Мастер и Елена

"Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!" - гневно и с неодолимой верой в правоту своих слов обращается М.А.Булгаков  к людям через   роман "Мастер и Маргарита".  Сказать так может лишь тот человек, которому на самом деле посчастливилось встретиться в бренной жизни с Её Величеством Любовью.

Елена Сергеевна Нюренберг родилась в Риге в очень дружной и сплочённой семье: папа, мама, две сестрёнки и два брата. Отец был учителем, мать - из семьи священника.
В 25 лет Лена вышла замуж за Юрия Неелова, адъютанта командующего 16-й армией РККА. Через два года брак распался, и Елена стала женой Евгения Александровича Шиловского. Ему на тот момент было 32 года. Красив, молод, образован, благороден. Кадровый военный с весьма удачливой карьерной судьбой, которая ему благоволила. Е. А. Шиловский окончил кадетский корпус, Константиновское артиллерийское училище и Академию Генерального штаба. С 1918 г. - командующий 16-й армией, затем - помощник начальника Академии Генштаба, с 1928 г.- начальник Московского военного округа. В 1931 г. он перешёл на военно-преподавательскую работу, в 50 лет стал генерал-лейтенантом, профессором, возглавил кафедру в Академии Генштаба. Репрессии его не коснулись.

О таком мужчине, спутнике жизни (высокое положение, материальная обеспеченность, но главное – настоящая, глубокая любовь к красивой и, в общем-то, необыкновенной жене Елене) наверняка мечтает любая женщина. В 1921 г. у Шиловских родился сын Евгений, в 1926 г. - сын Сергей. Всё есть для счастья! А, может, не всё?
Однако жизнь, как известно,  –  своенравная хозяйка, многое поворачивает как-то по-своему, а чужая душа - бездна, полная никому неведомых тайн.  Елена написала своей сестре Ольге в ноябре 1923г.: "...я не знаю, что со мной делается. Мне чего-то недостаёт, мне хочется больше жизни, света, движения. И я сажусь на диван и думаю, думаю без конца, или...брожу одна по улицам".

О времени знакомства с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым есть противоречивые сведения самой же Елены Сергеевны. То ли в конце февраля, то ли в середине марта, то ли на масленой в доме общих знакомых... Но важно, что в 1929 г. они встретились . "Это была быстрая, необыкновенно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь", - говорила Елена.
Конечно же, взрослые, порядочные, семейные люди (Булгаков тоже был в ту пору женат вторым браком с Любовью Белозерской), они не признавались себе, что любят, пытались всячески скрывать эту любовь под видом дружбы (обе пары стали бывать друг у друга в гостях, так сказать дружили семьями).

1929 год.  М.А.Булгаков назвал его "годом катастрофы", потому  что со сцены  именно в тот год были сняты  все пьесы драматурга: "Дни Турбиных" в МХТ, "Багровый остров" в Камерном театре, "Зойкина квартира" в театре им. Вахтангова, "Бег" в Художественном театре.
А для Елены Сергеевны Шиловской  "год катастрофы" стал годом любви и надежды. Она практически сделалась секретарём Булгакова. Приезжала  в его квартиру на Большой Пироговской улице и печатала под его диктовку пьесу "Кабала святош", которая  потом также была запрещена к представлению.

М. А. Булгаков тогда написал своё известное письмо "Правительству СССР": "Я прошу Советское правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор, и что всю мою продукцию я отдал советской сцене... Я прошу Правительство СССР приказать мне в срочном порядке покинуть пределы СССР в сопровождении моей жены Любови Евгеньевны Булгаковой... Я обращаюсь к гуманности Советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя в отечестве, великодушно отпустить на свободу... Если же и то, что я написал, неубедительно... Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссёром в 1-й Художественный театр... Если меня не назначат режиссёром, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя - я прошусь на должность рабочего сцены..." Письмо было получено Сталиным.

Елена Сергеевна (Булгаков ещё не был разведён и упоминал в письме свою законную жену Любовь Белозёрскую) перечитывала это письмо, и отправлять письмо они ходили вместе. Они теперь всё время находились вместе, занимаясь общим делом. Жизнь Елены, наконец, приобрела цельность, значимость, нужность. Замыслы витали в голове, сердце заходилось от любви и счастья.
Но пришёл день, когда правда открылась Шиловскому. Между мужчинами произошло тяжёлое и даже страшное объяснение, во время которого Шиловский выхватил револьвер. Е. А. Шиловский постановил, можно сказать, приказал Елене: прекратить всякие свидания, переписку, телефонные  разговоры с Булгаковым. Семья, дети, репутация - всё должно быть сохранено!

"Мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась", - Елена винила только себя.
Однако дело было не только в ней. Дело было в самом Булгакове. Он не принадлежал к числу мужчин, которые "повисают на плече у женщины". А положение его было незавидным до безысходности.

И.В.Сталин ответил Булгакову на письмо. Но с присущим вождю саркастическим юмором. Он самолично позвонил писателю: "Может быть, вам действительно нужно ехать за границу? Что, мы вам очень надоели?" Сталин предложил работу, ту, о которой просил Булгаков: "Вы где хотите работать? В Художественном театре? А вы подайте заявление туда. Мне кажется, они согласятся..."
Булгаков получил работу - стал режиссёром МХАТа и устроился в Театр рабочей молодёжи - ТРАМ. Но пьесы его по-прежнему не ставились ни на одной из советских сцен. Самое катастрофичное, что может быть для писателя - лишиться  читателя или зрителя!  Булгаков чувствовал себя затравленным волком:  "С конца 1930 г. я болею тяжёлой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски. Во мне есть замыслы, но физических сил нет, условий, нужных для выполнения работы, нет никаких", - писал Булгаков.

В таком умопомрачительном состоянии он не имел права звать за собой женщину - это безумие! Она имеет всё: замечательного мужа, детей, налаженный быт с прислугой, обеспечение. А что он может дать ей взамен? Всего лишить? Обречь на муки и общественное порицание? Сделать её несчастной? А Шиловский? Он в чём виноват?
Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна  не виделись полтора года. Но Любовь - дама сложная, порой щедрая или коварная до экзальтации. Она действует исключительно по собственным  законам. И если уж хочет чего, то добивается, и бесполезно вставать у неё на пути.  Они повстречались снова в конце лета 1931 года. Повстречались очень просто, как говорится, случайно:  она вышла на улицу и сразу увидела его.
- Я не могу без тебя жить, - была первая фраза Булгакова.
- И я тоже, - ответила Елена.

11 сентября Елена Сергеевна писала родителям в Ригу: "Мои дорогие и бесконечно любимые... Вы поймёте, насколько это серьёзно. Я расхожусь с Евг. Ал. и выхожу замуж за Михаила Афанасьевича Булгакова. Мы будем жить втроём: он, я и Серёжа. Женечка остаётся с Евг. Ал. Вы ...понимаете, мои любимые, что сейчас на душе у меня тревога и боль. Но вместе с тем, полтора года разлуки мне доказали ясно, что только с ним жизнь моя получит смысл и окраску."

4 октября 1932 г. М.А.Булгаков и Е.С.Шиловская  заключили брак в советском ЗАГСе.
В первые же годы супружеской жизни Булгаков сделал доверенность на имя Елены Булгаковой : "Настоящей доверяю жене моей Елене Сергеевне Булгаковой производить заключение и подписание договоров с театрами и издательствами на постановки или печатание моих произведений как в СССР, так и за границей, а также получение причитающихся по этим договорам сумм  и авторского гонорара за идущие уже мои произведения или напечатанные". (14 марта 1933г)

Любовь Елены к Булгакову являлась неким скопищем света, который бесконечно лился всё время супружества и продолжал озарять её жизнь 32 года после смерти писателя. Они оба связались навечно, несмотря ни на какие внешние препоны и даже смерть. Смерти не существовало. Он виделся ей в снах, она всё время с ним мысленно разговаривала. Его могила - это место встречи, куда она отправлялась, нарядная и в приподнятом настроении.

Самое верное, что совершала Елена под магическим действием Любви, - не давала исчезнуть душе Мастера, оберегала от наплыва жизненной волны его след: свято берегла архив, бесстрашно продвигала в печать его произведения. Если б не Елена Булгакова, когда бы увидел свет (и разве увидел бы?!) такой калейдоскопический  и до сих пор неразгаданный роман, как  "Мастер и Маргарита"!

2019г.


Рецензии