Синопсис. Зингер детства моего
- Опять своих не встретила. Сердце рвется, поговорить не с кем…
- А мне уже 9 лет! Расскажи. Что происходило после 9 мая в 45-ом?
И она вдруг начала рассказывать:
- После победы наш железнодорожный состав находился на путях берлинского депо. Сидим в теплушке, радуемся, что война закончена, греемся на солнышке, ожидая маневренного паровоза. Пахнет гарью пожарищ. Весна, сады цветут, жизнь торжествует. Домой мечталось, грустили о погибших товарищах. Над разбомблённым Берлином слышна музыка, песни, одиночные выстрелы.
Сидим, ждем паровоза. Спросил меня шеф-повар дядя Миша.
- А чего же, наша Маруся-Огонёк, молчит про себя? Мирная профессия у тебя есть?
- Нет. В 41-ом на портниху не доучилась.
Он и говорит: не горюй! Видишь, на пепелище стоят ножки обгоревшей швейной машинки «Зингер»?
- Я не поняла, о чем он.
- Эх, дитятко! Слушай меня, я тебе в деды гожусь. Вот вернешься домой, будешь на работу устраиваться, а у тебя нет документов об образовании. Фронтовиков-то полстраны вернётся домой. Все лучшие рабочие места уже будут заняты. Не нужны мы там будем, пока вернемся. Предлагаю забрать с пепелища, что осталось от швейной машинки, и то, что под ней лежит, шпульки, иглы, челнок собери в платочек. Дома, тебе любой столяр к ней стол из досок смастерит. Вот и будешь ты и твои будущие дети всегда с куском хлеба. Портнихой ты станешь обязательно.
Видя моё смущение, он и говорит:
; Нам войну немцы навязали? Мы их не звали? Имеешь право на трофей. Бери. Паровоз рядом, надо грузить. С такой машинкой тебя и учиться возьмут, и приданное будет знатное. Ты же просватана? Жених-то Янек Василевский? Тайна оказалась раскрыта, он продолжал.
; Не забудьте меня на свадьбу пригласить.
- Солдатики волоком втащили чугунные ножки в вагон. Тут и паровоз прицепили. Последовала команда: по вагона-а-ам!
Впереди были ещё долгие месяцы службы в Польше. Ещё в 1944 году наш эвакогоспиталь после боевых действий в Крыму, по распоряжению Главнокомандующего Красной Армией, переподчинили Войску Польскому, а за героические подвиги на реке Висла обещали наградить орденами Грюнвальда – знаком особого отличия, за мужество при освобождении Польши. Героев оказалось так много, что на всех наград не хватило. Решили позже изготовить, приехать вручать в Россию. А пока бои в Европе продолжались, и на территорию Польши, в наш госпиталь привозили раненых лечить.
Только в 1946-ом году нас отпустили домой.
И вот мы на Родине, в медалях. А нет поддержки от государства. Страна в руинах, голод, страдания. На работу не брали, видя в документах запись о службе в Войске Польском. Опасались, наверное, я шпионкой многим мерещилась. Изнемогая от усталости, голода, обходя день за днем всякие ателье в поисках работы, однажды я сказала, что у меня есть «Зингер». После этого, меня взяли на обучение, началась новая жизнь. Стала мастером лёгкого летнего платья.Помнишь? Как на "Зингер", кукле, ты шила пальто в 1966 году?
- Да. А орден ты получила? - спросила я.
- Нет. Хотя в 1967 году в Астрахань приезжал генеральский состав Войска Польского в сопровождении офицеров КГБ. Это были боевые офицеры, подпольщики антифашисты. Наградили нашу куму Шуру Бочарову, еще кого-то в городе, меня и твою бабушку не нашли…Вольнонаемных не искали.
Она глубоко задумалась, вспоминая пережитое на войне:
; Да и ладно. Мы под пулями да бомбежками спасали всех раненных, без разбора, не за награды...
Автор проекта о ВОВ «Эвакогоспиталь №2114» Фолионова Любовь-28.09.2020
Свидетельство о публикации №222051601553