Военкоры мы. Мемуары
...Надо признаться, в действующую армию (срок пришел в 1966 году), меня не взяли. Не прошел комиссию. Мало того, что в очках, да еще нуждаюсь в цилиндрической линзе на один глаз, которую надо изготавливать по индивидуальному рецепту. А где ее найти в полевых условиях? Короче, присвоили мне звание рядового запаса и вынесли приговор: не годен в мирное время, годен к нестроевой в военное время.
Военкомат не обращал на меня внимания до тех пор, пока я не получил диплом об окончании отделения журналистики Иркутского госуниверситета. Меня признали годным к офицерской службе и присвоили военно-учетную специальность (ВУС) «политработник органов печати». Я имел право служить во всех видах войск, кроме надводных, подводных и спецвооружений.
На первые военные сборы в 1979-м, на которых я щеголял в погонах лейтенанта со знаком летно-технического состава, нас отправили под Киев, в город Васильков, в 36 км от столицы Украины, и разместили в казарме Васильковского военного авиационно-технического училища.
Наша группа из Забайкальского военного округа в количестве 12 человек прибыла к месту назначения самолетом. Каждый добирался самостоятельно, приобретая бесплатный билет в кассе согласно воинскому требованию.
Нас собрали из четырех военных округов огромного СССР. По 10-12 человек из каждого, оторвав от своих семей и со своих рабочих мест ровно на месяц. Мы – самые дальние, из Забайкальского военного округа. Летели с пересадкой. От Читы до Москвы 6000 километров и еще около полутора –двух часов до Киева. Двое ребят вылетали из столицы Республики Бурятия Улан-Удэ, чья территория тоже входила в состав ЗабВО.
Среди читинцев самым авторитетным был член Союза писателей в звании капитана Евгений Евстафьевич Куренной. Родом из Украины, он работал ответственным секретарем в областной газете «Забайкальский рабочий». Писатель издал несколько художественных книг о Забайкальском крае, его природе и самобытных людях. Среди нас он был единственным в звании капитана. Большинство лейтенанты и старлеи – газетные журналисты, фотокорреспонденты, сотрудники радиовещания и телевидения.
Кроме забайкальцев, в Киев прибыли неторопливые серьезные эстонцы, спокойные рассудительные волжане и знающие себе цену киевляне из Прибалтийского, Приволжского и Киевского военных округов.
Эти первые сборы были в целом легкими и приятными. В свободное вечернее время и в выходные дни мы переодевались а «гражданку», мелкими группами по 3-5 человек выходили осваивать васильковские кафе и рестораны. В один из выходных дней для нас организовали экскурсию в Киев и вся группа сфотографировалась возле памятника в Бабьем Яре. Магазины были полны дефицитными товарами. Я купил себе лавсановые брюки, а домой привез трехрожковую люстру в залу с шикарными блестящими чашами под дерево и сверкающий металл – у нас таких не достать.
Занятия состояли из лекций о международном положении и военных конфликтах в мире. В это время происходил территориальный спор между Китаем и Вьетнамом. Нам показывали фильмы для служебного пользования о советских вооружениях, об атомных испытаниях. Мы учились разбирать и собирать автомат Калашникова. Никакой муштровки, строевой подготовки или каких-то нарядов на кухне не было и в помине. Кормили вкусно, по нормам летно-технического состава. Кто хотел, мог воспользоваться бесплатной услугой парикмахерской (я воспользовался!).
И вторые военные сборы.
Они проходили летом 1981 года, в Чите, в части неподалеку от дома. В них участвовали всего десяток местных «партизан» и столько же офицеров штаба летной части было к нам прикреплено. Недавно я обнаружил среди старых документов выданные мне на этих сборах командировочное удостоверение и командировочное предписание.
«Редакция газеты "КРЫЛЬЯ ПОБЕДЫ" Политотдела Военно-Воздушных Сил ордена Ленина Забайкальского военного округа. Дано л-ту Комиссарову Борису Ильичу в том, что он является штатным сотрудником газеты ВВС ордена Лепнина ЗабВО «Крылья Победы».
ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА В/Ч 64538 ПОЛКОВНИК А. ХАРЧЕНКО»
Газета ВВС Забво «Крылья Победы» не существует в реальности, а развертывается только в военное время. Но военкоров надо готовить заранее. Для этого на пишущей машинке отпечатали и выдали одно на четверых командировочное предписание выехать на военный аэродром Укурей для подготовки материала в окружную газету.
В командировочном предписании четыре фамилии: три ст. лейтенанта и я - лейтенант запаса.
Приехали на уазике в Укурей на летное поле. Небольшой самолет-истребитель готовится к вылету. Беседуем с летчиком. Фотографироваться перед полетом отказывается – плохая примета. Желаем ему счастливого полета. Стальная птица взмывает вверх, набирает высоту, удаляется, наверное, на километр и... начинает камнем падать вниз. На земле взметнулось пламя, слышен взрыв.
Летчики катапультировались и остались живы, хотя приземлились прямо в горящие обломки.
На снимках:
1.1979 год. Киев. Я - лейтенант запаса Советской Армии.
2.Военные сборы в ВВАТУ (я третий слева в шинели).
3.Экскурсия в Бабий Яр. Киев. Я второй справа (в беретке).
4.1981 год, июль,Чита. Военные сборы. Я второй слева.
5.Воинские документы.
Свидетельство о публикации №222051600352