настолько большая, как велик материк. Спасибо за труд, читать очень интересно уже потому, что вы собираете сведения многих источников.

Ирина Купцова   02.11.2025 04:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.