Камни древнего города... Часть 1
Встали мы с группой туристов, как обычно, у металлического забора, которым обнесен музей под открытым небом. Я увлечённо излагала историю древней Горгиппии, указывая на фундаменты древнегреческих зданий, центральную магистраль, местонахождение агоры, храмов, домов, и вдруг молодой мужчина, перебив меня, грубо и довольно эгоистично выкрикнул: «Может, хватит?! Привела на какие-то каменоломни и маринует, лучше бы чё-нить нормальное рассказала!» В придачу добавил оскорбление (а рядом - маленький сынок!). Я опешила. Но не от оскорбления... Каменоломни??! Видите, какие затемнения бывают в людских головах! Правда, он потом извинился. И не столько передо мной, сколько перед группой - туристы, которым было интересно оказаться в античной Горгиппии, возмутились его поведением.
Однако… Хм, каменоломни… Камни древнего города – это ведь что-то вроде машины времени: «веют древними поверьями», открывают портал в прошлое… Смотришь на эти камни, будто сквозь туманную мглу веков, а в твоем воображении возникает город: стоят увитые виноградом дома, по мостовой ходят люди в хитонах, двигаются кони, запряжённые в колесницы и повозки, растут акации и можжевельники, у причалов порта качаются на волнах многовёсельные галеры и парусники… Камни древнего города… Сколько всего они молчаливо хранят! Они помнят торжественную поступь наместника, и ножки юной гречанки в сандалиях, и колени раба, перетаскивающего к колодцу товар, и весёлые песни во славу спортивных побед сильнейших и жуткие крики горожан, бегущих прочь от страшного пожара. Дух захватывает!
Текла своим чередом жизнь маленького уютного города... Маленького – по нынешним понятиям. Вообще-то, город Горгиппия входил в ведущую тройку городов Боспорского царства: на первом месте – столица Пантикапей, на втором – Фанагория, а далее – Горгиппия.
Кинемся же в воды истории! Честное слово, очень интересно! А уж особенно - тем людям, которые живут в Анапе, ежедневно ходят по улицам старого центра и, наверное, не часто задумываются о том, что под их ногами – улицы понтийской Горгиппии.
Как оказались греки на черноморском побережье? Откуда они прибыли?
Все, даже мало-мальски образованные люди знают мифы Древней Греции, по крайней мере, слышали о них. Например, миф об отважных аргонавтах - греческих героях, совершавших на корабле «Арго» поход в Колхиду (современная Грузия) за золотым руном. Или миф об Ифигении - дочери царя Агамемнона, которую он должен был принести в жертву богине Артемиде, а богиня, заменив Ифигению на алтаре ланью, унесла царевну в Тавриду (современный Крым). Или легенды о блужданиях Одиссея, царя острова Итака, в мрачной стране киммерийцев – древнейших обитателей Северного Причерноморья...
Все эти сказания и мифы возникли в тот удивительный период греческой истории, когда Чёрное море для эллинов было чем-то далёким, загадочным, суровым и опасным. Ведь сначала древние эллины называли его Понтом Аксинским, т.е. Негостеприимным морем. Лишь гораздо позже, поселившись на его берегах, переименовали море в Понт Эвксинский – Гостеприимное море.
Первые греческие колонии появились на черноморском побережье в самом конце VII – начале VI вв. до н.э. Особенно много поселений возникло на берегах Боспора Киммерийского (современный Керченский пролив), они разделились на азиатскую часть (территория Таманского полуострова) и европейскую часть (территория Керченского полуострова). Колонии создавали выходцы из Малой Азии – из города Милета. Хотя, скорее всего, Милет являлся как бы организатором переселения: в нём собирались люди из других городов – все те, кто надеялся найти счастье на чужбине, и вот из милетской гавани корабли с переселенцами отправлялись в далёкий путь (чтобы доплыть до обетованных понтийских берегов, надо было пройти через три моря).
Боспорское царство. А ведь когда-то его не было вовсе!
В первой четверти V в. до н.э., приблизительно в 480г до н.э., греческие полисы Боспора Киммерийского объединились под главенством Пантикапея (современная Керчь). Из самостоятельных городов-государств создалось Боспорское царство, на престоле которого менялись династии царей: сначала Археанактиды, власть которых передавалась по наследству, затем с 438г.до н.э. - Спартокиды, правящие Боспорским царством до конца II в.до.н.э.
Cын Спартока (зачинателя династии), Сатир I, впервые пытался расширить границы Боспорского царства: в азиатской части Боспора он стремился присоединить Синдику. Также Сатир начал войну с Феодосией, но умер во время её осады. Эту войну победоносно завершил его сын, Левкон I , и таким образом Боспорское царство заняло территорию всего Керченского полуострова. Затем Левкон присоединил к Боспору земли различных племён (он правил 40 лет, и за это время границы царства расширились до современного Новороссийска).
Древние географы упоминали о синдах, обитавших в районе между современным Керченским проливом и современной Анапой. Синды ко времени прихода греков были многочисленным и весьма культурным племенем. К концу V в. до н.э они даже чеканили свою монету. Все монеты племени - из серебра. У синдов был свой царь, существовали развитые торговые связи с греческими городами, и Левкону не без труда далось присоединение синдской земли к своим владениям.
Синдскую Гавань хорошо знали греческие мореходы. Город, который назывался Синдикой или Синдской Гаванью, соответствует Горгиппии. Это название связано с именем второго сына царя Сатира I - Горгиппа. Греческий писатель II в. до н.э. Полиен в своих рассказах о присоединении к Боспору cиндских земель писал о том, что царь Сатир вмешался во внутренние дела Синдики: он возвратил царскую власть синдскому царю Гекатею, выдав за него свою дочь, но приказал Гекатею взамен убить прежнюю жену Тиргитао – меотянку. Так Гекатей оказался в дурацком положении. Пожалев Тиргитао, он не убил её, а заключил в крепость под стражу. Бывшей царице удалось обмануть стражу и убежать. Она с трудом добралась до племени иксоматов, соседей скифов, где находились владения её родственников. Отца своего в живых Тиргитао не застала, и она согласилась на брак с его преемником. Собрав сородичей – меотов, она начала кровопролитную войну против Сатира и Гекатея. Не раз меоты опустошали Синдику во время набегов. Женщины не такой уж слабый пол, что подтверждает история!
Лишь после смерти Сатира его младший сын Горгипп «нашёл подход» к Тиргитао – он одарил её богатыми дарами и уговорил прекратить бессмысленную бойню. Именно с того времени Синдика прочно вошла в состав Боспорского царства. Вероятно, Горгипп стал первым наместником боспорского царя в Синдике. Была ли Горгиппия основана заново или он восстановил один из синдских городов, разрушенных во время войны с Тиргитао, и дал ему своё имя, - историкам неизвестно. Горгиппия впервые упоминается древнегреческим географом Страбоном в труде, написанном в I в. н.э., он называет Горгиппию царской столицей синдов. Материалы археологических раскопок в Анапе дают историкам основание уверенно говорить о том, что названия Синдская Гавань и Горгиппия принадлежат одному и тому же поселению, находившемуся на берегу Анапской бухты, но относятся они к разным периодам его истории. Город этот просуществовал целых восемь веков!
В IV в. до н.э. Боспорское царство переживало период наибольшего расцвета. Благодаря удобной гавани город стал крупным морским портом, через который шла торговля с греческими государствами Средиземного моря и Южного Причерноморья. Через Горгиппийский порт вывозилась значительная часть хлеба, поступавшего из районов современного Прикубанья (река Кубань называлась в те времена Гипанисом). Население города состояло из моряков, грузчиков, корабельщиков, торговцев. Вино, масло, глиняные сосуды и различные изделия греческих ремесленников наполняли трюмы кораблей, приходивших в гавани боспорских городов. Всё это боспорские купцы получали в обмен на солёную рыбу, кожу, зерно и другие сельхозпродукты.
Ведущая деятельность горгиппийцев – это земледелие и ремёсла. Особенно развито было керамическое ремесло. В Горгиппии имелись как небольшие мастерские, где их владельцы работали частным образом, так и крупные эргастерии – мастерские, в которых использовался труд рабов. В IV в. до н.э. в Горгиппии функционировал керамический эргастерий, принадлежавший самому Горгиппу. На изготовленных там черепицах ставились прямоугольные клейма с надписью «ГОР» и круглые с полным именем наместника в обрамлении венка из веток плюща. В городе были ещё металлургические и камнерезные мастерские.
Официальным языком Горгиппии был греческий (понтийский), хотя в городе при преобладании греческого населения проживали синды и представители других племён Северного Причерноморья.
В IV- начале III вв. до н.э. расцвет претерпевала и сельская округа Горгиппии. Земли, прилегавшие к городу, были покрыты пышными садами и кудрявыми виноградниками. Обработанные поля чередовались с пастбищами и лесами. Представляете, какая красота открывалась взору! Ни высоток тебе, ни гостиниц, ни машин, ни электрических столбов – чистейшая природа! И море!
Повсюду виднелись сельские усадьбы, стоявшие изолированно или группами, образуя деревни.
Однако расцвет длился недолго. Уже во второй половине III-первой половине II вв. до н.э. Горгиппия испытала экономические потрясения и денежный кризис, чем страдало и всё Боспорское царство. Историки говорят, что предположительно в это время в Прикубанье вторглись сарматские племена – это кочевники, искавшие новые пастбища, а также привлечённые богатством приморских торговых городов. Постепенно, со временем часть сарматов перешла к оседлому образу жизни и ассимилировалась с местным синдо-меотским населением. К концу II в. до н.э начинается стабилизация экономической жизни Горгиппии. В предпоследнем десятилетии века город даже начал чеканить собственную монету.
При ПерисадеV, последнем царе династии Спартокидов, напор скифов на европейскую часть Боспорского царства был так силён, что боспорская правящая верхушка решила обратиться за помощью к могущественному понтийскому царю Митридату VI Евпатору (Евпатор – значит «знатный», «благородный»). Митридат послал в Крым военную экспедицию во главе с полководцем Диофантом. Победа над скифами была одержана. Диофант прибыл на Боспор и начал переговоры с Перисадом о передаче власти Митридату. Но на Боспоре в это время вспыхнуло восстание рабов под предводительством Савмака. Восставшие убили Перисада и провозгласили царём Боспора Савмака. А через полгода на Боспор возвратился Диофант, успевший тогда убежать. Он пришёл с большой сухопутной армией, в сопровождении флота и расправился с восставшими. Царем Боспора стал Митридат VI Евпатор, честолюбивый полководец, который имел мечту жизни – победу над Римом! Митридат Евпатор, глава Понтийского царства – одна из ярких, мощных фигур древности. Жестокий, подозрительный, отличный полководец и политик. О нём ещё при жизни складывались легенды.
Второй и последний экономический подъём Горгиппии начался именно в период подчинения Боспорского царства Митридату Понтийскому. В первой четверти I в.до н.э. Горгиппия в числе главных боспорских городов – Пантикапея и Фанагории – получила право чеканить монеты. Митридат получал огромную дань с Боспора и тратил сумасшедшие средства на войны с Римом.
Последняя, третья, война длилась 10 лет и закончилась для Митридата поражением. Ему изменил его сын Махар, перейдя на сторону римлян. Митридат убил Махара. Он увеличил поборы с городов Боспора и стал набирать в армию рабов, чем вызвал недовольство торгво-рабовладельческой верхушки боспорских городов. К тому же торговые города стали страдать от морской блокады римлян.
В итоге всё закончилось восстанием боспорян: первой восстала Фанагория, за ней другие города. Началось брожение в армии Митридата. На сторону римлян переметнулся второй сын Митридата – Фарнак. И Митридат оказался в безвыходном положении. Спасаясь от взбунтовавшихся солдат, он укрылся в пантикапейском дворце, который, наверное, находился на акрополе – вершине горы (современная гора Митридат в Керчи). Не желая попасть в руки врагов, Митридат пытался отравиться, но яд не подействовал (царь в течение жизни приучал свой организм к различным ядам, боясь быть отравленным). В последний момент он приказал одному из телохранителей заколоть его мечом. Это произошло в 63г. до н.э.
Смерть Митридата отдала Боспор в руки римлян. Теперь боспорских царей стал назначать Рим. Горгиппия, выдвинувшаяся при Митридате в число важнейших городов Боспора, продолжала процветать. Но она больше не чеканила своей монеты, так как на Боспоре выпускались теперь монеты только с именами и монограммами боспорских царей.
В течение I в до н.э. - II в.н.э. город благоустраивается. На его территории появляются рыбозасолочные ванны и винодельни. Винодельческий промысел в Горгиппии в период нового экономического расцвета ставил её в один ряд в другими городами азиатской части Боспорского царства, например, Фанагорией, в экономике которых виноделие занимало важное место. Греки понтийских городов потребляли большое количество сухого вина. Наряду с виноделием жители Горгиппии занимались рыбным промыслом. Понтийская соленая рыба высоко ценилась эллинами и римлянами и считалась у них деликатесом.
В I в. н.э. в Горгиппии даже стало практиковаться вольноотпущенничество – отпускали на волю рабов, что говорит о новых явлениях в социальной жизни города. Естественно, расцветала и культура Горгиппии, подчиняясь процессу, который историки называют «варваризацией»: элементы греческой культуры тесно переплетались с элементами культуры окружавших Горгиппию варварских племён – синдов, меотов, сарматов (эллины и римляне называли другие народы варварами, отсюда и название).
У русского художника-классика XIXв. К.П.Брюллова есть потрясающая, хорошо нам известная картина «Последний день Помпеи». Испуганные, перекошенные лица людей, ищущих спасения, разрушающиеся храмы, падающие колонны… Катастрофа! Трагедия!Извержение вулкана Везувия в 79г.н.э.
Так вот события, в результате которых погибла Горгиппия, по их неожиданности и трагичности, можно сравнить с теми, что погубили Помпеи. Но сравнение проводится лишь по силе и внезапности трагедии, никакого извержения вулкана в Горгиппии не произошло. А что же было?! Отчего скончалась цветущая Горгиппия? Вы ждете ответа. Но должна вас разочаровать – никто не знает. Точно так же, как никто не знает, куда подевались жители Фанагории, когда на город пошла большая вода.
Известно лишь одно: в III в. н.э. Горгиппия сгорела в страшном пожаре! Таком страшном, что никак невозможно было его остановить, несмотря на плещущееся рядом море. Пожар возник неожиданно и распространился чрезвычайно быстро. При раскопках города археологи обнаружили приметные «доказательства» этой внезапности: десятки разрушенных домов, остатки погибшей винодельни и плиты мощёных двориков, обгорелые перекрытия, обрушившиеся на пол вместе с черепичными кровлями, гончарные печи, полные золы и углей, а в печи горшочки (словно беда застала гончара врасплох за своим делом), хранившиеся в подвалах глиняные амфоры и пифосы с вином и зерном, погребённые под упавшими кирпичами и балками… - всё говорило о том, что город совсем не ожидал подобного поворота событий.
Были предположения о нападении на Горгиппию племен готов, затем – аланов. Однако при анализе событий временные рамки не совпадают. Кто разрушил город? Или что его уничтожило? Какова причина внезапного пожара, сожравшего Горгиппию?
После своей гибели понтийская Горгиппия, к сожалению, больше не восстала из руин! Никогда!
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №222051600374