О смысле жизни
Ключевые слова: жизнь, смерть, бессмертие, карма, «Живая Этика», церковь, материализм, религия.
Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о смысле жизни. Его начинают посещать вопросы: Кто я такой? Каково моё предназначение в этой жизни? Что такое сама жизнь? Что такое смерть? Есть ли жизнь после смерти? Наступит ли когда-нибудь смерть всего человечества, планеты, Солнечной системы и т.д.? А что после этого?
Человек не хочет смириться с мыслью о своей неминуемой смерти. Он не находит никакой закономерности в выборе смертью своей жертвы. Умирают как младенцы, так и глубокие старики. Он начинает внимательнее присматриваться к явлениям природы и замечает, что в ней существуют ритмы, а явления имеют двойственный характер: день сменяется ночью, зима летом, приливы отливами, жизнь смертью. Он видит, что дерево зимой как бы умирает, но наступает лето и оно снова зеленеет, ещё выше и гуще, чем прошлым летом. Почему же человек, стоящий выше всех на эволюционной лестнице физического мира Земли, живёт такую короткую жизнь? Хорошо, если он за эту жизнь, создаст что-то такое, о чём будут помнить в веках. Но большинство проживает обыкновенную серую жизнь: дом-работа, работа-дом. Иногда даже не оставляют после себя потомство. Зачем приходили в этот мир, в чём смысл такой жизни? На зоре строительства коммунизма в СССР смысл жизни был в построении справедливого общества с лозунгом: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Мы были готовы жертвовать своей жизнью на общее благо. Это самопожертвование народа хорошо выражено в стихотворении Н.А. Некрасов «Железная дорога». Вот, что он говорит о русском народе: «Вынесет всё - и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе. Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придётся - ни мне, ни тебе». В этих строчках мы чувствуем сожаление и скрытый протест против того, что человек не сможет воспользоваться плодами своего труда, потому что атеистическое мировоззрение не предусматривает личного бессмертия для каждого. В глубине души человек с этим не может примириться.
Материалистическая философия и ортодоксальная наука утверждают, что смысл жизни в самой жизни. Жизнь даётся один раз, и прожить её надо в соответствии со своими желаниями и потребностями. «Один раз живём! Бери от жизни, что можешь!» - лозунги человека с материалистическим мировоззрением и низким уровнем сознания. И многие жили и живут именно так. При таком мышлении у человека развиваются такие отрицательные качества, как: эгоцентризм, нетерпимость, чёрствость, наплевательское отношение ко всему и всем. Он боится смерти и в глубине души не может и не хочет с ней примириться. К тому же, более наблюдательный и вдумчивый человек видит, что стартовые возможности у всех людей разные. Один рождается гением, другой идиотом. Один в зажиточной дружной семье, где у ребёнка есть все возможности для развития, другой в семье пьяниц и моральных уродов. Это его возмущает. Он не хочет и не может мириться с таким положением вещей. Он заподозривает, что материалистическая наука и философия чего-то не знают и не могут дать удовлетворительный ответ на вопрос о смысле жизни.
Тогда ищущий человек обращается к религии. Может быть, там он найдёт ответы на свои вопросы? Но беда заключается в том, что нет ни одного учения, принесённого людям Великим Учителем, не искажённого толкователями до неузнаваемости. Великие истины, приносимые Учителями, давались с учётом разного уровня духовного и умственного развития человечества и на долгий срок. Поэтому знания излагались символическим языком, что даёт возможность понимать их каждому сообразно своему уровню развития. Трагедия всех мировых религий заключается в том, что церковь и её служители взяли на себя смелость толковать Учения сообразно своему пониманию и своим корыстным интересам. Поэтому мы видим такие грубейшие нарушения, как изъятие положения о реинкарнации и о карме из христианского учения. Вот, что говорит об этом Елена Ивановна Рерих: «Диву даешься, как отошли наши церковники от первых чистых заветов христианства! И подумать только, что лишь в шестом столетии по Рождеству Христову на Втором Константинопольском соборе была отменена догма о перевоплощении! Так наслаиваются ухищрения корыстолюбивых и малых умов, становящиеся догмами для последующих поколений, уже не дерзающих думать самостоятельно, ибо время, этот маг и волшебник, преобразило суждения преходящих и ограниченных умов в незыблемые догмы и чуть ли не в Божественные Откровения». [1, Т.3, П.203]. Вместо вечной непрерываемой личной жизни церковниками было предложено вечное блаженство для праведников в раю или вечные муки в аду для грешников за поступки одной короткой жизни. Получается страшная несоизмеримость – миг проступка в одной короткой жизни - и ВЕЧНЫЕ муки! Человеческий разум отказывается это принять. Тогда церковники придумали отпущение грехов. Мало этого, прощение можно купить за деньги, пожертвовав N-ную сумму церкви или купив у неё индульгенцию. Больше денег – больше грехов простится. У здравомыслящего человека такая торговля вызывает негативную реакцию и возмущение против продажной религии. Е.И. Рерих называет это самым большим грехом церкви. «Теперь, в чем заключается самый тяжкий грех Церкви. Именно в том, что Церковь на протяжении веков внедряла в сознание своей паствы чувство безответственности.
Да, именно в этом внедрении в сознание с детских лет, что у человека есть мощная Заступница-Церковь, которая за пролитую слезу и некоторую мзду проведет его к вратам Рая, и заключается тяжкое преступление Церкви. Лишив человека ответственности, Церковь лишила человека его Божественного Происхождения. Церковь дискредитировала великое понятие Божественной Справедливости». [2, Т.2, П.91].
Ещё одно искажение в Учении Христа не поддаётся здравому объяснению. Это положение о воскрешении мёртвых в своём физическом теле для вечной жизни, вечного блаженства, подобно воскресению Христа. Но какое может быть блаженство у рождённого идиотом, уродом, калекой? Это больше похоже на вечные муки. А какая радость для умершего и воскресшего в своём теле младенца и его матери, умершей глубокой старухой, которой придётся целую вечность нянчить своё дитя, будучи сама немощна? Церковники могут сказать, что старцы помолодеют и окрепнут, калеки и идиоты исцелятся, а младенец вырастит. Но если он вырастит, то сможет и состариться и умереть. А что же тогда будет с вечностью? Мало того, воскреснут только те, кто верил во Христа. А что же будет с теми, кто не верил во Христа? Кто о нём даже не слышал? Кто исповедует другую религию? Получается какая-то несправедливость. Современный образованный человек это принять не может. Наступает разочарование и отход от религии.
Но человек не смиряется. Он продолжает искать ответы на свои вопросы в других источниках. В СМИ он находит информацию, что неофициальная наука обнаружила у человека энергетическую структуру, которая покидает физическое тело после его смерти. Учёные предположили, что это душа, и даже её взвесили. Известный физический закон сохранения энергии говорит о том что, энергия ниоткуда не берётся и никуда не исчезает. Она просто переходит в другой вид. Значит, душа наша, обладая энергетической природой, бессмертна! Об этом говорит и религия. А что же с другими вопросами, на которые религия не даёт внятного ответа? После долгого, целеустремлённого поиска человек, наконец-то обращается к философии космической реальности под названием «Живая этика» или «Агни Йога», данной современному Человечеству Учителями Мудрости через Елену Ивановну Рерих.
При вдумчивом изучении Учения, у человека в сознании складывается стройная система мироздания. Он узнаёт, что мы бессмертны. Что душа наша воплощается на земле много раз в разных телах, получая жизненный опыт, накапливая знания, умения и навыки, воспитывая в себе различные качества. Земля – это школа, где мы самосовершенствуемся. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», - говорил Христос, указывая нам на цель и смысл нашей жизни. Стремление к идеалу, т.е. к состоянию Богочеловека. «Вы Боги», - говорил Иисус Христос, указывая нам на то, что в потенциале мы имеем такое же строение, как и Бог. Просто те великие силы и возможности, которые в нас заложены, находятся в спящем или зачаточном состоянии. Наша задача пробудить и развить их в себе. Необходимое качество для этого – Любовь. Любовь – самая могущественная сила во Вселенной. Ею создаётся всё Мироздание. Пробудить в себе Любовь - самая короткая тропа на пути к состоянию Богочеловека. Многократно воплощаясь на Земле, мы совершаем ошибки и падения, которые отражаются на нашей судьбе. Все наши поступки имеют следствия. Это космический закон кармы. В народе он выражается в поговорке: «Как аукнется – так и откликнется». Поступки одной жизни могут сказаться в другой. Отсюда рождение инвалидов, идиотов, младенческая смерть, смерть от несчастного случая и т.д. Отсюда же и рождение гениев, рождение царями или рабами. Всё, что с нами происходит, это творение наших собственных рук. Никто не может повлиять на нашу судьбу, кроме нас самих. Работая на общее благо, мы работаем на себя. Совершенствуя наше общество, работая над сохранением мира во всём мире, бережно относясь к природе, к Культуре, к человеку, мы, прежде всего, делаем это для себя. Мы улучшаем условия нашего существования в следующей жизни. Все космические законы по которым живёт Космос и человек, сам того не зная, справедливы и гармоничны. Незнание их не освобождает нас от ответственности. Поэтому так важно расширять своё сознание и работать над своим усовершенствованием. Расширенное сознание поймёт, что не соблюдением церковных ритуалов и не вымаливанием прощения грехов у Бога достигается царство небесное, а собственным трудом по самоусовершенствованию. Раньше люди уходили в безлюдные места, чтобы укрепить и возвысить дух свой. Нынешнее время требует от нас занятие самосовершенствованием в миру. «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся»,- говорил Серафим Саровский. Будем же жить по его завету.
Литература
Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. В 3-х т. – 4-е стереотип. Изд. – Т. 1., гл. 1. – Рига: Виеда, 1994. – 310 с.
1. Рерих Елена Ивановна. Письма. В 9 т. Т III (1935). 2-е изд., испр. и доп. / Ред.-сост., примеч. Т.О. Книжник. – М: Международный Центр Рерихов; Благотворительный Фонд им. Е.И. Рерих; Мастер-Банк, 2013, 839 с., ил.
2. Рерих Елена Ивановна. Письма. В 9 т. Т II (1934). 2-е изд., испр. и доп. / Ред.-сост., примеч. Т.О. Книжник. – М: Международный Центр Рерихов; Благотворительный Фонд им. Е.И. Рерих; Мастер-Банк, 2013, 600 с., ил.
Свидетельство о публикации №222051601443