СОН или ЯВЬ Пиросмани. Впечатления после спектакля

Свершилось! Вновь возвратился к зрителям Дятьковский межрегиональный театральный фестиваль «Хрустальная маска-2022».  Уже XIII-й. На сцене МКДЦ состоялось его открытие. Драму «Сны Пиросмани» поставила талантливый режиссер, заслуженный работник культуры Брянской области Ольга Задарновская. Премьера. Зал переполнен. Во время игры актеров то и дело раздавались аплодисменты.

Одиночество или радость творчества

НАРОДНЫЙ коллектив театра- студии " Маска" любят и ценят дятьковские театралы. Их спектакли всегда ждут. И встреча состоялась. (Фестивали не проводились два сезона из-за сложившейся неблагоприятной санитарной обстановки в стране и мире).
Спектакль поставлен по мотивам пьесы Владимира Коростылева «Праздник одиночества. Пиросмани». Уже в самом названии слово «одиночество» соседствует со словом «праздник», что на первый взгляд может показаться странным или несовместимым. Но когда сценическое действо вовлекает зрителя в смысл постановки, в непростую судьбу грузинского художника Нико Пиросмани, всё становится понятным.
Главная тема спектакля – о человеческой жизни,  одиночестве и радости творчества художника. Известно, что многие талантливые люди предпочитают добровольное уединение для воплощения своих замыслов. У них особое мироощущение. Творчество – это священнодействие, если хотите, тайна, загадка. Творцу чаще всего необходимо быть наедине лишь с письменным столом, музыкальным инструментом или мольбертом, как художнику из Кахетии («где сошлись пути земли и солнца»), биографию которого и приоткрыли нам актеры «Маски». Замысел постановки таков: всё, что происходит на сцене – это сны художника, а главные герои спектакля – это персонажи его картин.
Нико Пиросмани (роль очень органично и тонко сыграл Дмитрий Тарасов) предстает перед нами уже в конце жизни. Позади безвестность, нищета, голод. Живет в каморке под лестницей. Своего дома у него, по сути, никогда не было. Хотя ему 56 лет, но он по-детски открыто и простодушно воспринимает мир, в котором самым главным для него является создание картин. «Художник — это...  Вот... идет человек по улице, и вдруг... удар по глазам...»,  -  так говорит Пиросмани о своем ремесле, о том, как рождаются его полотна. Он зачастую писал их не на холстах (на них просто-напросто не было средств), а на черной клеенке, на картоне  или на стенах духанов (питейных заведений). Дарил картины за тарелку супа, кусочек хлеба (пури) или за стакан кахетинского красного вина. Иногда взамен на еду рисовал вывески для таверн. Его друзьями были ящик с красками и кисточками, подрамник (палитра) да животные или птицы. Он писал натюрморты: яблоки, гранаты, виноград, яства, создавал портреты – наивно и просто, как хотел. Недаром жанр художника-самоучки живописцы называют примитивизмом. Он жил в иных мирах, не как все. Он был не практичным. Всё это артистично продемонстрировал своей игрой актер Дмитрий Тарасов (замечу, он - выпускник кафедры режиссуры и мастерства актера Орловского института культуры).

Странник - не такой, как все

Художника Пиросмани не понимали, над ним подшучивали, зачастую издевались духанщики и дворники, обычные жители Тифлиса и зажиточный крестьянин Григол  (убедительная роль Даниила Самосадного):
«Кому нужна твоя мазня? Ты - лентяй, - говорит он художнику. –  На твоих картинках люди совсем не похожи на себя. Если бы ты не был бездарным, тогда мог бы хорошо продавать свои картины. И был бы сыт. А ты просто не умеешь рисовать!»
Это обижало творца, он оправдывался, что рисует для себя, так, как чувствует. Пытался объяснить, что пятнышки на теле «Жирафа» - это солнечные зайчики, которые просвечиваются сквозь листья деревьев.
Его унижают многие: «Рыбак в красной рубахе» (роль Андрея Подольникова) спорит и негодует, почему художник нарисовал рубашку именно красной? Ведь этот цвет… отпугивает рыбу. Возмущается этакая местная знать – князья,  сошедшие с картины «Грузинское застолье» или «Пир трех князей».  Они называют его несчастным скитальцем. На что Пиросмани (Дм.Тарасов) дерзко парирует: «Художник и есть несчастный случай! А когда счастливый случай, тогда не художник. Тогда — князь».  После таких слов вполне понятна реакция местной знати… Играют самодеятельные актеры по-настоящему, им веришь, с ними хочется спорить, в какой-то момент оградить от них главного героя.
Интересен в спектакле эпизод встречи двух художников – грузинского и русского (эту роль сыграл Вячеслав Кабачков). Казалось бы, вот для Нико родственная душа (подразумеваем, что это Петров-Водкин, ведь речь шла о картине «Купание красного коня»). В этой сцене очень впечатлил фрагмент с участием Гаянэ Санниковой, она кружилась в танце словно вихрь, олицетворяя, на мой взгляд, мятущиеся души двух живописцев.
…Кстати, режиссер спектакля Ольга Задарновская постаралась наполнить постановку и точными деталями (традиционный рог с вином и глиняный кувшин), а также всеми видами искусства: наряду с драматургией, важную роль играет музыка - грузинское многоголосье  и кавказские танцы казбегури -  с резкими, энергичными движениями. Сценические образы дятьковских актеров  также строго выдержаны в национальном стиле и колорите. Мужчины-князья в кураджах (халатах наподобие черкесок  -  чохи) декорированными газырницами (вставками для пороховых зарядов) на груди, в сапогах из мягкой кожи и головных уборах – папахах. Женщины-грузинки  – в черных длинных платьях.  Главный герой – Нико Пиросмани, одет просто: старый пиджак, белая ситцевая рубаха, подпоясанная шнурком, да брюки (он же -  обездоленный уличный художник), а вот шапка – настоящая, войлочная сванури, видимо, «обменял» на свои картины.

Три арбы роз для Маргариты

Важную и драматичную роль в судьбе Пиросмани сыграла его возлюбленная Маргарита. Вероника Никитина в этой роли ярко сумела передать строптивый характер актрисы и танцовщицы, которую художник безответно любил. По легенде, чтобы добиться её внимания, он продал всё, что у него было («свою долю в молочной лавке», которую пытался содержать с другом)  лишь бы порадовать и подарить ей бесчисленное количество – три арбы (!) - роз,  ведь она их обожала.  На негодования людей отвечал: «Человек человеком жив, а не деньгами». Он впервые услышал ее в кафешантане Тифлиса и… пропал. Когда Нико не слышал ее голоса, это день для него был самым глухим на земле. Но она не приняла его чувства.
В нашем спектакле Маргарита словно возникает с картины «Актриса Маргарита" и капризно высказывает автору свое недовольство непохожестью ее облика с изображением на живописном полотне:
 «И руки мои не те, и ноги не так рисовал. Только разлюбивший человек может так нарисовать женщину! Лучше бы совсем не любил. Прошел бы мимо, и всё. Было бы честнее».
«Тебя увидел, хотел позвать - дыхание перехватило. Нельзя тебя человеческим голосом было звать! Подумал: позову розами. Розы нельзя не услышать», -  сокрушался в ответ художник.
«Я не услышала, Нико. Я ведь актриса, я много цветов получала. Я не услышала твоих роз. Вата аплодисментов заложила мне уши».
На известной картине в руках Маргариты букет цветов, трава склонилась от сильного ветра, а рядом, внизу,  два пенька, два срубленных дерева, словно символизируют две сломленные судьбы.

Ангел-хранитель по имени Ия

Заметна роль в спектакле «Сны Пиросмани», которую исполнила  Елена Гришкина. Ее героиня Ия (Мария) возникает как бы ниоткуда, как видение. Хотя, скорее как Ангел-хранитель или мечта из снов художника:
«Я - та, о которой ты мечтал всю жизнь. Посмотри на меня. Видишь? Я — та самая. Я – твоя мечта», - так начинается диалог с художником.
«Да, да. Кажется, так. Я мечтал о тебе каждую секунду...»
И это единственный персонаж, стремящийся принять, понять, утешить живописца - поддержать его хотя бы словами.
«И чего только нет у этого Нико! Дома нет! Сада нет! Барашка нет! Лавки нет! И чего у него только нет! Всё есть! А ведь простой человек».

Впечатляет финал постановки. Ия одевает художника в новенькую белую одежду, он словно становится выше ростом, словно это не сон, а явь. И Пиросмани признается, что именно во сне начинается для него настоящая жизнь, когда и дворники добрые, и художники любят друг друга, можно зайти в любую квартиру и лечь спать.
Хотелось бы отметить еще одного «героя» спектакля: дождь. Он несколько раз стучал по крышам домов или по булыжнику мостовой. Освежал пыл и страсть. Вселял легкую грусть. И символичны возгласы Нико: «Дождь! Оказывается, он прошивает тебя грустью, как суровой ниткой: она прошивает тебя и не рвется. И ты уже пришит грустью к земле. Крепко. Прочно. Если меня оторвать от земли - и на ней, и на мне будет рана. Зачем ранить землю и человека? Пусть будут вместе. До конца. Я хочу вниз - к земле, к истине. Я-то, сумасшедший, знаю, что земля - это небо! Небо – как зеркало отражает землю. И поэтому, когда хороший человек умирает, то с неба скатывается звезда».

…В завершение спектакля художник устремляется в небытие. Сон заканчивается. И начинается вечная жизнь… его произведений. Через которые открываются всё новые и новые страницы его непростой судьбы, которую он придумал себе сам и воплотил её по «собственному сценарию». Судьбу, которую показали  нам актеры «Маски», вдохновленные титанической работой своего режиссера Ольги Задарновской.

  Фото Екатерины Сафроновой


Рецензии
Молодец, Ольга! И с Димкой ей повезло. И этот ее профессионализм не мог быть безответным - есть одаренные почти актеры, что откликнулись на ее творчество

Александр Скрыпник   13.03.2023 07:07     Заявить о нарушении