На волне моей памяти - 39

В продолжение тематики транспортных средств
хочу вспомнить ещё об одном транспорте, которое в пятидесятые годы только начинало появляться в семьях сельчан.
 Это велосипед .
Помню,   моя подружка  Вера Моисейкина,    когда нам было лет  по шесть,  сказала : "Ваша семья зажиточная,  потому что у вас есть велосипед,  швейная машинка и приемник".
Вот такие в те годы были критерии зажиточности...
Велосипед в те времена  считался дорогим приобретением.
А приемник это была "Балтика" -  здоровенная такая бандура,  стоял на почётном  месте под кружевной салфеткой и занимал половину стола.

В те далёкие годы для жителей нашего посёлка источником дополнительного заработка была продажа молока горожанам. Это была существенная финансовая подпитка семейному бюджету.
Посёлок от Алатыря в 5 километрах.  И вот ранним утром женщины домохозяйки,  да и  махорочницы тоже ,  успевали сбегать в Алатырь до работы и продать пару четвертей,  молока. Четверть -  это высокая стеклянная бутыль с длинным узким горлом.  В  неё входило 3 л молока. Четверти несли женщины в сетках - кошолках , перекинув их через плечо.

Я уже писала, что после 4 класса на летних каникулах девочки в посёлке работали в огородной бригаде тёти Клавди Клибышевой, а ребята в строительном цехе.
Но и  в начальных классах деревенская ребятня также вносила лепту в пополнению бюджета своей семьи тем,  что на велосипедах возили в Алатырь молоко для продажи. Ту же самую четверть закрепляли на руле велосипеда в сетке  и ехали в Алатырь за 5 км,  где на окраине города женщины -  горожанки встречали нас с трёхлитровыми битончиками,  куда переливалось вкуснейшее, полезнейшее  парное молоко от наших коровушек.
Другой меры объёма тогда не знали  -  и покупали,  и продавали тремя литрами. 
До сих пор помню,  что 3 л молока стоили тогда 60 коп.
Вот такие были времена...
Конечно,  я вместе с подружками тоже принимала участие в этом   "молочном промысле".
 Первое лето, помню,  что я ездила  на велосипеде "из-под рамки".
Мои ровесники  наверное помнят,  что означает этот термин.

Мама категорически была против моих поездок,  говорила, что надо ещё с годик подрости,  папа к этому относился просто - хочет, пусть едет, сама набивает себе шишки.
 Выезжали   с молоком очень рано -  в  половине шестого  утра.  Встречались около моста и ехали дальше вместе.
Базары в Алатыре начинались очень рано -  с 5 до 7:00 утра.
Всё отоваривались до начала рабочего дня.

 Помню первый выезд с молоком.
Папа около дома поддерживал велосипед, чтобы я смогла тронуться с места. 
Мимо  проходила Валя Нарышева и говорит: " Дядя Володя, она же на горе не сможет сама сесть на велосипед - четверть её перетянет". Папа на это,  не задумываясь ни на секунду, ответил : " Я ещё с вечера нанял Мишку Гаврилова за бутылку, он уже ждёт её на горе, чтоб подсобить" . Конечно это была очередная папина шутка. А я  ехала и  думала, ну как же я сяду на велосипед на горе, но как - то  ухитрилась и села.   И процесс пошел....
 Боже, как часто в будущей жизни мне придется преодолеть свои страхи, неуверенность, чтобы добить необходимого результата. И до сих пор это имеет место быть в моей жизни...

Мама иногда жалела меня,  говорила,  чтобы я не ехала с молоком ,  лучше поспала подольше.
 Но разве я могла оторваться от коллектива,  и я упорно ехала вместе со всеми .
И самое главное,
 что дорога на Алатырь от поселка шла в крутую гору,  по которой велосипед  надо было толкать перед собой.
Мне сейчас с позиции моего возраста и  избалованности  комфортом сегодняшней жизни   даже странно представить,  как ребёнок 7-8 лет мог втащить на эту гору тяжеленный велосипед,   да ещё с 3 -х литровой бутылью молока. 
Но  тогда это никого не удивляло,  не возмущало,  не умиляло.   Это было в порядке вещей.
Да,  это было в нашей жизни...

 Первым транспортным  средством  в нашей семье стал мотоцикл "Урал - 2М".
Его приобрели в 1967 году и  стоил он 1200 руб.

Эта фотография - редкий кадр , где присутствует папа. Обычно он сам фотографировал.
Это сейчас просто -  нажал на кнопку смартфона и готово, а раньше столько опыта и умения надо было - выставить выдержку и диафрагму, метраж, навести фокус, а столько мороки с пленкой : зарядить в фотоаппарат, потом проявить, печатать... Да и кадров всего З2 шт..

Фотографии   2
1967 год
Я,  папа и братишки на фоне   нашего мотоцикла.

Мотоцикл  "Урал- 2 М" очень мощный,  настоящий трудяга для сельской местности.
 Возили на нём и дрова, и кирпичи,  и сено,  и овощи, стройматериалы и т.д.
Отец с братьями даже  ездили   за святой водой кажется в Дивеево. Папа потом с юмором рассказывал об этой поездке.
Часто ездили в Сару на родину отца .
Братцы конечно гоняли на этом мотоцикле сколько угодно и куда угодно, чем доставляли много переживаний для мамы.
 Даже меня пытались они учить водить мотоцикл, но мне не понравилось -  очень тяжёлый,  неповоротливый. Запомнилось, что несколько раз обжигала об  радиатор икры  босых ног ( в те годы девушки брюки ещё не носили).
Больше всего запомнились ночные купания на  Суре, куда мы ездили на мотоцикле.
Поздно вечером осторожно открывали гараж,  выкатывали мотоцикл и толкали его как можно дальше от дома, только потом заводили мотор,  чтобы не разбудить родителей,  которые к тому времени уже спали, и  катили в  Стемассы на Суру.
В мотоцикл и на  мотоцикл  набивались как сельди в бочке. Однажды, помню, приехали  аж одиннадцать  человек ! 
Кто, как и за кого держался,  и кто на ком висел,  сейчас  сложно даже представить,  но это было на самом деле.
А  мотоцикл мощный и тянул хоть бы хны,  даже в гору от Суры. Правда и мы весили тогда в два раза меньше, чем взрослый человек.
Меня тоже братцы брали на эти купания,  но больше похоже для прикрытия.
Когда возвращались,  они меня брали под белы руки и  вталкивали  во двор,  причём калитку с другой стороны держали,  чтобы я не выскочила  обратно. Потому что во дворе на крыльце сидела мама  и ждала нас. Только став взрослой и заимев  детей,  я поняла,  сколько переживаний мы доставляли маме вот этими ночными поездками.  Ведь она так мало отдыхала и ночью ей надо спать,  а она сидела и переживала  -  куда нас чёрт унёс всех троих на этом мотоцикле в кромешной тьме.
Мама конечно набрасывалась на меня,  первый гнев доставался мне.
Ругала за то,  что я  как старшая не удержала их,  а сама ещё им составила компанию. Потом появлялись братики,  но им  уже доставалось меньше, так как  мама весь пыл свой   уже излила на меня.

И последний вид транспорта  тех далёких лет -  это самолётики малой сельской авиации АН-2.
Фотография номер 3 сделана в июле 1962 года  на аэродроме в городе Алатырь. 
Мои родители  и  братики провожают меня в Чебоксары и далее я поеду в пионерлагерь "Орлёнок".

Вот на таких самолётиках  АН - 2 (кукурузниках) мы летали в Чебоксары, Шумерлю, а колхозники из Засурских деревень перелетали на них через реку Суру, чтобы побывать в Алатыре в магазинах, больнице или на базаре.
Как в фильме "Мимино", на базар в самолёте везли для продажи кур, поросят,. коз, молоко, яйца. Билет стоил 1 рубль.

Эти же самолётики успешно  использовались в советские годы для распыления удобрений, гербицидов,  пестицидов на сельскохозяйственные культуры на наших совхозных полях.

Фотографии  номер 4
1962 год
Механизаторы махор совхоза Стемасский на аэродроме в  Алатыре загружает минеральными удобрениями АН-2 для распыления над сельскохозяйственными посевам.


         Апрель 2022 г.9


Рецензии
Такие душевные воспоминания

Людмила Ильина 3   15.05.2023 07:16     Заявить о нарушении
Благодарю за Вашу оценку
С уважением

Лидия Гончарова Ястребова   16.05.2023 05:21   Заявить о нарушении