Руины

 (о том, почему и как мир, вместо целостности, оказался усеян руинами, и какнадо вести себя, чтобы этого избежать )


Предполагается что около 5 тыс.лет назад на территории Месопотамии, в юго-восточной ее части, появились шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»), и образовал между реками Тигр и Евфрат первое в истории нашей планеты царство-государство  - государство шумер  У_ра_р_ту. Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в тоже время или несколько позднее. Считается что шумерский язык, с его причудливой грамматикой не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Считается что шумеры относятся к средиземноморской расе. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. Предполагается что они пришли возможно из Азии, преодолев горную местность и сумев овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. В шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. При этом многое говорит о том, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём. Они появились в устьях рек. В их древнейших верованиях главную роль играл бог Энки, чей «дом» — Абзу — находился на дне океана. Можно предположить что это связано с тем, что они пережили великий потоп. Поселившись в Двуречье, шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам - т.е. с водой были на ты. Возможно они долго жили со всех сторон окруженные большой водой, и по мере подъёма её уровня уходили на возвышенность и там обустраивали свою жизнь. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун. Вполне возможно что это была самая высока точка на планете. Но скорее всего их спасительный берег не сохранился. Шла перестройка рельефа планеты, и их остров опустился на дно, когда поднимались другие горы. Судя по тому что в Аркаиме на раскопках обнаружена колесница, поверхность земли на обширных территориях была ровной. И этим объясняется интересная факт расстановки городов. Возможно речь может идти об огромном славянском мире, простиравшемся от Средиземноморья до Северных морей, а по широте от острова Британия до Великой Китайской стены, западным краем которого был океан. И лишь после предательская сговора местных воевод с промерзшими и оттого агрессивными норманами (они же варяги после ассимиляции славянами), западным её краем стала нынешняя Польша с городом Варшава. На западной краю славянской империи её жители стали зваться пол-ша, потому что ГРАНИЦА прошла через эту местность, отделив Русь от боль-шой воды(Ва) через город Ва-р-ша-ва.
Город КРАКОВ (он же город Кряков посмотрите герб 1832 года с уткой), ПОСТАВЛЕН НА СЕРЕДИНЕ ПУТИ МЕЖДУ этой границей (город Варшава) и Львовом, что СОСТАВЛЯЕТ 1/4 ЧАСТЬ ПУТИ ОТ ГОРОДА ЛЬВОВ ДО КИЕВА. А расстояние от Львова до Киева составляет 1/4 ЧАСТЬ ПУТИ ОТ КИЕВА ДО МОСКВЫ (Мос-к-ва), которая стала новым географическим центром славянской империи на середине в два раза более протяжённого пути от Киева на север в Чухонь (сегодня территория Финляндии). Не было метрической системы, а были соотношения, которые употреблялись и при строительстве Парфенона (такие соотношения составляют суть правила Золотого сечения).

Расстояния мерились городами — в этом было их географическое предназначение, так ка территории были огромны и расстояния были велики. Их ставили как географические координаты опорных пунктов огромного государства. И Рим стал одним из таких городов огромной Славянской империи. Есть интересный факт: Римляне никогда не называли свою страну Италией. Происхождение слова Italia точно не известно. Чаще всего полагают, что Италией греки называли современную Калабрию. Греки называли эту страну «страной телят», бык — символ народов, обитавших в этих местах. Быка изображали бодающим римскую Волчицу. А Римляне это не племя и не род, это название городской общины.
Охота была изначально главной промысловой культурой славян на торговом пути из Варяг в Греки. Позже, когда торговля распространялась через Средиземное море дальше в Египет, было принято, что не будет разделения на эллинов и иудеев, и было принято христианство, как самая надёжная идеология т.к. это создавало надёжную основу нормальных международных и торговых отношений. И для этого были причины.

До известных нам вариантов письменности использовалось каменные стелы с руническим письмом (руническая иконопись унаследовала эту форму повествования). Руны на каменных стелах обнаружены и в Причерноморье и в районе Аркаима и дальше.


В буквенной письменности особо выделяется идиш и латынь. Идиш имеет сходство с вязью арабской письменности. Латынь основа так называемой романской группы современных языков, и есть  интересный факт - на латыни cognatus это кровные родственники по женской линии, и в этом есть очевидная культурная преемственность. Кровное родство определяется исключительно по материнской линии у иудеев. Вот так такие культурные взаимосвязи.

Вернёмся в Месопотамию. Около 2900 до Р. Х. Шумер пережил гигантское наводнение, оставшееся в народных преданиях как шестидневный «всемирный потоп». Согласно шумерским сказаниям, заимствованным позже семитами, во время потопа погибло множество людей. «Всё человечество стало глиной» – уцелел лишь правитель города Шуруппака, праведник Зиусудру, он же Заратустра, а в вавилонских сказаниях - Утнапиштим (прообраз библейского Ноя), КОТОРОМУ БОГ МУДРОСТИ Энки (Эа) (он же Энкиду) открыл приближение катастрофы и посоветовал построить ковчег.
На своём ковчеге Зиусудра причалил к высокой горе.

 Потоп отмечен во всех шумерских царских списках. Его действительные археологические следы открыты ещё во время раскопок Вулли (начало XX века): толстые слои глины и ила, разделяют городские постройки и относятся как раз к началу III тысячелетия. В литературе шумеров много упоминаний о периоде «до потопа». После потопа возвысился город Киш. Сохранилось предание о кишском царе Этане (XXVIII в. до н. э.). Его преемник Эн-Мебарагеси – первый царь шумерской истории, от которого остались не только легендарные воспоминания, но и вещественные памятники. Сын Эн-Мебарагеси Агга (ок. 2600 г.?) открыл войну с другим шумерским городом, Уруком, где воцарился Гильгамеш. Гильгамеш сделался величайшим героем шумерских исторических сказаний. Мифы повествовали, как он поднялся на высокие Кедровые горы к востоку от Междуречья и убил там врага людей - демона кедров Хумбабу.

Шумеры, наряду с образцом первой письменности, колесом, оставили на память о себе и знаменитую "Поэму о Гильгамеше". Это одно из самых древних дошедших до нас литературных произведений (эпос был написан в XXII в. до н.э.), которое ценно еще и тем, что писали его шумеры в течение тысячи лет (а потом христиане датировали всё лишь от рождества Христова).

В поэме древними авторами рассказывается о том что Гильгамеш подружился   с  Энки ду защищающим зверей, и что примечательно !живущего по звериным законам! Как вам такой БОГ МУДРОСТИ?
В сказании написано что хотя и был сделано это существо из глины, но было сильным, как дикий зверь, и своим обличьем напоминало зверя. Его тело было покрыто густой шерстью, а волосы на его голове подымались, подобно спелым колосьям. Лишенное человеческого разума, обладало звериным чутьем. Мифы позволяли представлять своих предков и свое прошлое так, как этого хотели живущие.

 
По легенде Гильгамеш обучил Энкиду ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ПОВЕДЕНИЮ и помогала в этом Гильгамешу Шамхат (она же Шамаханская царица), служительница самой богини любви Иштар. И позвал тогда Гильгамеш с собой Энкиду сразиться с великаном кедрового леса высоко в горах. И что интересно друзья сражаются и с великаном, и со злобным БЫКОМ (позже получившим в античной мифологии имя Зевс). Бык — это символ народов, обитавших там что позже стало называться Южной Италией. Причём быка изображали бодающим римскую Волчицу. Предполагается что это греки называли эту местность  Италией - «страной телят». 


Ещё до потопа в Нижнюю Месопотамию начали с востока и юга проникать неродственные шумерам племена восточных семитов.  Приход семитов, видимо, не обошёлся без военных столкновений с шумерами (раскопки выявляют следы разрушений на крепостях). Но потом обе нации, сохранив каждая свой язык и не смешавшись окончательно, составили «симбиотическую» общность «черноголовых». Одна ветвь восточных семитов (аккадцы) обосновалась в близком соседстве с шумерским ареалом, а вторая (ассирийцы) – на Среднем Тигре.

Шумерское письмо представляло собой иероглифическую пиктографию, хотя многие его символы стали слоговыми. Шумерские дружины состояли из тяжеловооружённых пехотинцев и колесниц, запряжённых ослами (лошадей до прихода индоевропейцев не знали).


Область Тигра и Евфрата, лишь северная часть которой, собственно говоря, называлась Месопотамией (Междуречьем), представляла много черт, общих с Египтом, но превосходила последний своими размерами. Это была огромная РАВНИНА, ограниченная с севера горным хребтом Тавром (Таврида это горный Крым), с запада пустынями Сирии и Аравии, с востока Иранским плоскогорьем, с юга Персидским заливом. Почва наносного происхождения была особенно плодородна в южной части страны, которая носила название Вавилонии, и рядом с которой находилось другое Междуречье между Тигром и его притоком Хоаспом – Элам. Это был настоящий «сад Азии», где пшеница и ячмень давали урожай в 200 и даже триста зерен на одно посеянное зерно, а большие пальмовые рощи снабжали жителей разными продуктами – вплоть до корма для скота на то время, когда вследствие засухи на пастбищах совсем исчезала трава.

В древности Тигр и Евфрат не сливались перед впадением в море в одну реку, как теперь, а каждая из них имела свое устье, образуя вместе обширную дельту. Обе реки, подобно Нилу, периодически разливались, когда в горах начиналось таяние снега. Это разлитие Тигра и Евфрата происходило в апреле - месяц нисан, который упоминается позже в описании восхождения Христа на Голгофу, в описании принесения Богом в жертву своего сына людям чтобы они услышали его и приняли его новый закон запечатлённый в десяти заповедях - не убий, не укради и т.д.



В области Тигра и Евфрата первоначальным центром культуры была южная часть страны -  Халдея, где жил в глубокой древности народ, как полагают, желтой расы (туранской ветви), называвшие себя аккадцами. Этот народ уже знал обработку металлов и имел письмена, когда в страну пришли семитические завоеватели, смешавшиеся потом с туземным населением и усвоившие его культуру. Здесь не было сначала единого государства, и страна долго оставалась разделенною между мелкими царями, под властью которых были отдельные города, в числе которых был Бабилу, позднейший Вавилон, давший впоследствии имя всей стране. Из Халдеи мало-помалу культура распространилась к семитам, занявшим среднее течение обеих рек -  территорию называемую Ассирия. Здесь образовалось  несколько отдельных государств, между которыми был город Ниневия. Египетские фараоны XVIII династии завоевали Ассирию и наложили на нее дань, что не мешало самим ассирийцам подчинять себе соседние страны, на севере Армению, на юге мелкие государства Халдеи.
В XIII в. до Р. X. Ассирия становится большим завоевательным царством, которое в течение шести столетий вело войны со своими соседями и покоряло их земли, жесточайшим образом усмиряя восстания побежденных. О завоеваниях ассирийских царей мы знаем из Библии, так как в числе народов, с которыми они вели войны, были и евреи. За воинственный нрав Ассирийцев все ненавидели. В 612 г. подвластные им народы (вавилоняне и мидяне) разрушили Ниневию, угнав почти все население страны в рабство. После этого власть в Передней Азии перешло к Халдее - царству Вавилонскому, особенно в правление знаменитого Навуходоносора (605 – 562), при котором Вавилон сделался громадным и великолепным городом, удивлявшим современников, более славным, чем Мемфис и Фивы. (Его описание оставлено греческим историком Геродотом).

До нас дошла часть громадных архива и библиотеки, которые собрал ассирийский царь Ашшурбанапал (один из последних), и которые состояли из официальных документов и разнообразных произведений ассирийской и вавилонской письменности. Собственно в этой библиотеке и был обнаружена поэма о Гильгамеше.

После расселения на юге Месопотамии сутиев-амореев доля семитов в местном населении возросла настолько, что шумерский язык перестал употребляться в живой речи, хотя официальная и храмовая документация ещё долго по исторической традиции продолжала вестись на нём. Разграбив южную и центральную часть Междуречья, сутии-амореи поначалу расселились по сельским их местностям. Там эти семитские кочевники продолжали заниматься привычным для них скотоводством, поначалу мало проникая в города, а лишь торгуя с их жителями. В первое время сутии признали власть царей Иссина, однако мало-помалу их племенные союзы стали подчинять себе некоторые мелкие города. Часть таких центров стала расти и приобретать сильное политическое значение. Особенно выдвинулись Ларса (на юге), ставшая столицей старейшего племени сутиев-амореев – ямутбала в центре страны. Вавилон подчинился сутийскому племени амнану – части племенного союза биниямина, большая часть которого через несколько веков составила еврейское «колено Вениамин».

Сутийские вожди стали усиливаться, и к началу XIX века до Р. Х. Месопотамия распалась более чем десяток государств. Шумеры были постепенно поглощены семитами и растворились в их массе. Начало II тысячелетия до Р. Х. ознаменовалось концом шумерской истории, хотя юг Двуречья ещё несколько веков сохранял некоторые культурные отличия от центра и севера, составляя особую область «Приморье».

"С уходом богини Иштар, вселяющей в сердца страсть и возбуждающей у всех живых существ желание любить, замерла на земле жизнь, и мертвящее равнодушие охватило все живое. ... Но Радостно прошла Иштар через все семь ворот (ада), и унылый страж возвращал ей со вздохом все одежды и украшения, которые он отнял у нее. Жестокие боли и сердечное уныние, терзавшие богиню в подземном мире, исчезли без следа. В своих руках держала она сосуд с живой водой. Она возлила воду жизни на труп юного Думузи (Таммуза) и набросила на него белоснежное одеяние. И поднялся ее прекрасный брат и супруг с ложа смерти, и вся земля возликовала. Всех животных, птиц и людей вновь охватила страсть. Это случилось в месяце нисан (март-апрель), в день весеннего равноденствия".

Месопотамия. Здесь находилась прекрасная Ниневия или Нин с VIII—VII веков до н. э. столица названная именем основателя Ассирийского государства (в грузинском варианте ласковая Нино - очень распространённое грузинское имя)  и Бабилон - Ва_ви_лон (со строителями Вавилонской башни и садами Семирамиды). Ниневия оказалась разрушена, Ваивилонская башня тоже рухнула.  Ниневия была стёрта вавилонянами с лица земли.
По приданию строители Вавилонской башни, отлично понимавшие друг друга в начале, к концу строительства вдруг заговорили на разных языках  -  их башни рухнули, а с этим и построенная ими башня,  с тех пор они якобы и стали называться язычниками. А может быть они, после обрушения, с досады Ниневию решили стереть с лица земли? Так сказать за компанию...

На дороге из Египта в область Тигра и Евфрата лежали Сирия, Финикия и Палестина. Из этих трех стран особое значение приобрела по своему географическому положению Финикия, получившая свое название у греков, как страна солнечного божества Финика, появлявшаяся с востока. Это была узкая прибрежная полоса между горным хребтом Ливаном и Средиземным морем, которое у этого берега (и даже севернее и южнее) носило имя Финикийского. Природа соединила здесь на небольшом пространстве все, что только могло содействовать развитию мореплавания. Берег моря представлял собою множество удобных гаваней (в настоящее время совершенно засоренных), а на горах рос превосходный строевой лес – громадные сосны и знаменитые ливанские кедры.

При XVIII династии фараонов Финикия подпала под власть Египта, и её жители получили привилегию вести в Египте торговлю, так что в Мемфисе у них даже образовался свои квартал. Торговля, соединенная с морским разбоем, вообще сделалась главным занятием финикийцев, и ради торговых целей они стали заводить свои колонии на берегах и островах Средиземного моря. Они овладели Кипром, богатым медью[1], и некоторыми островами Архипелага, и даже проникали в Черное море, а на западе основывали свои поселения в Сицилии, в Сардинии, в южной Испании, богатой серебром (Кадис), и в северной Африке (Карфаген) и решались выезжать в Атлантический океан к западным берегам Африки и к Британским островам, откуда привозили олово. Финикия вошла в число земель Ассиро;Вавилонского царства, а затем досталась персам, в монархии которых играла потом роль главной морской силы.  Финикийских купцов упрекали в лживости и коварстве, но они все;таки умели сделать себя необходимыми всем народам. Приходя в постоянное соприкосновение с образованными странами, они заимствовали у них и завозили к варварам разные знания и искусства. Они переняли у египтян их письмо, но упростили его, составив азбуку из двух десятков букв, и передали ее евреям, арабам и грекам (у которых в свою очередь заимствовали азбуку римляне). !!!Религия финикийцев, допускавшая человеческие жертвоприношения, была происхождения семитического. Они поклонялись Ваалу и Астарте (то же, что Бел и Иштар), а в Тире был развит культ Мелькарта, которого греки сравнивали со своим Гераклом.

По соседству с финикийцами жили родственные им по происхождению и языку евреи, оставившие о своей истории обширные известия в Библии. Царствование Соломона было мирным и славным, но царь позволил финикийцам строить святилища их богам в самом Иерусалиме и сам приносил им жертвы. По смерти этого царя, государство распалось на два царства – Израильское на севере и Иудейское на юге. Первое образовали десять колен, второе – два, но зато в нем находился Иерусалим. Это разделение между Израилем и Иудой и войны, начавшиеся между ними, позволили народам, которые были покорены евреями, сбросить с себя их владычество.

В 722 г. ассирийский царь Саргон взял столицу Израильского царства Самарию, а в 585 г. под ударами Навуходоносора пало u царство Иудейское, при чем жители были отведены в плен в Вавилон. Только после падения Вавилона персидский царь Кир позволил иудеям вернуться на родину и вновь отстроить город и храм, но с этого времени над их страною утвердилась власть персидских царей. Таким образом, евреи не имели большого значения в политической истории Востока, но зато в их среде хранилось самое возвышенное религиозное учение в то время - евреи веровали в единого Бога Иегову.


Ученым, занимающимся сравнительным изучением языков, удалось открыть, что почти все европейские языки имеют общее происхождение и что одного же происхождения с ними были древние языки санскрит и зенд, на которых были написаны священные книги Индии и Ирана. Из родства языков, заключающегося в общих корнях слов и в сходных грамматических формах, ученые вывели то заключение, что индийцы, иранцы, армяне, греки, римляне, кельты, германцы, славяне и литовцы происходят от общих предков, т е. от одного народа, который принято называть арийцами (или праарийцами) по тому, как называли себя древнейшие представители племени, занявшие Индию и Иран. Почти наверное можно сказать, что индийцы и иранцы, одинаково называвшие себя «ариями», ранее других частей отделились от общего корня.

Веды, это четыре древнеиндийские, или, точнее, древнеарийские, книги, в которых излагаются главные основы ведической религии. Начало складывания вед относится к периоду, когда древние арии ещё не переселились в Индию и даже ещё не произошло обособления двух основных ветвей этого народа – индийской и иранской.

Зороастризм, одно из замечательных религиозных учений Востока, выработался в Древнем Иране. Подобно соплеменникам своим, арийцам Древней Индии, иранцы тоже обоготворяли сначала силы природы. Солнце, прогоняющее зимний холод и массы снега на горах; утренняя заря, рассеивающая ночные туманы, вспыхивающий огонь, земной отблеск небесного света, – огонь, который разрастающимся пламенем символически обозначает стремление души человеческой к вечному источнику света, представлялись божествами пастушеским народам Ирана, как и арийцам на Инде. Напротив, сухие ветры, ужасы степи и пустыни, где живут духи ночи и разрушения, внушали им страх, как враждебные демоны. Под улыбающимся небом Индии, где природа показывает себя только с благодетельной стороны своей, выработались понятие о божественной душе мира, от которой исходить все созданное, понятие о благом Провидении; напротив в Иране, где в природе, в климате ощутимы величайшие противоположности, развилось лежащее в основании всякой естественной религии верование в добрых и злых духов, в благодетельные силы света и враждебные силы мрака.

Этот дуализм (двойственный взгляд) впоследствии перешел из естественно-символического противопоставления в область чисто-нравственную. Но как в народных верованиях индийских арийцев первое место поначалу принадлежало Индре, так у иранцев главным божеством был бог солнца – Митра.

Эта естественная религия рано была приведена в систему мудрецом и основателем религиозного учения Зороастром (Заратустра): все разрозненные понятия и правила собраны им в одну священную книгу – Зенд-Авесту.

    О чём говорил Заратустра: 

Ахурамазда(также Ахура-Мазда авест, ahura-mazda, груз., др.-перс. ahuramazda, арм. , Aramazd, монг., Хурмаст), др.-греч.  — Ор мазд  , Ормузд, (пехл. ?whrmzd'), «Бог Мудрый» — авестийское имя божества, которого пророк Зороастра  — основатель зороастризма — провозгласил единым богом.

В Авесте Ахура - Мазда — безначальный творец, пребывающий в бесконечном свете],
создатель всех вещей и податель всего благого, всеведущий устроитель и
властитель мира и высший объект почитания зороастрийцев, называющих себя по-
авестийски mazdayasna, то есть почитаемый почитателями Мазды.

Указанно,  что  Ахура-Мазда является отцом Аши (праведности-истины), то есть закона, по которому развивается мир, и покровителем праведного человека и главой всех сил добра, борющихся с «ложью» — злом и разрушением, происходящими в мире против его воли.

В конечном преображении бытия  (Фрашк_ар_де) им вместе со всеми благими
существами будет совершено окончательное очищение мира.


Имя бога в зороастризме образовано от двух древнеиранских слов,
имеющих индоиранские корни:

Ахура (ahura), представляет собой соответствие санскритскому asura, эпитету
МНОГИХ богов в Ригведе, прежде всего бога !Ва!руны.

Асуры (позволим себе предположить что речь идёт об асирийцах) — в данном случае это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью
человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам, «молодым богам».

* ! помним о трагическом РАЗДЕЛЕНИИ государства Ур_ар_ту, и уничтоженную Ассирию и рухнувшее Вавилонское царство. Трагическое потому, что после крушения государства Урарту от него остался на удивление отменно сохранившийся военный штандарт - древнейший в мире.  Почему именно он так хорошо сохранился?  Возможно в назидание последующим поколениям, чтобы понимали, что разлад сохранит на века только армейские регалии, тогда как из-за разлада в руины превращаются города.



Асуры в индийской традиции подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)».  В зороастризме, наоборот, проклинаются дэвы и почитаются ахуры и ахура (по преимуществу — Ахура-Мазда)  - вот такое у них общее начало зафиксированное как противопоставление.

 Мазда (mazda) — образовано из праиндоевропейского «устанавливающий мысль»,  «осмысливающий», «мудрый». Индийское соответствие medha «разум», «мудрость»

Этот более универсальный, чем «ахура», эпитет бога, описывающий его как Мудрого
Творца, творца мысли, а следовательно и сознания, послужил для образования
зороастрийского самоназвания mazdayasna — «почитающий Мазду», «маздеист».

Ахура-Мазда возможно условно перевести как «Господь Мудрый», «Господь Мудрость», «Владыка мысли». В Гатах Заратуштры два имени бога Ахура и Мазда часто употребляются независимо друг от друга и в свободном порядке. Начиная со времён Младшей Авесты устанавливается, за исключением застывших молитвенных форм, порядок «Ахура-Мазда», ставший источником позднейших стяжённых форм.

* На протяжении всей среднеиранской и новоиранской эпохи широко употреблялись
именно стяжённые формы двойного имени: пехл. whrmzd /ohrmazd/, согд. xwrmzt
/xormazda/, перс. /ormoz(d)/. Вместе с тем в Новое время для зороастрийской
традиции характерно «восстановление» имени по авестийскому образцу: перс.
[hurmzd].


Главным источником, описывающим образ Ахура-Мазды, являются обращённые к нему
гимны Заратуштры — Гаты, где сказано что Ахура-Мазда открылся пророку после долгих лет настойчивых духовных исканий благодаря «Благому Помыслу» (Y 43).

Заратуштра осмыслил Ахура-Мазду помыслом и увидел его воочию (Y 31.8; 45.8). Пророк вопрошал, а бог отвечал и наставлял пророка в божественной мудрости. В дальнейшем эта «встреча» (авест. hajamana) послужила основой новой религии почитания Мазды (зороастризма).
 
В Гатах Заратуштра просит Ахура-Мазду о защите, о наставлении, о даровании знаний, о благополучии в духовной и телесной жизни, о поддержке, которую - ВНИМАНИЕ !!!!«друг дал бы другу»    (Y 46.2), и в подтверждение этому он сам приносит дары в виде поклонения и посвящения ему своей жизни и тела (Y 33.14).  (РЕЧЬ ИДЁТ о просьбе ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНАЧАЛЬНОГО ЕДИНСТВА, УТРАЧЕННОГО ИЗ-ЗА ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ и ВОЙН).


Указано, что Ахура-Мазда был старше всего, но и самый юный. Поэтому он возрастает вечно и потому самый могущественный. Опять речь идёт о единстве - на этот раз о единстве поколений.

А также и самый осведомлённый - знающий. Знает ОШИБКИ, которые составляют прошлое,  и зная о них он проектирует будущее. Помимо этого, а  может быть поэтому, он всегда теперь следует прямым путём - путём праведности (пра-видя, т.е. помяни и не повторяя ошибок предков).

Ахура-Мазда пребывает в светлой  Гародмане  — «Доме песнопения», окружённый
свитой сотворённых им благих существ — ахур, во главе с Ашей и Воху Маной - Истинным Законом и Благим Помыслом. С Ашей и Воху Манойназываемые в более позднюю эпоху Амешаспандами - обратите внимание на УРАВНОВЕШЕННУЮ РИТМИКУ СЛОВА,  и рядом с ним  !Язатами! . Во как, вавилонские язычники стало быть являются продолжателями эпоса эпохи Ашурбанапала.


В зороастризме Праведный человек - человек приводящий мир к процветанию — прямой представитель Ахура-Мазды в земном мире и исполнитель его воли. Антропоморфные описания в Гатах происходит «языком его уст» и «руками» ПОТОМУ ЧТО ВО ВЗАИМОПОНИМАНИИ И СОЗИДАНИИ и есть ОСНОВА МИРА И ПРОЦВЕТАНИЯ.
 
 Его язык - язык правды. Он держит дары воздаяния праведным и лживым.

Ахура-Мазда — творец (Datar) бытия (Y 50.11). ТВОРИТ СВОИМ ПОМЫСЛОМ (Y.

31.11), помыслом он СОТВОРИЛ СВЕТЛОЕ ПРОСТРАНСТВО МИРА(Y 31.7), ДАЮЩЕЕ

РАДОСТЬ и УМИРОТВОРЕНИЕ. 

Он поддерживает в мире Ашу - «Истину», (вероятно имеется ввиду БИБЛИОТЕКА АШУ_Р_БАНАПАЛА). И это закон функционирования вселенной проявляющийся  в свете - в описании своего откровения Заратуштра постоянно прибегает к образам солнечного света и сияния, видимых им воочию. В Гатах огонь назван принадлежащим Ахура-Мазде. В дальнейшем связь Ахура-Мазды со светом только укреплялась. Солнце стало прямо называться «образом» Ахура-Мазды. А_Х_У_РА-Мазды. Он выступает как жрец — его творение превращается в священнодействие, где он творит посредством священных МАНТР (Y 29.7) (- а ВЫШЕ СКАЗАНО ЧТО ЭТО НЕ ТОЛЬКО УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЯЗЫК, НО И РУКИ) .  Его ТВОРЧЕСКАЯ СИЛА, НАПОЛНЯЮЩАЯ БЫТИЕ ЖИЗНЕННОЙ СИЛОЙ, описывается как Спента Маинью «Святой Дух» (Y 47).

Ашу... Создав библиотеку, Ашурбанапал - а создавал он её тысячу лет - ИЗДАЛ СВОЮ КНИГУ БЫТИЯ о том как Гельгамеш НАУЧИЛ СДЕЛАННОЕ ИЗ ГЛИНЫ ЗВЕРОПОДОБНОЕ СУЩЕСТВО СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, и этот человек стал мудрейшим, предсказавшим великий потоп и построившим ковчег для спасения всех зверей и людей. Вот такая интересная история, ставшая основой библейской истории о сотворении человека.

 

Мифология сохраняющаяся во всех аналогах :

Он поддерживает землю и небо от падения, создал чередование дня и ночи,
проложил дорогу светилам, дал силу ветру (Y 44). Он сотворил скот, растения и воду (Y

48.6; 51.7). Он сотворил людей: их тела и души, — и даровал им свободу воли (Y 31.11;

46.6). Он создаёт блага этого мира и дарует их человечеству (Y 33.11; 48.3).
Хотя Ахура-Мазда велик, он находится в самых близких отношениях с людьми. Любой, кто на его стороне, может чувствовать себя его близким — другом, братом и отцом (Y 45.11).

Он благосклонен ко всем, кто стремится к дружбе с ним (Y 44.17).
Тот, кто поддерживает в мире закон Аши, становится самым желанным союзником Ахура-Мазды, и бог одаривает его благами !!Целостности!! и Бессмертия Y 31.21, 22) - через творение продолженом в будущих поколениях.

По поводу закона и вершения суда:
Ахура-Мазда изначально определил два типа поведения — в соответствии с моральным порядком мира или наперекор ему (Y 46.6)

Человек выбирает между этими двумя путями в соответствии со своей свободной волей, но конец выбравших два разных пути будет различен (Y 48.4). И праведного, и лживого ожидает конечное вознаграждение, исходящее от Ахура-Мазды (Y 43.4, 5) — спасение и всевозможные блага для первых и боль и разрушение для вторых (Y 30.11 и др).

.

Всё что делается НАПЕРЕКОР (чему-либо или кому-либо) РАЗРУШАЕТ любой проект МИРО-ЗДАНИЯ.


Рецензии
Очень интересно, Ирина! Заратуштра и его древнее учение лежит в основе многих религий. Меня тоже заинтересовал этот вопрос: http://proza.ru/2019/02/24/1285. Конечно, меня больше привлекала не история вопроса, а содержание этого учения.

Полина Ребенина   16.07.2022 22:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.